План работы по самообразованию
материал

Россова Любовь Юрьевна

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx39.44 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №136»

                                     

План работы по самообразованию по теме:

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры».

                                                     





                                                                                                                          Воспитатели:

                                                                                                                         

                                                                                                                          Цыновкина Ю. С.

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Формы работы с детьми:

  • совместная работа с детьми;
  • индивидуальная работа;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

  • массаж кистей рук;
  • пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
  • изготовление дидактических игр, шнуровок;
  • лепка из пластилина;
  • игры с кубиками, конструкторами;
  • рисование с использованием шаблонов, трафаретов;
  • пальчиковый театр.

Игры:

  • «Геометрические вкладыши»;
  • «Крупная и мелкая мозаика»
  • «Пирамидка»;
  • «Игры в сухом бассейне для рук»;
  • «Узнай что в мешочке?»;
  • «Разрезные картинки»;
  • «Строим из Лего»;
  • «Пазлы деревянные и картонные»;
  • «Шнуровка»,
  • «Прищепки»;

Этапы проработки материала:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-ВекГод: 2007

  • Ткаченко Т. А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.

  • Османова Г. А. НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008

  • Османова Г. А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику

  • Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.

  • Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

  • Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

  • Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

  • Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Изучение передового педагогического опыта

2 ЭТАП — внедрение в практику.

В  работе по данному направлению применяется накопленный опыт современных педагогов, и используются основные принципы:

  • Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
  • Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
  • Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

3 ЭТАП — диагностика, представление опыта работы по теме.

Форма отчетности:

  • консультация для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
  • составление картотеку пальчиковых игр и гимнастик.

Предполагаемый результат:

У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Актуальность

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

         Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

1 ЭТАП - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Сентябрь
2023

Тимофеева, Е. Ю., Чернова, Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб.: КОРОНА-Век Год: 2007

Октябрь
2023

ТКАЧЕНКО, Т. А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М.: ЭКСМО, 2007.

Ноябрь
2023

Османова, Г. А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ : КАРО :2008

Османова, Г. А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику.

Декабрь
2023

Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речи - Эксмо, 2011 г.

Январь
2024

Строгонова, И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

Февраль
2024

Ермакова,  И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Март
2024

Ермакова, И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Апрель
2024

Пименова, Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Май
2024

2 ЭТАП - внедрение в практику.

Изучение передового педагогического опыта

Сентябрь
2023

В течение года.

В течение года ежедневно.

Проведение диагностического исследования (первичное).

Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций.

Самомассаж ( по книге Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ)

 Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.)

Обогащение развивающей среды.

Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения.

Октябрь
2023

Д/и.: «Прищепки»

Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

Д/и. : «Шнуровка».

Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

Развитие мелкой моторики рук.  Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения

Ноябрь
2023

 

 

Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике.

Анализ анкетирования.

Д/и с сыпучими материалами ( «сухой бассейн» , ищем игрушку, рисуем на крупе)

Создание разнообразного «Пальчикового театра»

Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»

«Деревья» «Корни»

Цель: Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал.

Цель: Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. Развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики

Декабрь
2023

Д\и : «Массажный мячик»

Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Заучивание пальчиковых игр: «Новогодние игрушки», «Снежок», «Дедушка Мороз».

 

Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений.

Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук.

Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Январь
2024

Консультация для родителей  «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками»

Настольная игра «Мозаика»

Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом»

Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам.

Февраль
2024

Создание пособия «тактильные дощечки»

"Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина»

Цель: Развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей.

Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

Цель: Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Март
2024

Семинар – практикум на тему:

«Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

"Пальчиковые шаги"

Создание пособия для игры (Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики).

Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто», «компот».

Выставка для родителей и педагогов дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников.

Цель: Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук.

Цель:Развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Апрель
2024

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»;

Сказка «Ёжик»   (упражнение с шариком массажёром).

Д/и - «Чудесный мешочек» определи игрушки на ощупь

Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», «Рыбка».

Выставка для родителей и педагогов дидактических игр  и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников.

Цель: Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Цель: Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Активизировать движения пальцев рук

Май
2024

3 ЭТАП - диагностика, представление опыта работы по теме.

Д/и «С крышками»

Создание пособия для игры с крышками от бутылок

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей..

Цель: Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение

Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Проведение контрольного диагностического исследования.

Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушение речи, по развитию мелкой моторики, увеличился объём и темп движения пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.

Выводы: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План работы по самообразованию воспитателя по теме: «Использование в работе блоков Дьениша с детьми подготовительной к школе группы»

материал будет полезен для воспитателей  подготовительной к школе группы коррекционных груп воспитания и обучения...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...