Самообразование по теме: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников» в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
Тема: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников».
Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Сказку можно слушать много раз, запоминая и уточняя ее содержание. Ее можно разыгрывать с куклами, драматизировать, рисовать. Трансформация сказки – один из интереснейших творческих видов деятельности для дошкольника. Нет ограничений, правил. Иллюстрирование сказок – еще один ценный компонент творчества старшего дошкольника, связанного с развитием воображения, памяти, изобразительных умений.
Нравственность – личная форма эстетического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро.
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, и нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.
Общее понятие духовно- нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно- нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность
В современном мире ребенок развивается окруженный множеством разнообразных, источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.
Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно в этом возрасте идёт формирование и развитие нравственных качеств человека.
Для решения данной проблемы я решила продолжить свою работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказка вполне близка его мышлению, представлению.
Цель: выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (К.Д.Ушинский и т.д.);
- Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало;
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
- Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Перспективный план по самообразованию по теме:
«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»
2017 – 2018гг
Месяц | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Изучение методической литературы.
| Подбор и изучение литературы по теме: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания»
|
Изготовление атрибутов к играм-драматизациям
| Подбор материала для детей. | |
Октябрь | НОД «Что такое сказка».
| Выставка рисунков «Моя любимая сказка» |
Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. |
| |
ноябрь | Экскурсия «Русская изба».
| Закрепить знание детей о русской избе.
|
Чтение и обсуждение сказки «Сивка-бурка». НОД «Сивка-бурка».
| Драматизация сказок
| |
декабрь | Чтение и обсуждение сказки: «Снегурочка» НОД «Снегурочка» | Изготовление открыток к празднику |
январь | Развлечение: «Колядки». | Изготовление масок. |
Февраль | Драматизация сказки: «Волк и семеро козлят».
| Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры - драматизации). |
Дидактическая игра: «Угадай сказку».
|
| |
март | Дидактическая игра «Расскажи сказку» по серии картинок. Чтение и обсуждение сказки «Мужик и медведь», «Вареный топор». Автор К.Д.Ушинский | -воспринимать образное содержание сказки; -выделять в тексте образные выражения. - закреплять знание жанровых особенностей сказки.
|
| Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото).
| Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки. |
апрель | Театрализованные представления
| Побуждать детей к творческой самореализации.
|
Викторина
| Вспомнить прочитанные произведения. Развивать умение высказать свое мнение. Активизировать память, речь. Вызвать положительные эмоции.
| |
Продолжать знакомить с русскими народными сказками.
| Формировать представление о любви к родине, воспитывать, уважение к родным и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу. | |
май | Самоанализ плана по самообразованию |
|
Работа с родителями
Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой». | Сентябрь |
Сбор экспонатов для организации мини - музея "в гостях у сказки". | Октябрь
|
Консультация: «Почитай мне сказку, мама».
| Ноябрь
|
Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей», «Сказки помогут справиться с детским непослушанием». | Декабрь
|
Консультация «Сказка в жизни ребенка» | Январь
|
Выставка семейных рисунков «Моя любимая сказка». | Февраль
|
Мастер-класс по изготовлению настольного театра | Март |
конкурс «Сочини сказку» Викторина сказок | Апрель Май |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_samootsenka.docx | 17.01 КБ |
razvitie_rechi.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о проделанной работе воспитателя старшей группы № 2
за учебный год 2017-2018 год.
Тема: «Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников».
Для решения данной проблемы я решила продолжить свою работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказка вполне близка его мышлению, представлению.
Цель: выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками и авторскими (К.Д.Ушинский и т.д.);
Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало;
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей;
Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Старший дошкольный возраст - важный этап. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу: сказки и рассказы К.Д. Ушинского: «Пчелы и мухи», «Медведь и бревно», «Ворон и сорока».Ильин И.: «Духовный мир сказки», Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии», Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г., а также интернет ресурсы.
Таким образом после изучения литературы и для решения поставленных задач в своей группе дополнила образовательную среду.
Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, и сверстниками;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
А так же разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
Так же была разработана внеплановая работа с детьми. Я решила познакомить своих детей с Коко Шанель, так как в детском саду проводился конкурс «Северяночка». Нужно было среди девочек выбрать самую креативную, стильную и модную.
Перспективы на будущее, продолжать работать над этой темой. В работе с родителями чаще привлекать к жизни в нашей группе. Продолжать учить обыгрывать знакомые сказки.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему:
«Пересказ русской народной сказки
«Снегурочка»
С. Яр - Сале
2017
Цель: Знакомство детей с картиной русского художника В.М. Васнецова «Снегурочка»; Учить выразительно, передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста.
Образовательные задачи: познакомить детей с картиной русского художника В. М. Васнецова «Снегурочка»; учить детей описывать картину; расширять кругозор детей; учить выразительно, передавать содержание сказки, используя слова и выражения из текста; упражнять в употреблении сравнительной степени прилагательных.
Развивающие задачи: развивать словесно-логическое мышление, связную речь; формировать представление о живописи, как жанре искусства; воображение.
Воспитательные задачи: вызвать интерес к сказочным персонажам; воспитывать любовь к сказкам; вызвать интерес к творчеству В.М. Васнецова; помочь детям разглядеть и понять всю красоту картины; развивать умение видеть прекрасное; воспитывать эстетическое восприятие живописи.
Предварительная работа: рассматривание картин, наблюдение за зимней природой, чтение сказки А.Н. Островского «Снегурочка».
Оборудование демонстрационное: репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», фонограмма фрагмента одноименной оперы Н. Римского-Корсакова.
Ход НОД:
Воспитатель показывает репродукцию картины В. Васнецова «Снегурочка», звучит музыка Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».
-Эту картину написал замечательный русский художник Виктор Михайлович Васнецов, много раз изображавший героев сказок. Она тоже написана на сюжет русской народной сказки. Вы уже догадались, какой?
Давайте рассмотрим эту картину и постараемся увидеть всё то, что хотел показать нам художник (по вопросам):
- Опишите Снегурочку, какая она?
- Какое у нее лицо?
- Какая поза, одежда?
- Что окружает Снегурочку?
- Вам нравится картина? Почему?
Мне она тоже понравилась. Обратите внимание: на первом плане героиня Снегурочка. Она в длинном пальто белого цвета, украшенном узорами, в светлых варежках и шапке. Фигура размещена не по центру картины, а сбоку. За спиной Снегурочки видны следы на снегу. Все это создает впечатление, что Снегурочка только что вышла навстречу зрителю и растерянно осматривает по сторонам. Как и все персонажи Васнецова, Снегурочка отражает красоту, чистоту заснеженной России. Таинственный лес, раскиданные елочки, мрачное лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Фигура Снегурочки освещена от снега. Все на картине создает впечатление волшебства и загадочности.
Представьте, что вы в этом сказочном лесу вместе со снегурочкой. Звучит музыка, медленно падает снег, и Снегурочка вместе с вами танцует вальс. (Дети плавно двигаются под музыку.)
Затем воспитатель предлагает вспомнить русскую народную сказку «Снегурочка», задает вопросы по содержанию, дополняя ответы детей фрагментом сказки.
Вопросы и задание:
- Вспомните, как начинается сказка? (Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе – детей у них не было».)
- Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы? («Вышли они на огород и принялись дочку из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили».)
- Представьте деревню, в которой жили дед и баба. Расскажите, сколько выпало снега, как выглядели дома и все вокруг, когда дед и баба пошли лепить себе дочку? («Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса».)
- Какой получилась у стариков Снегурочка? Как она выглядела («И умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе».)
- Какими словами называют красивых девушек? (Краса-девица, девица-красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.)
- Скажите, почему с приходом весны Снегурочка становилась все грустнее?
- Какое настроение было у Снегурочки зимой? Какая она была? (Радостная, приветливая, веселая, счастливая.)
- Какая она стала летом? (Грустная, печальная, скучная.)
- Как можно об этом сказать по-другому?
- С кем Снегурочка пошла в лес?
- Что произошло в лесу? («Стали цветы собирать, венки плести, песни петь, хороводы водить. А как свечерело, набрали они хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать. Побежала Снегурочка в свой черед за подружками, прыгнула над огнем и вдруг растаяла».)
- Во что превратилась Снегурочка? («Обратилась в белое облачко».)
- Закончите предложения:
- Снегурочка весной была печальная, а летом стала еще … (печальнее).
- Когда растаял снег, Снегурочка стала молчаливой, а когда расцвели цветы, она стала еще … (молчаливее).
- Весной солнце светит ярко, а летом еще … (ярче).
Итог занятия:
Воспитатель предлагает нескольким детям пересказать сказку по частям, затем полностью, передать по ролям отрывки: как дед и баба решили вылепить себе дочку; как подружки звали Снегурочку в лес. При анализе рассказов и инсценировок обращает внимание на использование слов и выражений из текста.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"
Самообразование на тему "Сказка, как средство духовно – нравственного воспитания старших дошкольников"...
План самообразования по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
План самообразования....
Отчет по самообразованию на тему "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Отчет о проделаной работе по самообразованию воспитателя на тему "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников". Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна...
План по самообразованию по теме: «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
АктуальностьВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфиль...
Перспективный план работы по самообразованию по теме: «Сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» во второй младшей группе.
Перспективный план работы по развитию детей второй младшей группы в соответствии содержанием образовательного процесса группы основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» ...
Самообразование по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
методическая разработка по развитию речи ( старший возраст)...
Самообразование по теме: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.Основой нравственности являются нравственные качеств...