Паспорт социально-значимого педагогического проекта "Наши добрые дела"
проект (подготовительная группа)

Волегжанина Алёна Геннадьевна

Данный проект способствует формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в условиях детского коллектива, а также развитию коммуникативных способностей, духовно – нравственных качеств детей и семейных ценностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_dobrye_dela_volegzhanina.docx135.52 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования, молодежной политики и спорта

Администрации Шелеховского района

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Шелеховского района «Детский сад № 4 «Журавлик»

Паспорт социально-значимого педагогического проекта

(практико-ориентированного, информационного)

«Наши добрые дела» с детьми подготовительной к школе группе и детьми группы компенсирующей направленности с нарушением опорно-двигательного аппарата

Волегжанина Алёна Геннадьевнна, воспитатель

C:\Users\Admin\Desktop\little-kid-wheelchair-play-ball-with-friend_97632-7139.jpg

г. Шелехов, 2023г.

Содержание:

        

1.        Паспорт социального проекта…..………………………………....стр. 3

2.        Пояснительная записка…………………………….……………....стр. 3

3.        Этапы реализации проекта………………….……………………..стр. 5

4.        Технологическая карта…………………………..….……………...стр. 7

5.        Список используемой литературы…….…………………………..стр. 9

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта

Наши добрые дела

Адресация проекта

Проект адресован детям и родителям подготовительной к школе группы и детям группы компенсирующей направленности с нарушением опорно-двигательного аппарата

Руководитель проекта

Волегжанина Алёна Геннадьевна

Участники проекта

Воспитатели – реализуют комплекс образовательных мероприятий;

Воспитанники подготовительной к школе группы 6-7 лет и дети группы компенсирующей направленности – активно участвуют в реализации проекта;

Родители воспитанников – оказывают активную помощь в создании дидактических пособий, выставке фотографий, костюмов для театральной постановки «Под грибом» В.Сутеева

Особенности проекта

 - По характеру создаваемого продукта – информационный, практико-ориентированный;

- по количеству участников – групповой;

- по продолжительности – краткосрочный;

- по профилю знаний – межпредметный;

 - по уровню контактов – на уровне образовательного учреждения

Проблема

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью в условиях детского коллектива является сложной социальной реальностью современной действительности.

Продукт проекта

Театрализованная постановка «Под грибом» В.Сутеева

Изготовление дидактических игр для детей с ОВЗ «Домик сказок», «Четвертый лишний»

Сроки реализации

2 недели

Пояснительная записка.

     Последнее время многие дошкольники не умеют проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому надо их учить. Тем более нужно отметить, что большинство детей и взрослых не всегда считают детей с ОВЗ равными членами детского коллектива, чаще делая акцент на отличиях, чем на интеграции их прав и возможностей. Они зачастую недостаточно информированы о людях с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют навыки общения с детьми-инвалидами, а в детском саду нет совместных мероприятий, которые помогли бы детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность, и научиться общению с ними.

Актуальность  Чтобы устранить проблемы негативного отношения к детям с ОВЗ со стороны дошкольников, необходимо создать условия, которые помогут им научиться более толерантно относиться к сверстникам, дружить с ними и помогать им. Полноценное общение будет полезно и ребенку с ОВЗ - оно позволит ему почувствовать себя частью детского коллектива, а впоследствии даже адаптироваться в сложном окружающем мире.

      А также наш проект способствует развитию коммуникативных способностей, духовно – нравственных качеств детей и семейных ценностей. Ведь дошкольный возраст является самым благоприятным для становления личности в целом. Именно в этом случае мы сможем воспитать поколение, наделенное такими социально значимыми качествами, как гуманизм, инициативность, ответственность, добродушие  и др.

Таким образом, проект способен удовлетворить интересы всех участников образовательного процесса: воспитанников, педагогов, родителей.

Цель проекта: Создание условий для развития духовно-нравственных качеств, познавательных и творческих способностей в процессе реализации проекта, организация совместной деятельности с детьми ОВЗ.

Задачи проекта

        для детей:

•        формировать позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе, стимулировать и поддерживать социально-значимую деятельность воспитанников;

•        способствовать развитию коммуникативных качеств и умение взаимодействовать с маломобильными детьми и взрослыми;

•        предоставить воспитанникам дополнительные возможности для проявления творческих способностей, их активного вовлечения в совместную деятельность;

        для родителей:

•        подготовить заготовки для создания дидактических игр «Домик сказок», «Четвертый лишний»

•        принять участие в выставке фотографий

•        принять участие в подготовке костюмов и декораций для театрализованной постановки «Под грибом» В.Сутеева.

         для педагогов:  

•        формировать познавательный интерес у дошкольников

•        расширять и систематизировать знания дошкольников о маломобильных сверстниках, о роли здоровья для каждого человека  

•        способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников;

•        создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества

•        обеспечить качество педагогического процесса путем применения современных методик и технологий

Ожидаемые результаты по проекту:

Результат-продукт

Создание дидактических игр «Домик сказок» «Четвертый лишний»

Организация фото-выставки «Добрые дела дома и в детском саду»

Оформление выставки рисунков на тему «Доброта вокруг нас»

Театральная постановка «Под грибом» В.Сутеева

Результат-эффект

Для детей: В ходе проекта у детей сформировались нравственные качества, расширился кругозор (в совместной и самостоятельной деятельности можно будет проследить, как дети взаимодействуют друг с другом, активно принимают участие в социально-значимой деятельности), развились творческих способностей дошкольников и получили удовольствие от участия в проекте.

Для педагогов: При разработке и реализации проекта педагоги повысили свою компетентность в области использования современных педагогических технологий в образовательной деятельности, реализован творческий потенциал.

Для родителей: В совместной деятельности установились партнерские отношения между родителями, педагогами и детьми; родители приобрели знания и практические навыки взаимодействия с ребенком; а также создали условия для оптимизации детско-родительских отношений.

Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта необходимо использовать следующие дидактические средства обучения и воспитания:

- печатные (книги для чтения, энциклопедии, хрестоматии- с рассказами, стихами, о дружбе, о помощи близким, слабым, животным и др.);

- аудиальные (записи на CD-дисках с музыкальными произведениями);

- аудиовизуальные (презентации и видеофильмы, мультфильмы);

- наглядные плоскостные (Сюжетные картинки о поступках детей);

- дидактические игры: словесные, с предметами, настольно-печатные. («Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Секрет», «Радио» и т.д.)

В ходе реализации проекта, который затрагивает все основные виды детской деятельности, необходимо оптимально подобрать ресурсное обеспечение.

Что касается психолого-педагогических условий, то в ходе реализации проекта необходимо использовать формы и методы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и возможностей каждого ребёнка. У детей всегда была возможность выбрать материалы, виды активности и участников совместной деятельности и общения (для продуктивной деятельности, подвижных игр, драматизации сюжетов знакомых сказок и т.д.). Всегда со стороны педагога была поддержка инициативы и самостоятельности у детей во всех видах детской деятельности.

Были подобраны в полном объеме все необходимые ресурсы: методическая, художественная, научно-популярная литература о толерантном отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); наглядный материал (презентации, видеозаписи, иллюстрации, фотографии); материал для продуктивной деятельности (пластилин, краски, кисточки, цветная бумага и т.д.); дидактические игры; атрибуты для театрализованной деятельности; выставки творческих работ и фотографий ребят и т.д. совместно с их родителями, использовались необходимые технические средства (музыкальный центр, ноутбук, проектор); материалы интернет ресурсов.

Что касается финансовых ресурсов, которые нужны были для реализации проекта, то часть дидактических игр, демонстрационного материала были сделаны из бросового материала своими руками. Часть методической литературы, хрестоматии, энциклопедии были предоставлены из книжного фонда нашего дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки. Некоторые наглядные пособия (иллюстрации с изображением проблемных ситуаций, сюжетные картины), художественная литература, а также носителей для записи (CD-дисков) было предоставлено родителями воспитанников по собственной инициативе.

Продукты проектной деятельности:

  • Дидактические игры «Домик сказок», «Четвертый лишний»
  • Фото - выставка «Добрые дела дома и в детском саду»
  • Выставка детских рисунков на тему «Доброта вокруг нас»
  • Театральная постановка «Под грибом» В.Сутеева

Этапы реализации проекта:

Этап 1 Подбор материала и  планирование проекта. Кто такие инвалиды? Чем они отличаются от нас? Как сберечь свое здоровье?

Цель: создание условий стимулирующие детей для проведения данного проекта, поиска ответов на данные вопросы.

Беседа об инвалидах и причинах инвалидности, безопасном поведении и нравственных качествах человека, подбор художественной литературы и иллюстраций, составление плана по изучению данной темы.

Методическая работа

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по теме. Подбор материала и атрибутов для игровой, познавательной деятельности. Подбор материала для продуктивной деятельности. Создание развивающей предметно-пространственной среды.  Составление плана мероприятий.

Выявление знаний (диагностирование) детей по проблеме. Чтение произведений, рассматривание иллюстраций, презентаций к ним. Прослушивание аудиозаписи и просмотр мультфильмов  видео роликов.

Участие родителей в пополнении развивающей предметно-пространственной среды (изготовление костюмов для театральной постановки, иллюстративного материала для создания дидактических пособий).

Этап 2 Практическая часть проекта.

На этом этапе перед нами стояла задачи: сформировать у детей познавательный интерес, расширить и систематизировать знания о маломобильных сверстниках; способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников; развивать коммуникативные навыки и творческое способности; обогащать  активный словарь детей и способствовать сплочению детского коллектива, развитию дружеских взаимоотношений.

В работе использовали разные приемы и методы:

  • НОД познавательного цикла
  • Решение кейсов (проблемные ситуации)
  • Беседы
  • Дидактические, словесные, подвижные игры
  • Просмотр презентаций, книг и энциклопедий
  • Посещение библиотеки и др.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Образовательная область

Содержание деятельности

Задачи

Социально – коммуникативное развитие

Беседы о добрых поступках и делах, «Что такое дружба», «Добро и зло в сказках», «Как мы можем порадовать близких?»

Сюжетно ролевые игры «Больница», «Семья».

Просмотр тематических мультфильмов «Цветик-семицветик», «Добро пожаловать»,

«Сказка про доброго носорога»,

«Как ослик счастье искал».

Развивать у детей эмоциональную отзывчивость, толерантность, навыки доброжелательного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способствовать становлению самостоятельности.

Совместные прогулки с маломобильными сверстниками

Экскурсия в детскую библиотеку «Волшебная полка»

Художествен.- эстетическое развитие

Слушание в аудиозаписи песен о доброте: «Если добрый ты» муз.М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда», «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», «Что такое доброта?» (группа «Барбарики»).

Развивать творческие способности детей, закреплять навыки коллективной работы. Развивать чувство формы и пропорций, цветового восприятия.

Содействовать развитию совместного творческого процесса по изготовлению подарка для детей с ОВЗ.

Рисование рисунков «Добрые дела вокруг нас»

Лепка «Подарок другу»

Изготовление атрибутов и декораций для театральной постановки «Под грибом» В.Сутеева

Организация творческой мастерской по изготовлению дидактических игр «Домик сказок», «Четвертый лишний»

Физическое развитие

Подвижные игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мешок добрых дел»,  «Цветок добрых дел», «Волшебное слово с мячом», «Звери на болоте».

Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту и силу.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы и беседы о прочитанном: В. Катаева «Цветик - семицветик», Е.Каргановой «Как ослик счастье искал», «Волшебное слово» В.Осеева, «Самое страшное» Е.Пермяк

Развивать связную речь. Активизировать словарный запас по тематике. Формировать умение внимательно слушать литературный текст, развивать память, мышление, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность

Чтение и заучивание мирилок, пословиц о добре

Решение кейсов «Мальчик ударил девочку», «Девочка не может ходить, но ей очень хочется играть со всеми на площадке», «Особенный мальчик попал в новый коллектив детей»

Рассматривание сюжетных картин и составление описательных и повествовательных рассказов по ним. Рассказ ребенка о добром деле, которое он совершил.

Познавательное развитие

Непосредственная образовательная деятельность: «Все мы разные, все мы равные»

Развитие любознательности и познавательной мотивации. Формировать позитивное отношение к своему «Я»; развивать чувство принадлежности к группе, толерантное поведение, а также проявлять открыто свои эмоции и чувства.

Тренинг «Пойми меня»

Беседы «Спешите делать добро», «Добрым быть полезно»

Дидактические игры:

«Оцени поступок», «Передай настроение», «Все наоборот»

Работа с родителями

1. Консультация «Воспитание у детей доброты и милосердия»

2. Помощь родителей в оформлении фото – выставки «Добрые дела дома и в детском саду»

3. Принятие участия в подготовке костюмов и декораций для театрализованной постановки «Под грибом» В.Сутеева

Вовлечь родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребёнка.

Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Этап 3. Подведение итогов проекта. Итоговая беседа «Мы все равные и каждый из нас чем - то особенный»

Показ театральной постановки «Под грибом»

и дарение подарков детям с ОВЗ

Цель: Обобщение полученных знаний в ходе проекта. Создание положительного эмоционального комфорта у детей в процессе общения друг с другом.

Приведенный проект способствует:

  • Расширить представления детей о своем здоровье и о людях с ОВЗ;
  • Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей;
  • Формированию духовно – нравственных качеств детей и семейных ценностей, навыков сотрудничества при организации совместной деятельности.

В результате реализации проекта были достигнуты планируемые результаты. Дети проявляли инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности- познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности и игре, общении,  др., активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми, активно участвовали в совместных мероприятиях. Развивались их коммуникативные способности через совместную деятельность (в беседах, драматизации, изготовление продуктов детской деятельности и др.), расширился словарный запас. Развивались дружеские взаимоотношения (в развивающих играх, решение проблемных ситуаций и др.). Данный проект помог еще больше развить толерантное отношение к сверстникам с ОВЗ.

У родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности (изготовление заготовок к дидактическим играм, фотографий, костюмов и атрибутов к постановке). А также родители проявили активное участие в проектной деятельности совместно с воспитателями. Удалось установить продуктивные партнерские отношения между родителями и педагогом в вопросах воспитания и образования детей.

Для меня как для педагога реализация данного проекта способствовала повышению профессиональной компетенции в освоении современных образовательных технологий (метод проекта, кейс технологии). Также удалось повысить уровень выстраивания партнерских отношений в вопросах работы с семьями воспитанников. Презентация итогов работы и фото отчет о реализации проекта представлена на педагогическом совете и родительском собрании.

Поэтому считаю, что данный проект может быть использован в работе любым педагогом, который может адаптировать его содержание к условиям своей образовательной организации.

Список используемой литературы

  1. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг нас», «Просвещение», Москва, 1993
  2. Волкова М. С. Деятельностно – ценностные задачи в проектной деятельности старших дошкольников/ М. С. Волкова//Педагогические технологии. -2011.-№2. – С. 58-63.
  3. Дубова М.В. «Организация проектной деятельности дошкольников», Детство – Пресс, 2008
  4. Журавлева В.Н. «Проектная деятельность старших дошкольников». Образовательное пространство ДОУ. Учитель, 2009
  5. Под ред.Васильевой М.А. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы», «Мозайка синтез, Москва, 2019
  6. Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду», «ВАКО», Москва, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт социально-значимого проекта для детей старшего возраста «Тайны космоса»

Проект для детей старшей группы детского сада на тему "Тайны Космоса".Современные дошкольники имеют поверхностные знания о космосе, звездах, космонавтах, данная тема, для них как сам космос ...

Паспорт социально-значимого проекта в подготовительной группе "Будь здоров!"

Паспорт социально-значимого проекта в подготовительной группе "Будь здоров!"...

Паспорт социального значимого проекта по патриотическому воспитанию в старшей группе "Аллея памяти"

Паспорт  социального значимого проекта по патриотическому воспитанию в старшей   группе "Аллея памяти"  МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ...

Паспорт социально-значимого проекта «С чего начинается Родина»

Паспорт социально-значимого проекта  «С чего начинается Родина»Создание педагогических условий для воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста ч...