Самообразование по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
рабочая программа (старшая группа)
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2024.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование 2024-2025гг. по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Зная возрастные особенности детей я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными и авторскими сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребёнка; близка его мышлению, представлению.
С помощью сказки мы воспитываем у детей:
· Волю — сложное и многогранное качество личности.
· Веру в себя — умение противостоять неудачам.
· Смелость — самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях.
· Трудолюбие — нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду.
· Настойчивость — терпение и выдержку при достижении цели.
· Обязательность — умение держать слово.
· Оптимизм — веру в успех, увлечённость, душевный подъем.
· Целеустремлённость — умение определять цель и настойчиво добиваться её достижения.
· Доброту и честность.
Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.
С помощью сказки мы развиваем у ребёнка:
· умение слушать;
· умение познавать;
· умение сравнивать, сопоставлять;
· умение мыслить словами;
· связную речь;
· интерес к учебе;
· мышление;
· внимание;
· память;
· воображение;
· мимику лица и жесты;
· эстетические чувства;
· чувство юмор
Цель:
Создание условий для развития и формирования нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).
Задачи:
Развивать способность детей различать добро и зло, хорошее от плохого и в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку своему поведения и поведению других.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особенную роль в воспитании сегодняшнего и завтрашнего человека.
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми норм нравственно-духовного воспитания, открытость их к доброму, позитивное отношение детей к окружающему миру, к другим людям и к самому себе;
Понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, почитание родителей и взрослых;
Знание определенных сказочных сюжетов, составляющих духовный опыт человечества;
Формировать представление о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
Виды сказок:
1. Дидактические (в форме учебного задания)
2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, лежат на коврике и мечтают-воображают («колдуют»).
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации ,ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребёнка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даём возможность побыть ребёнку наедине с самим собой и подумать. («Как Сергей научился жалеть», «Седой волосок» В. Сухомлинский).
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки).
· Народные (с идеями добра и зла, терпения, стремления к лучшему);
· Сказки о животных;
· Бытовые сказки;
· Волшебные сказки.
Для того, чтобы детям было интересно использую метод фантазирования и приёмы:
· Нахождение ласковых, сказочных, красивых, грустных слов в сказке;
· Придумывание разных слов (длинных, смешных);
· Произношение слов.
Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой
Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика-выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
Приёмы формирования восприятия сказки
Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намёком на движение. Все эти приёмы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
Следующий приём – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребёнку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.
Один из приёмов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд
дополнительных приёмов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребёнок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Широко распространённым приёмом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий приём – беседа по сказке. Это комплексный приём, часто включающий в себя целый ряд простых приёмов – словесных и наглядных.
Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Этапы работы со сказкой
• Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить своё отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Образовательный процесс можно осуществлять:
· В ходе непосредственно образовательной деятельности;
· В режимных моментах;
· В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
· При организации самостоятельной детской деятельности.
Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Этапы работы:
I этап - теоретический:
· определение темы;
· определение целей и задач;
· составление плана.
II этап - подготовительный:
· подбор народных сказок;
· подбор методической литературы, произведений В. А. Сухомлинского;
· подбор материала, пособий;
· составление перспективного плана мероприятий;
· проведение предварительной работы с родителями;
· подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
III этап - основной:
· познакомить детей с русско-народными сказками и произведениями В. А. Сухомлинского;
· формировать умения понимать главную идею произведения, оценивать поступки героев;
· обогащать и активизировать словарный запас;
· развивать связную речь;
· развивать интерес к сказкам;
· развивать творческие способности детей;
· развивать психические процессы (внимание, память, мышление, представление)
· воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества;
· воспитывать активность и самостоятельность;
· создать развивающую среду по данной теме.
IV этап - заключительный:
· Подведение итогов.
Формы и методы работы с родителями
· Консультации
· Родительские собрания
· Конкурсы
· Организация фото.
Работа с родителями:
1. Проведение родительских собраний.
2. Индивидуальных консультации и беседы с родителями.
3. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников».
4. Участие родителей в развлечениях и утренниках.
Перспективный план на 2024-2025гг.
месяц | педагог | С детьми | С родителями |
Сентябрь | Подбор и изучение методической литературы. Подбор материала необходимых для работы с детьми. Постановка целей и задач по данной теме.
| Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Беседа « Моя любимая сказка» | Консультация «Как подружить ребёнка с книгой». |
октябрь | Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, сказок,т.д.).
| «У страха глаза велики» Чтение сказки: «Волк и семеро козлят» Пересказ «Три поросенка» Дид.игра « Найди половинку» | Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, раскрасками. Консультация «Учите детей любить книгу»
|
Ноябрь | Пополнение книжного уголка русско-народными сказками . .
| Пересказ сказки детьми «Пузырь, Соломинка и Лапоть» Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Дидактическая игра: «Угадай сказку»
| Родительское собрание «Роль сказки на развитие речи детей» |
декабрь | Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию.
| Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» Чтение сказки «Кому же идти за дровами?» В.Сухомлинский. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?» Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки) «Парные картинки».
| Рекомендации для родителей: «Как выбрать полезную сказку для ребенка».
|
январь | Разработка конспектов ОД с использованием дидактических игр | ООД по сказке «Два жадных медвежонка» Моделирование сказки Чтение сказки: «Три медведя». Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку по картинке».
| Консультация для родителей «Как организовать чтение сказок в домашних условиях».
|
февраль | Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба» | Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей» -Чтение сказки «Как зайчик зимой при месяце грелся» В. Сухомлинский. Дидактические игры «Назови героя сказок». «Расскажи сказку по героям». | Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра Консультация для родителей: «Сказкотерапия, как воспитательная система, органичная внутренней среде человека».
|
март | Создание альбома «Волшебный мир сказок». Оформить карточки схемы и картинки для разучивания русско-народных сказок.
| Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». Чтение сказки «Федорино горе» К.Чуковского Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». .Дидактичекие игры «Чья песенка?», «Отгадай-ка»,
| Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки». Приобрести в группу раскраски по народным сказкам. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
|
Апрель | Организовать вечер сказок.
| «Заяц-хваста»
К. Чуковский «Муха-цокотуха» Мини викторина по сказкам « В гостях у сказки»
| В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения» |
май | Самоанализ плана по самообразованию.
| Драматизация сказки «Смоляной бычок». | Презентация « Какая прелесть эти сказки» |
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:
Используемая литература
В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
Сборник научно – методических статей. Орёл 2015 г. Под редакцией О. В Бережнова
Ильин И.: «Духовный мир сказки».
Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"
Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"...
Самообразование по теме: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников» в старшей группе
Тема: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников». Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного раз...
Отчет по самообразованию педагога Тема: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания и расширения словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста»
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучен...
План самообразования по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
План самообразования....
Отчет по самообразованию на тему "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Отчет о проделаной работе по самообразованию воспитателя на тему "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников". Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна...
План по самообразованию по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфиль...
Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» во второй младшей группе.
Перспективный план работы по развитию детей второй младшей группы в соответствии содержанием образовательного процесса группы основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...