Применение виртуальных экскурсий в работе по познавательному развитию детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

Панова Светлана Сергеевна

виртуальная экскурсия – это инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В РАБОТЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Панова Светлана Сергеевна,

воспитатель МБДОУ №21 «Аленький цветочек»

Важнейшим направлением в системе образования является познавательное развитие детей дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования присутствует образовательная область «Познавательное развитие», ее цель – развитие любознательности, познавательной мотивации, а также интересов детей. В результате познавательного развития формируются первичные представления детей о себе и окружающем мире. Благодаря развитию познавательных способностей дети лучше понимают смысл действительности, которая их окружает. Поэтому важно применение новых технологий, в частности, виртуальных экскурсий.

Виртуальные экскурсии имеют уникальные возможности в познавательном развитии. Виртуальная экскурсия – это такая организационная форма образования, которая отличается виртуальным отображением реальных объектов. Ее преимуществами являются возможность повторного просмотра, наглядность, а также доступность и присутствие интерактивных заданий. Поэтому тема данной статьи является особенно актуальной в настоящее время.

Цель данной статьи – обобщить опыт по организации виртуальных экскурсий. Отсюда вытекают такие задачи, как: выявить роль виртуальных экскурсий в познавательном развитии, определить виды и функции виртуальной экскурсии, обобщить опыт работы по организации виртуальных экскурсий в дошкольной образовательной организации МБДОУ №21 «Аленький цветочек» города Саяногорска.

Необходимо отметить, что проблема познавательного развития дошкольников является предметом исследования в трудах таких педагогов и психологов, как Л.С. Выготский [1], А.Н. Леонтьев [3], В.С. Мухина [4] и др. Вопросы организации экскурсий в детском саду исследовали Т.М. Глушанок [2], В.А. Степанова [5] и др.

В то же время вопросы организации виртуальных экскурсий недостаточно изучены.

Возможность проведения виртуальных экскурсий в детском саду появилась с развитием компьютерной техники. Виртуальные экскурсии помогают получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения на данный момент. Такая экскурсия помогает сэкономить время и средства. Воспитатели выбирают необходимый материал, а также могут составить нужный маршрут и изменять содержание в соответствии с интересами детей.

Мы проводим в детском саду виртуальные экскурсии нескольких видов:

1) электронные презентации и слайд-шоу (или фотопутешествия);

2) видеоэкскурсии с комментариями педагога, включающие в себя видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев.

Проводим такие виртуальные экскурсии, как обзорные, которые объединяют в себе несколько экскурсий под общей темой. Также проводим тематические экскурсии на определенную тему, а также биографические экскурсии об известных людях.

В основном создаем экскурсии посредством технологии презентации. В детском саду мы проводим мультимедийные презентации «Живопись русских художников», «Народные игрушки», «Дорожная азбука» и другие. Познавательным потенциалом также обладают видеоэкскурсии «Космодром», «Подводный мир», «Русский музей» и другие.

Для знакомства с различными профессиями организуем виртуальные экскурсии «Завод», «Библиотека», «Кафе», «Исследователи космоса», «Стройка». В ходе просмотра виртуальной экскурсии «Стройка» дети знакомятся с профессиями каменщика, штукатура, плиточника, прораба и др. После виртуальных экскурсий дети активнее играют в сюжетно-ролевые игры.

В настоящее время виртуальные туры создают многие музеи и художественные галереи. Элементами таких туров являются панорамы, которые соединены интерактивными ссылками-переходами. Всплывают информационные окна и поясняющие надписи. Также применяются панорамные фотографии.

Как мы организуем виртуальные экскурсии? Подготовка начинается с выбора темы, определения целей и задач виртуальной экскурсии. Затем изучаем литературу и проводим предварительную работу: сканируем фотографии, составляем маршрут экскурсии, подготавливаем текст. При этом учитываем возраст дошкольников и стараемся полностью раскрыть тему. Текст стараемся делать кратким, включать фактический материал и излагать его литературным языком. Комментарии представляем в виде текста или аудиозаписи голоса. Стараемся организовать показ в логической последовательности.

Начинаем проведение экскурсии со вступительной беседы. При этом задаем детям проблемные вопросы по теме и содержанию экскурсии. Завершаем виртуальную экскурсию итоговой беседой, когда дети делятся впечатлениями. Проводим виртуальные экскурсии в индивидуальной и групповой деятельности.

Стараемся, чтобы проект виртуальной экскурсии имел свою определенную тему. Вокруг этой темы объединяются подтемы. Обычно основной частью экскурсии является показ объектов, их количество от 10 до 20.

После того, как подобран визуальный ряд, на каждый объект составляем карточку. Там есть такая информация, как наименование объекта и его описание, а также сведения о данном объекте. К карточке прикрепляем изображения.

Учитывая, что наш детский сад находится в Саяногорске, и мало возможностей для посещения крупных городов Российской Федерации, проводим также виртуальные экскурсии по крупнейшим музеям Москвы и Санкт-Петербурга. В качестве примера приведем организацию виртуальной экскурсии по Эрмитажу для детей старшей группы. Известно, что Эрмитаж – это крупнейший художественный музей мира, в котором находится более трех миллионов произведений искусства, а всего в музее 365 залов для посещения. В Эрмитаже экспонируются произведения живописи, скульптуры, предметы прикладного искусства, а также археологические находки. Мы создали виртуальную экскурсию по Эрмитажу. Она имеет большое значение для реализации задач образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» согласно ФГОС ДО. Экскурсия позволяет познакомить детей дошкольного возраста с искусством и историей.

Экскурсия была подготовлена нами в виде презентации. При этом мы использовали фотографии и виртуальные туры по Эрмитажу. Презентация состоит из 20 слайдов. Первые слайды изображают Эрмитаж с улицы, а также в презентации содержатся слайды по главному штабу, эрмитажному театру и т.д. Слайды помогают дошкольникам детально рассмотреть залы и интерьер музея.

Перед проведением экскурсии беседовали с детьми, узнавали, что такое музей, кто был в Эрмитаже. Затем кратко рассказываем детям в доступной форме об Эрмитаже и его истории. Обязательно знакомим детей с правилами поведения в музее, так как в будущем они могут присутствовать на реальных экскурсиях.

Какие методы мы используем при организации виртуальных экскурсий? Виртуальные экскурсии проводим в виде интересной игры-соревнования. За каждый правильный ответ дошкольник получает картинку в виде экспоната. Участники, набравшие больше всех картинок, в качестве приза получают книгу об Эрмитаже.

Показ слайдов сопровождается нашим объяснением и вопросами для активизации познавательной активности. В качестве вопросов могут быть: «Что это такое?», «Для чего?» и т.д. В ходе просмотра экскурсии даются познавательные задания: например, при просмотре слайдов с изображением картин спрашиваю: «Что такое натюрморт?», «Что изображено на данной картине?» и т.д.

Когда экскурсия заканчивается, подводим итоги, узнаем у детей, что они узнали нового, понравилась ли экскурсия, задаем конкретные вопросы по экспонатам музея.

Приведем другой пример: виртуальная экскурсия «Музей игрушки». В виртуальном музее представлены игрушки различных стран из разных материалов: игрушки из дерева, фарфора, ткани и т.д.

Виртуальные экскурсии помогают организовывать различные праздничные мероприятия: например, «Масленица» и др. В ходе виртуальной экскурсии «Масленица» дети знакомятся с историей этого праздника, с обычаем печь блины, пословицами и поговорками.

Нами проводилась виртуальная экскурсия «Рождественская сказка», посвященная празднованию Нового года и Рождества. В ходе экскурсии дети узнают о традициях празднования Нового года, узнают много нового об истории елочных игрушек.

Во время виртуальной экскурсии используется мультимедиа аппаратура. Виртуальная экскурсия может включать в себя фрагменты мультфильмов, видеоклипы, они расширяют кругозор детей.

В настоящее время необходим поиск новых форм воспитательного процесса в детских садах. Виртуальные экскурсии помогают развивать познавательные способности. Виртуальные экскурсии мы сочетаем с такими формами, как викторины, загадки, сюжетно-ролевые игры. Виртуальные экскурсии помогают дошкольникам осознать значение культурного, исторического наследия Отечества. В то же время виртуальная экскурсия становится увлекательной игрой.

Создавая проекты виртуальных экскурсий, совершенствуем знания и расширяем навыки поиска информации. Виртуальные экскурсии позволяют детям, не покидая здание детского сада, познакомиться с объектами, которые расположены далеко за пределами детского сада и города. Достоинством виртуальных экскурсий считаем то, что можем самостоятельно выбирать необходимый материал.

Привлекаем родителей к участию в подготовке виртуальных экскурсий. Родители присылают фотографии и видеоролики.

Успешная реализация виртуальных экскурсий зависит от следующих условий:

1) тема экскурсии является значимой и интересной;

2) выбор темы осуществляем самостоятельно;

3) четко намечаем этапы подготовки экскурсии;

4) при подготовке виртуальной экскурсии применяем творческие методы.

Виртуальные экскурсии позволяют эффективно знакомить детей с историей и культурой родного края. Например, с природой Республики Хакасия, местными музеями, познакомить с биографией известных людей нашего края.

Таким образом, виртуальная экскурсия – это инновационное средство познавательного развития детей дошкольного возраста. У нее множество достоинств и преимуществ. При этом мы, педагоги, совершенствуемся в области методики проведения мероприятий. При подготовке виртуальных экскурсий стараемся знакомиться и применять новейшие достижения педагогического опыта и интерактивных технологий.

Виртуальная экскурсия позволяет использовать новые компьютерные технологии. При этом развиваются не только дети, но и педагоги. Пробуждается интерес к культуре и истории нашей страны, а эмоциональное проведение таких экскурсий улучшает психологический климат в группе и взаимопонимание с детьми. После проведения виртуальных экскурсий стараемся делиться своим опытом с коллегами.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Хранитель, 2018. – 536 с.

2. Глушанок Т.М. Практика экскурсионной деятельности. – СПб: Герда, 2008. – 205 с.

3. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2019. – 511 с.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Наука, 2022. – 671 с.

5. Степанова В.А. Экскурсии в образовательной деятельности в ДОО. – М.: Детство-Пресс, 2021. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Анализ работы ГМО познавательного развития детей дошкольного возраста за 2016 - 2017 уч.год

Анализ работы ГМО познавательного развития детей дошкольного возраста за 2016 - 2017 уч.год...

Анализ работы ГМО познавательного развития детей дошкольного возраста за 2017 - 2018 уч.год

Анализ работы ГМО познавательного развития детей дошкольного возраста за 2017 - 2018 уч.год...

Анализ работы ГМО познавательного развития детей дошкольного возраста за 2018 - 2019 уч.год

Анализ работы ГМО познавательного развития детей дошкольного возраста за 2018 - 2019 уч.год...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

ЖУРНАЛ САМООБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА ТЕМА: "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование дидактических игр с применением ИКТ»

quot;Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование  дидактических игр с применением ИКТ»...