«Игра как средство развития патриотической основы у дошкольников»
материал

Ковалёва Елена Михайловна

За последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения в отношении к нравственным ценностям, к событиям нашей истории. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви к Родине и уважения к ее истории невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patriot._vospitanie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

 «Игра как средство развития патриотической основы у дошкольников»

За последние годы в нашей стране произошли глобальные изменения в отношении к нравственным ценностям, к событиям нашей истории. У людей изменилось отношение к Родине, а без любви к Родине и уважения к ее истории невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.

 Что же такое патриотизм, где он? В книжках или в семье, в детском саду или в школе? А может это просто друзья во дворе, дорога от школы до дома, качели на даче, прогулки с отцом на велосипеде, возможность уткнуться в мамино плечо, наесться булок с бабушкиным вареньем или старые дедовские часы «Ракета», которые до сих пор отмеряют минуты, часы, дни, годы? Это именно то, что наполняет собой слова «дом», «Родина», «Россия». Именно это мы помним всю жизнь, в это все мы влюблены с самого детства.

Привить ребенку любовь к родине непросто, научить его быть причастным к истории своей родины  – это настоящее искусство и мастерство.

 Ни для кого не секрет, что ведущее место в воспитании и развитии дошкольников имеет игра.  Предлагаю окунуться в мир игры.

 Все мы очень разные, неповторимые, но есть, то единственное, что нас объединяет. Как вы думаете, что? (Мы живем в России - мы россияне).

Да нас объединяет одно целое, мы живем в одной стране, у нас одна Родина.  Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством.

Задание: Назвать слова с корнем «род» (перекличка)

(Родители, Родина, родня, родословная, родичи, народ, родник, родной, Богородица, антинародный, близкородственный, зародыш, народный, отроду, плодородие, порода, по-родительски, по-родственному, породниться, природа, роддом, родинка, родственник, самородок)

Игра «Символы России»

Я предлагаю вам выбрать по одному предмету из списка, который, по вашему мнению, считают символом России.

Валенки

Сандалии

Кроссовки

Туфли

Самовар

Сковорода

Вилка

Пиала

Балалайка

Гитара

Скрипка

Барабан

Матрешка

Барби

Робот

 Лего

Поместим их вместе. А теперь скажите, кто из вас каждый день пьет чай из самовара, играет на балалайке, ходит в валенках, приобретает в качестве подарка матрёшку?

Что можно сказать? Считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.

Но без прошлого нельзя построить будущего!

А мы с вами должны создать такие условия, чтобы ребёнок видел прекрасное, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, несмотря на то, что многие образы еще не совсем понятны ребенку в дошкольном возрасте.

Одним из интересных упражнений, которое хорошо воспринимается детьми старшего дошкольного возраста, является  игра «Угадай право».

Уважаемые коллеги, Вам необходимо определить  право из фрагмента песни.

1.  Я на солнышке лежу, Я на солнышко гляжу…

- Какое право обозначено в данной песне? - право на отдых.

        2. Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь

Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

 - Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? - право на образование.

        3. Где плещет Лимпопо, где солнышко палит,
Живет давным-давно волшебник Айболит.
Он лечит всех подряд букашек и зверей
И в джунглях говорят, что нет его добрей.
Песенка Айболита- право на медицину.

Данная методика может быть использована на патриотических мероприятиях и помогает детям закрепить знания о правах человека.

                                  «Мудрые мысли»

 Каждый народ является хранителем и собирателем собственной мудрости. 

На экране вы видите пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания  великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание

1. Любовь к Родине /у семейного очага зарождается.

2 . Родная земля/ – золотая колыбель.

3. «Кто людям добра желает,/ тот сам его добывает»

4. Человек может стать хорошим,/ сравнивая себя только с хорошим.

 - Молодцы, справились с заданием!

Уважаемые участники, продолжая нашу встречу, я хочу предложить вам ассоциативную игру. Продолжите высказывание «Если скажут слово Родина, сразу в памяти встает…»

Несомненно, сердцем России является Москва, но каждый ли из Вас был в Москве, каждый ли смог прогуляться по ее улицам? Думаю, что нет, тогда возникает вопрос, какой же город является для нас родным и близким?

Уважаемые коллеги, я уверена, что вы хорошо знаете свой город, поэтому хочу предложить вам вспомнить, назвать достопримечательность и  место, где она находится.  (ФОТО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ)

Краеведческий музей  - ул. Ленина, 56.

Мемориальный комплекс Партизанской Славы «Большой дуб» Железногорский район, поселок Золотой.

Железногорский дендрарий - улица Дружбы.

Памятник Основателям Железногорска - остановка «Автовокзал».

Кафедральный Собор Святой Троицы Живоначальной - ул. Никитина, 6.

Свое выступление  хотела бы закончить словами Омара Хайяма: «Дети нас не слышат.  Они на нас смотрят».

Невозможно привить ребенку ценности, если мы, взрослые, этой ценности не ощущаем сами. Нельзя насильно научить любить что-либо. Если мы не любим свою родину, свою страну, литературу, культуру, то, сколько бы не говорили, ребенок не научится любить. Он научится лишь неискренне повторять что-то за другими, не испытывая при этом собственных патриотических чувств.

Поэтому нам, педагогам, как никому другому, необходимо, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции, внедрять инновационные приемы, использовать разные технологии, формы, методы, чтобы заинтересовать, заразить воспитанников интересом к истории своей родины, тем самым добиться положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры как средство развития восприятия пространства у дошкольников с амблиопией и косоглазием»

Проблема развития и формирования пространственного восприятия является весьма актуальной в силу особой значимости данной способности при формировании ориентировке в пространстве и во всём ходе п...

Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с ОНР.

Театрализованная игра, как разновидность сюжетно-ролевых игр, оказывает существенное влияние на ход психофизического развития ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание литер...

НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей.  Формируя у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создавая  эмоционально-положительну...

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...

Сценарий развлечения в рамках инновационного проекта «Дворовая игра как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников в ДОУ». «Дворовые подвижные игры летом в детском саду»

Игры – это наилучшее средство сделать процесс воспитания ребенка приятным и полезным для него самого и для окружающих его взрослых. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, изучает те явления, с ...

Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольников с задержкой психического развития.

Из опыта работы по развитию физических качеств дошкольников с ОВЗ псредством подвижных игр....