Развитие эмоций старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

Саркисова Анжелика Мечиславовна

Развивать навыки распознавания эмоций радости, грусти, страха и гнева.

Продолжать развивать способность узнавать эмоции по пиктограммам, сюжетным картинкам, мелодиям.

Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа, диалогическую  сторону речи, активизировать словарный запас детей.

Развивать память и внимание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы

                                      « Волшебный мир эмоций»

Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Познавательные 

Продолжать знакомить детей с понятиями настроение, чувства, мимика, эмоции.

Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для разных эмоций.

Развивающие

Развивать навыки распознавания эмоций радости, грусти, страха и гнева.

Продолжать развивать способность узнавать эмоции по пиктограммам, сюжетным картинкам, мелодиям.

Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа, диалогическую  сторону речи, активизировать словарный запас детей.

Развивать память и внимание.

Воспитательные

Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям других людей.

Способствовать формированию доброжелательных отношений между сверстниками.

Создать комфортный микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.

Методы: беседа, объяснение, вопросы к детям, групповое обсуждение различных чувств, мимическая гимнастика, показ иллюстраций и пиктограмм, практическая деятельность детей.

Предварительная работа

- знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть

- прослушивание музыкальных произведений

Материал для занятия: пиктограммы эмоций и фотографии, картинки с изображением эмоций детей, гномики-эмоции, зеркала, изображения грустных сказочных персонажей, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры, записи спокойной, радостной и страшной музыки (Э. Григ « В пещере горного короля»), проектор, магнитная доска.

                                               Ход занятия.

- Ребята, здравствуйте! Я рада всех вас видеть.

Давайте поприветствуем   друг  друга  по очереди, не только сказав слово  «здравствуй»,  но и скажем приятные слова своему другу. Например, Кристина, здравствуй, ты прекрасно сегодня выглядишь! Или, Саша, у тебя красивая рубашка.  ( Дети по кругу здороваются друг с другом)

- Вот мы с вами и поздоровались, а заодно подняли друг другу настроение!

- Ребята, а что такое настроение? ( Ответы детей)

 Как вы думаете, какое у меня сегодня настроение? Да, оно замечательное. А какое еще бывает настроение? ( Веселое, грустное, радостное, злое…)

-Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?  (По выражению лица)   Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения.

- Дети, а как еще можно назвать проявление разного настроения?  ( Эмоции)

- Правильно, эмоции! Мы выражаем разные эмоции.  Какие эмоции вы знаете? ( Ответы детей)- Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.

-А у меня для вас сегодня сюрприз. Утром я обнаружила в группе  необычное письмо, и оно адресовано нам! Ну что, зачитаю?

« Помогите мне, милые  дети ,                        У меня пропало настроение.

 Я несчастнее всех на свете.                         Я пошел бы  искать другое,

 Это страшное невезенье,                             Но не знаю, что это такое…»

                                                                                                                  Ваш Незнайка

- Ребята, Незнайка просит о помощи!  Что у него пропало ?   ( Ответы детей)

-А почему он не может найти настроение?  ( Он не знает, что это такое)

- Вы хотите помочь Незнайке? А как мы можем ему помочь?   ( Ответ детей - Незнайка пишет, что у него пропало настроение, а когда что-то пропадает - нужно это найти)

- Так что мы с вами будем делать?

-А где искать настроение, вы знаете?

-Я знаю сказочную Страну Настроений. Давайте отправимся в путешествие в эту страну, где мы с вами встретимся с разными чувствами, эмоциями, научимся их понимать, различать, и  конечно, найдем настроение нашего Незнайки и расскажем,  какое оно бывает!

- В Страну Настроений отправимся мы,

Где будем смеяться, грустить, удивляться…

Нас ждут приключения, задания, игра…

Ну что, вы готовы? Тогда нам пора.        

- Раз, два, три, путешествие начни!

Первая остановка « Поляна Радости»

Звучит веселая музыка.

- Какую музыку вы слышите? ( Ответы детей)

- Мы с вами оказались на Поляне Радости.

- Ребята, кого вы видите?  ( Радостный гномик)

- Какое у него настроение?

- А что такое радость?

Ответы детей:

« Радость – это когда у всех праздник»

« Радость – это когда все весело и все радуются»

« Радость – это когда никто не плачет»

« Радость – это когда все здоровы»

« Радость – это я, потому что мама мне говорит «Ты - моя радость»

- Ребята, бывает радость большая,  а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного человека, большая – это когда у всех.

- А что вы делаете, когда вам весело?  ( Ответы детей)

Задание от Гномика – « Кто как радуется»

Дети становятся в круг. Педагог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются:

- При встрече с мамой

- Когда идут в цирк

- Когда прогуливаются в парке с родителями

- Когда получают подарок

- Когда вас кто-то насмешит

- Когда играют в веселую игру

( Выразительные движения: улыбка, смех, объятия, радостные возгласы.)

- Молодцы! А теперь представьте себе, что вы художники и вам надо нарисовать картину на тему « Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется. ( Дети выполняют задание, а потом все вместе рассматриваю рисунки)

- Итак, ребята, когда человек радуется - настроение у него какое? ( Ответы детей)

Показ на проекторе пиктограммы Радости и радостных ситуаций к ней.

- А мы с вами отправляемся дальше.

Вторая остановка « Остров Грусти»

Звучит грустная музыка.

- Ребята, какую музыку вы слышите?

- Кто живет на этом острове?  ( Гномик Грусть)

- А давайте с вами вспомним и проговорим, когда мы грустим.

«Мне грустно, когда…»( Ответы детей)

- А вы хотите узнать, кто еще живет на этом острове?

Педагог достает коробку, в ней изображения сказочных персонажей.

- Посмотрите на этих сказочных персонажей. Что с ними? Что с их ротиками, бровками. Глазами? Почему они такие грустные?  ( Ответы детей)

Аудиозапись: « Вы правильно сказали. Мы грустные! Нам так грустно и мы не знаем, что делать, чтобы поднять свое настроение?»

- Дети, а вы знаете, что нужно сделать, чтобы поднять настроение? ( Ответы детей)

- Давайте поможем превратить печальные лица сказочных персонажей  в  веселые!

( Дети наклеивают  веселые лица).

- Спасибо вам, ребята, вы помогли.  И теперь  наши сказочные персонажи знают,  как поднять себе настроение.

- Итак, ребята, когда человек грустит - настроение у него какое…грустное.

Показ на проекторе пиктограммы Грусти и печальных ситуаций к ней.

 - А мы с вами отправляемся дальше.

Третья остановка « Пещера Страха»

Звучит музыка Э. Грига « В пещере горного короля»

- Отгадайте, какие звуки мы слышим?

- Какие эти звуки - страшные, веселые или грустные?

- Кто здесь живет?  ( Гномик Страх)

- А как вы догадались?  ( По выражению лица)

- Мы сегодня познакомимся сами и познакомим нашего Незнайку с эмоцией страха. У меня конверт, где находятся фото детей с разными эмоциями. Вы должны выбрать только ту эмоцию, где изображен страх - где изображен испуганный ребенок. ( Дети выполняют задание)  Почему вы выбрали именно эту фотографию? Как вы определили? ( Ответы детей)

- Попробуем изобразить эту эмоцию на своем лице и показать друг другу. Глаза широко открыты, брови приподняты вверх, рот приоткрыт, как будто вы хотите выкрикнуть.    У вас отлично получилось!

-Ребята, я предлагаю вам игру, которая поможет нам преодолеть страх.

Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Дети идут по кругу, держась за руки, и повторяют эти слова. Когда ведущий называет  какого – либо  страшного персонажа ( Кащея,  волка, льва), детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного, тот и становится новым ведущим.

- А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, большой страх. ( Дети широко разводят руки в стороны) У всех, кто боится, от страха глаза велики. ( Показывают большие круглые глаза с помощью рук) А теперь страх уменьшается. ( Дети сдвигают руки) А теперь совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедитесь, что никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.

- Итак, ребята, когда человеку страшно - настроение у него какое…тревожное.

Показ на проекторе пиктограммы Страха и  тревожных ситуаций к ней.

- А мы с вами отправляемся в путь дальше.

Четвертая остановка « Гора Злости»

 - Давайте посмотрим, кто живет на этой горе?  ( Гномик Злость)

- Как вы догадались? ( По выражению лица)

- Что у него  с  ртом? Рот открыт, видны зубы.  У злого человека рот может быть перекошенным.

- Что происходит с бровями, с глазами?

- Возьмите, пожалуйста, зеркала и изобразите эмоцию злости на своем лице. Рассмотрите свое выражение лица во время гнева, злости.  Брови сдвинуты, взгляд сердитый, рот крепко сжат. Нравитесь вы себе? ( Ответы детей)

- А теперь я предлагаю вам  улыбнуться. Какими вы себе больше нравитесь?

- Послушайте пословицы.

« Сделав плохо другим, не жди добра себе»

« Плохо тому, кто добра не делает никому»

« Добрый пес лучше злого человека»

- Чему нас учат эти пословицы ?  Какая у них главная мысль? ( Ответы и рассуждения детей)

- Ребята, я хочу вам еще игру предложить « Взрослые  злятся, когда…»

Я задам вопрос.  Если вы отвечаете «да», потопайте.  Если «нет», ноги стоят на месте. Я расскажу, когда взрослые  злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.

- Взрослые  злятся, когда опаздывают на работу

-Взрослые  злятся, когда кушают мороженое

- Взрослые  злятся, когда на них кричат

-Взрослые злятся, когда им дарят подарки

- Взрослые  злятся, когда опаздывают с ребенком в детский сад

- Взрослые  злятся, когда про них говорят «плохой»

- Взрослые  злятся, когда берут их вещи, не спрашивая разрешения

- Взрослые  злятся, когда их любят

 

-Итак, ребята, когда человек злится  -  настроение у него какое… гневное, сердитое.

Показ на проекторе пиктограммы Злости и сердитых ситуаций к ней.

- Ребята, эмоции вы знаете, молодцы! А сможете их сложить? Попробуем?

( Дети собирают разные эмоции из частей и называют то,  что они собрали).

- Ну что, дети, наше путешествие в Страну Настроений завершается. И нам пора возвращаться в детский сад.

Раз, два – повернись.
Три, четыре - закружись,

В детский сад дружно возвратись!

- Вот мы и в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие в Страну Настроений? Какие эмоции вы встретили в этой стране?

- Как вы думаете, когда Незнайка потерял настроение, какое оно у него было? Какие эмоции он испытал? ( Ответы детей)

- А теперь? А почему?

Воспитатель показывает на проекторе изображение веселого Незнайки.

- Так у нас с вами получилось помочь Незнайке?

- А как мы ему помогли?

- Что вам понравилось больше всего?

- Вы – молодцы! Были дружными, активными, справились со всеми заданиями!

Мне тоже понравилось наше путешествие. Я желаю вам  прекрасного настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова. А еще я очень хочу узнать, какое настроение осталось у вас после нашего путешествия. Предлагаю вам подойти к этой шкатулке и выбрать карточку с тем настроением, которое у вас сейчас. ( Дети выбирают карточки)- Почему вы выбрали именно эти карточки?

- Спасибо вам всем. И напоследок у меня для вас подарки (улыбающиеся шарики). Пусть они всегда дарят вам хорошее настроение. Ведь когда у человека хорошее настроение, он сможет решить любые задачи и  преодолеть любые препятствия.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Основы развития эмоций у дошкольников.

1.Основы развития эмоций у дошкольников.2.Иследования отечественных и зарубежных ученых.3.Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.4.Выявление уровня проявления эмоционального восприяти...

"Развитие эмоций у дошкольников с задержкой психического развития"

В презентации предоставлен материал по работе над эмоциями с детьми ЗПР...

Развитие эмоций у дошкольников

Развитие эмоций в дошкольном возрасте, основные особенности, влияние взрослых  и детского коллектива на развитие эмоций у детей-дошкольников....

Игры на развитие эмоций у дошкольников

Игры на развитие эмоцийПодготовила: Недикова Татьяна Алексеевна,  воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», г.Покачи« Я радуюсь когда . . .»Цель: расширение представлени...

Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"

Сообщение о мастер-классе по развитию речи в                     подготовительной группе.В этом учебном г...