Тренинг "Повышаем стрессоустойчивость"
план-конспект занятия
Тренинг позволяет укрепить и сохранить психическое здоровье педагогов через овладение ими способами саморегуляции и активизации личностных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_povyshaem_stressoustoychivost.docx | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 214»
Заводского района г.Саратова
Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания
«Повышаем стрессоустойчивость»
Конспект тренинга педагога-психолога для педагогов ДОУ
подготовила
педагог-психолог
Ягодина Мария Владимировна
г. Саратов
Цель: формирование умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов через овладение ими способами психической саморегуляции и активизацию личностных ресурсов.
Задачи:
- Познакомить педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, симптомами, способами профилактики;
- Обучить способам психической саморегуляции;
- Снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения;
- Содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
- Сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
План тренинга:
№ п/п | Упражнение | Содержание |
1 | Упражнение «Принятие правил групповой работы» | Оглашение правил тренинга. Обсуждение их участниками. |
2 | Упражнение «Вездеход» | Приветствие участников. Разминка |
3 | Консультация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость» | Знакомство педагогов с понятием «синдрома профессионального выгорания», его причинами, симптомами, способами профилактики |
4 | Бостонский тест «Анализ стиля жизни» | Проведение теста. Оценка стрессоустойчивости педагогов. |
5 | Мозговой штурм «Дерево помощи» | Создание банка способов естественной саморегуляции. |
6 | Упражнение «Счет до 10» | Упражнение направлено на сплочение педагогического коллектива |
7 | Упражнение «Карета» | Упражнение направлено на развитие групповой динамики |
8 | Упражнение «Тарелка с водой» | Упражнение способствует взаимопониманию в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи |
9 | Упражнение «Я подарок для своего сада потому что…» | Упражнение направлено на повышение педагогической самооценки |
10 | Релаксация «Цветы» | Упражнение направлено на обучение способам психической саморегуляции |
11 | Рефлексия «Мне сегодня» | Обмен участников мнениями по результатам проведения тренинга |
Содержание тренинга.
1. Упражнение «Принятие правил групповой работы»
1. Быть искренними
В работе с группой не стоит лицемерить и лгать. Группа – то место, где вы можете рассказать о том, что вас действительно волнует и интересует, обсуждать такие проблемы, которые до момента участия в группе по каким-либо причинам не обсуждали. Если вы не готовы быть искренним в обсуждении какого-то вопроса, лучше промолчать.
2. Активное участие в происходящем.
Этот принцип вводится в связи с тем, что ваши мысли и чувства очень значимы для других членов группы. Ваше отсутствие может привести к нарушению внутригрупповых отношений, к тому, что у других не будет возможности услышать ваше мнение по обсуждаемому вопросу.
3. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Запрет на вынесение обсуждаемых проблем за пределами группы. Все, что говорится здесь, должно остаться между нами. Это одно из эстетических оснований нашей работы. Не стоит обсуждать чьи-то проблемы с людьми, не участвующими в тренинге, а также с членами группы вне тренинга. Лучше это делать непосредственно на занятии.
4. Правило «Стоп»
Право каждого члена группы сказать «СТОП» - прекратить обсуждение его проблем. Если вы чувствуете, что еще не готовы быть искренними в обсуждении вопросов, касающихся лично вас, или понимаете, что или иное упражнение может нанести вам психологическую травму, воспользуйтесь этим принципом.
5. Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
Не стоит уходить от обсуждения и допускать рассуждения типа: «Все так думают», «Большинство так считает». Попытайтесь строить свои рассуждения примерно так: «Я думаю… Я чувствую… Мне кажется…» основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточено на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент, какие мысли, чувства переживаете в данный момент.
6. Избегать оценок друг друга.
Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Нас достаточно критикуют и оценивают в жизни. Давайте в группе учиться понимать другого, чувствовать, что человек хотел сказать, какой смысл вложил в высказывание.
7. Общение между всеми участниками на «ты».
Этот принцип создает в группе обстановку, отличную от той, что существует за её пределами. Это будет трудно, потому что мы привыкли к определенной иерархичности в отношениях. Если вам тяжело сразу перейти на «ты» - не торопите себя. Это может произойти на второй, третей встрече.
8. Уважение к говорящему.
9. Обращаться друг к другу по имени.
10.Общение по принципу «здесь и сейчас».
2. Упражнение «Вездеход»
Цель: разогрев группы в активном физическом взаимодействии; создание атмосферы эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия; помощь участникам в том, чтобы лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.
Инструкция ведущего; «А теперь предлагаю размяться. Выполним упражнение, которое помогает отработать переключение внимания, запускает спонтанность и творческое мышление. Мы будем передвигаться по комнате в довольно быстром темпе, внимательно прислушиваясь к заданиям ведущего. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры, изображает то, о чем идет речь. Подстроиться к новым обстоятельствам нужно быстро, без разговоров и осуждения! Итак, готовы? Начали!
Идем через лес. Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А все потому, что попали в болото. Топко. Страшно. Противно. Сумерки сгущаются…
Снежное поле, пронизывающий зимний вечер. И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться? В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой. Но очень холодной, градусов восемь - десять. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков. Паутина липнет к лицу, цепляется к волосам. Ею наполнено пространство. Нет, показалось!
Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты. Сорвем один. Вдохнем чудо- аромат упругой кожицы, возьмем в рот освежающую дольку. Скулы свело - ух, как кисло! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад! Берег моря, закат, идем по кромке воды…
Примечание: участники изображают все, о чем говорит ведущий.
3. Консультация для педагогов «Как повысить стрессоустойчивость»
Не секрет, что профессия педагога требует определенных сил, энергии, самоотдачи. Суета, шум, всевозможные раздражители изнашивают нервы, лишают нормального сна, что ведет к стрессу. В подобных ситуациях трудно сохранять самообладание и не переносить это состояние на свою работу, чтобы оно никоим образом не отразилось на детях, которые чувствуют находящегося рядом взрослого, буквально «считывая» его. Поэтому одним из важных личностных качеств педагога должна быть стрессоустойчивость.
Представители разных профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, рано или поздно начинают ощущать следующие симптомы: повышенная усталость, снижение самооценки, учащение жалоб на здоровье, ухудшение чувства юмора, упадок сил.
Это не что иное, как признаки профессионального выгорания.
Симптомы эмоционального выгорания:
1. рассеянность;
2. ухудшение памяти;
3. повышенная возбудимость;
4. постоянная усталость;
5. потеря чувства юмора;
6. резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет;
7. пристрастие к алкогольным напиткам;
8. отсутствие сна и аппетита (или, наоборот, неумеренный аппетит) ;
9. иногда психосоматические боли в голове, спине, в области желудка;
10. полное отсутствие источников радости.
Если у вас присутствуют 5 и более из этих признаков, то нужно срочно «вытаскивать себя из болота»!
«ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ РАБОТЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ У ПОДАВЛЯЮЩЕГО ЧИСЛА ПЕДАГОГОВ НАСТУПАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ, А К 40 ГОДАМ РАБОТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО СГОРАЮТ ВСЕ ПЕДАГОГИ». Н. А. АМИНОВ
Синдром профессионального выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов: запускающий его механизм обусловлен не только внешними обстоятельствами, но и личными особенностями человека, например отсутствием психологической гибкости.
Специфика педагогической работы заключается в том, что в ней возникает много ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, а это требует от педагогов значительного вклада в установление доверительных отношений и умения снимать эмоциональную напряженность делового общения.
Выгорание наиболее опасно в начале своего развития. Педагог почти не осознает симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких педагогов.
Способность преодоления «выгорания» может быть рассмотрена в аспекте такой характеристики личности, как стрессоустойчивость.
Стрессоустойчивость - определенное сочетание личностных качеств, позволяющих переносить стрессовые ситуации без неприятных последствий для своей деятельности, личности и окружающих.
Сохранение или повышение стрессоустойчивости связано с поиском ресурсов, помогающих в преодолении негативных последствий стрессовых ситуаций. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
Группы людей по стрессоустойчивости
Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости:
1. Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.
2. Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им непросто менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.
3. Стрессотренируемые люди в общем готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, а если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и в дальнейшем реагируют на них уже более спокойно.
4. Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такой человек может пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы его постоянно сопровождают, то он теряется.
Но почему один человек является стрессоустойчивым, а другого таковым назвать нельзя? Ученые техасского университета провели исследование на мышах и выяснили, почему некоторые подвержены стрессу больше, чем другие.
В ходе исследования ученые наблюдали за поведением нескольких миролюбивых мышек и одной драчливой, которые были помещены в одну клетку. Спустя 30 дней их сожительства оказалось, что часть мирных мышек испытывала сильный стресс после взаимодействия с агрессивным сородичем. Другая же часть, наоборот, очень быстро восстанавливалась. Сравнивая тех и других грызунов, ученые обнаружили, что у ранимых мышек уровень нейротрофического фактора головного мозга (вещества, поддерживающего и стимулирующего развитие нейронов) был повышен, а стрессоустойчивые - имели нормальный уровень этого фактора.
Чуть ранее ученые выяснили, что повышенный уровень нейротрофического фактора головного мозга наблюдался у людей со склонностью к депрессивным состояниям.
Развитие стрессоустойчивости
О том, является человек стрессоустойчивым или нет, часто судят по внешним проявлениям. Если он выплескивает свои негативные эмоции на людей - значит, подвержен стрессам. Держится достойно, не срывается - значит, стрессоустойчивый. Такая классификация глубоко ошибочна. Потому что само по себе умение не «выливать» свой негатив на окружающих еще не говорит о том, что человек внутренне в этот момент не испытывает чувство угнетенности, подавленности. Это, скорее всего, свидетельствует о том, что человек является и тактичным, и хорошим актером, но при этом все равно вредит своей психике: замыкая стресс на себе, он рискует подвергнуться разрушающим факторам изнутри. Эмоциям нужно давать выход всегда, но только они должны быть сублимированными.
Воспитывая в себе стрессоустойчивость, необходимо помнить о том, что для организма важны хороший отдых (и моральный, и физический) и крепкий сон. В повседневной суете сует важно найти время и для любимых дел. Встречайтесь с друзьями, занимайтесь в тренажерном зале, пойте в самодеятельном хоре, пойдите в поход. Найдите хобби, которое станет вашей отдушиной, обязательно укрепит веру в себя, даст моральное удовлетворение и поможет снять напряжение. Не позволяйте негативным эмоциям взять над вами верх! Станьте настоящим бойцом с невидимыми силами стресса, которые способны разрушить вас изнутри. Только сила воли поможет восстановиться после эмоциональных потрясений.
Можете разработать собственную индивидуальную методику противодействия этому злу. Проблема стрессоустойчивости сегодня одна из актуальных, и по ней имеется большое количество литературы как в библиотеках, так и в Интернете. Досконально вникнув в вопрос, вы сможете воспользоваться рекомендациями, которые лучше всего подходят вам.
Конечно, бывают ситуации, когда очень тяжело, и человек чувствует, что своими силами он не справится. Но главное - есть желание побороть стресс, а это уже половина успеха. В остальном помогут специалисты, к которым нужно обратиться без стеснения.
Рекомендации педагогам:
• расходуйте свой энергорезерв аккуратно; уходя с работы, оставляйте и мысли о ней на завтра;
• избавляйтесь от тревоги, учитесь контролировать эмоции. На любой работе есть факторы, на которые вы повлиять не можете. Воспринимайте все внешние раздражители как погоду, ведь на дождь и ветер обижаться глупо;
• соблюдайте умеренность во всем: в радости и в печали;
• чтобы не возненавидеть работу, периодически делайте перерывы;
• в выходные - забудьте о работе;
• регулярно меняйте обстановку. Запишитесь на фитнес, танцы, курсы.
• осознавать свою цель, предназначение в профессии
4. Бостонский тест на стрессоустойчивость «Анализ стиля жизни» (разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона)
Инструкция: «Необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится».
№ | Вопросы | Всегда | Часто | Иногда | Почти никогда | Никогда |
Баллы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Вы едите по крайней мере одно горячее блюдо в день | ||||||
Вы спите 7-8 часов по крайней мере четыре раза в неделю | ||||||
Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен | ||||||
В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться | ||||||
Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю | ||||||
Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день | ||||||
За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок крепких алкогольных напитков | ||||||
Ваш вес соответствует Вашему росту: рост (см) - вес (кг) = 100 ± 10 | ||||||
Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности | ||||||
Вас поддерживает Ваша вера | ||||||
Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью | ||||||
У вас много друзей и знакомых | ||||||
У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете | ||||||
Вы здоровы | ||||||
Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспокоены чем- либо | ||||||
Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живёте, Ваши домашние проблемы | ||||||
Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю или смеетесь три раза в неделю | ||||||
Вы можете организовать Ваше время эффективно | ||||||
За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков | ||||||
У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня |
Цена ответа (в баллах) 1 2 3 4 5
Интерпретация результатов
Необходимо сложить результаты ответов и из полученного числа отнять 20 баллов. Набрано менее 10 баллов - у вас прекрасная устойчивость к стрессовым ситуациям, вашему здоровью ничто не угрожает;
От 11 до 30 баллов - у вас нормальный уровень стресса, который соответствует в меру напряженной жизни активного человека;
От 31 до 50 баллов - задумайтесь о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь и вы им не очень сильно сопротивляетесь;
Свыше 50 баллов - вы очень уязвимы для стресса. В этом случае следует серьезно задуматься о своей жизни - не пора ли ее изменить, и подумать о своем здоровье. Взгляните еще раз на утверждения теста. Если какое-либо утверждение вы оценили в 3 балла и выше, постарайтесь изменить свое поведение, соответствующее данному пункту, и ваша уязвимость к стрессу снизится. Например, если ваша оценка за 19-й пункт-4, попробуйте пить хотя бы на одну чашку кофе в день меньше, чем обычно.
5. Упражнение «Дерево помощи»
Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса; обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессами.
Материал: большой лист ватмана с нарисованным деревом с пятью ветками - «Семья», «Воспитанники», «Коллеги», «Рабочее место», «Деятельность/Творчество», листочки-карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш.
Инструкция: «Мы уже много говорили о том, что приводит к стрессу, как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающейся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессами. Мы все получаем стресс во всех сферах жизни каждый день, но продолжаем жить. На доске вы видите пять таких сфер. На карточках напишите, как они помогают вам бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно (какое ваше или чужое действие, какой объект или предмет в этих сферах) вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере, чтобы снять стресс? Пишите на листочках и складывайте их по темам в отдельные стопки. А теперь давайте их наклеим, как листья на дерево, на свою ветку. Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось больше всего листьев? Как вы думаете, это что-нибудь значит? Подойдите к дереву, почитайте, что написано на его листьях. Что вас удивило? Есть ли такой способ выхода из стресса, который вас особенно поразил?
Это дерево теперь останется в кабинете психолога. Вы можете в любой момент подходить к нему и искать для себя новые способы борьбы с эмоциональным выгоранием».
6. Упражнение «Счет до 10»
Цель: выявить лидера в данной группе и посмотреть, насколько слаженно может действовать группа.
Участники встают в круг, не касаясь друг друга, ни плечами, ни локтями, закрывают глаза и «опускают носы вниз». Задание состоит в том, чтобы сосчитать до десяти. Число должен произносить только один человек. Если два или больше участников называют одно число одновременно – это считается ошибкой, и счет начинается заново – с «одного». Игра продолжается до тех пор, пока команда участников не сосчитает до десяти без ошибок и повторений. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение: Что с вами происходило? Если не получилось, то почему? Какую стратегию вы выбрали?
7. Упражнение «Карета»
Цель: развитие групповой динамики
Группе необходимо построить карету из присутствующих людей. Посторонние предметы использованы быть не могут. Во время выполнения задания психолог наблюдает за поведением педагогов: кто организовывает работу, к кому прислушиваются другие, кто какие «роли» в карете себе выбирает. Дело в том, что каждая «роль» говорит об определенных качествах человека:
- крыша – это люди, которые готовы поддержать в любую минуту в сложной ситуации;
- двери – ими обычно становятся люди, имеющие хорошие коммуникативные способности (умеющие договариваться, взаимодействовать с окружающими);
- сиденья – это люди не очень активные, спокойные;
- седоки – те, кто умеет выезжать за чужой счет, не очень трудолюбивые и ответственные;
- лошади – это трудяги, готовые «везти на себе» любую работу;
- кучер – это обычно лидер, умеющий вести за собой.
Если педагог выбирает себе роль слуги, который открывает дверь или едет сзади кареты, такие люди также имеют лидерские качества, но не хотят (не умеют) их проявлять, готовы больше к обеспечению тыла (либо это так называемые «серые кардиналы»).
После того как карета готова, педагоги садятся в круг, обсуждают произошедшее, а затем психолог объясняет им значение тех «ролей», которые они выбрали.
8. Упражнение «Тарелка с водой»
Цель: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи.
Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
Анализ упражнения:
1. Что, по вашему мнению, не удалось?
2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?
3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
9. Упражнение «Я - подарок для своего сада»
Цель: осознание значимости каждого участника коллектива, повышение самооценки, сплочение коллектива.
Каждый из участников продолжает фразу «Я подарок для своего сада потому что… я умею петь… хорошо играю роли и т.д.»
10. Релаксация «Цветы»
Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе: греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок… Вы находитесь на лугу, покрытом цветами: красными, желтыми, небесно-голубыми. Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее. Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем меленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат. Какие-то пахнут медом, какие-то — карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой… Какой бы ни был цветок — он неповторим… С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер. И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор. Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим… Представьте себе, что каждый из вас — тоже цветок из этого великолепия… Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы… Что вы за цветок?.. Как вы выглядите?.. Какого цвета?.. Какой аромат от вас исходит?.. Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок… Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром… Вы так нужны им… Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, нужности кому-либо, единения с другими… Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в свой реальный облик. Медленно потянитесь, откройте глаза.
11. Рефлексия «Мне сегодня»
Цель: обмен участников мнениями по результатам проведения тренинга.
Каждый участник группы, передавая сидящему рядом свечу, завершает фразу: “Мне сегодня”, делятся своими впечатлениями с коллегами.
Педагоги заполняют бланк экспресс – анкеты.
Уважаемые педагоги, просьба ответить на вопросы экспресс – анкеты.
1. Каковы Ваши впечатления от тренинга? __________________________________________
2. В чем оправдались / не оправдались Ваши ожидания от тренинга?
• оправдались__________________________________________________________________
• не оправдались _______________________________________________________________
3. Какое упражнение / задание понравилось больше всего? ___________________________
Используемые ресурсы:
- Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006.
- «Справочник педагога-психолога. Детский сад» №1 2017 г.
- http://psy.1september.ru/view_article.php?ID=200900510
- http://www.maam.ru/detskijsad/igrovoi-trening-na-splochenie-pedagogicheskogo-kolektiva.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг "Профилактика стрессоустойчивости педагога"
Тренинг актуален для проведения в педагогических сообществах. Имеет целью повышения уровня стрессоустойчивости: развитие навыков концентрирования внимания в сложных стрессовых ситуациях, развитие спос...
Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника
Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника...
Методы развития стрессоустойчивости у дошкольников
Презентация "Методы развития стрессооустойчивости у детей дошкольного возраста"...
Воспитание оптимизма, как важнейшей составляющей стрессоустойчивости дошкольников
Способность видеть во всѐм позитивные стороны помогают людям меньше реагировать на негативные ситуации, повышать тем самым иммунитет к стрессовым ситуациям. Учитывая, что ребѐнок не рождается оптимист...
Развитие стрессоустойчивости у дошкольников
Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию стрессоустойчивости у дошкольников...
Доклад на педсовете "Стрессоустойчивость педагогов"
В данном материале к педсовету говорится об эмоциональном выгорании педагогов, их фазах и редукции профессиональных достижений....
Семинар - практикум для педагогов "«Способы релаксации для повышения стрессоустойчивости педагогов образовательных учреждений в условиях повышенной степени вредности труда»
Данный семинар я подготовила и провела для педагогов 07. 09. 2015г....