Проект "Русская Матрешка-символ России
проект (старшая группа)
Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 111 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Проект
«Русская Матрёшка – символ России»
Подготовила воспитатель: Жирина И.В.
г.Саратов
2024г.
«В народной игрушке народ отдаёт ребёнку
Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех
Свои думы и знания, своё умение — в этом
Большая сила её влияния на ребёнка.
Через народную игрушку кто — то совсем
Близкий и ласковый говорит с ребёнком
Правдиво, мудро».
Е. А. Флёрина.
Тема: «Русская Матрёшка – символ России»
Тип проекта: информационно-познавательный
Срок реализации проекта: краткосрочный, 2 недели
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Цель: Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.
Задачи:
- Познакомить с историей матрёшки как народного промысла.
- Научить украшать матрёшку, используя разные техники (краски, крупа, пластилинография)
- Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.
Ожидаемый результат:
- Знание истории происхождение Матрёшки;
- Знание особенностей игрушки (материал, форма, цвета, узоры);
- Умение различать Семёновскую, Загорскую, Полхово - Майданскую и Авторские матрёшки;
- Умение передавать простейшие элементы росписи различных видов Матрёшек;
- Знание стихов, песен, игр с матрёшками.
Актуальность:
Матрешка – самая известная русская игрушка. Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России. Стала символом народной культуры нашего Отечества. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка любима и популярна во всем мире. Она является носительницей доброты, любви, благополучия, мира. Но далеко не все дети, да и взрослые знают об историческом происхождении матрешки, о появления матрешки на Руси, о мастерах - изготовителях и художниках, которые расписывают эту удивительную игрушку, ставшую символом России.
Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Ознакомление детей с русской народной игрушкой "матрешкой" невозможно без русского фольклора, загадок, художественных произведений, а также без непосредственной росписи данной игрушки. Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования и развития духовности.
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
- Планирование работы.
- Сбор информации из разных источников (подбор литературы, иллюстраций, рассматривание иллюстраций с разными видами матрешек, чтения потешек, стихов, составления историй, самостоятельные суждения, интернет).
- Подбор материалов для изодеятельности.
- этап. Основной
Цель: активизировать деятельность участников проекта по реализации темы.
Вид деятельности и тема
| Цели и задачи |
Беседа «История Матрёшки» «Почему все матрёшки разные?»
«Как появляется матрешка?» | Познакомить с историей появления Матрёшки на Руси.
Дать детям знания о том, что Матрёшек делают из дерева, что расписывают художники, которые рисуют ей лицо и одежду. Каждый мастер расписывает куклу по-своему. |
Ознакомление с художественной литературой Чтение Ю. Иванова «Матрёшка. Кукла с секретом» Стихотворение Джулия Рум «Эти русские матрёшки» Разучивание стихов, частушек, загадок о Матрёшках. | Учить слушать, запоминать, воспроизводить художественные произведения. Соотносить услышанное с личным опытом, закреплять знания о русской народной игрушке – матрешке. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия |
ООД с ИКТ «Процесс изготовления Матрёшки»
«Такие разные Матрёшки»
«История русской матрешки»
«Расскажем о Матрёшке»
| Познакомить с процессом появления Матрёшки. Развивать познавательный интерес к культуре России. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Познакомить с видами, росписью Матрёшек на Руси. Развивать познавательный интерес, восприятие художественных образов народного искусства
Учить составлять творческий и описательный рассказ о русской матрешке. Развивать связную речь, память, воображение, мышление, художественное восприятие. Воспитывать доброжелательное уважительное отношение к рассказам сверстников. |
Дидактические игры «Разрезные картинки» «Найди отличия» «Разложи по росту» «Сложи матрешку» Лэпбук «Собери матрешку» | Упражнять детей в составлении целого предмета из частей, учить группировать предметы по цвету и по внешнему виду. Развивать восприятие, внимание, память |
Пальчиковые игры. «Мы - весёлые Матрёшки» «Раз – матрёшка, два – матрёшка» | Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, снятию нервного и мышечного напряжения. Развивать мелкую моторику и двигательную активность рук, речь. Вызвать у детей позитивный эмоциональный настрой, желание играть коллективно |
Подвижные игры «Раз, два, три матрёшечку найди» «Шли матрешки по дорожке» Добрось мяч до матрешки
| Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей. Развивать и совершенствовать физические и эмоциональные качества (быстроту, ловкость, равновесие, выносливость, силу воли, внимание). Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками, умение сопереживать, радоваться за друзей |
Хороводные игры «Мы –веселые матрешки» «Весёлая косынка» «Русская красавица»
| Учить детей играть согласно слов и правил игры. Создать благоприятную, веселую атмосферу, развивать положительные эмоции. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками
|
Речевые игры «Назови ласково» «Закончи предложение» «Кто больше слов скажет?» «Только слова о матрёшке» «Опиши матрёшку»
| Учить называть матрешку ласковыми и добрыми словами, обращая внимание на внешний вид, подбирать уменьшительно – ласкательные слова. Расширять словарный запас, развивать мышление, связную, диалогическую и монологическую речь. Воспитывать доброе отношение к народной игрушке, как символу доброты, красоты, мира, благополучия |
Музыкальная деятельность Танец «Забавные матрешки – умеют играть в ложки». | Танцевально-ритмическая постановка с ложками |
Изобразительная деятельность Хоровод матрешек (пластинография) «Красавицы- подружки» (изодеятельность) Раскрашивание раскрасок по теме проекта. | Учить наносить пластилин (акварель, гуашь) на готовый шаблон, изображая образ матрешки. Учить создавать яркие цветовые образы с помощью пластилина, акварели, гуаши, используя элементы росписи. Учить раскрашивать изображения на раскраске карандашами, фломастерами, мелками, красками. Развивать творчество, воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательное отношение к работе сверстников, учить анализировать свою работу и работы сверстников, видеть достоинства и недостатки |
Взаимодействие с родителями Подборка и оформление материала для создания мини-экспозиции «Ах, Матрёшечка, Матрёшка», иллюстраций, картинок о матрешках. Папка – передвижка «Матрёшка- самая известная русская игрушка» | Вызвать интерес родителей к совместной деятельности с педагогом и детьми в ходе проекта. Приобщать родителей к воспитательному процессу. Оказывать педагогу помощь по созданию мини-экспозиции «Ах, Матрёшечка, Матрёшка». Создать эмоциональный настрой родителей воспитанников |
3 этап. Заключительный
Цель: обобщить полученные детьми знания о матрешке, ее появлении в истории русской культуры. Подвести к выводу о том, что в современном мире матрешка является символом любви и дружбе.
Выводы:
В ходе проекта дети:
- Узнали, как выглядит русская матрешка, какие виды матрешек существуют, какими ремеслами знаменита Русь;
- Дети поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ русского искусства.
- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
Итог проекта:
- Расширение знаний детей о «Русской народной игрушке – матрешке».
- Выставка творческой деятельности «Моя матрешка».
- Разучивание стихов, частушек о матрешке.
- Организация мини—музея «Матрешки - улыбка России».
- Развлечение: танцевально-ритмическая постановка «Забавные матрёшки – умеют стучать в ложки!»
- Презентация проекта.
Приложение
Конспект беседы «Матрёшка - символ России».
Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную (яйцеподобную) форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. Нашу матрешку знают во всем мире. Многие народы восхищаются этой игрушкой, и во всем мире матрешка вместе с медведем стала символом загадочной и непонятной России. Как появилось название «матрешка»?
На Руси известным женским именем было имя Матрона. Но не все знают, что пошло оно от латинского Matrona, так называли женщин известных и знатных. Имя напророчило судьбу игрушке, так как она стала очень знаменитой. Неудивительно, почему матрешка - символ России. Матрешка - символ Рода. Вдумаемся в название. Слово «матрешка» происходит от слова «мать». Таким образом, эта игрушка олицетворяет мать многочисленного семейства, являясь символом материнства. Матрешка с многочисленным ее семейством передает образ Семьи, нескольких поколений предков и потомков.
Авторской называют матрешку, изготовленную по собственному замыслу профессиональным художником или художником любителем. В авторской матрешке может соединяться сюжет народной сказки или национального костюма. По этим куклам любой ребенок может сделать первые шаги в познании нашей многонациональной Родины. Ведь каждый регион России изображал на матрешках свою региональную одежду.
В каждой местности были свои традиции работы с деревом, различные цвета в одежде. Отсюда красочная игрушка могла быть круглой или удлиненной. Ее одевали в разные сарафаны и покрывали голову цветастыми платками. В каждой местности матрешка имела свой особенный колорит. Каждая матрешка загорская, семёновская, майдановская, вятская, авторская хороша по-своему. Но у них и много общего – все они символизируют собой любовь и дружбу, пожелание счастья и благополучия.
В Европе матрешки стали безумно популярны потому, что приоткрывали завесу тайны о загадочной русской душе и национальной русской культуре. Матрешка приобрели огромную популярность. Она как добрая посланница живёт в наших современных квартирах, поселяется в доме болгарина и югослава, француза и американца. Ныне матрешки – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
Конспект ООД «История русской матрешки»
Программное содержание.
- Продолжать знакомить детей с декоративно – прикладным искусством русского народа – деревянной матрёшкой; познакомить с технологией её изготовления;
- Учить понимать назначение произведений искусства, видеть их красоту и самобытность;
- Развивать творческую деятельность детей;
- Воспитывать уважительное отношение художественному труду, культуре русского народа.
Оборудование и материалы: картинки с изображением загорской, семеновской, полхово - майдановской матрешкой; деревянные игрушки матрешки разных видов; деревянная заготовка матрешки,
раскраски матрешек
Словарная работа. Загорская, полхово-майдановская, семеновская матрешка, деревянная, токарить, узорить.
ООД
Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие в мир искусства. А отправимся мы туда на старом трамвайчике. Занимайте места, а, чтобы не было в пути нам скучно, мы с вами будем отгадывать загадки и рассматривать картинки.(Звенит колокольчик).
Итак, трамвайчик отправился в путь. Мы подъезжаем к первой остановке. И чтобы узнать, как остановка называется, нужно отгадать загадку:
Ростом разные подружки,
Все румяны, все толстушки,
Все они сидят вдруг дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
Остановка «Откуда появилась матрешка».
Воспитатель.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
А расскажу я вам сегодня дети, об игрушках издавна известных в нашей стране, игрушках, которые стали подлинным русским сувениром. Они очень нравятся гостям из других стран, туристам и путешественникам. Конечно, это матрёшка, самая необычная игрушка.
А вы знаете, откуда матрёшка к нам в Россию пришла?
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другие фигурки.
Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. Токарь по дереву Василий Звездочкин, работавший тогда в этой мастерской, выточил из дерева похожие фигурки, которые также вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков.
А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Делают матрешек из дерева - липа. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, больше, и больше.
Прежде чем расписать матрёшку красками, художник должен подготовить фигурку. Он трижды натирает её жидким крахмалом: обмакнёт руку в крахмальный раствор, разотрёт его по дереву, подождёт пока высохнет, и повторяет всё сначала. Если же не подготовить таким образом основу – заготовку, то краска растечётся по мельчайшим жилкам и трещинкам дерева. А накрахмаленная поверхность, когда подсохнет становится белее снега. Только тогда можно начинать расписывать матрёшку.
Потом эти фигурки попадают в руки женщинам. Перышками и кисточками они разрисовывают матрёшек.
Потрогайте, погладьте матрёшку внутри и снаружи.
Чем отличается внутренняя поверхность от наружной?
А теперь понюхайте: чем пахнет матрёшка внутри? А снаружи?
(Звенит колокольчик)
Воспитатель:Трамвайчик снова отправился в путь. Нас ждет следующая загадка.
Словно репка, она крутобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз. (матрешка)
Остановка «Какие они бывают?»
(Рассказ сопровождается иллюстративным материалом.)
Воспитатель: В 1920-е годы в Московской области в г. Загорске появился новый вариант – известная теперь загорская матрешка.
Эта игрушка походила на первую матрешку: также наряжена в сарафан, кофту, платок, передник с вышитым узором или цветами. Сам же образ стал иным по характеру – ярким, открытым, броским. Загорская матрешка плотная, приземистая, верх плавно переходит к утолщающему низу фигурки.
В 1920-х годах в селе Полховский Майдан Нижегородской области потомственные токари начали «токарить» матрешек, а женщины – красильщицы стали их узорить. Так появились Полхово – Майдановские матрешки. Полхово –Майдановскую матрешку точили удлиненной, маломестной или даже неразъемной с маленькой головой. Лицо немножко грустное. Расписывают полхово-майдановские матрешки красками по трижды нанесенному крахмальному грунту с последующей, также трехразовой лакировкой. В последнее время мастера широко используют свободную кистевую роспись, без предварительного рисунка.
В окраске одежды преобладают малиновый и фиолетовый цвета. На голове у этой матрешки полушалок с яркими цветами шиповника. Лицо обрамляют «кудри» - подлинная деталь старинного местного наряда. У нее нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, передник характерных для загорской матрешки. Выполняется роспись преимущественно по четко очерченному тушью контуру. Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом). Особенностью цветовой гаммы полхово – майдановской росписи является соседство холодных и теплых тонов, создающее напряженный колорит.
В 1922 году широкую известность приобрела Семеновская матрешка, родомона из Нижегородской области из села Семенова. Мастера заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать ее стали по-своему. Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая. С этой матрешкой мы уже с вами знакомы. Вот она – русская красавица! У матрешек из города Семенова- многоцветная роспись и обильный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами.
В какую одежду она одета?
Дети: - В красный полушалок, передник с букетом ярких цветов.
Воспитатель: Краски кажутся необычно чистыми, яркими – они положены на идеальную поверхность дерева, по крахмальному грунту. Сочетания красителей: желтого, зеленого, фиолетово, красного, - дают выразительный колорит. Самое же главное – декор, крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки. Ягоды, цветы, листья собраны в разнообразные букеты. Как можно играть с этой матрешкой?
Дети: - Собирать, разбирать. Воспитатель: - Русская матрёшка – наверное, самый популярный русский
национальный сувенир. В неё играют дети в разных уголках нашей планеты.
-Теперь наш путь лежит дальше. Садимся в вагончики трамвайчика. Поехали!
(Звенит колокольчик)
Остановка «Мастерская художника».
Физкультминутка.
У кого в руках загорская матрёшка,
Тот попляшет с ней немножко!
У кого в руках полхово – майдановская матрёшка,
Тот похлопает в ладошки!
Кто семеновскую взял
Тот задорно нам сплясал!
Кто матрёшки в руки взял,
Тот красиво приседал!
Воспитатель: Художникам нужно хорошо знать цвета. Какие цвета вы знаете? (Дети называют цвета). Цвета могут быть теплыми и холодными. Какие цвета называются теплыми?
Дети: - В которых есть капелька желтого, оранжевого, красного цвета, они греют.
Воспитатель: - Какие цвета называются холодными?
Дети: - В которых есть капелька синего, голубого, фиолетового цвета.
Игра «Веселые карандаши». Если тон теплый – дети хлопают в ладоши. Если холодный – не хлопают.
Воспитатель: в мастерской нас ждут не расписанные фигурки матрешек. Представьте, что вы сейчас мастера и мастерицы и начинайте «узорить» матрешки.
Матрешек можно расписать по предложенным образцам (семеновская, загорская, полхово-майдановская, а можно придумать свои необычные узоры и элементы. Какие покажите вы, маленькие художники.
По окончании работы предложить детям:
-выбрать лучшего мастера художника;
- выбрать похожих матрешек;
-составить семейку матрешек;
-дать матрешкам имена.
Воспитатель: - Наше путешествие закончилось. (Мы вернулись в детский сад). Что вам больше всего понравилось? О своих впечатлениях вы обязательно расскажите свои родителям и подарите им сувенир – матрешку, которые будут напоминать вам о путешествии в мир искусств.
Стихотворения.
Эти русские матрёшки,
Разноцветные одёжки,
На секреты мастерицы,
В старшей прячутся сестрицы.
Сколько их там не поймешь,
Если младшей не найдёшь.
(Джулия Рум)
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном.
А вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще –
Откуда?
А там опять...
Найденыш!..
... Поют матрешки в хоре.
Живут, не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
Для самой юной крошки
Шьют платьице матрешки,
Чтоб выйти вереницей
И погулять с сестрицей. (Приходько В.)
Как в большой-большой матрёшке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней — ещё немножко,
Ну а в ней — матрёшка-крошка,
Ну а в крошке — никого.
Их четыре же всего. (Р. Карапетьян)
Восемь кукол деревянный,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
на две половинки.
В ней живет еще одна
кукла в серединке.
Эту куколку открой —
будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
куколка пузатая.
А внутри шестая
в ней живет пустая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
сестры куколки стоят.
Сколько вас? — у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!
Эту куколку открой.( Самуил Маршак)
Загадки.
Друг другу улыбаются,
Одна в другую ставятся,
Деревянные, как ложки!
Знаешь, кто это? (Матрешки)
Какую игрушку
Сначала пополам ломают,
А потом в нее играют?
(Матрешка)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Вот прабабушка-игрушка,
Хоть она и не старушка.
Просто у нее внутри
Есть еще похожих три.
Каждую мы открываем
И другую вынимаем! (Матрешка)
Прячется от нас с тобой
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки? (Матрешки)
Частушки
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли Матрешки.
Ложки деревянные, Матрешки румяные!
(разучивание и исполнение)
Скачать:
Предварительный просмотр:
В рамках реализации региональной инновационной площадки в старшей группе реализовался проект на тему: Русская матрёшка-символ России". В ходе проекта дети узнали историю русской матрёшки, разучивали стихи и частушки о матрёшке.
Итоговое мероприятие Танцевально-ритмическую постановка с ложками "Забавные матрёшки умеют стучать в ложки! "
Исполнение частушек - видео
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Матрешка - символ России"
В презентации показаны слайды об истории возникновении "Матрешки " в России....
Познавательно-исследовательский проект «Русская матрешка – символ России»
Наиболее эффективный способ реализации задач нравственно-патриотического воспитания – это организация проектной деятельности. Мною разработан проект: ...
НОД в средней группе "Матрешка- символ России"
Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа) Воспитатель: Франковская Зоя Александровна Тема НОД: «Русская народная игрушка - ма...
Фестиваль-презентация «Матрешка – символ России»
Программное содержание:-расширять кругозор, углубляя представления о матрёшке как символе русской красавицы, символе России.-обогащать положительными эмоциями, доставлять радость от праздника: в...
"Матрешка-символ России"
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов....
"Матрешка-символ России"
Неофициальные символы России. Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны истор...
Русские матрешки - символ России, русской души и материнства
Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...