Педагогическая диагностика детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
рабочие листы (старшая группа)

Афонина Л.Н.

Предлагаемый материал разработан для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи,  в  соответствии с журналами индивидуального развития детей дошкольного возраста с ТНР Верещагиной Н.В.Целью данной диагностики является оптимизация образователь­ного процесса в ДОУ. Материалы представлены в виде диагностических карт по 5 образовательным областям, пояснительной записки к проведению педагогической диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vereshchagina_5-6_let.docx204.43 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_tnr.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Направление 1. Формирование общепринятых норм поведения. Формирование гендерных и общегражданских чувств. Развитие игровой деятельности

Воспитатели _____________________________________________________                                       Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Понимает эмоциональное состояние детей, умеет выражать сочувствие и оказывать помощь, заботу в социально приемлемом виде

Понимает различия в правилах поведения мальчиков и девочек, демонстрирует правильные образцы поведения

Узнает и называет некоторые достопримечательности родного поселения

Узнает и называет государственные символы (герб, флаг) и столицу РФ по фото(Кремль, Красная площадь)

Соблюдает правила совместных игр со сверстниками (сюжетно – ролевые, эстафеты, настольно – печатные)

Использует предметы – заместители в самостоятельной игре

Правильно оценивает свои поступки и поступки  других

Самообслуживание полностью сформировано

Хочет участвовать в хозяйственно – бытовой деятельности, выполнять обязанности дежурного по столовой, на занятиях, в уголке природы

Выполняет трудовые поручения, выбирает необходимые орудия труда и отслеживает результат

Соблюдает правила этикета за столом, при встрече и прощании, при просьбе

Проявляет интерес к ручному труду, планирует свою деятельность, адекватно оценивает результат

среднее

значение

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

 К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Средние значения

Направление 2.     Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Воспитатели _____________________________________________________                                       Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Может опознать специальный транспорт и объяснить свой выбор

Знает и называет некоторые дорожные знаки («Дети», «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Остановка», «Велосипедная дорожка»)

Правильно называет свой домашний адрес, телефон родителя, Ф.И.О. родителей

Соблюдает правила безопасного поведения

Среднее значение

(по направлению)

в группе

на прогулке

с незнакомыми людьми

с бродячими животными

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

 К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Социально – коммуникативное развитие»

Учебный год

Формирование общепринятых норм поведения

Формирование гендерных и общегражданских  чувств

Развитие игровой деятельности

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе

Средний балл/уровень

(итоговый)

начало

конец

        Выводы (начало учебного года):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (конец учебного года):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Познавательное развитие»

Направление 1. Формирование целостной картины мира

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Называет основные цвета

Называет оттенки цветов

Может самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму, назначение, детали и части предмета

Может объяснить назначение бытовой техники

Имеет эле-ментарное представление о Российской армии и профессиях военных

Может определить профессии (5-7) и подобрать к ним атрибуты

Узнает и называет некоторые материалы (бумага, дерево, металл, пластмасса)

Называет времена года в правильной последовательности

Правильно определяет принадлежность явлений природы по сезонам

Знает и соблюдает некоторые правила поведения в природе

Имеет элементарное представление о космосе, планетах

Правильно определяет последовательность частей суток, правильно их называет

Имеет представление о днях недели и называет их

среднее значение)

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Средние значения

Направление 2. Развитие математических представлений

Воспитатели________________________________________________________                  Группа 5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Владеет навыком счета в прямом по-рядке до 10

Отсчитывает предметы из большего количества в пределах 10

Правильно отвечает на вопросы: сколько всего? Который по счету?

Умеет сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой)

Может сравнивать множества и уравнивать их разными способами

Умеет составлять числа из единиц в пределах 5

Называет части, умеет сравнивать целое и часть

Понимает, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета

Узнает и различает плоские и объемные фигуры

Правильно собирает разрезные картинки (из 4-8 частей, все виды разрезов)

Умеет ориентироваться на плане, схеме группы, определяет и называет положение предмета относительно другого      

Умеет сравнивать предметы с помощью условной меры по длине ширине, высоте

Умеет пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче)

Группирует предметы по  двум – трем признакам

Среднее значение  (по направлению)

количественного сче-та

порядкового счета

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Средние значения

Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Познавательное развитие»

        

Учебный год

Формирование целостной картины мира

Развитие математических представлений

Средний балл/уровень (итоговый)

Начало

Конец

Выводы (Начало учебного года):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (Конец учебного года)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Образовательная область «Речевое развитие»

Направление 1. Развитие словаря

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа  5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Правильно произносит существительные по всем изучаемым темам

Понимает значение и действия, выраженные

Понимает и использует прилагательные

приставочными глаголами

личными глаголами

возвратными глаголами

притяжательные

относительные

с уменьшительно – ласкательным суффиксом

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Средние значения

 Направление 1. Продолжение

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

                          Понимает и использует в речи обобщающие слова

                      Понимает и использует в речи

 Среднее значение (по направлению)

транспорт

посуда

одежда

овощи

фрукты

ягоды

мебель

дикие животные

домашние животные

антонимы

синонимы

простые предлоги

местоимения

наречия

числительные

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

 Н

К

  Н

К

 Н

К

Н

К

  Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

 К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

    Направление 2.  Совершенствование грамматического строя речи

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Образует и использует в речи существительные

Образует и использует в речи глаголы

Образует и использует в речи прилагательные

 Согласует прилагательные и числительные с существительными

в единствен - ном и множест венном числе в именительном падеже

в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами

с уменьшительно – ласкательными суффиксами

с суффиксами – онок,   -енок,-ат, -ят

настоящего времени

мужского и женского рода в прошедшем времени

относительные

притяжательные

с уменьшительно – ласкательными суффиксами

в роде

в числе

в падеже

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

  К

 Н

  К

  Н

 К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

     Направление 2.  Совершенствование грамматического строя речи  (продолжение)

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

     Умеет составлять простые предложения

Умеет распространять простые предложения однородными членами

Умеет составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения

Умеет считать слова в простом предложении из двух – трех слов (без предлога)

Может сказать по заданию педагога слово, предложение

Среднее значение  (по направлению)

по вопросам

по картинке

по демонстрации действия

с противительными союзами

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

  К

 Н

  К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

        

       Направление 3. Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков звукового анализа и синтеза, обучение грамоте

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

может передавать голосом интонацию, изменять темп речи в организованной и свободной деятельности

может воспроизводить цепочки слогов

Умеет различать на слух длинные и короткие слова

Может определить количество слогов в словах из одного – трех слогов

Может синтезировать слово из двух – трех слогов

Может подобрать слова на заданный гласный или согласный звук

Может определить на слух

Может определить на слух и назвать

Определяет в «зашумленных» условиях изученные буквы

Среднее значение (по направлению)

со сменой ударения и интонации

с разными согласными и одинаковыми гласными

со стечениями согласных

гласный звук в начале слова

согласный звук в начале слова

согласный звук в конце слова

гласный звук

согласный звук

согласный твердый звук

согласный мягкий звук

согласный звонкий звук

согласный глухой звук

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

  К

 Н

К

  Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

К

 Н

К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Средние значения

          Направление 4. Развитие связной речи и речевого общения

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Может составлять по образцу рассказы

Может составлять по плану (мнемотаблице/коллективному плану) рассказы

Может пересказывать знакомую сказку или короткий рассказ

 Вступает в диалог и продуктивно его поддерживает

Среднее значение  (по направлению)

описания

по сюжетной картине

по серии сюжетных картинок

описания

по сюжетной картине

по серии сюжетных картинок

слушает собеседника до конца

задает вопросы по теме диалога

отвечает на вопросы полно или кратко в зависимости от контекста

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

  К

 Н

К

  Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

 Н

К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

                                                              Обобщение результатов педагогической диагностики по направлению ОО «Речевое развитие»

Учебный год

Развитие словаря

Совершенствование грамматического строя речи

Развитие фонетико – фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, обучение грамоте

Развитие связной речи и речевого общения

Средний балл/уровень

(итоговый)

Начало

Конец

Выводы (начало учебного года):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (конец учебного года):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                         Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

      Направление 1. Восприятие художественной литературы

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Слушает произведение до конца, правильно отвечает на вопросы, подбирает иллюстрации к содержанию текста

Может определить жанр литературного произведения (сказка, рассказ, стихотворение)

Правильно отвечает на вопросы по прочитанному/прослушанному тексту, дает характеристики героям

Умеет пересказывать знакомые тексты со зрительной опорой

Выразительно рассказывает стихи

 Среднее значение  (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

  К

 Н

  К

  Н

 К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

      Направление 2. Конструктивно – модельная деятельность

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа 5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Умеет выделять и называть части построек, определять их назначение и пространственное расположение

Может собирать разрезные картинки из шести и более частей с разными видами разрезов, кубики – из девяти

Умеет создавать узоры из палочек, мозаики, по схеме и по инструкции

Умеет строить из разных конструкторов постройки по образцу, схеме, описанию

Умеет сгибать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка)

 Среднее значение  (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

  К

 Н

  К

  Н

 К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

      Направление 3. Изобразительная деятельность

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа _5-6  лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

                              Рисование

    Аппликация

                                      Лепка

 Среднее значение  (по направлению)

Правильно держит карандашкисть, соблюдает алгоритм рисования красками

В рисунках есть изображения предметов и явлений, сюжетные композиции

Правильно называет некоторые росписи с опорой на предмет, или его изображение

Передает в рисунке движение, правильно располагает в пространстве

Правильно держит кисть для клея соблюдает алгоритм аппликации

Создает из готовых геометрических форм орнаменты (по образцу и представлению)образы предметов

Пользуется ножницами, правильно их держит, режет по прямой, преобразовывает одни фигуры в другие (квадрат в круг)

Использует разные приемы работы с пластилином, лепит мелкие детали

Создает из пластилина объемные одиночные предметы, в том числе человека, соблюдает пропорции

Создает из пластилина объемные сюжетные композиции, в том числе декоративные

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

К

  Н

К

 Н

К

  Н

К

  Н

 К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

        Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Учебный год

Восприятие художественно литературы

Конструктивно – модельная деятельность

Изобразительная деятельность

Музыкальная деятельность

Средний балл/уровень

(итоговый)

Начало

Конец

        Выводы (начало учебного года):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (конец учебного года):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       Направление 4. Музыкальная деятельность

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Правильно называет жанр музыкального произведения (песня, танец, марш)

Различает звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян)

Умеет подстраивать свои движения под сильную долю муз. произведения

Выполняет танцевальные движения под музыку: кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг

Умеет двигаться в парах, согласует свои движения с движениями партнера

Различает на слух народную, классическую и современную музыку

Называет некоторых композиторов

Умеет играть в оркестре на разных детских музыкальных инструментах

 Среднее значение  (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

 К

 Н

К

  Н

К

  Н

  К

 Н

  К

   Н

 К

  Н

 К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

Образовательная область «Физическое развитие»

            Направление 1. Физическая культура

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа 5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Умеет ходить на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колен, в полуприседе, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом

Умеет ходить в колонне по одному, по двое, по трое

Умеет бегать на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по двое, «змейкой», врассыпную, с преодолением препятствий

Умеет  ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони, на животе по гимнастической скамейке

Прыгает на двух ногах на месте, с продвижением вперед, перепрыгивает через препятствие

Прыгает разными способами: ноги скрестно – ноги врозь, одна нога вперед =другая = назад

Умеет прыгать в длину с места и с разбега

Н

 К

Н

К

 Н

К

Н

К

Н

К

Н

  К

Н

К

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

              Направление 1. Физическая культура      (Продолжение)

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа 5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Умеет прыгать в высоту с разбега

Умеет прыгать через короткую и длинную скакалку на двух ногах

Умеет прокатывать обручи, мячи в заданном направлении

Умеет подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками и с хлопком, бросать мяч о землю и ловить двумя руками

Умеет отбивать мяч на месте более 10 раз

 Умеет метать предметы в горизонтальную и вертикальную цели

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

  К

 Н

  К

  Н

 К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

                                                                 

              Направление 1. Физическая культура      (Продолжение)

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа 5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Правильно участвует в различных построениях: колоннах, шеренгах, кругах

Умеет выполнять упражнения без предметов, с предметами, соблюдает исходное положение

Умеет играть в спортивные игры (элементы): городки, баскетбол, футбол, хоккей

Включается в подвижные игры, соблюдает правила

Участвует в играх – эстафетах, соблюдает правила передвижения

 Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

  К

 Н

  К

  Н

 К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

        Направление 2.  Формирование основ здорового образа жизни

Воспитатели ________________________________________________________                                          Группа _5-6 лет

№ п/п

Ф.И.О.

ребенка

Навыки самообслуживания сформированы (умеет следить за состоянием одежды, прически, чистотой рук и ногтей)

Знает некоторые полезные и неполезные для здоровья продукты

Знает назначение частей тела и некоторых органов, может рассказать об этом

Воспроизводит некоторые пальчиковые игры на одной и двух руках

Умеет самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, аккуратно складывать одежду

Умеет удерживать двумя пальцами мелкие предметы, переносить и класть в маленькую емкость

 Среднее значение (по направлению)

Н

К

Н

К

Н

К

  Н

  К

 Н

  К

  Н

 К

1.

2.

3.

4.

5.

6.

 

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Средние значения

                       

                            Обобщение результатов педагогической диагностики по направлениям ОО «Физическое развитие»

Учебный год

Физическая культура

Формирование основ ЗОЖ

Средний балл/уровень (итоговый)

Начало

Конец

 

Выводы (начало учебного года): _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы (конец учебного года):

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                       Обобщение результатов педагогической диагностики по всем образовательным областям на 2022/ 2023 учебный год

Учебный год

Развитие речи

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

Художественно – эстетическое развитие

Физическое развитие

Средний балл/уровень  (итоговый)

Начало

Конец

                                                                 Основные выводы по результатам педагогической диагностики

Педагогический процесс организован на ___________________________________уровне.

Следует обратить внимание на трудности реализации образовательной(-ых) области (-ей) «____________________развитие» в следующих аспектах:

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________________________________________________

В индивидуальной помощи нуждаются следующие дети:

  1. «Речевое развитие»:_____________________________________________________________________________________________________________
  2. «Познавательное развитие»:______________________________________________________________________________________________________
  3. «Социально – коммуникативное развитие»:_________________________________________________________________________________________
  4. «Художественно – эстетическое развитие»:_________________________________________________________________________________________
  5. «Физическое развитие»:__________________________________________________________________________________________________________

        



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР.

Предлагаемая диагностика разработана для педагогов, работающих с детьми с тяжелыми нарушениями речи с целью оптимизации образовательного процесса в МБДОУ д/с №58 в соответствии с журналами индивидуального развития детей дошкольного возраста с ТНР Верещагиной Н.В.

   

Наблюдение – это «процесс сбора точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми»[1].

Наблюдение должно быть систематичным и регулярным. Как правило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10-15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В ходе педагогической диагностики педагоги используют следующие методы:

  • наблюдения;
  • специальные (диагностические) ситуации;
  • свободные беседы с детьми;
  • анализ продуктов детской деятельности (рисунки, аппликации, постройки, работы по лепке)
  • простые тестовые пробы

       При необходимости привлекают специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.

В начале учебного года (ориентировочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляются стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором физической культуры и пр.) выделяются достижения и индивидуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяются слабые стороны (проблемы) по освоению детьми образовательных областей в соответствии с критериями «Журнала наблюдения…»), намечаются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на учебный год.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диагностика, по результатам которой определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продвинуться по-разному и решить разное количество задач развития относительно самого себя, т.е. с учетом собственного актуального уровня развития.

Для того, чтобы провести первичную педагогическую диагностику и определить задачи для каждого из детей группы, целесообразно использовать «Журнал наблюдения и оценки развития», где прописаны критерии и подкритерии по всем областям.

 Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком).

Отслеживание достижений, обучающихся в соответствии с образовательными областями.

Использование «Журнала…» в работе с воспитателями позволяет эффективно отслеживать динамику в развитии детей по всем образовательным областям на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики.

         Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л.С. Выготского о зонах «ближайшего» и «актуального» развития:

1- начальная стадия;

2- в развитии;

3 - при умеренной поддержке;

4 – самостоятельно;

5 – устойчиво.

Перечисленные понятия применительно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

  • Начальная стадия. Данное качество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.
  • В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взрослого. Знания по данному параметру неустойчивые.
  • При умеренной поддержке. Данное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
  • Самостоятельно. Данное качество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
  • Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в своих знаниях, использует их на практике.

Количественный анализ осуществляется согласно рекомендациям Н.В. Верещагиной[2].

  • Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (условно – высокий уровень развития).
  • Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза (условно – средний уровень развития).
  • Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту условно – низкий уровень развития).

Указанные интервалы средних значений носят рекомендательный характер, т.к. получены с помощью применяемых в психолого-педагогических исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов мониторинга детей данного возраста.

Технология работы в случае оценки освоения областей развития.

Этап 1. В версии «Журнала…» в колонке по вертикали, соответствующей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение = все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень освоения по 5 образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развития), а также общий уровень освоения ОП.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (итоговая ведомость педагогической диагностики)

По каждому из оцениваемых 5 областей, а также по итоговому результату вычисляется среднее значение (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество обучающихся, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций.

Из заполненных таблиц будет видно, что по горизонтали можно проследить за индивидуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали – проанализировать общегрупповые результаты диагностики.

В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволяет выявить динамику в освоении каждым ребенком в отдельности и группой в целом ОП согласно образовательным областям.


[1]Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений. – СПб.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – С.15.

[2]Верещагина Н.В.  Результаты итогового мониторинга детского развития (уровни развития интегративных качеств) Подготовительная группа. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста

Экспресс-диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста - рекомендации учителю-логопеду...

Перечень вопросов к педагогической диагностике по ПДД в старшем дошкольном возрасте

1.                           Для чего нужен светофор на дорогах?2.                   ...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Результаты педагогической диагностики группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста( 5-6 лет) за 2022 - 2023 учебный год

В соответствии со ФГОС ДО результаты педагогической диагностики могут использоваться для решения следующих образовательных задач:— индивидуализации образовательной деятельности (при необходимост...

Справка по результатам педагогической диагностики детей группы КН старшего дошкольного возраста «Умнички» на конец года 2022-2023 учебного года

Справкапо результатам педагогической диагностики детей группы КН старшего дошкольного возраста «Умнички»на конец года 2022-2023 учебного года...

Педагогическая диагностика детей с ТНР старшего дошкольного возраста.

Предлагаемый материал разработан для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи,  в  соответствии с журналами индивидуального развития детей дош...