Исследовательский проект "Пчелкин" огород"
проект (подготовительная группа)
Актуальность
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.
Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Поиск новых подходов для решения поставленных задач подтолкнул меня к идее создания этого проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash_ogorod.docx | 962.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Аленка»
Исследовательский проект
«Пчелкин» огород»
Исполнители:
подготовительная к школе группа
«Пчелки»
Руководитель:
Воспитатель Шляхина Е.К.
п. Тюльган 2023год.
Актуальность
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе. Так как в дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы.
Актуальность и выбор темы работы объясняются тем, что огород на участке в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Поиск новых подходов для решения поставленных задач подтолкнул меня к идее создания этого проекта.
Цель проекта: создание условий, стимулирующих интерес к опытнической и исследовательской деятельности детей, развитие экологической культуры, воспитание у детей любви к природе, развитие познавательных способностей и формирование трудовых навыков через вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи проекта:
- Расширять знания детей о культурных растениях;
- Закреплять знания о строении растений;
- Формировать представления об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, картофель, свекла, морковь);
- Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва);
- Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого;
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями;
- Обогащать словарный запас;
- Способствовать развитию творческих способностей у детей;
- Уточнять знания детей о труде людей весной, летом и осенью на огороде;
- Расширять представления об орудиях труда;
- Систематизировать знания о процессе посадки;
- Воспитывать положительное отношение к труду, интерес к сельскохозяйственной трудовой деятельности;
- Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.
Объект исследования – семена растений.
Предмет исследования – условия роста растений.
Материально-техническое обеспечение:
- оборудование для ухода за растениями;
- семена, рассада;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- магнитофон.
Ожидаемые результаты проекта
Для педагогов:
Повышение теоретического уровня и профессиональности педагогов.
Внедрение инновационных технологий. Самореализация.
Для воспитанников:
Расширение знаний и представлений у детей о процессе посадки и выращивании растений, будут созданы необходимые условия для развития познавательного интереса, коммуникативных навыков у детей в процессе наблюдения за жизнью растений на участке и уходу за ними.
Дети научатся правильно пользоваться орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями;
С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
Формирование у детей уважительного отношения к труду.
Получить урожай: томатов, лука, моркови, свеклы, редиски, зелени, картофеля , кабачков выращенных самими дошкольниками.
Для родителей:
Улучшение работы по взаимодействию с родителями;
Повышение уровня экологического сознания;
Повысится педагогическая компетенция родителей, они будут вовлечены в жизнь детского сада как участники образовательных отношений.
Принципы, реализуемые в проекте:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие опытническая и исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдение, дидактические игры, беседы.
Речевое развитие чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор, сюжетно - ролевые игры.
Художественно- эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация, театрализация, пение, хороводные игры.)
Социально- коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)
Физическое развитие (спортивные, подвижные игры, физкультурные минутки, пальчиковые игры).
Этапы работы над проектом:
1 этап. Организационно – проектировочный
Определение идеи, цели, задач; планирование, проектирование дизайна огорода; подбор семян, изучение температурного и светового режима, особенности ухода и агротехники выращивания растений; создание огорода.
2 этап. Практический, реализация проекта
Высадка овощных культур, ухаживание за растениями, наблюдение; проведение с воспитанниками исследовательской деятельности; сбор фото материалов; отчет о реализации проекта.
3 этап. Заключительный, анализ результативности проекта
Фотовыставка «Посадили огород, посмотрите что растёт»; выставка детских рисунков «Вырастили своими руками».
Этапы реализации проекта:
№ | Мероприятия | Цель |
1. | Беседа с родителями «Знакомство с проектом». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. |
2. | Разработка плана реализации проекта. | Спланировать работу над проектом по этапам. |
3. | Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов об овощах и способах их произрастания | Создать методическое обеспечение проекта. |
4. | Подбор семян для посадки на огороде, приобретение Необходимого оборудования. | Обеспечить практическую часть проекта. |
5. | Консультации для родителей «Как приучить ребёнка есть овощи», «Трудовое воспитание ребёнка в семье» «Овощи и фрукты-ценные продукты» | Просвещать родителей по теме. |
6. | Подбор наглядно –дидактических пособий, Демонстрационного материала. | Создать условия для реализации проекта. |
8. | Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций о Культурных растениях. | Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений. |
9. | Дидактические игры: Лото «Мир растений», «Волшебный мешочек», «Во саду ли в огороде», «Богатый урожай» | Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания (различие овощей и фруктов). |
10 | Сюжетно-ролевые игры : «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму». «У бабушки в деревне». Подвижная игра «Царь-картошка» | Развитие игровой деятельности. Знакомство детей с разнообразием фруктов и овощей. |
11. | Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. | Расширять кругозор детей о культурах растущих на огороде. |
12. | Рассматривание семян через лупу, увеличительное стекло. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. |
13. | Экспериментальная Деятельность «растение - земля» | Выявить свойства земли (черного цвета, рыхлая, сыпучая) |
14. | Практическая деятельность: посадка семян- томатов, перца, лука, капусты, моркови, свеклы, редиски, зелени, картофеля, тыквы, кабачков, огурцов. Высадка рассады: томатов, перца, кабачков, огурцов. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом |
15. | Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами. Разучивание стихотворения С. Михалкова «Овощи» | Познакомить с фольклорными произведениями, развивать речь, фантазию. |
16. | Практическая деятельность: посадка картофеля и моркови. | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Настроить детей на длительный уход за растениями и наблюдение за их ростом. |
17. | Опыт – наблюдение за всходами и ростом овощных культур. | Формировать умение детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих семян |
18. | Совместный с детьми уход за огородом на участке: полив, рыхление земли, прополка от сорняков, уборка пожелтевших листьев, прореживание моркови и редиса | Формировать у детей элементарных знаний о выращивании овощей на огороде, в открытом грунте, развитие познавательных интересов, формирование исследовательских навыков, воспитание у детей умения наблюдать, делать выводы. |
19. | Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета | Формировать представление детей об овощах и фруктах. |
20. | Экспериментальная деятельность «растение - человек» | Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека. |
21. | Труд в природе | Подготовить грядки к высадке-томатов, лука, моркови, свеклы, редиски, зелени, картофеля, кабачков, огурцов. Осуществить высадку. Формировать интерес к результату своего труда. |
22. | Экспериментальная деятельность «растение - свет» (напримере выращивания огурцов) | Определить роль солнца в жизни растений. |
23. | Экспериментальная деятельность «растение - вода» (на примере выращивания лука) | Выявить насколько вода необходима для роста растений. |
24. | Употребление выращенных плодов «Наш урожай!» | Употребление выращенных плодов, зелени. Формировать интерес к результату своего труда |
25. | Художественно - эстетическое развитие «Лепка овощей с использованием природных материалов» | Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном конструировании; Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия; |
26. | Художественно – эстетическое развитие «Аппликация – консервируем овощи» | Развивать эстетическое восприятие; Формировать образные представления; Развивать знания об овощах, способах их приготовления. |
27. | Сбор урожая | Формирование трудовых навыков через сбор урожая на огороде в детском саду. |
28. | Развлечение «Огородная канитель» | Вызвать положительные эмоции, чувство радости. Создание условий для дальнейшего взаимодействия детей и педагога в рамках проекта. |
Результаты проекта:
На участке дошкольного образования создан огород. Дети познакомились с культурными огородными растениями. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных огородных растений в открытом грунте.
В результате практической и опытнической деятельности дети получили представления о необходимых условиях для роста растений. Дети увидели многообразие посевного материала.
Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.
По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.
Наши дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.
Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, по данной проблеме.
За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.
Родители приняли активное участие в проекте «Пчелкин» огород».
Фото-отчет развлечения «Огородная канитель»
Подвижная игра «Царь-картошка»
«Эстафета» «Сбор урожая»
Выбери «Что растет в саду и в огороде»
«Пугало огородное» поселилось на нашем огороде!
Список используемой литературы:
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006.-144с. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст]/О.Ф. Горбатенко -2-е изд., стереотипное – Волгоград: Учитель, 2008. 286 с.
- Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
- Куцлак Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика- синтез, 2015. – 128 с.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: Книга для воспитателей детского сада/ С.Н.Николаева – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.
- Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа [Текст]/С.Н.Николаева. И.А.Комарова. – М.: Гном и Д., 2005.
- Павлова Л. Ю.Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика – синтез, 2014.- 180 с.
- Петрова В.И. Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.: Мозаика- синтез,2016.-180 с.
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. — 64 с.
- Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / Г.С.Швайко – М.: ВЛАДОС, 2000. – 160с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ, ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ исследовательский проект
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК ПУТЬ,ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ...
Исследовательская работа_Домашние животные .Кошки. (руководитель исследовательской работы воспитатель МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева А.Л.)
Данный исследовательский проект представлен на VII городской НПК дошкольников «Исследователь окружающего мира". По направлению: Живая природа (зоология и экол...
Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»
Исследовательский проект «Формирование у детей привычек здорового питания через собственную исследовательскую деятельность или Все о пользе молока»...
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Областной конкурс детско – юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Название исследовательского проекта «Вода».
Актуальность проекта:Все живое на Земле нуждается в чистой воде. Она основа здоровья и жизни.Проблема:Зависит ли жизнь обитателе...