Экспресс-диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста
материал по развитию речи на тему

Экспресс-диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста - рекомендации учителю-логопеду

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста

Неречевые функции

•        Проводится проверка:

  • знания и называния геометрических фигур;
  • знания и называния основных цветов и их оттенков;
  • владение прямым и обратным счетом от 1 до 10;
  • классификации предметов
  • выделения четвертого лишнего предмета.
    Используется иллюстративный материал, игрушки и предметы в кабинете логопеда.
  • Проверяется умение рисовать геометрические фигуры на листе бумаги (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).
  • Умение поймать мяч и кинуть его взрослому.

Строение артикуляционного аппарата,  артикуляционная моторика, речевое  дыхание

  • При исследовании строения артикуляционного аппарата выявляются: наличие и характер
    аномалий губ, зубов, челюстей, мягкого и твердого нёба, языка, подъязычной связки, прикуса.        
  • При исследовании артикуляционной моторики проводятся упражнения «Лошадка», «Качели», «Иголочка», «Улыбка — трубочка — улыбка».
  •  При исследовании речевого дыхания проверяются его тип, тембр, темп, громкость голоса, ритм, паузы, ударения, интонация.

В протоколе обследования ребенка отмечаются координация и переключаемость движений органов артикуляционного аппарата.

Речевая функция

Понимание речи

Проверяется способность ребенка к выполнению инструкций; пониманию предлогов, числа, рода, падежа.

Лексико-грамматические представления

Употребление родительного падежа множественного числа

Проверка проходит с помощью игры в мяч. Логопед называет слово в единственном числе и кидает мяч ребенку. Тот ловит мяч, называет слово в родительном падеже, множественном числе и снова кидает мяч логопеду.

Мама, мост, стул, стол, пчела, ведро, ухо, воробей, утенок, дерево, карандаш.

Употребление уменьшительно-ласкательных форм

Логопед показывает картинки, а ребенок говорит уменьшительно-ласкательную форму названия изображенного предмета.

Большой дом — маленький домик. Стул, стол, гриб, елка, слон, кошка.

Согласование прилагательных с существительными

Логопед показывает картинки, ребенку нужно назвать изображенный предмет и его цвет.

Белое полотенце, черные перчатки, красный флаг, желтое солнышко, зеленое ведро.

Согласование существительных с числительными

Проверка проходит с помощью игры в мяч. Логопед предлагает ребенку посчитать предметы от одного до пяти.

Одно ухо, два уха, три уха, четыре уха, пять ушей.

Ручка, стол, помидор, окно.

Объяснение значений слов

Логопед спрашивает, что такое пылесос, для чего он нужен? То же — со словом самокат.

Употребление предлогов

Проверка проходит с помощью игры «Прятки». Логопед может прятать любой предмет, ребенку важно правильно назвать предлоги. Например, он прячет ручку под стол и просит ребенка сказать, где находится ручка. Так же проверяется употребление других предлогов: между, у, в, из-за, из-под, над, под.

Называние частей предмета

Логопед просит ребенка назвать части стула: ножки, спинка и сиденье.

Уровень обобщений

Логопед показывает ребенку картинки, на которых изображены игрушки, просит назвать их одним словом.

Проверяются следующие обобщающие понятия: овощи, фрукты, деревья, посуда, мебель, одежда, обувь.

Подбор антонимов

Проверка проходит с помощью игры «Наоборот». Логопед называет слово и просит ребенка назвать другое, противоположное ему по значению.

Высокий — низкий. Широкий, белый, толстый, прямой, больной, длинный, веселый.

Образование прилагательных от существительных

Логопед подбирает предметы из различного материала и задает ребенку вопросы.

Если ручка сделана из пластмассы, то она какая? (Пластмассовая.)

Если сумка сделана из кожи, то она какая?

Если машинка сделана из металла, то она какая?

Если дом сделан из кирпича, то он какой?

Если стакан сделан из стекла, то он какой?

Образование притяжательных прилагательных

Логопед показывают ребенку картинки с изображениями животных (белка, лиса, заяц, волк,

кошка, корова, лошадь) и задает вопросы: Чья это морда? Чей это хвост?

Звукопроизношение и уровень развития фонематического слуха

•        По предметным картинкам проверяется произношение гласных и согласных звуков,
Картинки подбираются таким образом, что каждый звук находится в начале, середине и
конце слова..  

Гласные: [о], [у], [и], [а], [ы], [э].

Согласные: [м], [н], [б], [п], [д], [т], [к], [г], [и], [х], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [ш] [ж], [ч], [щ], [л], [л'], [р], [р'].

Отмечаются замены, перестановки, искажения в произношении, пропуски звуков.

•        Логопед предлагает ребенку произнести звуки, слоги, слова.

Звуки:                                                                                                                                                                [с —з], [с —ш], [з —ж], [ч — т'], [л — р], [ч — ш], [щ — ж], [к — х], [т —д],[ч —с], [с —ц].

Слоги: та — да — та, са — за — за, ка — га — га.

Слова: том — дом — ком, мышка — мишка — миска.

Произношение слов  и предложений сложного состава

Логопед предлагает ребенку произнести слова, четко проговаривая каждое.        

Милиционер, сковорода, аквариум,  водопроводчик, дрессировщик.

Если ребенок справляется я заданием, то ему предлагают повторить предложение типа

Экскурсовод проводит экскурсию.

Анализ звукового состава слова

  • Найти первый гласный звук в слове Оля.
  • Найти первый и последний согласный звук в слове волк.

Уровень развития связной речи

Логопед просит ребенка составить рассказ по картинке, по серии картин, сделать пересказ.

  • Рассказ составляется по той же картине, которая представлена в экспресс-диагностике детей раннего и младшего дошкольного возраста.
  • Рассказ по серии картин составляется с опорой на три картинки.

На первой картинке мальчики увидели ежика, на второй — мальчики взяли ежика на руки, на третьей — отнесли ежа домой и дали ему молока.

•        Если ребенок быстро справляется, логопед предлагает ему рассказ для пересказа [задание25].

Белочка и зайчик

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая, а зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик — морковку, капусту. Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик — под елкой. Раз белочка высунулась из дупла. Она увидела зайчика и не узнала его: зайчик был не серый, а белый. А зайчик увидел белочку и тоже не узнал ее. Он знал рыженькую белочку, а это была серая. Но летом они снова узнали друг друга.

При затруднении логопед помогает пересказать текст с помощью вопросов.

О ком этот рассказ? Когда познакомились белочка и зайчик?

Чем они угощали друг друга? Что сделали животные, когда наступила зима?

Узнали ли животные друг друга зимой? Почему?

Когда животные вновь встретились? Узнали ли они друг друга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи детей среднего и старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность детей

             Речевое развитие дошкольников, в частности, развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ, во многом определяющее ...

Рабочая программа по ритмике "Обучение детей движениям под музыку" для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет)

Программа «Обучение детей движениям под музыку» направлена на всестороннее, гармоничное развитие дошкольников, на развитие музыкально-ритмических и творческих способностей детей, на оздоро...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...

Спортивное развлечение для детей 4-6 лет в детском саду «Полезные советы малышам» с использованием ИКТ. Сценарий разработан для детей среднего и старшего дошкольного возраста . Разработали: Физинструктор - Куделина Е.В., Воспитатель: Каменская Л.Н.

Цель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивное развлечение. Задачи:Оздоровительные: Приобщать детей к здоровому образу жизни через двигательную активность.Образовательны...

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Адаптированная   образовательная программа дошкольного  образования  на основе ФГОС ДО для детей среднего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи...

АООП МКДОУ д/с 401 для детей среднего и старшего дошкольного возраста для детей с ТНР

АООП МКДОУ д/с 401 для детей среднего и старшего дошкольного возраста для детей с ТНР...