Использование художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая, подготовительная группа)
Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».
Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Содержимое публикации
«Использование художественной литературы в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста».
«Воспитывать человека - значит определять судьбу нации»
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Главной задачей в наше время является духовно-нравственное воспитание детей. От того как мы воспитаем дошкольников в нравственном отношении зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Давно признано огромное значение литературных произведений для воспитания и образования дошкольников. Эти произведения несут в себе большой потенциал положительных и нравственных поучений. Дети легко усваиваютидейную направленность: добро побеждает зло. В педагогической практике можно использовать как народные или известные авторские (Г.Х.Андерсона, К.Луиса, Ш.Перро и др.), так и специально сочиненные сказки. Народные и авторские сказки, потешки, поговорки, пословицы, рассказы воспитывают ребёнка в традициях своего народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни.
Как приобщить ребёнка к книге и как реализоватьеё нравственный потенциал?
Целью реализации богатейших воспитательных возможностей художественной литературы используем разные методы:
Наглядный: чтения педагогом рассказов, наблюдений, показа сказок (педагогом, детьми),
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов, проведения дидактических игр,
экскурсий по городу, целевых прогулок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: чтения литературных произведений воспитателем; бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; разбора житейских ситуаций; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность; провести игры, оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности;
организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Для усвоения детьми не только содержание литературного произведения, но и нормы поведения его использовали: как материал игры, инсценировки, рисования, лепки, формирования умений и навыков основных движений. Художественные произведения включаем в процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей. Используем такие приёмы, как подбор близких по содержанию художественных произведений, иногда ведём беседы сразу по двум произведениям для формирования у детей сравнения поступков героев.
Один из приёмов работы - это постановка вопросов с нравственной направленностью. Читая детям художественные произведения, стремимся показать слушателям, в чем главные жизненные ценности. Знакомя детей со сказкой «Лиса и журавль» подводим детей к размышлению, что такое хитрость и жадность, каким нужно быть, чтобы тебя любили, ждали в гости, радовались твоему приходу. Проанализировали художественную литературу, выделили произведения направленные на воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников.
Проблема:
Трусость - Э.Успенский «Академик Иванов»,С.Маршак «Чего боялся Петя», О.Григорьев «Дрожащие стихи».
Жадность - Венгерская сказка «Два жадных медвежонка», Народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Я.Аким «Жадина».
Привычка брать без разрешения - Л.Толстой «Косточка», Н.Носов «Огурцы», С.Михалков «Находка».
Хитрость - хакасская народная сказка «Лягушка и журавль», русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», Н.Носов «На горке», В.Драгунский «Он живой и светится», румынская сказка «Сапожки борзой собаки».
Трудолюбие и лень, грубость, капризы – С.Маршак «Двенадцать месяцев», В.Губарев «Королевство кривых зеркал», Б.Заходер «Серая звёздочка», В.Осеева «Волшебное слово», Г.Остер «Вредные советы», В.Драгунский «Хитрый способ», Э.Успенский «Если бы я был девчонкой», «про Сидорова Вову», Мексиканская сказка «Вежливый кролик», А.Барто «Вовка – добрая душа», В.А. Сухомлинский «Каждый человек должен», В. Осеева «Своими руками», В. Мусатов «Как хлеб на стол пришел», В. Осеева «Сыновья», П. Поляков «О трудолюбии», И. Рутенин «Три сестрицы».
Агрессивность - Э.Мошковская «Человек бесчеловечный», Е.Пермяк «Самое страшное», Е.Серова «Нехорошая история».
Жестокость - Х.К.Андерсен «Гадкий утёнок», Р.Погодин «Жаба», Н.Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка», русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», В.Солоухин «Бишка», Ф.М. Достоевский «Дорогая копеечка», З. Тонелиус «Три ржаных колоска», Е. Кошевая «Мой сын», И. Рутенин «Премудрый царь», «Два дара» (народная сказка).
Эгоизм - Е.Пермяк «Сила не право», Д.Лукич «Четыре девочки», Л.Толстой «Птичка», Уолтер «Мальчик - звезда», В.Осеева «Печенье».
Непослушание - К.Ушинский «Умей обождать», М.Горький «Воробьишко».
Правда и ложь - Н.Носов «Карасик», «Фантазёры», В.Осеева «Почему», В.А. Сухомлинский «Даже цветы покраснели от стыда», «Как мальчики съели мед», «Почему Сереже стало стыдно», «Я больше не буду».
Художественные произведения помогли нам с детьми установить тесный эмоциональный контакт, доверительные, доброжелательные отношения через ласковое обращения, которые в них содержаться. Благодаря целенаправленному использованию художественной литературы в духовно-нравственном воспитании детей, мы с каждым годом убеждаемся, что наши дети становятся добрее, более участливы друг к другу, контролируют свои поступки, приобретают нравственные качества. Дети научилисьсопереживать с героями художественных произведений, они начинают замечать настроение близких и окружающихих людей. У них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это и есть основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Список литературы
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Комарова Т.С. «Художественная культура с детьми 5-7 лет»
Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребёнок и книга: Пособие для воспитателя детского сада \ СПб.: Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.
Гербова В.В., Ильчук Н.П. Хрестоматия для дошкольников 4-5лет. Пособие для воспитателей детского сада и родителей \ М.,АСТ,1998.
Гербова В.В. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей \ сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство ОНИКС, 2007.
Жуковская Р.И., Пеньевская. О.А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М., 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.
Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....
Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...
Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
В сообщении описывается работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...