Развитие стрессоустойчивости у дошкольников
консультация на тему
Рекомендации для воспитателей и родителей по развитию стрессоустойчивости у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
развитие стрессоустойчивости у дошкольников | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие стрессоустойчивости у дошкольников
Стресс – сильная неблагоприятная физиологическая и/или психологическая реакция организма человека на действие стрессора.
Стрессор – любое обстоятельство жизни (болезнь, укол, наказание, угроза, обвинение…), оцениваемое человеком как негативное, мешающее удовлетворению его потребностей.
В возникновении и характере течения стресса важна личность ребенка или взрослого, отношение к ситуации, то, как она воспринимается. Известно, что одну и ту же ситуацию разные люди воспринимают по-разному, относятся к ней по-разному, оценивают ее по-разному.
Экспериментальные психологические исследования подтверждают, что есть личностные характеристики, которые способствуют препятствуют развитию стрессовых реакций человека.
Такая личностная черта, как стрессоустойчивость, способствует тому, чтобы неблагоприятные ситуации не вызывали стрессовой реакции, а переживание стресса сопровождалось минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимально возможными психологическими приобретениями человека.
Какие составляющие стрессоустойчивости могут и должны быть сформированы уже в дошкольном возрасте?
Основу стрессоустойчивости, ее фундамент составляет наличие (степень сформированности) у человека самопринятия или любви к самому себе.
- Самопринятие – это жизненная опора человека. Если она есть, уровень любых потенциальных стрессоров снижается. (Ситуация: воспитатель ругает ребенка. Если ребенок принимает себя, любит себя таким, какой он есть, он склонен думать: «Да, я поступил плохо, но поскольку я хороший – меня все равно простят» или «Зачем меня ругать, ведь я знаю, что я хороший и нечаянно это сделал.
Если у ребенка низкий уровень самопринятия, то он думает: «Да, я плохой. Это все видят». Порицание воспитателя накладывается на неприятие самого себя, и ребенок «разрушается изнутри», ему становится особенно плохо.
- Оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни (позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому). Дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания оптимизма.
- Овладение дошкольником стратегиями преодоления негативных эмоций (страха, печали, злости).
- Умение расслабляться. При стрессе мышцы тела напрягаются, образуются мышечные зажимы. Расслабление (релаксация) позитивно действуют и на мышцы, эмоциональное состояние человека.
Стрессоустойчивость человека можно сравнить с деревом:
- Корни – самопринятие – главная опора дерева, помогающая противостоять любым невзгодам и испытаниям;
- Ствол – оптимизм – постоянный позитивный контакт с миром, ориентир на лучшее, что есть в мире;
- Ветви – стратегии преодоления негативных эмоций – они включаются (разворачиваются, гнутся или сопротивляются), когда есть опасность;
- Листья – умение расслабиться – позволяют получить позитивную энергию и питание от солнца и воздуха для роста дерева.
Стрессоустойчивость
Листья - умение
расслабляться
Ветви -
стратегии преодоления
негативных эмоций
Корни
Самопринятие – главная опора, помогающая противостоять любым невзгодам и испытаниям
Как можно понять, что ребенок находится в состоянии стресса?
Выделяют два основных типа реагирования в стрессе:
- тормозной
- возбудимый
Для тормозного типа характерна пассивность, «эмоциональная инертность», проявляющаяся в безучастности и негативном безразличии, замедленное течение всех психических процессов, фиксация внимания. На уровне физиологии наблюдается общее мышечное напряжение, скованность мимики, позы, движений.
Возбудимый тип реагирования выражается в суетливости, многословии, несдержанности в общении, активности контактов, быстрой смене принимаемых решений. На уровне физиологии – повышается двигательная активность, отмечается чрезмерная легкость перехода от одного вида деятельности к другому.
Таким образом, если взрослый видит, что ребенок сегодня более пассивен, заторможен или, наоборот, более активен, возбудим, чем обычно, то, возможно, он переживает стресс и нуждается в помощи и поддержке.
Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника.
Основу стрессоустойчивости любого человека составляет наличие у него самопринятия или любви к самому себе. Она предполагает восприятие себя со всеми достоинствами и недостатками. Роль самопринятия в его взаимодействии с источниками стресса можно сравнить со скафандром космонавта или водолаза: он оберегает от многих негативных внешних воздействий, позволяет их смягчить или даже не почувствовать, при этом он постоянно с индивидуумом, в нем самом, «Работает» и не требует специальных усилий по «включению».
Самопринятие формируется постепенно и воспитывается именно в дошкольном детстве.
Благодаря сформированному в детстве самопринятию ребенок становится более стрессоустойчив, поскольку негативные внешние воздействия не могут поколебать его внутреннее ощущение безусловной ценности самого себя и счастья жизни.
Выделяют несколько механизмов, по которым формируется самопринятие.
- Принятие, усвоение дошкольником безусловного позитивного отношения к себе со стороны значимых людей. Прежде всего это родители, близкие родственники, воспитатели. Детям нужно демонстрировать свою любовь словами, невербальными проявлениями. Им приятны ласковые слова, объятия, поцелуи, касание, улыбка, внимание, добрый и заинтересованный взгляд. Проявления любви должны быть спонтанными, не связанными с тем, что ребенок сделал что-то хорошее, как-то отличился. Чем больше знаков внимания он получит, тем в большей степени у него формируется самопринятие. Если этих позитивных связей достаточное количество, то у него формируется безусловное принятие самого себя.
ВАЖНО: постоянно показывать свою любовь, делать ее видимой, слышимой, ощущаемой!
- Собственное восприятие и оценка глубоко сущностных, очень личных сторон самого себя. Это такие характеристики как собственное имя, тело и семья. Их ребенок не может изменить. Очень важно, чтобы ребенок принимал их.
Восприятие собственного имени.
Имя обозначает человека в целом, а не отдельные характеристики. Если ребенку не нравится его имя, это может стать мощным и постоянным источником неприятия себя, психологического дискомфорта, страдания.
Что можно сделать?
Объяснить родителям важность данной работы, организовать совместный проект «Меня назвали…»: родители дома рассказывают ребенку, почему его так назвали, что означает это имя, как это было, передавая ребенку позитивную эмоциональную атмосферу этого события, его значимость, позитивные переживания всех членов семьи, затем все вместе создают рисунок, аппликацию имени ребенка. Значение данного проекта в том, что воспоминания об этом событии способствуют интеграции семьи, повышению чувства ценности и значимости ее для ребенка, чувства включенности в семью, формирования собственного самопринятия, развития самоуважения.
Восприятие и оценка собственного тела.
Если человек ощущает себя физически непривлекательным, тело является источником боли, страдания, самопринятие уменьшается, человек может начать стыдиться или уничижать себя. Восприятие и самооценка собственного тела будут играть особо важную роль, начиная с подросткового возраста. Взрослые, окружающие ребенка, должны приложить огромные усилия, чтобы тело ребенка не стало для него источником психологического страдания.
Необходимо заботиться о здоровье ребенка, его развитии в соответствии с возможностями, формировать у ребенка гигиенические навыки, умение заботиться о своем здоровье.
Восприятие семьи.
Позитивное восприятие своей семьи имеет большое значение для формирования самопринятия ребенка. Это обусловлено тем, что человек идентифицирует себя с теми социальными общностями, в которые входит или хочет входить. Они могут приниматься с радостью и гордостью или подавляться и отвергаться. Ребенок также воспринимает себя частью таких общностей людей, как семья, детский сад, город, страна. Чем более позитивно воспринимаются эти общности, тем выше у ребенка принятие самого себя без каких-либо условий.
Что можно сделать?
Совместный проект – работа по созданию альбома «Это я».
По заданию воспитателя совместно с родителями дети оформляют странички альбома (например):
- Это я – фото или рисунок.
- Меня зовут – аппликация, рисунок имени, что означает.
- Мои родители – имя, фото, рисунок, рассказ.
- Мои родственники – то же.
- Я живу…
- Какой я – ладошка ребенка, в середине фото, на пальчиках – хорошие черты.
- Я люблю…
- Я - красивый – фото, рассказ.
- Я – сильный и ловкий – фото, рассказ.
- Я – сообразительный - рисунок, рассказ.
- Я – умный – рисунок, рассказ.
- Я хочу…
- Я научился…
- Я хожу в детский сад…
- Я увлекаюсь…
Благодаря сформированному в детстве самопринятию ребенок становится более стрессоустойчив, поскольку негативные внешние воздействия не могут поколебать его внутреннее ощущение безусловной ценности самого себя и счастья жизни.
Воспитание оптимизма как важнейшей составляющей стрессоустойчивости дошкольника
Одной из составляющих в структуре стрессоустойчивости дошкольника является оптимизм. Способность видеть во всем позитивные стороны помогает людям меньше замечать и реагировать на неприятные ситуации, повышать тем самым иммунитет к стрессу.
В основе оптимизма лежит:
1-чувство радости жизни и
2-позитивные мысли о ней
В этом процессе педагоги и родители могут задействовать два механизма:
- Эмоциональное заражение эмоцией радости;
- Формирование у ребенка позитивного мышления.
Эмоциональное заражение эмоцией радости состоит в том, что люди передают друг другу свои чувства. Так, приход в группу веселого ребенка поднимает настроение всем детям, приход грустного – понижает. Чтобы сформировать у детей оптимизм, педагоги и родители должны чаще проявлять радость, хорошее настроение от простых событий в жизни. Ребенок будет перенимать их настроение и привыкать быть жизнерадостным. Важно помнить, что передается и плохое настроение. Поэтому следует контролировать длительность своих негативных переживаний.
Формирование у ребенка позитивного мышления, т.е. способности воспринимать и оценивать различные проявления жизни с хорошей стороны. Оптимизм как личностную черту формирует привычка замечать только хорошее в каждой ситуации.
Несколько способов развития позитивного мышления:
- Важно отмечать в памяти детей приятные события в жизни, например, праздник, день рождения, долгожданные поездки, неожиданные сюрпризы (завести об этом разговор, описать приятное воспоминание, зарисовать).
- В ежедневных жизненных ситуациях обозначать приятные моменты. Можно похвалить сделанную работу, восхититься красотой природы…
- В негативных событиях тоже нужно находить позитивные стороны и говорить об этом ребенку.
Практическое применение данных механизмов.
«Я радуюсь».
Детям предлагается нарисовать четыре картинки, которые являются продолжением предложения «Я радуюсь, когда…». Совместное обсуждение позитивных моментов в жизни дошкольников позволяет задействовать механизм заражения. Ребенок, слушая рассказы других детей о том, что порадовало их, «заражается», открывает повод для своей радости. Важным психологическим моментом данного занятия является обобщение педагога, в котором он показывает сходство многих детей в определенных ситуациях радости и имеющиеся индивидуальные различия.
По итогам занятия можно оформить групповой стенд, который будет напоминать детям об их радости, привлечет внимание родителей.
Преодоление страха как специфическая составляющая стрессоустойчивости дошкольников
Еще одной составляющей стрессоустойчивости является умение преодолевать негативные эмоции и чувства: страх, злость, стыд. Так как чувство страха часто сопровождает стрессовую ситуацию, нужно научить детей стратегии преодоления страха.
Не стоит учить детей не бояться вообще. Страх имеет для человека сигнальное значение. Он предупреждает об опасности, и если его «изжить» вообще, человек может погибнуть.
Нужно воспитывать у ребенка желание, готовность и умение преодолевать страх в тех ситуациях, когда это возможно.
Стратегия преодоления страха (довести до понимания ребенком):
- Осознание и принятие мысли о том, что страх обычное явление, а не постыдное или свойственное только ему одному, многие испытывают страх в различных ситуациях; рассказ о том, как кто-либо тоже испытывал страх по поводу чего-либо, но справился с этим чувством;
- Если страх появляется, надо поделиться со взрослым, которому доверяешь; от взрослого можно получить поддержку и помощь по преодолению страха;
- Составить программу действий с этим чувством (чтобы перестать бояться засыпать в темноте, можно оставлять включенным ночник, приоткрытой дверь, смотреть в окно на звезды);
- Выполнить их и порадоваться, когда страх преодолен. Осознание и гордость за то, что уже есть опыт преодоления страха, даст ребенку силы справиться с этим чувством в следующий раз.
Можно проводить занятия на основе литературных произведений, в которых герои справились со страхом: русская народная сказка «Пых», сказка Л.Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»; просмотра мультфильма «Медвежонок и тот, кто сидит в речке».
Дети осознают, что страх может быть результатом незнания чего-либо. Это чувство может передаваться от другого. Нужно донести до детей мысль о том, что нужно рассказывать взрослому о своих страхах и найти способы его преодоления.
Индивидуально можно обсудить страхи детей, вспомнить, как герои литературных произведений смогли от таких страхов избавиться, привести свой личный пример воспитателю. Можно нарисовать рисунок «Уже не страшно». Рисование «прошедшего страха» имеет психотерапевтическое значение: происходит изживание страха, осознание, что можно что-либо предпринять для его преодоления.
Групповая работа с детьми обогащает опыт каждого ребенка опытом сверстников по преодолению страха. По существу, это определенная «профилактическая прививка»: узнав, какие страхи преодолели сверстники и каким образом, дошкольник внутренне переживает их, и ему становится не так страшно.
Умение расслабиться
как составляющая стрессоустойчивости дошкольника
Если такие составляющие стрессоустойчивости как самопринятие и оптимизм позволяют избежать стресса благодаря тому, что ситуация не воспринимается как угрожающая, такая специфическая составляющая стрессоустойчивости дошкольника как умение расслабиться связана с переработкой стресса.
Умение расслабиться дает возможность снизить уровень переживания ребенком негативных эмоций путем воздействия на состояние его тела.
В начале ХХ века Э.Джекобсон, опираясь на результаты экспериментов доказал, что отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, раздражение, злость) всегда вызывают мыщечное напряжение. Чем сильнее переживаемая негативная эмоция, тем выше мышечное напряжение.
Существует и обратная реакция: расслабление мышц приводит к снижению уровня протекания или полному исчезновению негативных эмоций. Поэтому расслабление полезно.
Существуют специальные методики и приемы расслабления мышц.
Методика мышечной релаксации
Признанная во всем мире методика расслабления мышц Э.Джекобсона «прогрессивная мышечная релаксация» была разработана для взрослого человека и составляет основу всех модификаций техник для дошкольников.
Релаксационные упражнения для дошкольников условно можно разделить на две группы:
*упражнения для расслабления отдельных групп мышц,
*упражнения, направленные на расслабление всего тела, в которых задействуются в правильной последовательности основные (не все, как для взрослого человека) группы мышц.
Полному расслаблению способствует спокойное ровное дыхание и визуализация (представление, воображение) места, в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворенно (берег реки, озера, море, лес, парк и др.). Важно уметь описать это место.
Если с ребенком произошло стрессовое событие, то перед релаксацией целесообразно провести беседу с ребенком – выполнить когнитивную переоценку события:
- Вначале присоединиться к эмоциям ребенка, согласиться с тем, что негативные эмоции, которые испытывает ребенок, вы понимаете, разделяете;
- Затем оценить положительные стороны этого события;
- Далее наметить действия, которые можно выполнить, чтобы улучшить ситуацию.
Не обращать внимание на проблему или ругать ребенка (ты сам виноват…), значит нарушать положительную эмоциональную связь, создавать условия для того, чтобы он замкнулся, не делился своими переживаниями, понижать его самооценку.
Основные положения методики Э.Джекобсона
Полное расслабление мышц не совместимо с негативными эмоциями – приводит к спокойствию и позитивному эмоциональному состоянию;
Практически полное естественное физиологическое расслабление мышц можно получить после интенсивного статического мышечного напряжения;
Если мы хотим расслабить мышцы всего тела, следует соблюдать определенную последовательность – «сверху вниз»: от лица к шее, плечам, спине, рукам, груди, животу, ногам, пока не расслабится все тело.
Модификация методики прогрессивной мышечной релаксации Э.Джекобсона
Первый шаг – общее расслабление ребенка через визуализацию «спокойного места» с подключением аудиальных, кинестетических, тактильных представлений. В процессе инструкции важно давать время представить то, о чем говорит пе6дагог. Говорить медленно, спокойно, расслабленно.
Второй шаг – обеспечение спокойного дыхания, что само по себе предусматривает расслабление.
Третий шаг – подготовительный к освоению техники релаксации.
С четвертого по седьмой шаг – последовательно «сверху вниз» напряжение и расслабление соответствующих групп мышц, запоминание расслабленного состояния конкретных групп мышц.
Восьмой шаг – запоминание расслабленного состояния всего тела.
Девятый шаг – инструкция к запоминанию и применению.
Десятый шаг – переход в группу.
Инструкция взрослого | Действия детей |
Как-то раз решили дети совершить путешествие по сказочному лесу. Добрая фея взмахнула своей волшебной палочкой и перенесла их туда. Идут дети по лесной тропинке не торопясь, спокойно, чтобы все увидеть, услышать и почувствовать ароматы сказочного леса. Вокруг красивые ели, сосны, березы (можно ими полюбоваться), слышен легкий шелест листьев (кукует кукушка, стучит дятел). Под деревьями мягкая трава – мурава (можно ее потрогать), вот кустик с ягодкой малинкой (можно ее сорвать и съесть), а вот ягодка черничка (можно ее сорвать и съесть). Легкий теплый ветерок обдувает лицо, руки, тело, ноги (приятно его ощутить). Чувствуются ароматы леса: деревьев, кустов, цветов. Можно вдохнуть полной грудью этот воздух… И выдохнуть…Вдохнуть…И выдохнуть | Переход в сказку. Дети идут, любуются, слушают, трогают, срывают и едят, чувствуют. Спокойно и глубоко дышат. |
Подошли дети к сказочному лесному озеру. Перед ними – спокойная голубая вода, под ногами – желтый песок. Решили они отдохнуть полежать на песочке. Легли, закрыли глаза. Вдыхают полной грудью приятный лесной воздух…Выдыхают…Вдыхают…Выдыхают… | Идут, ложатся, закрывают глаза, спокойно, глубоко дышат. |
Тут из-за дерева вышел луч солнца и попал каждому на лицо. Сильно-сильно зажмуриваем глаза и напрягаем лицо. Еще сильнее…Держим напряжение…держим…Спрятался лучик – расслабили лицо и глаза. Как приятно… (повторяем 1-2 раза) | Напрягаем и расслабляем лицо и глаза. Запоминаем ощущение расслабленного лица. |
А под ладонями рук – теплый песок. Взяли немного песка и сильно-сильно сжали кулачки. Еще сильнее напрягли…Еще сильнее…Держим…Держим…Расслабили. Почувствовали, как приятно расслабление…Как приятно…(повторяем 1-2 раза) | Аналогично для рук |
И тут на животик каждому упала шишка. Чтобы она не свалилась, сильно-сильно напрягите животики…Еще сильнее…Еще сильнее. Держим напряжение…держим…Расслабили… Расслабили и почувствовали, как приятно расслабление (повторяем 1-2 раза) | Аналогично для живота |
А сейчас на ноги каждому упала шишка. Чтобы она не свалилась, сильно-сильно напрягите ноги…Еще сильнее…Еще сильнее…Держим напряжение…Держим…расслабили…Расслабили и почувствовали, как приятно расслабление (повторяем 1-2 раза) | Аналогично для ног |
Лежим спокойно. Как приятно, когда тело расслаблено, оно отдыхает…Запомните это ощущение расслабленности… | Запоминают ощущение расслабленного тела |
Когда вы захотите отдохнуть или расслабиться, можете вспомнить путешествие по сказочному лесу, его деревья, травы, цветы, ягоды, лесное озеро и то, как можно хорошо расслабиться. Вначале сильно-сильно напрягите мышцы, а затем расслабьте. Сверху вниз. Лицо, руки, живот, затем ноги. | Получают инструкцию на запоминание |
Вдохнули лесной воздух…Выдохнули. Повернулись на бок…Сели…Добрая фея взмахнула волшебной палочкой, и мы снова в группе… | Возвращение в группу |
Физкультура и спортивные игры не только заряжают ребенка позитивными эмоциями, но и снимают мышечные зажимы благодаря естественному напряжению мышц в процессе выполнения упражнения и последующему их расслаблению.
Теплая вода также способствует расслаблению. Купание с игрушками позволяет дошкольнику отдохнуть и естественным образом переключить внимание на игру.
Сухие бассейны разной формы, наполненные шариками, дают детям разнообразные тактильные ощущения не только стоп, что очень полезно, но и всех групп мышц. Сочетание мягких приятных надавливаний с наблюдением за разноцветными шариками и возможностью игры – хорошее средство, способствующее снятию эмоционального и мышечного напряжения.
Режим дня не только облегчает физиологическую деятельность организма, но и является способом психологической организации деятельности человека. Привычка к его соблюдению позволяет дошкольнику легко и естественно включиться в выполнение любой деятельности, оставив в прошлом стрессовое событие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы развития стрессоустойчивости у дошкольников
Презентация "Методы развития стрессооустойчивости у детей дошкольного возраста"...
Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников
Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...
Развитие стрессоустойчивости
Жизнь современного человека наполнена стрессами, преодоление которых становится одной из наиболее актуальных проьлем....
Работа с родителями по развитию стрессоустойчивости у дошкольников
Начиная с ясельной группы, следует проводить с родителями консультативные родительские собрания:необходимо сообщать о важности проявления любви и заботы к своему ребенку, о том, что ребенок требу...
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)
Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...
Развитие стрессоустойчивости у детей дошкольного возраста
Что такое стресс, стрессоустойчивостьУсловия формирования стрессоустойчивостиСпособы развития стрессоустойчивости...
РАЗВИТИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Консультация для воспитателей, как понять ребёнка, советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе....