Развитие эмоций старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа)
Развивать навыки распознавания эмоций радости, грусти, страха и гнева.
Продолжать развивать способность узнавать эмоции по пиктограммам, сюжетным картинкам, мелодиям.
Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа, диалогическую сторону речи, активизировать словарный запас детей.
Развивать память и внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_emotsionalnomu_razvitiyu_dlya_detey_starshey_gruppy.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы
« Волшебный мир эмоций»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Познавательные
Продолжать знакомить детей с понятиями настроение, чувства, мимика, эмоции.
Закреплять умение различать мимические особенности, характерные для разных эмоций.
Развивающие
Развивать навыки распознавания эмоций радости, грусти, страха и гнева.
Продолжать развивать способность узнавать эмоции по пиктограммам, сюжетным картинкам, мелодиям.
Развивать мыслительные процессы обобщения и анализа, диалогическую сторону речи, активизировать словарный запас детей.
Развивать память и внимание.
Воспитательные
Воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям других людей.
Способствовать формированию доброжелательных отношений между сверстниками.
Создать комфортный микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение.
Методы: беседа, объяснение, вопросы к детям, групповое обсуждение различных чувств, мимическая гимнастика, показ иллюстраций и пиктограмм, практическая деятельность детей.
Предварительная работа
- знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
- прослушивание музыкальных произведений
Материал для занятия: пиктограммы эмоций и фотографии, картинки с изображением эмоций детей, гномики-эмоции, зеркала, изображения грустных сказочных персонажей, бумага для рисования, карандаши, мелки, фломастеры, записи спокойной, радостной и страшной музыки (Э. Григ « В пещере горного короля»), проектор, магнитная доска.
Ход занятия.
- Ребята, здравствуйте! Я рада всех вас видеть.
Давайте поприветствуем друг друга по очереди, не только сказав слово «здравствуй», но и скажем приятные слова своему другу. Например, Кристина, здравствуй, ты прекрасно сегодня выглядишь! Или, Саша, у тебя красивая рубашка. ( Дети по кругу здороваются друг с другом)
- Вот мы с вами и поздоровались, а заодно подняли друг другу настроение!
- Ребята, а что такое настроение? ( Ответы детей)
Как вы думаете, какое у меня сегодня настроение? Да, оно замечательное. А какое еще бывает настроение? ( Веселое, грустное, радостное, злое…)
-Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают? (По выражению лица) Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения.
- Дети, а как еще можно назвать проявление разного настроения? ( Эмоции)
- Правильно, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? ( Ответы детей)- Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.
-А у меня для вас сегодня сюрприз. Утром я обнаружила в группе необычное письмо, и оно адресовано нам! Ну что, зачитаю?
« Помогите мне, милые дети , У меня пропало настроение.
Я несчастнее всех на свете. Я пошел бы искать другое,
Это страшное невезенье, Но не знаю, что это такое…»
Ваш Незнайка
- Ребята, Незнайка просит о помощи! Что у него пропало ? ( Ответы детей)
-А почему он не может найти настроение? ( Он не знает, что это такое)
- Вы хотите помочь Незнайке? А как мы можем ему помочь? ( Ответ детей - Незнайка пишет, что у него пропало настроение, а когда что-то пропадает - нужно это найти)
- Так что мы с вами будем делать?
-А где искать настроение, вы знаете?
-Я знаю сказочную Страну Настроений. Давайте отправимся в путешествие в эту страну, где мы с вами встретимся с разными чувствами, эмоциями, научимся их понимать, различать, и конечно, найдем настроение нашего Незнайки и расскажем, какое оно бывает!
- В Страну Настроений отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться…
Нас ждут приключения, задания, игра…
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора.
- Раз, два, три, путешествие начни!
Первая остановка « Поляна Радости»
Звучит веселая музыка.
- Какую музыку вы слышите? ( Ответы детей)
- Мы с вами оказались на Поляне Радости.
- Ребята, кого вы видите? ( Радостный гномик)
- Какое у него настроение?
- А что такое радость?
Ответы детей:
« Радость – это когда у всех праздник»
« Радость – это когда все весело и все радуются»
« Радость – это когда никто не плачет»
« Радость – это когда все здоровы»
« Радость – это я, потому что мама мне говорит «Ты - моя радость»
- Ребята, бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая – это когда у одного человека, большая – это когда у всех.
- А что вы делаете, когда вам весело? ( Ответы детей)
Задание от Гномика – « Кто как радуется»
Дети становятся в круг. Педагог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются:
- При встрече с мамой
- Когда идут в цирк
- Когда прогуливаются в парке с родителями
- Когда получают подарок
- Когда вас кто-то насмешит
- Когда играют в веселую игру
( Выразительные движения: улыбка, смех, объятия, радостные возгласы.)
- Молодцы! А теперь представьте себе, что вы художники и вам надо нарисовать картину на тему « Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется. ( Дети выполняют задание, а потом все вместе рассматриваю рисунки)
- Итак, ребята, когда человек радуется - настроение у него какое? ( Ответы детей)
Показ на проекторе пиктограммы Радости и радостных ситуаций к ней.
- А мы с вами отправляемся дальше.
Вторая остановка « Остров Грусти»
Звучит грустная музыка.
- Ребята, какую музыку вы слышите?
- Кто живет на этом острове? ( Гномик Грусть)
- А давайте с вами вспомним и проговорим, когда мы грустим.
«Мне грустно, когда…»( Ответы детей)
- А вы хотите узнать, кто еще живет на этом острове?
Педагог достает коробку, в ней изображения сказочных персонажей.
- Посмотрите на этих сказочных персонажей. Что с ними? Что с их ротиками, бровками. Глазами? Почему они такие грустные? ( Ответы детей)
Аудиозапись: « Вы правильно сказали. Мы грустные! Нам так грустно и мы не знаем, что делать, чтобы поднять свое настроение?»
- Дети, а вы знаете, что нужно сделать, чтобы поднять настроение? ( Ответы детей)
- Давайте поможем превратить печальные лица сказочных персонажей в веселые!
( Дети наклеивают веселые лица).
- Спасибо вам, ребята, вы помогли. И теперь наши сказочные персонажи знают, как поднять себе настроение.
- Итак, ребята, когда человек грустит - настроение у него какое…грустное.
Показ на проекторе пиктограммы Грусти и печальных ситуаций к ней.
- А мы с вами отправляемся дальше.
Третья остановка « Пещера Страха»
Звучит музыка Э. Грига « В пещере горного короля»
- Отгадайте, какие звуки мы слышим?
- Какие эти звуки - страшные, веселые или грустные?
- Кто здесь живет? ( Гномик Страх)
- А как вы догадались? ( По выражению лица)
- Мы сегодня познакомимся сами и познакомим нашего Незнайку с эмоцией страха. У меня конверт, где находятся фото детей с разными эмоциями. Вы должны выбрать только ту эмоцию, где изображен страх - где изображен испуганный ребенок. ( Дети выполняют задание) Почему вы выбрали именно эту фотографию? Как вы определили? ( Ответы детей)
- Попробуем изобразить эту эмоцию на своем лице и показать друг другу. Глаза широко открыты, брови приподняты вверх, рот приоткрыт, как будто вы хотите выкрикнуть. У вас отлично получилось!
-Ребята, я предлагаю вам игру, которая поможет нам преодолеть страх.
Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и повторяют эти слова. Когда ведущий называет какого – либо страшного персонажа ( Кащея, волка, льва), детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного, тот и становится новым ведущим.
- А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, большой страх. ( Дети широко разводят руки в стороны) У всех, кто боится, от страха глаза велики. ( Показывают большие круглые глаза с помощью рук) А теперь страх уменьшается. ( Дети сдвигают руки) А теперь совсем исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками). Посмотрите друг на друга и убедитесь, что никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
- Итак, ребята, когда человеку страшно - настроение у него какое…тревожное.
Показ на проекторе пиктограммы Страха и тревожных ситуаций к ней.
- А мы с вами отправляемся в путь дальше.
Четвертая остановка « Гора Злости»
- Давайте посмотрим, кто живет на этой горе? ( Гномик Злость)
- Как вы догадались? ( По выражению лица)
- Что у него с ртом? Рот открыт, видны зубы. У злого человека рот может быть перекошенным.
- Что происходит с бровями, с глазами?
- Возьмите, пожалуйста, зеркала и изобразите эмоцию злости на своем лице. Рассмотрите свое выражение лица во время гнева, злости. Брови сдвинуты, взгляд сердитый, рот крепко сжат. Нравитесь вы себе? ( Ответы детей)
- А теперь я предлагаю вам улыбнуться. Какими вы себе больше нравитесь?
- Послушайте пословицы.
« Сделав плохо другим, не жди добра себе»
« Плохо тому, кто добра не делает никому»
« Добрый пес лучше злого человека»
- Чему нас учат эти пословицы ? Какая у них главная мысль? ( Ответы и рассуждения детей)
- Ребята, я хочу вам еще игру предложить « Взрослые злятся, когда…»
Я задам вопрос. Если вы отвечаете «да», потопайте. Если «нет», ноги стоят на месте. Я расскажу, когда взрослые злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
- Взрослые злятся, когда опаздывают на работу
-Взрослые злятся, когда кушают мороженое
- Взрослые злятся, когда на них кричат
-Взрослые злятся, когда им дарят подарки
- Взрослые злятся, когда опаздывают с ребенком в детский сад
- Взрослые злятся, когда про них говорят «плохой»
- Взрослые злятся, когда берут их вещи, не спрашивая разрешения
- Взрослые злятся, когда их любят
-Итак, ребята, когда человек злится - настроение у него какое… гневное, сердитое.
Показ на проекторе пиктограммы Злости и сердитых ситуаций к ней.
- Ребята, эмоции вы знаете, молодцы! А сможете их сложить? Попробуем?
( Дети собирают разные эмоции из частей и называют то, что они собрали).
- Ну что, дети, наше путешествие в Страну Настроений завершается. И нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два – повернись.
Три, четыре - закружись,
В детский сад дружно возвратись!
- Вот мы и в детском саду. Ребята, вам понравилось наше путешествие в Страну Настроений? Какие эмоции вы встретили в этой стране?
- Как вы думаете, когда Незнайка потерял настроение, какое оно у него было? Какие эмоции он испытал? ( Ответы детей)
- А теперь? А почему?
Воспитатель показывает на проекторе изображение веселого Незнайки.
- Так у нас с вами получилось помочь Незнайке?
- А как мы ему помогли?
- Что вам понравилось больше всего?
- Вы – молодцы! Были дружными, активными, справились со всеми заданиями!
Мне тоже понравилось наше путешествие. Я желаю вам прекрасного настроения, и чтобы вы говорили друг другу только хорошие и добрые слова. А еще я очень хочу узнать, какое настроение осталось у вас после нашего путешествия. Предлагаю вам подойти к этой шкатулке и выбрать карточку с тем настроением, которое у вас сейчас. ( Дети выбирают карточки)- Почему вы выбрали именно эти карточки?
- Спасибо вам всем. И напоследок у меня для вас подарки (улыбающиеся шарики). Пусть они всегда дарят вам хорошее настроение. Ведь когда у человека хорошее настроение, он сможет решить любые задачи и преодолеть любые препятствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект « Развитие творчества и развитие речи старших дошкольников через народное и декаративно-прикладное искусство».
Досуг "Мастера большой Руси"...
Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1 Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...
Основы развития эмоций у дошкольников.
1.Основы развития эмоций у дошкольников.2.Иследования отечественных и зарубежных ученых.3.Пути развития эмоциональной отзывчивости у дошкольников.4.Выявление уровня проявления эмоционального восприяти...
"Развитие эмоций у дошкольников с задержкой психического развития"
В презентации предоставлен материал по работе над эмоциями с детьми ЗПР...
Развитие эмоций у дошкольников
Развитие эмоций в дошкольном возрасте, основные особенности, влияние взрослых и детского коллектива на развитие эмоций у детей-дошкольников....
Игры на развитие эмоций у дошкольников
Игры на развитие эмоцийПодготовила: Недикова Татьяна Алексеевна, воспитатель МАДОУ ДСКВ «Югорка», г.Покачи« Я радуюсь когда . . .»Цель: расширение представлени...
Мастер-класс по развитию речи старших дошкольников "Играем и развиваем речь дошкольника"
Сообщение о мастер-классе по развитию речи в подготовительной группе.В этом учебном г...