Исследовательский проект "Пчелкин" огород"
проект (подготовительная группа)

Шляхина Екатерина Кузьминична

Актуальность

   Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.

   Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Поиск новых подходов для решения поставленных задач подтолкнул меня к идее создания этого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_ogorod.docx962.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                     МБДОУ «Детский сад «Аленка»

                   Исследовательский проект

                            «Пчелкин» огород»

              C:\Users\User\Downloads\IMG_20230623_152547_163 (1).jpg

                                         

                                                                                            Исполнители:

                                                                        подготовительная к школе группа

                                                                        «Пчелки»                                                              

                                                                        Руководитель:

                                                                        Воспитатель Шляхина Е.К.

                                                             

                                              п. Тюльган 2023год.

                                   Актуальность

   Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.

   Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Поиск новых подходов для решения поставленных задач подтолкнул меня к идее создания этого проекта.

Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес к опытнической и исследовательской деятельности детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, развитие познавательных способностей и формирование трудовых навыков через вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

Задачи проекта:

  1. Расширять знания детей о культурных растениях;
  2. Закреплять знания о строении растений;
  3. Формировать представления об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, картофель, свекла, морковь);
  4. Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва);
  5. Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого;
  6. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями;
  7. Обогащать словарный запас;
  8. Способствовать развитию творческих способностей у детей;
  9. Уточнять знания детей о труде людей весной, летом и осенью на огороде;
  10. Расширять представления об орудиях труда;
  11. Систематизировать знания о процессе посадки;
  12. Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности;
  13. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.

Объект исследования – семена растений.

Предмет исследования – условия роста растений.

Материально-техническое обеспечение:

- оборудование для ухода за растениями;

- семена, рассада;

- фотоаппарат;

- компьютер;

- магнитофон.

Ожидаемые результаты проекта

Для педагогов:

Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.

Внедрение инновационных технологий. Самореализация.

Для воспитанников:

 Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений, будут созданы необходимые условия для развития познавательного интереса, коммуникативных навыков у детей в процессе наблюдения за жизнью растений на участке и уходу за ними.

 Дети научатся правильно пользоваться орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями;

 С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

 С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

 У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

 Формирование у детей уважительного отношения к труду.

 Получить урожай: томатов, лука, моркови, свеклы, редиски, зелени, картофеля , кабачков выращенных самими дошкольниками.

Для родителей:

Улучшение работы по взаимодействию с родителями;

Повышение уровня экологического сознания;

Повысится педагогическая компетенция родителей, они будут вовлечены в жизнь детского сада как участники образовательных отношений.

Принципы, реализуемые в проекте:

Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.

 Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.

 Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.

 Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.

 Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.

 Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие опытническая и исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдение, дидактические игры, беседы.

Речевое развитие чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно - ролевые игры.

Художественно- эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, театрализация, пение, хороводные игры.)

Социально- коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)

Физическое развитие (спортивные, подвижные игры, физкультурные минутки, пальчиковые игры).

Этапы работы над проектом:

1 этап. Организационно – проектировочный

Определение идеи, цели, задач; планирование, проектирование дизайна огорода; подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений; создание огорода.

2 этап. Практический, реализация проекта

Высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение; проведение с воспитанниками исследовательской деятельности; сбор фото материалов; отчет о реализации проекта.

3 этап. Заключительный, анализ результативности проекта

Фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растёт»; выставка детских рисунков «Вырастили своими руками».

                    Этапы реализации проекта:

Мероприятия

Цель

1.

Беседа с родителями

«Знакомство с

проектом».

Обсудить цели и задачи

проекта. Сформировать

интерес у родителей по

созданию условий для

реализации проекта.

2.

Разработка плана

реализации проекта.

Спланировать работу над

проектом по этапам.

3.

Подбор и анализ

литературы, информации с

интернет ресурсов об овощах и способах их произрастания

Создать методическое

обеспечение проекта.

4.

Подбор семян для посадки на огороде, приобретение

Необходимого оборудования.

Обеспечить практическую

часть проекта.

5.

Консультации для родителей

«Как приучить ребёнка есть овощи», «Трудовое

воспитание ребёнка в семье»

«Овощи и фрукты-ценные продукты»

Просвещать родителей по

теме.

6.

Подбор наглядно –дидактических пособий,

Демонстрационного материала.

Создать условия для

реализации проекта.

8.

Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций о

Культурных растениях.

Вызвать интерес к

растениям, желание

заботиться о них, углублять и

расширять знания о видах

растений.

9.

Дидактические игры:

Лото «Мир растений»,

«Волшебный мешочек»,

 «Во саду ли в огороде»,

«Богатый урожай»

Расширение словарного

запаса, классификация

растений по месту

произрастания (различие

овощей и фруктов).

10

Сюжетно-ролевые

игры : «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на

зиму». «У бабушки в деревне».

Подвижная игра «Царь-картошка»

Развитие игровой

деятельности. Знакомство

детей с разнообразием

фруктов и овощей.

11.

Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт.

Расширять кругозор детей о

культурах растущих  на

огороде.

12.

Рассматривание семян через лупу, увеличительное

стекло.

Дать понятие о том, что

форма и количество семян у

разных растений разное.

13.

Экспериментальная

Деятельность «растение - земля»

Выявить свойства земли

(черного цвета, рыхлая,

сыпучая)

14.

Практическая деятельность:

посадка семян- томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, картофеля, тыквы, кабачков, огурцов.

Высадка рассады: томатов, перца, кабачков, огурцов.

Вызвать интерес к

выращиванию огородной

культуры. Настроить детей

на длительный уход за

растениями и наблюдение за

их ростом

15.

Разучивание потешек,

пословиц, поговорок,

песен, связанных с

огородом, овощами.

Разучивание стихотворения С. Михалкова «Овощи»

Познакомить с

фольклорными

произведениями, развивать

речь, фантазию.

16.

Практическая деятельность:

посадка картофеля и моркови.

Вызвать интерес к выращиванию огородной

культуры. Настроить детей

на длительный уход за

растениями и наблюдение за

их ростом.

17.

Опыт – наблюдение

за всходами и ростом

овощных культур.

Формировать умение детей

замечать изменения, которые

происходят у прорастающих

семян

18.

Совместный с детьми

уход за огородом на участке: полив, рыхление земли, прополка от сорняков, уборка пожелтевших листьев, прореживание моркови и редиса

Формировать у детей

элементарных знаний о

выращивании овощей на

огороде, в открытом грунте,

развитие познавательных

интересов, формирование

исследовательских навыков,

воспитание у детей умения

наблюдать, делать выводы.

19.

Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета

Формировать представление

детей об овощах и фруктах.

20.

Экспериментальная

деятельность

«растение - человек»

Выявить насколько растения

нуждаются в уходе человека.

21.

Труд в природе

Подготовить грядки  к высадке-томатов, лука, моркови, свеклы, редиски, зелени, картофеля, кабачков, огурцов. Осуществить высадку.  Формировать интерес к результату своего труда.

22.

Экспериментальная деятельность

«растение - свет» (напримере

выращивания огурцов)

Определить роль солнца в

жизни растений.

23.

Экспериментальная

деятельность

«растение - вода» (на

примере

выращивания лука)

Выявить насколько вода

необходима для роста

растений.

24.

Употребление

выращенных плодов

«Наш урожай!»

Употребление выращенных

плодов, зелени.

Формировать интерес к

результату своего труда

25.

Художественно -

эстетическое

развитие

«Лепка овощей с

использованием

природных

материалов»

Развитие продуктивной

деятельности детей, детского

творчества в художественном

конструировании;

Формирование трудовых

умений и навыков,

адекватных возрасту

воспитанников,

трудолюбия;

26.

Художественно –

эстетическое

развитие

«Аппликация – консервируем овощи»

Развивать эстетическое

восприятие; Формировать

образные представления;

Развивать знания об овощах, способах их приготовления.

27.

Сбор урожая

Формирование трудовых навыков через сбор урожая на огороде в детском саду.

28.

Развлечение «Огородная канитель»

Вызвать положительные

эмоции, чувство радости. Создание условий для дальнейшего взаимодействия детей и педагога в рамках проекта.

Результаты проекта:

На участке дошкольного образования создан огород. Дети познакомились с культурными огородными растениями. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.

   В результате практической и опытнической деятельности дети получили представления о необходимых условиях для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала.

   Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

   По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

   Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, по данной проблеме.

За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

   Родители приняли активное участие в проекте «Пчелкин»  огород».

   

 Фото-отчет развлечения «Огородная канитель»

C:\Users\User\Downloads\IMG_20230623_152547_135.jpg

         Подвижная игра «Царь-картошка»

     C:\Users\User\Downloads\IMG_20230623_152546_960.jpg

                  «Эстафета» «Сбор урожая»

                  C:\Users\User\Downloads\IMG_20230623_152546_708.jpg

        Выбери «Что растет в саду и в огороде»

C:\Users\User\Downloads\IMG_20230623_152547_163 (1).jpg

   «Пугало огородное» поселилось на нашем огороде!

Список используемой литературы:

  1. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006.-144с. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф. Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
  2. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
  3. Куцлак Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика- синтез, 2015. – 128 с.
  4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
  5. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
  6. Павлова Л. Ю.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика – синтез, 2014.- 180 с.
  7. Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика- синтез,2016.-180 с.
  8. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. — 64 с.
  9. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...

Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)

Данный  исследовательский проект  представлен  на  VII городской  НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира".  По направлению: Живая природа (зоология и экол...

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»

Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».

Актуальность  проекта:Все живое  на  Земле  нуждается в  чистой воде. Она  основа  здоровья  и  жизни.Проблема:Зависит  ли  жизнь  обитателе...