Проект "Русская Матрешка-символ России
проект (старшая группа)

Ирина Владимировна Жирина

imageЧастное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 111 открытого акционерного общества «Российские  железные дороги»

 

 

 

 

Проект

                                                                                  «Русская Матрёшка – символ России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

Подготовила воспитатель: Жирина И.В.

 

 

image

 

г.Саратов

2024г.

«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку

Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех

Свои думы и знания, своё умение — в этом

Большая сила её влияния на ребёнка.

Через народную игрушку кто — то совсем

Близкий и ласковый говорит с ребёнком

Правдиво, мудро».

Е. А. Флёрина.

 

 

 

Тема: «Русская Матрёшка – символ России»

Тип проекта: информационно-познавательный

Срок реализации проекта: краткосрочный, 2 недели

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Цель: Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.

Задачи:

  • Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
  • Научить украшать матрёшку, используя разные техники (краски, крупа, пластилинография)
  • Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.

Ожидаемый результат:

  • Знание истории происхождение Матрёшки;
  • Знание особенностей игрушки (материал, форма, цвета, узоры);
  • Умение различать Семёновскую, Загорскую, Полхово - Майданскую и Авторские матрёшки;
  • Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов Матрёшек;
  • Знание стихов, песен, игр с матрёшками.

Актуальность:

Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.

Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования и развития духовности.

 

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный

  • Планирование работы.
  • Сбор информации из разных источников (подбор литературы, иллюстраций, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
  • Подбор материалов для изодеятельности.
  1. этап. Основной

Цель: активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.

Вид деятельности и тема

 

Цели и задачи

Беседа

«История Матрёшки»

«Почему все матрёшки разные?»

 

«Как появляется матрешка?»

Познакомить с историей появления Матрёшки на Руси.

 

Дать детям знания о том, что Матрёшек делают из дерева, что расписывают художники, которые рисуют ей лицо и одежду. Каждый мастер расписывает куклу по-своему.

Ознакомление с художественной литературой

Чтение  

Ю. Иванова «Матрёшка. Кукла с секретом»

Стихотворение Джулия Рум

«Эти русские матрёшки»

Разучивание стихов, частушек, загадок о Матрёшках.

Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения.

Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке.

Развивать память, мышление, речь.

Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия

ООД с ИКТ

«Процесс изготовления Матрёшки»

 

«Такие разные Матрёшки»

 

«История русской матрешки»

 

 

 

«Расскажем о Матрёшке»

 

 

 

 

Познакомить с процессом появления Матрёшки.  Развивать познавательный интерес к культуре России. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

 

Познакомить с видами, росписью Матрёшек на Руси.

Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства

 

Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке.

Развивать связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие.

Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников.

Дидактические игры

 «Разрезные картинки»

«Найди отличия»

«Разложи по росту»

«Сложи матрешку»

Лэпбук «Собери матрешку»

Упражнять детей в составлении целого предмета из частей, учить группировать предметы по цвету и по внешнему виду.

Развивать восприятие, внимание, память

Пальчиковые игры.

«Мы - весёлые Матрёшки»

«Раз – матрёшка, два – матрёшка»

Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения.

Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь.

Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно

Подвижные игры

 «Раз, два, три матрёшечку найди»

«Шли матрешки по дорожке»

Добрось мяч до матрешки

 

Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание).

Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей

Хороводные игры

 «Мы –веселые матрешки»

 «Весёлая косынка»

 «Русская красавица»

 

Учить детей играть согласно слов и правил игры.

Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции.

Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками

 

Речевые игры

«Назови ласково»

 «Закончи предложение»

 «Кто больше слов скажет?»

 «Только слова о матрёшке»

 «Опиши матрёшку»

 

Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласкательные слова.

Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь.

Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия

Музыкальная деятельность Танец «Забавные матрешки – умеют играть в ложки».

Танцевально-ритмическая постановка  с ложками

Изобразительная деятельность

Хоровод матрешек (пластинография)

 «Красавицы- подружки»

(изодеятельность)

Раскрашивание раскрасок по теме проекта.

Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки.

Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи.

Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками, красками.

Развивать творчество, воображение, фантазию.

Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки

Взаимодействие с родителями

Подборка и оформление материала для создания мини-экспозиции «Ах, Матрёшечка, Матрёшка», иллюстраций, картинок о матрешках.

Папка – передвижка «Матрёшка- самая известная русская игрушка»

Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта.

Приобщать родителей к воспитательному процессу.

Оказывать педагогу помощь по созданию мини-экспозиции «Ах, Матрёшечка, Матрёшка». Создать эмоциональный настрой родителей воспитанников

3 этап. Заключительный

Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.

Выводы:

В ходе проекта дети:

  • Узнали, как выглядит русская матрешка, какие виды матрешек существуют, какими ремеслами знаменита Русь;
  • Дети поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

Итог проекта:

  • Расширение знаний детей о «Русской народной игрушке – матрешке».
  • Выставка творческой деятельности «Моя матрешка».
  • Разучивание стихов, частушек о матрешке.
  • Организация мини—музея «Матрешки - улыбка России».
  • Развлечение: танцевально-ритмическая постановка «Забавные матрёшки – умеют стучать в ложки!»
  • Презентация проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Конспект беседы «Матрёшка - символ России».

Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную (яйцеподобную) форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Нашу матрешку знают во всем мире. Многие народы восхищаются этой игрушкой, и во всем мире матрешка вместе с медведем стала символом загадочной и непонятной России. Как появилось название «матрешка»?

На Руси известным женским именем было имя Матрона. Но не все знают, что пошло оно от латинского Matrona, так называли женщин известных и знатных. Имя напророчило судьбу игрушке, так как она стала очень знаменитой. Неудивительно, почему матрешка - символ России. Матрешка - символ Рода. Вдумаемся в название. Слово «матрешка» происходит от слова «мать». Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства. Матрешка с многочисленным ее семейством передает образ Семьи, нескольких поколений предков и потомков.

Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. По этим куклам любой ребенок может сделать первые шаги в познании нашей многонациональной Родины. Ведь каждый регион России изображал на матрешках свою региональную одежду.

В каждой местности были свои традиции работы с деревом, различные цвета в одежде. Отсюда красочная игрушка могла быть круглой или удлиненной. Ее одевали в разные сарафаны и покрывали голову цветастыми платками. В каждой местности матрешка имела свой особенный колорит. Каждая матрешка загорская, семёновская, майдановская, вятская, авторская хороша по-своему. Но у них и много общего – все они символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.

В Европе матрешки стали безумно популярны потому, что приоткрывали завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре. Матрешка приобрели огромную популярность. Она как добрая посланница живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца. Ныне матрешки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.

Конспект ООД «История русской матрешки»

Программное содержание.

  • Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; познакомить с технологией её изготовления;
  • Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;
  • Развивать творческую деятельность детей;
  • Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа.

Оборудование и материалы: картинки с изображением загорской, семеновской, полхово - майдановской матрешкой; деревянные игрушки матрешки разных видов; деревянная заготовка матрешки,

раскраски матрешек

Словарная работа. Загорская, полхово-майдановская, семеновская матрешка, деревянная, токарить, узорить.

ООД

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства. А отправимся мы туда на старом трамвайчике. Занимайте места, а, чтобы не было в пути нам скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и рассматривать картинки.(Звенит колокольчик).

Итак, трамвайчик отправился в путь. Мы подъезжаем к первой остановке. И чтобы узнать, как остановка называется, нужно отгадать загадку:

Ростом разные подружки,

Все румяны, все толстушки,

Все они сидят вдруг дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Остановка «Откуда появилась матрешка».

Воспитатель.

Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

А расскажу я вам сегодня дети, об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках, которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка.

А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Россию пришла?

В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другие фигурки.

Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.

А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Делают матрешек из дерева - липа. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, больше, и больше.

Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белее снега. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку.

Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек.

Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.

Чем отличается внутренняя поверхность от наружной?

А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?

(Звенит колокольчик)

Воспитатель:Трамвайчик снова отправился в путь. Нас ждет следующая загадка.

Словно репка, она крутобока,

И под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз. (матрешка)

Остановка «Какие они бывают?»

(Рассказ сопровождается иллюстративным материалом.)

Воспитатель: В 1920-е годы в Московской области в г. Загорске появился новый вариант – известная теперь загорская матрешка.

Эта игрушка походила на первую матрешку: также наряжена в сарафан, кофту, платок, передник с вышитым узором или цветами. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающему низу фигурки.

В 1920-х годах в селе Полховский Майдан Нижегородской области потомственные токари начали «токарить» матрешек, а женщины – красильщицы стали их узорить. Так появились Полхово – Майдановские матрешки. Полхово –Майдановскую матрешку точили удлиненной, маломестной или даже неразъемной с маленькой головой. Лицо немножко грустное. Расписывают полхово-майдановские матрешки красками по трижды нанесенному крахмальному грунту с последующей, также трехразовой лакировкой. В последнее время мастера широко используют свободную кистевую роспись, без предварительного рисунка.

В окраске одежды преобладают малиновый и фиолетовый цвета. На голове у этой матрешки полушалок с яркими цветами шиповника. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. У нее нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, передник характерных для загорской матрешки. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом). Особенностью цветовой гаммы полхово – майдановской росписи является соседство холодных и теплых тонов, создающее напряженный колорит.

В 1922 году широкую известность приобрела Семеновская матрешка, родомона из Нижегородской области из села Семенова. Мастера заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать ее стали по-своему. Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая. С этой матрешкой мы уже с вами знакомы. Вот она – русская красавица! У матрешек из города Семенова- многоцветная роспись и обильный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами.

В какую одежду она одета?

Дети: - В красный полушалок, передник с букетом ярких цветов.

Воспитатель: Краски кажутся необычно чистыми, яркими – они положены на идеальную поверхность дерева, по крахмальному грунту. Сочетания красителей: желтого, зеленого, фиолетово, красного, - дают выразительный колорит. Самое же главное – декор, крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки. Ягоды, цветы, листья собраны в разнообразные букеты. Как можно играть с этой матрешкой?

Дети: - Собирать, разбирать. Воспитатель: - Русская матрёшка – наверное, самый популярный русский

 национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты.

-Теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагончики трамвайчика. Поехали!

(Звенит колокольчик)

Остановка «Мастерская художника».

Физкультминутка.

У кого в руках загорская матрёшка,

Тот попляшет с ней немножко!

У кого в руках полхово – майдановская матрёшка,

Тот похлопает в ладошки!

Кто семеновскую взял

Тот задорно нам сплясал!

Кто матрёшки в руки взял,

Тот красиво приседал!

Воспитатель: Художникам нужно хорошо знать цвета. Какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета называются теплыми?

Дети: - В которых есть капелька желтого, оранжевого, красного цвета, они греют.

Воспитатель: - Какие цвета называются холодными?

Дети: - В которых есть капелька синего, голубого, фиолетового цвета.

Игра «Веселые карандаши». Если тон теплый – дети хлопают в ладоши. Если холодный – не хлопают.

Воспитатель: в мастерской нас ждут не расписанные фигурки матрешек. Представьте, что вы сейчас мастера и мастерицы и начинайте «узорить» матрешки.

Матрешек можно расписать по предложенным образцам (семеновская, загорская, полхово-майдановская, а можно придумать свои необычные узоры и элементы. Какие покажите вы, маленькие художники.

По окончании работы предложить детям:

-выбрать лучшего мастера художника;

- выбрать похожих матрешек;

-составить семейку матрешек;

-дать матрешкам имена.

Воспитатель: - Наше путешествие закончилось. (Мы вернулись в детский сад). Что вам больше всего понравилось? О своих впечатлениях вы обязательно расскажите свои родителям и подарите им сувенир – матрешку, которые будут напоминать вам о путешествии в мир искусств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стихотворения.

Эти русские матрёшки,

Разноцветные одёжки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы.

Сколько их там не поймешь,

Если младшей не найдёшь.

(Джулия Рум)

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном.

А вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Открой – увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще –

Откуда?

А там опять...

Найденыш!..

... Поют матрешки в хоре.

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Для самой юной крошки

Шьют платьице матрешки,

Чтоб выйти вереницей

И погулять с сестрицей. (Приходько В.)

Как в большой-большой матрёшке,

Есть поменьше, на немножко,

Ну а в ней — ещё немножко,

Ну а в ней — матрёшка-крошка,

Ну а в крошке — никого.

Их четыре же всего. (Р. Карапетьян)

Восемь кукол деревянный,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.

Кукла первая толста,

А внутри она пуста.

Разнимается она

на две половинки.

В ней живет еще одна

кукла в серединке.

Эту куколку открой —

будет третья во второй.

Половинку отвинти,

Плотную, притертую,

И сумеешь ты найти

Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,

Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая

куколка пузатая.

А внутри шестая

в ней живет пустая.

А в шестой седьмая,

А в седьмой восьмая.

Эта кукла меньше всех,

Чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд,

сестры куколки стоят.

Сколько вас? — у них мы спросим,

И ответят куклы: — Восемь!

Эту куколку открой.( Самуил Маршак)

Загадки.

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это? (Матрешки)

Какую игрушку

Сначала пополам ломают,

А потом в нее играют?

(Матрешка)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка)

Вот прабабушка-игрушка,

Хоть она и не старушка.

Просто у нее внутри

Есть еще похожих три.

Каждую мы открываем

И другую вынимаем! (Матрешка)

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

Частушки

Дуйте в дудки, бейте в ложки!

 В гости к нам пришли Матрешки.

Ложки деревянные, Матрешки румяные!

(разучивание и исполнение)

Скачать:


Предварительный просмотр:

В рамках реализации региональной инновационной площадки в старшей группе реализовался проект на тему: Русская матрёшка-символ России". В ходе проекта дети узнали историю русской матрёшки, разучивали стихи и частушки о матрёшке.

Итоговое мероприятие Танцевально-ритмическую постановка с ложками "Забавные матрёшки умеют стучать в ложки! "

Исполнение частушек - видео


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Матрешка - символ России"

В презентации показаны слайды об истории возникновении "Матрешки " в России....

Познавательно-исследовательский проект «Русская матрешка – символ России»

Наиболее эффективный способ реализации задач нравственно-патриотического воспитания – это организация проектной деятельности. Мною разработан проект: ...

НОД в средней группе "Матрешка- символ России"

Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа)  Воспитатель: Франковская Зоя Александровна Тема НОД: «Русская народная игрушка - ма...

Фестиваль-презентация «Матрешка – символ России»

Программное содержание:-расширять кругозор, углубляя представления о  матрёшке как символе русской красавицы, символе России.-обогащать положительными эмоциями, доставлять радость от праздника: в...

"Матрешка-символ России"

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов....

"Матрешка-символ России"

Неофициальные символы России. Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны истор...

Русские матрешки - символ России, русской души и материнства

Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...