Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника
статья по теме
Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_samoprinyatiya_kak_osnovy_stressoustoychivosti_doshkolnika.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника.
Основу стрессоустойчивости как ребенка, так и взрослого человека составляет наличие у него самопринятия, то есть любви к самому себе. Она предполагает восприятие себя со всеми достоинствами и недостатками, позволяет человеку ощущать себя как безусловную ценность в ситуации стресса, снижая тем самым его негативное влияние. У одних детей и взрослых самопринятия, то есть безусловной любви к самому себе, достаточно, у других – может и вовсе не быть. Оно формируется у человека постепенно и воспитывается именно в дошкольном детстве.
Выделяют несколько механизмов, по которым формируется самопринятие.
Первый механизм – принятие, усвоение дошкольником безусловного позитивного отношения к себе со стороны значимых людей. Прежде всего это родители, родственники ребенка. Иногда родители недооценивают тот факт, что детям нужно демонстрировать свою любовь. Ребенку приятно ласковое обращение, слова, поцелуи, объятия, улыбка, внимание, добрый и заинтересованный взгляд. Проявления любви должны быть спонтанные, не связанные с тем, что ребенок что-то сделал хорошо, как-то отличился. Чем больше знаков внимания он получает, тем в большей степени у него формируется самопринятие. Если этих позитивных связей достаточно, то у ребенка формируется безусловное принятие самого себя. Поэтому родителям и ближайшим родственникам так важно постоянно показывать свою любовь, делать ее видимой, слышимой и ощущаемой.
Второй механизм – собственное восприятие и оценка личных сторон самого себя. К числу таких характеристик можно отнести собственное имя, тело и семью. Их ребенок не может изменить, они неотделимы и поэтому воспринимаются как «я сам и есть». И очень важно, чтобы дошкольник принимал их. Так личное имя играет огромную роль, оно означает человека в целом, а не отдельные характеристики. Если спросить дошкольника: «Кто ты?» Он ответит: «Я Саша (Света)» либо «Я мальчик (девочка)». Это то, что находится на переднем плане сознания. Если ребенку не нравится его имя, то это может быть мощным и постоянным источником неприятия самого себя, психологического дискомфорта, страдания и даже злости. Поэтому задачей родителей должно стать создание условий для того, чтобы ребенок принимал свое имя и радовался ему. Основная идея – показать ребенку, что его имя – воплощение их любви к нему.
Восприятие и оценка собственного тела – второй важный источник самопринятия. Если человек ощущает себя физически непривлекательным, тело является источником боли, страдания, неспособно делать что-либо, то самопринятие уменьшается, человек может начать стыдится или унижать себя. Восприятие и оценка собственного тела будут играть особо важную роль, начиная с подросткового возраста. Родители должны приложить специальные усилия, чтобы тело ребенка не стало для него источником психологического страдания. К числу таких действий относится забота о здоровье ребенка, его физическом развитии в соответствии с возможностями, привитие гигиенических навыков и привычек, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Нельзя критиковать или ругать телесные признаки ребенка (редкие волосы, руки-крюки и др.), особенно когда это нельзя изменить. Взрослый, не называя ребенку какой-либо физической проблемы, может принять меры для ее устранения либо профилактики. Например, не говорить «не горбись, не ходи как крючок», а привить внимание к занятиям плаванием, танцами и т.п.
Особая значимость восприятия семьи в формировании самопринятия ребенка обусловлена тем, что человек идентифицируется с теми социальными общностями, в которые входит. Они могут приниматься с радостью и гордостью либо подавляться и отвергаться. Любой человек, в том числе ребенок, воспринимает себя как часть общностей людей (групп), как семья, город, страна. Чем более позитивно воспринимаются эти общности, тем выше у ребенка принятие самого себя без каких-либо условий. Поэтому в дошкольном возрасте важно проводить работу по воспитанию любви и принятия по отношению к семье, к своей малой и большой Родине. Рекомендуем родителям вместе с ребенком оформить альбом «Это Я». Примерные странички альбома:
- Это Я (фотографии и / или рисунок)
- Меня зовут (имя, значение имени, почему меня так назвали, мое домашнее имя, мое ласковое имя…)
- Мои родители (фотографии и /или рисунки, имена….)
- Моя родословная
- Кем и чем я могу гордиться. Что мы любим, делать всей семьей….
- Я живу….
- Мой портрет в лучах солнца …
- Какой Я (ладошка ребенка – в середине фотография, на каждом пальчике указана положительная черта)
- Я люблю…
- Я – красивый (фотография, рассказ, его могут записать взрослые)
- Я – сильный, ловкий …
- Я – умный, сообразительный…
- Я – научился…
- Я – увлекаюсь…
- Я – хочу…и т.д.
Работа над альбомом происходит постепенно. Ребенок совместно с родителями заполняют странички. В процессе этого взаимодействия взрослый передает свою любовь ребенку, а он, в свою очередь, ее осознает и принимает себя целиком.
Благодаря сформированному в детстве самопринятию ребенок становится более стрессоустойчив, поскольку негативные внешние воздействия не могут поколебать его внутреннее ощущение безусловной ценности самого себя и счастья жизни.
Королёва Т. И. МДОУ № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание оптимизма, как важнейшей составляющей стрессоустойчивости дошкольников
Способность видеть во всѐм позитивные стороны помогают людям меньше реагировать на негативные ситуации, повышать тем самым иммунитет к стрессовым ситуациям. Учитывая, что ребѐнок не рождается оптимист...
Умение расслабиться как составляющая стрессоустойчивости дошкольников
Такая специфическая составляющая стрессоустойчивости дошкольников, как умение расслабиться, позволяет избежать стресса благодаря тому, что ситуация не воспринимается как угрожающая....
Воспитание самопринятия как основа стрессоустойчивости дошкольника
Основу стрессоустойчивости как ребенка, так и взрослого человека составляет наличие у него самопринятия, то есть любви к самому себе.Она предполагает восприятие себя со всеми достоинствами и недостатк...
"Статья "Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника"
Благодаря сформированному в детстве самопринятию ребенок становится более стрессоустойчив, поскольку негативные внешние воздействия не могут поколебать его внутреннее ощущение безусловной ценнос...
Ассертивность как основа стрессоустойчивости
Ассертивность как основа стрессоустойчивости...
Презентация Стрессоустойчивость дошкольников в проблемной ситуации
Стрессоустойчивость дошкольников в проблемной ситуации...
Консультация Трудовое воспитание детей, как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России....