НОД в средней группе "Матрешка- символ России"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа) Воспитатель: Франковская Зоя Александровна
Тема НОД: «Русская народная игрушка - матрешка».
Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Цель:
Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.
• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.
Закрепить порядковый счет до 5 .
- Учить детей определять форму и цвет геометрической фигуры.
- Учить подбирать по форме и цвету геометрические фигуры.
- Закреплять названия и признаки геометрических фигур.
-упражнять в отгадывании загадок
учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей.
Развивающие:
• Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.
Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами. Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе со штампами.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.
Интеграция областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Форма организации: групповая.
Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал: Деревянная игрушка матрёшка, мультимедийная установка, силуэты матрёшки, фланелеграф, синицы и снегири, снежинки, дерево - Калина.
Раздаточный материал:
• Платочки и кепки для девочек и мальчиков.
• Листы с изображением матрешки.
• Штампы, салфетки, краски для штампования.
1. Сюрпризный момент. Вступительная часть.
Воспитатель: Воспитатель в наряде матрешки входит группу.
- Здравствуйте, ребята.
Посмотрите на меня
У меня алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
- А пришла я к вам не одна, а со своими подружками! Отгадайте загадку.
Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)
- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают. Что есть у Матрешки? Рассмотреть матрешку.
-Давайте посмотрим, что в середине нашей Матрешки находится.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую,
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех! Молодцы ребята!
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой, рассматривают.
Сколько всего Матрешек поместилось в одной большой Матрешке? (дети считают ,ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение о матрешке:
- Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)
Предлагаю вам ребята поиграть в игру «Собери матрёшку». Игра «Собери матрешку» Пазлы
-А хотите узнать , как появилась матрёшка. Садитесь поудобнее, и послушайте мой рассказ.
2. Основная часть.
Воспитатель. (слайд 2)Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
(Слайд 3)Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
(Слайд4)Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная.
(слайд 5) Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. их украшали красками, разрисовывали им сарафаны, платья, платочки. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
(слайд6) На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом.
(слайд 7)Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
(Слайд 8) Воспитатель: - Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)- Значит она какая? (Деревянная)
(слайд 9) Как получилось, что Матрешка стала яркой, цветной ? (Разукрасили) Матрешка расписная. Какая матрешка? (расписная)
(слайд 10) - Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, расписные. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные.
А к нам в гости еще пришли Матрешки. Они хотят, чтобы вы помогли им украсить их фартуки. Что мы будем украшать? Фартуки.
Игра «Почини платье» разложить геометрические фигуры по контуру.
Вопросы воспитателя:
- Какие у тебя фигуры на матрешке?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько сторон у квадрата?
Вопросами воспитатель уточняет признаки геометрических фигур.
- Какие вы молодцы ребята! Матрешкам очень понравилось с вами играть.
А вы любите загадки? А вы знаете, что у Матрешек есть подружки-игрушки? Если отгадаете, какие игрушки, то на экране появится картинка - отгадка.
Загадки:
Что за игрушка – непоседа
Всюду бегает по следу
Я нажала, завела
Завертелась вдруг Юла
Не заставишь лежа спать
Лишь уложишь - хочет встать
Поупрямее барашка
Что за кукла - Неваляшка.
Деревянный человечек
Носит платье из колечек
Любят взрослые и дети
Надевать колечки эти.
-Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами и сделать свою матрешку. Проходите за столы, и мы вместе подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
- Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!
Педагог: У вас на столах лежат листочки с изображением матрешек. Каждому из вас нужно будет украсить для матрешки фартук. Украшать фартуки вы будете с помощью штампов. Показ воспитателя способа штампования.
Педагог раздает плоскостное изображение матрешки на бумаге каждому ребёнку. Дети рисуют под музыку «Светит месяц», «Как под яблонькой».
Педагог: Какие красивые веселые матрешечки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).
Педагог: Ребята! Вы все очень постарались! Молодцы!
-А хотите с Матрешками пойти погулять? Идемте.
Воспитатель: предлагает детям подойти к фланелеграфу, который накрыт русским платком. Открывает платок, а на фланелеграфе изображено дерево- рябина, на дереве сидят птицы синицы и снегири. С неба падают снежинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину и высказаться о том, какая она, нравится ли она им. (ответы детей) Какое время года на картинке? Уже созрела рябина. Прилетели. Кто прилетел? Снегири, синички.
Маленькая птичка-
Желтогрудая певичка
Звонко песенку поет
Сало вкусное клюет. (показывает изображение синицы).
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (изображение снегиря).
Давайте предложим Матрешкам встать в хоровод вокруг рябинки.
Воспитатель: -Вам нравится картина, которая у нас получилась (Ответы детей) Матрешкам тоже очень нравится и они приглашают нас поплясать. Я кручу-верчу , вас в матрешек превращу. Мальчикам надевают на голову кепки, девочкам платочки.
Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
2. Итог-рефлексия:
Воспитатель:
Педагог: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? Дети: О матрешке!
Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)
Педагог: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? Дети: Вырезают из дерева.
Воспитатель:. Матрешки получились интересные, весёлые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.
Я пришла к вам не с пустыми руками, а с сувенирами. А вы знаете, что такое сувениры? Я хочу подарить вам на память вот такие сувениры – Матрешки.
Воспитатель дарит детям сувениры – Матрешки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_zanyatie_matreshka_-_simvol_rossii.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Русская народная игрушка — матрёшка» (средняя группа) Воспитатель: Франковская Зоя Александровна
Тема НОД: «Русская народная игрушка - матрешка».
Цель: знакомство с русской матрёшкой, как видом декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Цель:
Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить воспитанников с русской народной игрушкой – матрёшкой как символом русского народного искусства.
• Дать представления о том, как народные мастера изготавливают матрёшку.
Закрепить порядковый счет до 5 .
- Учить детей определять форму и цвет геометрической фигуры.
- Учить подбирать по форме и цвету геометрические фигуры.
- Закреплять названия и признаки геометрических фигур.
-упражнять в отгадывании загадок
учить детей выделять форму предмета, цвета, учить правильно, собирать изображение предмета из отдельных частей.
Развивающие:
• Развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.
Развивать интерес детей к народному творчеству; творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству; умение украшать фартук матрешки разнообразными узорами. Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
• Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
Воспитывать любовь к народному искусству, аккуратность при работе со штампами.
Словарная работа: Матрёшка, народная игрушка, деревянная, расписная, сарафан, фартук, мастер, народные умельцы, сувенир.
Планируемые результаты: дети проявляют познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; стараются расширить свои представления об игрушке (матрешке); используют в речи новые слова; бережно относятся к предметам рукотворного мира.
Интеграция областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Форма организации: групповая.
Форма НОД: совместная деятельность, игровые упражнения, исполнение, совместное действие.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный дидактический материал: Деревянная игрушка матрёшка, мультимедийная установка, силуэты матрёшки, фланелеграф, синицы и снегири, снежинки, дерево - Калина.
Раздаточный материал:
• Платочки и кепки для девочек и мальчиков.
• Листы с изображением матрешки.
• Штампы, салфетки, краски для штампования.
- Сюрпризный момент. Вступительная часть.
Воспитатель: Воспитатель в наряде матрешки входит группу.
- Здравствуйте, ребята.
Посмотрите на меня
У меня алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
- А пришла я к вам не одна, а со своими подружками! Отгадайте загадку.
Прячется от нас с тобой.
Одна куколка в другой.
На косыночках горошки.
Что за куколки?
(Матрешки)
- Молодцы, отгадали. Достаёт большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают. Что есть у Матрешки? Рассмотреть матрешку.
-Давайте посмотрим, что в середине нашей Матрешки находится.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки,
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй.
Половинку отвинти, плотную, притертую,
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех – чуть-чуть больше, чем орех! Молодцы ребята!
Дети рассматривают, трогают, любуются матрешкой, рассматривают.
Сколько всего Матрешек поместилось в одной большой Матрешке? (дети считают ,ответы детей)
Воспитатель читает стихотворение о матрешке:
- Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)
Предлагаю вам ребята поиграть в игру «Собери матрёшку». Игра «Собери матрешку» Пазлы
-А хотите узнать , как появилась матрёшка. Садитесь поудобнее, и послушайте мой рассказ.
2. Основная часть.
Воспитатель. (слайд 2)Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
(Слайд 3)Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
(Слайд4)Взял Мастер деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его. И получилась у него замечательная куколка, только простая, деревянная.
(слайд 5) Художник Сергей Малютин расписал их под девочек и мальчиков. их украшали красками, разрисовывали им сарафаны, платья, платочки. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
(слайд6) На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом.
(слайд 7)Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.
(Слайд 8) Воспитатель: - Ребята, а из чего сделана матрешка? Посмотрите на экран (из дерева)- Значит она какая? (Деревянная)
(слайд 9) Как получилось, что Матрешка стала яркой, цветной ? (Разукрасили) Матрешка расписная. Какая матрешка? (расписная)
(слайд 10) - Верно, её украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные, расписные. Сейчас матрёшек изготавливают на фабриках разных городов, поэтому они все разные.
А к нам в гости еще пришли Матрешки. Они хотят, чтобы вы помогли им украсить их фартуки. Что мы будем украшать? Фартуки.
Игра «Почини платье» разложить геометрические фигуры по контуру.
Вопросы воспитателя:
- Какие у тебя фигуры на матрешке?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько сторон у квадрата?
Вопросами воспитатель уточняет признаки геометрических фигур.
- Какие вы молодцы ребята! Матрешкам очень понравилось с вами играть.
А вы любите загадки? А вы знаете, что у Матрешек есть подружки-игрушки? Если отгадаете, какие игрушки, то на экране появится картинка - отгадка.
Загадки:
Что за игрушка – непоседа
Всюду бегает по следу
Я нажала, завела
Завертелась вдруг Юла
Не заставишь лежа спать
Лишь уложишь - хочет встать
Поупрямее барашка
Что за кукла - Неваляшка.
Деревянный человечек
Носит платье из колечек
Любят взрослые и дети
Надевать колечки эти.
-Ребята, а теперь я приглашаю вас в свою мастерскую, попробуйте сами стать народными умельцами и сделать свою матрешку. Проходите за столы, и мы вместе подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас розовые щечки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас чистые ладошки.
Мы Матрешки, вот такие крошки,
А у нас, а у нас пестрые платочки.
- Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!
Педагог: У вас на столах лежат листочки с изображением матрешек. Каждому из вас нужно будет украсить для матрешки фартук. Украшать фартуки вы будете с помощью штампов. Показ воспитателя способа штампования.
Педагог раздает плоскостное изображение матрешки на бумаге каждому ребёнку. Дети рисуют под музыку «Светит месяц», «Как под яблонькой».
Педагог: Какие красивые веселые матрешечки у вас получаются ребята! (Педагог оказывает индивидуальную помощь детям).
Педагог: Ребята! Вы все очень постарались! Молодцы!
-А хотите с Матрешками пойти погулять? Идемте.
Воспитатель: предлагает детям подойти к фланелеграфу, который накрыт русским платком. Открывает платок, а на фланелеграфе изображено дерево- рябина, на дереве сидят птицы синицы и снегири. С неба падают снежинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину и высказаться о том, какая она, нравится ли она им. (ответы детей) Какое время года на картинке? Уже созрела рябина. Прилетели. Кто прилетел? Снегири, синички.
Маленькая птичка-
Желтогрудая певичка
Звонко песенку поет
Сало вкусное клюет. (показывает изображение синицы).
Красногрудый, чернокрылый
Любит зернышки клевать
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (изображение снегиря).
Давайте предложим Матрешкам встать в хоровод вокруг рябинки.
Воспитатель: -Вам нравится картина, которая у нас получилась (Ответы детей) Матрешкам тоже очень нравится и они приглашают нас поплясать. Я кручу-верчу , вас в матрешек превращу. Мальчикам надевают на голову кепки, девочкам платочки.
Физкультминутка «Мы веселые матрешки» (дети выполняют движения под музыку)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
Проигрыш (кружатся)
Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)
Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)
- Итог-рефлексия:
Воспитатель:
Педагог: Ребята, о какой русской народной игрушке мы сегодня с вами беседовали? Дети: О матрешке!
Воспитатель: - А кем мы были, когда расписывали матрешек? (Умельцами)
Педагог: Из какого материала изготавливают народные умельцы матрешек? Дети: Вырезают из дерева.
Воспитатель:. Матрешки получились интересные, весёлые. Вы, ребята, постарались, работали, как настоящие мастера.
Я пришла к вам не с пустыми руками, а с сувенирами. А вы знаете, что такое сувениры? Я хочу подарить вам на память вот такие сувениры – Матрешки.
Воспитатель дарит детям сувениры – Матрешки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Квест ко дню России для средней группы «В поисках символа России»
Квест ко дню России для средней группы «В поисках символа России»...
Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.
Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....
Познавательное занятие с детьми средней группы «Символы России: Герб Российской Федерации»
Познавательное занятие с детьми средней группы «Символы России: Герб Российской Федерации» Цель: Воспитывать уважение и чувство гордости по отношению к своей стране....
Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"
Ознакомление с государственными символами....
Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций,...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Символы России»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Символы России»Цель: формирование уважительного отношения к государственным символам России.Задачи: обобщить и системати...