Методическая разработка учителя- дефектолога по теме «Формирование графо- моторных навыков у детей с умственной отсталостью»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Александрова Ирина Александровна

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.

Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые ещё до 1990-х не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichskaya_razrabotka.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя- дефектолога по теме

«Формирование графо- моторных навыков у детей с умственной отсталостью»

 

 

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями является наиболее важным направлением коррекционной педагогики.

Среди различных категорий детей с ОВЗ особое место занимают дети с выраженными нарушениями умственного развития, которые ещё до 1990-х не включались в специально организованную образовательно-развивающую среду.

В настоящее время дети с умеренной умственной отсталостью обучаются по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умственной отсталостью (ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), по 2 варианту (СИПР).

Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических познавательных процессов, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство ритма.

Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Для детей с умеренной степенью умственной отсталости овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Чаще всего это оказывается недоступным для них. Тем не менее, некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Прежде, чем дети начнут осваивать доступные навыки письменной речи, они должны овладеть графическими навыками.

Формирование графо-моторных навыков и правильное развитие мелкой моторики у ребенка с нарушением интеллекта невозможно без систематической коррекционной работы.

Проблемой изучения мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью занимались Вайзман Н.П., Головина Т.Н., Екжанова Е.А., Павлов И.П., Сухарева Г.Е. и другие. Некоторые из них (Кольцова М.М., Озерецкий Н.И.) отмечают, что нарушения интеллекта у младших школьников сочетается с аномальным развитием двигательной сферы и несформированностью пальцевого праксиса.

Развитие графо-моторных навыков предполагает коррекцию элементарных моторных способностей, которыми дети с умеренной степенью умственной отсталости самостоятельно овладеть не могут. Необходимо исправлять неправильно сформированные двигательные образы, формировать произвольность и целенаправленность движений, развивать некоторые основные двигательные качества.

Данная категория детей часто оказывается не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Именно поэтому необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.

 

Для своих занятий я использую следующие игры и упражнения:

Массаж или самомассаж рук:

Очень эффективный способ развития мелкой моторики. Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.

- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;

- упражнение с мячом-ёжиком;

- упражнения с прищепками;

- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;

- поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений.

Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:

- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;

- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;

- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

- «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.;

- Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;

- «Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);

- «Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;

- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;

- «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;

- имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.

Упражнения с предметами:

- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;

- перебирание бус или четок;

- завязывание и развязывание узлов;

- плетение косичек, завязывание бантов;

- стирание ластиком нарисованных предметов;

- всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;

- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;

- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

- наматывание ниток, ленточек на катушки;

- составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;

- составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);

- нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;

- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;

- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;

- доставание бусин ложкой из стакана;

- складывание мелких деталей в узкий цилиндр;

- работа со шнуровкой.

Упражнения с разнофактурными наполнителями:

- поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;

- рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;

- «сухой бассейн» из фасоли и гороха;

- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;

- сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);

- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;

- «волшебный мешочек»;

- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;

- выкладывание цифр, букв, фигурок животных.

Графическая работа с рисунком:

- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;

- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;

- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;

- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;

- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;

- рисование по опорным точкам;

- дорисовывание изображений;

- простейшее рисование по клеткам;

- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики.);

- письмо элементов букв.

 

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем-дефектологом. Содержание коррекционных занятий планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

Во время занятий использую игровые моменты, участие игровых персонажей, которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности и положительно влияют на ход проведения занятия.

Перечисленные выше задания, игры и упражнения не только развивают графо-моторные навыки детей, но и способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.

 

                 Учитель-дефектолог    Александрова И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы учителя-дефектолога по теме "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий"

Обобщенный опыт работы по методической теме: "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий...

Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и РАС.

Пример заключения учителя-дефектолога по результатам первичной диагностики ребенка дошкольного возраста (5 лет) с умеренной умственной отсталостью и РАС....

Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на занятиях учителя-дефектолога

Письмо - один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятель...

Инновационная методическая разработка по развитию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с приложениями....

Выступление на педагогическом совете с докладом на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»

Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социализации, адаптации в обществе и умений достойно жить в нем. Успех интеграции в зн...

Доклад на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»

Доклад на тему: «Формирование социально-средовых и бытовых навыков у детей с умственной отсталостью»...