План по самообразованию Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
материал (младшая группа)
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_1.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность.
Срок работы над темой: 2022- 2023 уч. г.
Задачи:
- Формировать у дошкольников диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
- Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Прогнозируемый результат: дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия.
Актуальность: одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка.
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап – информационно-аналитический (сбор научной и учебно-методической литературы);
2 этап – составление перспективного плана работы на учебный год;
3 этап – практический;
4 этап - подведение итогов.
1 этап (сентябрь)
- Изучение методической литературы по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;
- ознакомление с материалом по теме в сети Интернет;
- обобщение материала.
2 этап (сентябрь)
-разработка консультаций, опросов, буклетов, анкетирования для родителей;
-разработка перспективного планирования работы с дошкольниками по теме «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»;
- разработка плана пополнения развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме;
- разработка дидактических игр по теме.
3 этап (октябрь – май)
Работа с детьми | Работа с родителями |
Октябрь | |
1. «Красящие вещества продуктов». Цель: ознакомление детей с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сам фрукт, его сок. 2. «Где прячутся детки?». Цель: ознакомление детей, что в каждом растении есть семена, которые помогают ему размножаться. Выделить общее в строении семян. 3. «Красящие вещества ягод». Цель: ознакомление детей с тем, что во всех ягодах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как и сама ягода, ее сок. 4. «Как листики летают по ветру». Цель: показать детям зависимость полета падающего листочка от его величины и формы; научить различать кленовые, березовые и дубовые листики, сравнивать их по цвету, величине, форме. | 1. Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Ноябрь | |
1. «Узнаем, какая вода». Цель: выявление свойств воды: она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, вода имеет вес. 2. «У воды нет вкуса и запаха». Цель: выявление, что у воды нет вкуса и запаха. 3. «Песок и глина. Сыпучесть». Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойства песка – сыпучесть. 4. «Песок и глина. Рыхлость». Цель: развитие умения сравнивать песок и глину, показать свойство песка – рыхлость. | 1. Консультация для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Декабрь | |
1. «Что в коробке?». Цель: ознакомление детей со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа). Показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы. 2. «Горячо – тепло». Цель: умение определять температурные качества веществ и предметов. 3. «Бумага: ее качества и свойства». Цель: умение узнавать вещи, сделанные из бумаги; вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит). 4. «Дерево: его качества и свойства». Цель: умение узнавать вещи, изготовленные из древесины; вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкая или шершавая; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде). | 1. Наглядная информация «Маленькими шагами в прекрасный мир!». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Январь | |
1. «Изготовление цветных льдинок». Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска. 2. «Украсим елочку». Цель: ознакомление детей с тем, что вода замерзает на холоде, замораживая предметы, которые в ней оказываются, растворяет краску. 3. «Легкий – тяжелый». Цель: показать детям, что предметы бывают легкие и тяжелые. Умение определять вес предметов и группировать предметы по весу. 4. «Горячо – холодно». Цель: умение определять температурные качества предметов и веществ. | 1. Буклет «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Февраль | |
1. «Наши помощники». Цель: ознакомление детей с органами чувств и их значением, развивать желание беречь органы чувств. 2. «Ткань: ее качества и свойства». Цель: умение узнавать вещи и ткани, определять ее качества и свойства. 3. «Нарисуем свой портрет». Цель: ознакомление детей со строением тела человека и пространственным расположением его частей. | 1. Наглядная информация «Эксперименты на кухне». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Март | |
1. «Надувание мыльных пузырей». Цель: умение пускать мыльные пузыри и ознакомление с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. 2. «Игры с воздушным шариком и соломинкой». Цель: ознакомление детей с тем, что внутри человека есть воздух. 3. «Что звучит?». Цель: умение определять предмет по издаваемому звуку. 4. «Музыка или шум?». Цель: умение определять происхождение звука, различать музыкальные и шумовые звуки. | 1. Папка-передвижка «Опыты, которые можно провести с детьми дома». 2. Индивидуальные беседы по запросу. |
Апрель | |
1. «Солнечные зайчики». Цель: умение отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков». 2. «Игры с цветными стеклышками». Цель: умение смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. 3. «Подуй на свечу». Цель: показать детям, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха. 4. «Что горит?». Цель: уточнение знаний детей о способности огня сжигать бумагу, дерево и неспособности поджечь воду, железо. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
Май | |
1. «Как очаровать червя?». Цель: ознакомление, что черви любят дождь, чувствуют вибрацию земли от дождевых капель. 2. «Проращивание луковицы в стакане с водой и без воды». Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития лука. 3. «Проращивание семян в блюдцах с водой и без воды». Цель: выделение фактора внешней среды – воды – как существенную необходимость для роста и развития семян. | 1. Индивидуальные беседы по запросу. |
4 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами.
Изучение литературы по теме:
- Дыбина О.В. «Из чего сделаны предметы».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом».
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
- Куликовская Н.В. «Детское экспериментирование».
- Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах сост. Н. В. Нищева
- Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни авт. -сост. Л. А. Королева.
- Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева.
- Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Детское экспериментирование как метод развития познавательного интереса в процессе ориентировочно-исследовательской деятельности»
Детский сад - это мой второй дом, в котором меня ждут, куда я спешу с интересными идеями, с хорошим настроением. А ведь если хочешь быть нужной и полезной детям, приходится постоянно самосоверше...
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ-ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически.Задача педагога – создат...
«Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)».
Цель: способствование развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, настойчивость, толерантность....
Самообразование «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности»
Цель работы кружка: формировать и развить познавательные интересы детей посредством опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Развивать умение обследовать предметы и явле...
Самообразование "Детское экспериментирование - один из видов познавательной деятельности"
Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, а значит, личностно-ориентирована на каждого ...
План-отчет работы по самообразованию. Тема: «Детское экспериментирование – один из видов познавательной деятельности. Младшая группа (3-4 года)»
Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и у...
Детское экспериментирование один из видов познавательной деятельности.
Одним из видов познавательной детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и у...