Самообразование по теме: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников» в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Галковская Галина Михайловна

Тема: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников».

     Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

      Сказку можно слушать много раз, запоминая и уточняя ее содержание. Ее можно разыгрывать с куклами, драматизировать, рисовать. Трансформация сказки – один из интереснейших творческих видов деятельности для дошкольника. Нет ограничений, правил. Иллюстрирование сказок – еще один ценный компонент творчества старшего дошкольника, связанного с развитием воображения, памяти, изобразительных умений.

     Нравственность – личная форма эстетического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро.

     Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, и нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

     Общее понятие духовно- нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно- нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность

     В современном мире ребенок развивается окруженный множеством разнообразных, источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

     Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно в этом возрасте идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.

     Для решения данной проблемы я решила продолжить свою работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказка вполне близка его мышлению, представлению. 

Цель:   выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

Для достижения цели определила, следующие задачи:

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (К.Д.Ушинский и т.д.);
  2. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало;
  3.  Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
  4. Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план по самообразованию по теме:

 

«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»

2017 – 2018гг

 

Месяц

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Изучение методической литературы.

 

Подбор и изучение литературы по теме: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания»

 

 

Изготовление атрибутов к играм-драматизациям

 

Подбор материала для детей.

Октябрь

НОД «Что такое сказка».

 

 

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

 

ноябрь

Экскурсия «Русская изба».

 

 Закрепить знание детей о русской избе.

 

 

 

Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка».

НОД «Сивка-бурка».

 

Драматизация сказок

 

декабрь

Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка»

НОД «Снегурочка»

Изготовление открыток к празднику

январь

Развлечение: «Колядки».

Изготовление масок.

Февраль

Драматизация сказки: «Волк и семеро козлят».

 

 

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации).

Дидактическая игра: «Угадай сказку».

 

 

 

март

Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок.

Чтение и обсуждение сказки «Мужик и медведь», «Вареный топор».

Автор К.Д.Ушинский

 -воспринимать образное со­держание сказки;

-выделять в тексте образные выражения.

- закреплять знание жанро­вых особенностей сказки.

 

 

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото).

 

 Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки.

апрель

Театрализованные представления

 

Побуждать детей к творческой самореализации.

 

Викторина

 

 

Вспомнить прочитанные произведения. Развивать умение высказать свое мнение. Активизировать память, речь. Вызвать положительные эмоции. 

 

Продолжать знакомить с русскими народными сказками.

 

 

 

Формировать представление о любви к родине, воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.

май

Самоанализ плана по самообразованию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями

Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».

Сентябрь

Сбор экспонатов для организации мини - музея "в гостях у сказки".

Октябрь

 

Консультация: «Почитай мне сказку, мама».

 

Ноябрь

 

Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

Декабрь

 

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

Январь

 

Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка».

Февраль

 

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

Март

конкурс «Сочини сказку»

Викторина сказок

Апрель

Май

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_samootsenka.docx17.01 КБ
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о проделанной работе воспитателя старшей группы № 2

за учебный год 2017-2018 год.

Тема: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников».

     Для решения данной проблемы я решила продолжить свою работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказка вполне близка его мышлению, представлению.  

Цель:   выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (К.Д.Ушинский и т.д.);

Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало;

 Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;

Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.

      Старший дошкольный возраст - важный этап. На этой ступени возраста  формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.  

      При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу: сказки и рассказы К.Д. Ушинского: «Пчелы и мухи», «Медведь и бревно», «Ворон и сорока».Ильин И.: «Духовный мир сказки», Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии», Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г., а также интернет ресурсы.

     Таким образом после изучения литературы и для решения поставленных задач в своей группе дополнила образовательную среду.

   Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств  я планировала добиться следующих результатов:

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, и сверстниками;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

     А так же разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Так же была разработана внеплановая работа с детьми. Я решила познакомить своих детей с Коко Шанель, так как в детском саду проводился конкурс «Северяночка». Нужно было среди девочек выбрать самую креативную, стильную и модную.

    Перспективы на будущее, продолжать  работать над этой темой.  В работе с родителями чаще привлекать к жизни в нашей группе. Продолжать учить обыгрывать знакомые сказки.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему:

 «Пересказ русской народной сказки

«Снегурочка»

С. Яр - Сале

2017

Цель: Знакомство детей с картиной русского художника В.М. Васнецова «Снегурочка»; Учить выразительно, передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста.

Образовательные задачи: познакомить детей с картиной русского художника В. М. Васнецова «Снегурочка»; учить детей описывать картину; расширять кругозор детей; учить выразительно, передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста; упражнять в употреблении сравнительной степени прилагательных.

Развивающие задачи: развивать словесно-логическое мышление, связную речь; формировать представление о живописи, как жанре искусства; воображение.

Воспитательные задачи: вызвать интерес к сказочным персонажам; воспитывать любовь к сказкам; вызвать интерес к творчеству В.М. Васнецова; помочь детям разглядеть и понять всю красоту картины; развивать умение видеть прекрасное; воспитывать эстетическое восприятие живописи.

Предварительная работа: рассматривание картин, наблюдение за зимней природой, чтение сказки А.Н. Островского «Снегурочка».

Оборудование демонстрационное: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», фонограмма фрагмента одноименной оперы Н. Римского-Корсакова.

Ход НОД:

     Воспитатель показывает репродукцию картины В. Васнецова «Снегурочка», звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

-Эту картину написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, много раз изображавший героев сказок. Она тоже написана на сюжет русской народной сказки. Вы уже догадались, какой?

Давайте рассмотрим эту картину и постараемся увидеть всё то, что хотел показать нам художник (по вопросам):

- Опишите Снегурочку, какая она?

- Какое у нее лицо?

- Какая поза, одежда?

- Что окружает Снегурочку?

- Вам нравится картина? Почему?

    Мне она тоже понравилась. Обратите внимание: на первом плане героиня Снегурочка. Она в длинном пальто белого цвета, украшенном узорами, в светлых варежках и шапке. Фигура размещена не по центру картины, а сбоку. За спиной Снегурочки видны следы на снегу. Все это создает впечатление, что Снегурочка только что вышла навстречу зрителю и растерянно осматривает по сторонам. Как и все персонажи Васнецова, Снегурочка отражает красоту, чистоту заснеженной России. Таинственный лес, раскиданные елочки, мрачное лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Фигура Снегурочки освещена от снега. Все на картине создает впечатление волшебства и загадочности.

     Представьте, что вы в этом сказочном лесу вместе со снегурочкой. Звучит музыка, медленно падает снег, и Снегурочка вместе с вами танцует вальс. (Дети плавно двигаются под музыку.)

     Затем воспитатель предлагает вспомнить русскую народную сказку «Снегурочка», задает вопросы по содержанию, дополняя ответы детей фрагментом сказки.

Вопросы и задание:

- Вспомните, как начинается сказка? (Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей у них не было».)

- Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы? («Вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили».)

- Представьте деревню, в которой жили дед и баба. Расскажите, сколько выпало снега, как выглядели дома и все вокруг, когда дед и баба пошли лепить себе дочку? («Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса».)

- Какой получилась у стариков Снегурочка? Как она выглядела («И умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».)

- Какими словами называют красивых девушек? (Краса-девица, девица-красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.)

- Скажите, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?

- Какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она была? (Радостная, приветливая, веселая, счастливая.)

- Какая она стала летом? (Грустная, печальная, скучная.)

- Как можно об этом  сказать по-другому?

- С кем Снегурочка пошла в лес?

- Что произошло в лесу? («Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Побежала Снегурочка в свой черед за подружками, прыгнула над огнем и вдруг растаяла».)

- Во что превратилась Снегурочка? («Обратилась в белое облачко».)

- Закончите предложения:

  • Снегурочка весной была печальная, а летом стала еще … (печальнее).
  • Когда растаял снег, Снегурочка стала молчаливой, а когда расцвели цветы, она стала еще … (молчаливее).
  • Весной солнце светит ярко, а летом еще … (ярче).

Итог занятия:

Воспитатель предлагает нескольким детям пересказать сказку по частям, затем полностью, передать по ролям отрывки: как дед и баба решили вылепить себе дочку; как подружки звали Снегурочку в лес. При анализе рассказов и инсценировок обращает внимание на использование слов и выражений из текста.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"

Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"...

Отчет по самообразованию на тему "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Отчет о проделаной работе по самообразованию воспитателя на тему "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников". Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна...

План по самообразованию по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфиль...

Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» во второй младшей группе.

Перспективный план работы по развитию детей второй младшей группы в соответствии содержанием образовательного процесса группы основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...

Самообразование по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.Основой нравственности являются нравственные качеств...