Духовно-нравственное воспитание в старшей группе
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки. Развивать память, произвольное внимания, речь, умение делать простые умозаключения и выводы. Воспитывать стремление совершать добрые поступки, умение сопереживать, быть внимательным к окружающим, проявлять заботу и тд

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_p_duh-nrav._starshaya.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование бесед                                                                                        по духовно-нравственному воспитанию

В старшей группе.

Дата

Тема

Цели, задачи

Формы работы

Сентябрь

1.

Понятия добра и зла в современном мире.

Формировать умение различать и правильно оценивать добрые и злые поступки. Развивать память, произвольное внимания, речь, умение делать простые умозаключения и выводы. Воспитывать стремление совершать добрые поступки, умение сопереживать, быть внимательным к окружающим, проявлять заботу.

Анализ рисунков добрых героев.

Как отличить доброго человека от злого

Как проявляли любовь к другим Мальвина, Дюймовочка, Золушка, Белоснежка,

Герда, Дядя Федор и др.

2.

Окружающий мир и человек

Дать понятие о многообразии природы, о том, что человек – часть ее; Показать связь живой и неживой природы; Заложить фундамент экологической культуры;

Дать понятие рационального природопользования; дать   понятие того, что здоровье окружающих, состояние природы – забота каждого отдельного человека.

Нравится ли вам окружающий мир?

Расскажите:

-о своей деревне /даче;

-о море;

-о солнышке;

-Кто видел радугу;

-Красив ли наш мир?

Стихотворение Е. Королевой «Вот – Земля, наш общий дом»

Рисование: (коллаж) «Красивый мир»

Октябрь

3.

Великолепие природы

Показать красоту и величие русской природы; воспитывать любовь к прекрасному; воспитывать стремление к духовно-нравственному совершенствованию.

Смена дня и ночи

Времена года

Рассказ К. Ушинского «Четыре времени года»

Рассказ адмирала А. Шишкова «Будь доволен всем»

Рисование: (коллаж) «Золотая осень»

4.

Чудесные цветы и другие растения в окружающем мире

Расширить начальные знания о природном мире (на примере мира цветов);
знания об условиях необходимых для роста и развития растений;
Закрепить представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой. Содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.
создавать условия для:
— развития бережного отношения к природе.

Полезные растения и сорняки. Надо ли сердиться на крапиву.

Как вы умеете позаботиться о своих домашних растениях

Назовите свой любимый цветок. Расскажите о нем, какой он

Песня Е. Королевой «Как хороша земля»

Сказка Е. Орловой «Чудесное зернышко»

Рисование: Рисунок по мотивам сказки «Чудесное зернышко»

Ноябрь

5.

Человек и его поступки

Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Продолжать формировать у детей мотивации на совершение добрых поступков, которые могут порадовать близких людей.

Рассказ по Э.Т.А.Гофману «Наследство»

Стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей»

Рассказ Эдуарда Шима «Брат и младшая сестра»

Непослушание

«Дай сделать самому…»

Рисование: рисование «Мои добрые поступки»

6.

Уважение старших

Продолжать формировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими.

 Дать детям понятие об уважительном отношении к старшим, помогать быть внимательным, уступать место, проявлять вежливость по отношению к старшим.

Развивать умение детей анализировать поступки людей из художественных произведений и свои собственные, знать, как надо поступать в том или ином случае.

Воспитывать любовь, заботу, уважение к старшим.

Рассказ Я. Богатенько «Наташин карась»

Капризы огорчают родителей

Рассказ Е. Королевой «Про Ваню»

Рассказ Б. Гонаго «Капризка»

Декабрь

7.

Заботливые дети

Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками.                                 Обобщить знания детей о заботе.                                             Формировать активное проявление чувства любви и уважения к родным и близким.             Способствовать развитию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.                                         Развивать умение формировать свои мысли.

Стихотворение Благининой «Мама спит»

Сказка «Про Дашу и Машу»

Рассказ В. Осеевой «Печенье»

8

Помогай другим

усвоить названия членов семьи: мама, папа, бабушка, дедушка

научиться различать по характерным признакам членов семьи

овладеть навыками выделения характерных признаков членов семьи по внешнему виду, голосу

учить анализировать своё поведение и находить правильное, решение в сложившейся ситуации, опираясь на духовные принципы;

Помогай другим

Стихотворение Воронковой «Мальчик Помогай»

Сказка Королевой «Про светлячка»

Сказка Королевой «Белая лиса»

Январь

9

«Землю красит солнце, а человека – труд»

Учить называть профессии людей, их действия и результаты труда; расширять представления детей о профессиях; развивать внимание, любознательность, память;
 упражнять детей определять профессии при отгадывании загадок; развивать умение высказывать своё отношение к труду посредством устного народного творчества, умение объяснить пословицу и поговорку; воспитывать уважение к людям разных профессий.

«Землю красит солнце, а человека – труд»

Рассказ К. Ушинского «Дети в роще»

стихотворение Благининой «Я, как мама не люблю в доме беспорядка»

Делу – время, потехе – час.

Потеха – делу помеха.

10.

Умей поделиться, не жадничай

формировать у детей нравственные качества, доброжелательность, щедрость, умение оценивать свои поступки и других; понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо; расширять знания детей, используя загадки, пословицы, а также иллюстративный материал;

вызвать у учащихся желание вырабатывать в своем характере положительные качества, помогающие строить доброжелательные отношения со своими сверстниками и взрослыми.

Умей поделиться, не жадничай

Рассказ Б. Гонаго «Дружба до первого дождя»

Стихотворение В. Благининой «Заводной лягушонок»

Сказка Королевой «Про медвежонка Мишуню»

Лепка: лепим из пластилина ягоды и грибы для Мишуни.

Февраль

11

Хорошо ли быть хвастунишкой

Пробудить интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, обобщить и закрепить представления детей о скромности и хвастливости.            Учить аргументированно высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Хорошо ли быть хвастунишкой

Сказка Королевой «Про шапку и башмаки»

Сказка Королевой «Про паучка»

Сказка Королевой «Про чайник»

Сказка Королевой «Про петуха»

Задание: найти в другом что-то доброе и сказать ему: «Ты мне нравишься, ты умеешь

поделиться (или уступить, или просить, или помочь и т. д.)»

12

Не считай себя лучше других

воспитание гуманистической направленности поведения, социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности.

Предоставить возможность детям определить правила дружеского общения.

 Способствовать обогащению опыта сотрудничества, развитию дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.         

 Вызвать эмоциональный отклик и желание решать личностные задачи при взаимодействии с окружающими.

Не считай себя лучше других

Притча Л.Н. Толстого «Павлин»

Сказка Е. Королевой «Про садовника и его сад»

Задание:

1. Лепка розы из пластилина (коллективная работа)

2. Найти в другом что-то доброе и сказать ему: «Ты лучше меня, ты умеешь

поделиться… (или уступить, или просить, или помочь и т. д.)

Март

13

Умей договориться, не обижай других

Содействие развитию у детей умения предотвращать  ссоры и находить пути решения  конфликтных  ситуаций в процессе обсуждения проблемной ситуации.                                               Развивать умение детей эмоционально воспринимать видеоматериал и понимать его содержание и идею.        Формировать у детей способность находить положительные решения в конфликтных ситуациях. Развивать диалогическую речь, умение договариваться со сверстниками.

Умей договориться, не обижай других

Стихотворение С. Михалкова «Два барана»

Рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»

Зла не делай никому.

Рассказ А. Шишкова «Маленький птицелов»

Рисование: нарисовать птичку в клетке

14

Научись говорить доброе слово

Развивать нравственные представления посредством расширения и углубления знаний детей о «добрых словах».       Углублять представление детей о доброте как о ценном качестве человека. Пополнить, расширить, активизировать словарный запас по теме «Добрые слова». Развивать диалогическую речь на основе общения с педагогом в процессе работы.

Научись говорить доброе слово

Словом, можно утешить, а можно обидеть

Рассказ Б. Гонаго «Новенькая»

Рассказ Сухомлинского «Доброе слово»

Задание: Сказать добрые, ласковые слова утешения грустному человеку.

Апрель

15

Полюби всегда говорить правду

Уточнить представления детей о честности и правдивости, формировать правильное представление об этих качествах. Подвести к правильной оценке поступков литературных героев, учить отвечать за свои поступки, способствовать приобретению этих нравственных качеств.

Воспитывать чувство ответственности, сопереживания, сочувствия, доброту.

Все тайное становится явным

Рассказ В. Осеевой «Что легче».

Рассказ Б. Гонаго «Сам себя лишил подарка»

Не бери ничего без спроса

Рассказ К. Ушинского «Брат и сестра»

Рассказ Г. Дьяченко «Пятачок»

16

Умей прощать обидчиков

Расширять понятия о «прощении» и бесконфликтном общении.

 Развивать способность понимать окружающих и умение прощать.

 Воспитывать великодушие, терпение в общении с другими людьми.

Умей прощать обидчиков

Учимся ответственно относиться к своим словам и поступкам.

Дружбу помни, а зло забывай.

Рассказ Б. Гонаго «Спасенный из огня»

Май

17

Умей быть благодарным

учить употреблять различные средства выражения благодарности;

 учить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения благодарности.

 Развивающие: развивать речь детей, мышление, пополнять словарный запас.

 Воспитательные: воспитывать культуру общения и речи.

Умей быть благодарным

Сказка Королевой «Про трамвай»

Благодарить - благо дарить.

18

Герои Великой Отечественной Войны

Познакомить дошкольников с героизмом и мужеством детей-героев в годы Великой Отечественной войны.

Развивать речь, мышление, активизировать словарь.

 Продолжать обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к родине.

Герои Великой Отечественной Войны

Подвиг Александра Матросова

Чудеса на дорогах войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»

Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...

Беседа по духовно-нравственному развитию детей в старшей группе

Воспитание нравственных чувств и этического сознания....

Конспект НОД по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы «Впустите в сердце доброту»

Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки....

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей группе на тему: «Как научиться уважать старших» с использованием ИКТ.

Республиканский конкурс педагогического мастерства«Урок нравственности» Конспекторганизованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию в старшей ...

Конспект ООД по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы «Впустите в сердце доброту».

Цель:Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки....

Конспект ООД по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы «Впустите в сердце доброту».

Цель:Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы «Впустите в сердце доброту».

Цель:Создать условия для формирования у детей представления о доброте, как важном качестве человека. Развивать умение отличать плохое от хорошего; поощрять стремление детей совершать добрые поступки.З...