Самообразование "Эксперементальная деятельность младшего дошкольного возраста "
опыты и эксперименты (младшая группа)
Предварительный просмотр:
План по самообразованию
Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста, через экспериментирование»
на период с 01.09.2024. - 30.05.2025.
Подготовил воспитатель:
Формагей С.А.
2024-2025гг.
Цель работы по теме самообразования: создание условий для формирования основного целостного мировидения детей младшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
- расширить знания по теме путем изучения педагогической литературы;
- разработать перспективное планирование по экспериментальной деятельности;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- внедрить современные педагогические технологии в процесс обучения детей;
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, физических явлениях (причинах и следствиях);
- развивать у детей коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий;
- вовлечь родителей во взаимодействии с ДОУ как активных субъектов;
- обобщать и распространять собственный педагогический опыт.
Актуальность темы:
Проблема развития познавательных интересов у детей является актуальной в современном обществе. Дети - это маленькие «почемучки». И они никак не смогут обойтись без взрослого и познать окружающий мир самостоятельно.
Ребенок очень активен в познании всего, что его окружает. Он постоянно задает вопросы: «А что это такое?», «А почему?», «Что они делают?» и т. д. Роль взрослого в развитии познания заключается в поддержании любопытства, развитии интересов и пополнении знаний ребенка.
Взрослый сам может «подталкивать» ребенка к познанию окружающих предметов, например, удивляясь какому-либо предмету, спрашивать: «Ой, а что это такое?». Ребенок сразу обратит внимание на предмет и начнет задавать вопросы о названии предмета, его предназначении.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС является «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».
Именно экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, повышает познавательную активность и любознательность, способствует активному восприятию объектов окружающего мира.
Перспективный план работы по теме самообразования
Этапы работы | Содержание работы | Сроки | Примечания результат |
Теоретический этап (начальный) | Изучение методической литературы, интернет ресурсов по заданной теме, сбор материалов для последующей работы по самообразованию. | В течение года | Аннотация на методическую литературу |
Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических, пальчиковых, подвижных игр и т. д. | Сентябрь 2024 г. | Оснащение РППС иллюстративным материалом, художественной литературой. Картотека игр и игровых упражнений по теме самообразования. | |
Практический этап (основной) | Оформление наглядной просветительской информации для родителей (стендовая информация, памятки, буклеты). | Октябрь - май 2024 – 2025 уч. г. | Консультации для родителей. |
Привлечение родителей к пополнению природными материалами центра исследовательской деятельности «Почемучка». | Октябрь 2024 г. | Оснащение центра исследовательской деятельности «Почемучка». | |
Составление перспективного планирования по теме самообразования. | Ноябрь – декабрь 2024 г. | Перспективные планы. | |
Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Декабрь 2025г. | Картотека опытов и экспериментов для детей 3-4 года. | |
Проведение мастер - класса для родителей: «Волшебный круг». | Декабрь 2024 г. | Конспект мероприятия.Презентация: «Домашние опыты». | |
Подбор дидактического материала для создания лэпбука «Водица - вода». | Январь 2025 г. | Лэпбук «Водица - вода» | |
Проведение ООД «Есть на свете цветок….» по познавательному развитию с элементами экспериментирования. | Февраль 2025 г. | Конспекты мероприятий | |
Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | В течение года | ||
Разработка проекта «Волшебный росток». Конкурс среди родителей «Кашпо для цветов из бросового материала». | Февраль 2025 г. | Методическая копилка Выставка поделок | |
Деловая игра с педагогами ДОУ «Аукцион идей». | Март 2025 г. | Конспект мероприятия | |
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений». Фотовыставка: «Мы экспериментируем» | Март - Апрель 2025 г. | Конспект мероприятия Выставка фотографий. | |
Родительское собрание: «Чему мы научились». | Май 2025 г. | Конспект собрания, презентация. | |
Написание отчета о проделанной работе. | Май 2025 г. | Отчет по самообразованию. | |
Распространение полученного опыта на сайтах социального и дошкольного образования. | В течение года | Публикация статей |
Перспективно - тематический план работы с детьми
старшего дошкольного возраста (3-4 лет)
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи | Ответственный |
Сентябрь | Тема «Неживая природа. Солнце» | ||
Д/и «Времена года», «Собери солнышко». | Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление. | Воспитатели | |
Беседа: «Зачем нужно солнце?» | Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами. | Воспитатели | |
Чтение «У солнышка в гостях» | Формировать умение слушать худ.произведение, вступать в разговор в ходе беседы. | Воспитатели | |
Опыт: «Какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые?». | Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования. | Воспитатели | |
Сюжетно - ролевая игра: «Собираемся на прогулку». | Развивать умение обосновывать свой выбор. | Воспитатели | |
ООД «Ходит в небе солнышко». | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе. | Воспитатели | |
Игровая ситуация «Откуда берутся солнечные зайчики». | Помочь детям понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать их (отражать свет зеркалом). | Воспитатели | |
Развлечение «В гости к солнышку» | Развивать смекалку, любознательность. Способствовать развитию речи детей как средства общения. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
Октябрь | Тема: «Неживая природа. Воздух и ветер» | ||
Опыт - Ветер в комнате («Живая змейка») | Выявить, как образуется ветер, что ветер - это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. | Воспитатели | |
Игры-ситуации «Как ветер растениям помогает», «Что можно сделать, чтобы помочь поселку очистить воздух?» | Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. | Воспитатели | |
Чтение - белорусская сказка «Золотые колосья», «Солнце и ветер» К.Д. Ушинский. | Обогащать и систематизировать представления детей о ветре через художественные произведения. | Воспитатели | |
ООД «Царство трёх ветров» | Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения. | Воспитатели | |
Эксперимент - Подводная лодка | Обнаружить, что воздух легче воды; выявить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. | Воспитатели | |
Д/и «Ветер – добрый, ветер – злой». «Делаем облака». «Слушаем себя». | Показать и доказать детям, что ветер - это движение воздуха. | Воспитатели | |
Слушанье: «Шум ветра», «Воздушный шарик» Л. Шапковой. | Закреплять умение определять происхождение звука. | Воспитатели | |
Физкультурное развлечение «Непоседа - ветер». | Развитие двигательной активности по средствам танцевальных движений | Воспитатели, инструктор по физ. культуре | |
Ноябрь | Тема: «Неживая природа. Вода и мыло» | ||
Чтение рассказа «Умная галка», сказка «Кто разбудил китенка». | Учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл. | Воспитатели | |
Опыт - Как достать предмет, не опуская руку в воду. | Познакомить детей с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. | Воспитатели | |
Сюжетно - ролевая игра «Домашние заботы». | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. | Воспитатели | |
Эксперимент - Откуда берётся вода? (Дождик). | Познакомить детей с процессом конденсации. | Воспитатели | |
Создание лэпбука «Водица - вода». | Продолжать знакомить детей со свойствами воды. | Воспитатели | |
Д/и «Кому нужна вода», «Что как плавает», «Сравни картинки». | Познакомить детей с животворным свойством воды. | Воспитатели | |
Игра - эксперимент «Мыло - фокусник». Рисование мылом. | Учить детей изготавливать мыльный раствор Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. | Воспитатели | |
Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку». | Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Воспитывать уважительное отношение к окружающей среде. | Воспитатели | |
Декабрь | Тема: «Физические явления.Свет и тень» | ||
Беседы: «Источники света», «Что такое тень и как она образуется», «Почему невозможно поймать свою тень». | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер). Искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Воспитатели | |
Игры - ситуации: «Угадай сказку» (по тени), «Свет повсюду». | Формировать понимание того, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно. | Воспитатели | |
Заучивание стихотворение «Солнце и тень». | Учить детей воспринимать образное содержание стихотворения, его нравственный смысл. | Воспитатели | |
Опыты: «Как появляется тень?», «Предмет и его тень», «Чудесные превращения тени» | Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта. | Воспитатели | |
Сюжетно- ролевые игры: «Заблудились в лесу», «В квартире отключили свет». | Развивать умение выделять свойства света, обосновывать свой выбор. | Воспитатели | |
Эксперимент «Волшебный круг». | Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. | Воспитатели | |
Д/и:«Найди тень. Фигуры», «Пляшущие тени», «Источники света». | Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы. | Воспитатели | |
Подвижные игры: «Догонялки с тенью», «Вместе с другом».«Допрыгай до тени». | Развивать увертливость, смекалку. Создать радостное настроение. | Воспитатели | |
Январь | Тема: «Неживая природа. Снег. Лед». | ||
Дидактические игры: «Снег и лед», «Снег везде», «Объясни», «Что зимой бывает». | Закрепить признаки зимы. Учить видеть красоту природы зимой. | Воспитатели | |
Рассматривание иллюстраций «Снег идёт», «Следы на снегу», «Катаемся на санках», «Гололед». | Закрепить знания детей о зиме, как времени года. Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. | Воспитатели | |
Беседы: «Зимние опасности», «Откуда берется снег и лед?», «Это коварный лед». | Уточнить представления о свойствах льда. Дать понятие изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла. | Воспитатели | |
Игры - ситуации: «Снегурочкины друзья», «Зимние игры и забавы», «Скользкий лед». | Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. | Воспитатели | |
Опыты: «Откуда взялась вода», «Куда спрятался снег», «Определение чистоты снега», «Сравнение снега и льда», «Превращение снег-вода-лед». | Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.Формировать представление о агрегатных состояниях воды (лед, жидкость, пар). | Воспитатели | |
Февраль | Тема: «Растения» | ||
Дидактические игры: «Узнай растение», «Назови по описанию», «Где растут цветы», «Что изменилось?». | Обобщить представления о росте и развитии растений, установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды. | Воспитатели | |
Беседы: «Что такое растения?», «Какие бывают растения?», « Если бы не было растений?», «Что нужно для роста растений?» | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать.Способствовать установлению причинно – следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности растений от условий окружающей среды. | Воспитатели | |
Рассматривание иллюстраций с изображениями различных растений. | Углубить представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах – в пустыне, океанах, горах, тундре. | Воспитатели | |
Игры – эксперименты: «Ухаживаем за растениями», «Движение к свету». | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | Воспитатели | |
ООД «Есть на свете цветок….» | Учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. | Воспитатели | |
Чтение худ.литературы: Л. Скребцова. Лекарство в цветочных горшках, Стойкий бальзамин. | Учить быть внимательным и заботливым по отношению к растениям. | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
Игры - ситуации: «Полезные растения», «Цветок засох», «Растения - доктора», «Полей растение». | Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. | Воспитатели | |
Опыты: «С водой и без воды», «Как пьют растения», «Где лучше расти», «Может ли растение дышать?». | Доказать, что растение дышит всеми частями. | Воспитатели | |
Март | Тема: «Рукотворный мир. Разные ткани» | ||
Беседа «Ткани разные нужны, ткани разные важны» | Формирование умения сравнивать разные виды тканей, осознавая, что их характеристики определяют способ использования. | Воспитатели | |
Д/и «В мире вещей», «Веришь - не веришь»«Одень куклу». | Научить узнавать вещи, сделанные из ткани, бумаги, дерева вычленять качества и свойства. Закреплять навыки объединяться в группы для работы по своему материалу. | Воспитатели | |
Чтение «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Заплатка» Н. Носов. | Развитие внимания. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. | Воспитатели | |
Проблемная ситуация «Необычное платье для Белоснежки» | Определение возможности окрашивания ткани природными объектами. | Воспитатели | |
ООД «Разнообразие тканей» | Познакомить детей с качествами и свойствами различных тканей; учить сравнивать качества и свойства разных материалов между собой, делать выводы; воспитывать аккуратность при работе с водой. | Воспитатели | |
Сюжетно-ролевая игра «Ателье» | Развивать интерес к игре путем знакомства с трудом приёмщика, закройщика, швеи, видов тканей, показом людей одежды; развивать у детей творчество в выборе замысла, в выборе предметных и ролевых способов их решения. | Воспитатели | |
Опыт«Ткань и бумага» | На примере опыта закрепить свойства тканей в сравнении с бумагой; развивать познавательный интерес; желание к проведению опытов и экспериментов. | Воспитатели | |
Хозяйственно-бытовой труд «Помогаем в уборке групповой комнаты» | Учить определять ткань, которая лучше впитывает воду. | Воспитатели | |
Апрель | Тема: «Неживая природа. «Магнит и его свойства» | ||
Сюжетно- ролевые игры: «Завод по изготовлению магнитов», «Магазин сувениров». | Познакомить детей магнитом и его особенностями; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность | Воспитатели | |
Опыты: «Определим силу магнита», «Почему иногда два магнита отталкиваются?», «Сила магнита действует через стекло и воду, картон». | Развивать умение обследовать и называть свойства магнита (крепкий, твердый). | Воспитатели | |
Рассматривание иллюстраций в энциклопедии. | Развивать интерес разным камушкам. Учить детей делать самостоятельно умозаключения. | Воспитатели | |
ООД «Свойства магнита» | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими. | Воспитатели | |
Проблемные ситуации: «Застряла машина», «Потеряли иголку», «Танец скрепок». | Развивать познавательную активность детей, любознательность; умение делать выводы. | Воспитатели | |
ООД «Рисует магнит или нет» | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков | Воспитатели | |
Игры - эксперименты: «Поймай рыбку», «Сколько весит магнит?», «Где прячется магнит?», «Какой груз притянет магнитная полоска?». | Продолжать знакомить детей с магнитом, его свойством притягивания металлических предметов, учить детей обобщенным способам исследования различных объектов, развивать интерес к объектам исследования. | Воспитатели | |
Просмотр мультфильмов «Лунтик. Магнит», «Фиксики. Магнетизм» | Развивать умение слушать педагога, отвечать на вопросы, строя развернутые фразы. | Воспитатели | |
Май | Тема: «Неживая природа. Волшебный песок и глина» | ||
Рассматривание: Альбом «Глиняные изделия», иллюстрации «Удивительная пустыня». | Развивать познавательный интерес, желание рассуждать и доказывать. | Воспитатели | |
Д/и: «Песок и глина – наши помощники», «Все увидим, все узнаем», «Картинка из песка». | Формирование знаний о важности песка и глины в жизнедеятельности человека. | Воспитатели | |
Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Расширять знания о свойствах песка и глины, развивать умение с ним обращаться, сравнивать. | Воспитатели. | |
Опыты: «Чьи следы», «Песчаный конус», «Сыпется-лепится», «Приключение песчинки». | Помочь овладеть средствами познавательной деятельности, способами обследования объекта. | Воспитатели. | |
Игровая ситуация - Что на поверхности? | Выявить свойства глины и песка. | Воспитатели | |
ООД - Рисование на песке. | Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | Воспитатели | |
Игры - эксперименты: «Песочный город», «Секреты старого крота», «Чудеса в решете». | Продемонстрировать свойства песка: сыпучесть, рыхлость; изменение его свойств при взаимодействии с водой. | Воспитатели | |
Развлечение «В гостях у песочной Феи». | Развивать умение выделять свойства песка, обосновывать свой выбор. Создать радостное настроение. | Воспитатели, музыкальный руководитель |
Перспективный план работы с педагогами ДОУ
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Консультация «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». | Формирование представлений об исследовательском обучении, как ведущем способе познавательной деятельности. |
Октябрь | Семинар-практикум «Развитие творческих способностей средствами экспериментальной деятельности». | Систематизация знаний об особенностях современных форм и методов по развитию творческих способностей средствами экспериментальной деятельности. |
Ноябрь | Консультация «Развиваем внимание и мышление дошкольников - учим ребенка быть любознательным». | Предоставить рекомендации по созданию условий для развития воображения, мышления, творческих способностей детей. |
Декабрь | Мастер-класс «Растим любознайку». | Повысить профессиональное мастерство педагоговв процессе активного педагогического общения по проблеме детского экспериментирования дошкольников. |
Январь | Практическая консультация «Опыты или чудеса из простых вещей» | Расширение знаний педагогов в вопросах организации и проведению с детьми элементарных опытов. |
Февраль | Открытый показ ООД «Есть на свете цветок….» | Учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке. |
Март | Деловая игра с педагогами ДОУ «Аукцион идей». | Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности. |
Апрель | Доклад и презентация «Опыт работы по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | Систематизация знаний педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей 5-6 лет, совершенствование педагогического мастерства. |
Май | Отчетная презентация по теме самообразования. | Представление результата работы за год. |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Мероприятия | Цель и задачи |
Сентябрь | Родительское собрание «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?». | Повышение родительской компетентности в вопросах детского экспериментирования. |
Октябрь | Консультация для родителей «Солнце, воздух, и вода - наши лучшие друзья!» Буклет «Экспериментируем дома». | Предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. |
Ноябрь | Создание сенсорной коробки «Подводный мир». Оформление коллекции мыла. Мастер-класс «Рисование мыльными пузырями». | Привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды в группе.Укрепление детско-родительских отношений. |
Декабрь | Консультация «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло». | Разработать практические материалы. |
Январь | Папка - передвижка «Чего нельзя и Что нужно для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». | Разработка правил безопасности для детей и инструкций для родителей при организации и проведении детских экспериментов. |
Февраль | Консультация «Научите ребенка любить живую природу». Проведение проекта «Волшебный росток». | Дать представление родителям о значимости знаний детей об окружающем мире, его разнообразии. |
Март | Конкурс - «Кашпо для цветов из бросового материала». Оформление коллекции«Разные ткани» Открытый показ ООД «Мокрый праздник» (центр воды и песка). | Оформить коллекцию новыми видами тканей, продемонстрировать их разнообразие.Побудить родителей к совместной творческой деятельности с детьми. |
Апрель | Консультация: «Волшебные свойства магнита». Мастер - класс «Изготовление магнитов своими руками». | Вовлечение родителей в образовательный процесс. |
Май | Родительское собрание «Чему мы научились».Форма - Круглый стол с представлением презентации. | Обсуждение полученных результатов проведенной работе попоисково-исследовательской деятельности. |
Ожидаемый результат.
Для детей:
- у детей сформируются навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творчества, самостоятельности,
- уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие - развитие личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- научатся планировать свою деятельность, работать в коллективе,
- активное развитие речевой деятельности, пополнение словарного запаса.
Для педагогов:
- повышение профессионализма по данной теме;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- самореализация.
Для родителей:
- родители станут активными участниками образовательного процесса, повысится педагогическая грамотность;
- возрастет роль ДОУ у родителей как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Вывод:
В основе экспериментальной деятельности младших дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам
Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения.
Анализ литературы:
1. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста. /Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
2. Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом:занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. /Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
3. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004. -111с.
4. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. - 56 с.
5. Экспериментальная деятельность детей 4- 6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. - Волгоград: Учитель, 2009. - 87 с.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность(младший дошкольный возраст).
Конспект занятия в ясельной группе....
Перспективный план игровой деятельности младший дошкольный возраст
Перспективный план игравой деятельности включает в себя все виды игр с целями. Игры разбиты на три графы - утро, прогулка, вечер, а так же на тематические недели. Данный материал разработан на три мес...
Программа работы кружка по "РТВ" художественно-творческой деятельности младшего дошкольного возраста.
Программа дополнительного образования по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционных техник в рисовании с детьми младшего и среднего возраста. Программа рассчитана на два года обу...
Экспериментальная деятельность младшего дошкольного возраста как средство познавательного развития»
консультация для воспитателей...
Конспект организованной образовательной деятельности младший дошкольный возраст на тему: «Осень» Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с №103 Алибекова Мадина Мустафаевна
Програмное содержание: Цель:Продолжать знакомить детей с цветами (красный, желтый, зеленый), понятиями «большой-маленький», «один-много», «верх-низ».Учить детей повторять слова и действия по обра...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Развитие речи детей через театрализованную деятельность младшего дошкольного возраста.
- Пальчиковый театр- кукольный театр;- настольный театр...