Конспект НОД по финансовой грамотности "Сказочная экономика"
план-конспект занятия (старшая группа)

Мандрыкина Ирина Викторовна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности для старших дошкольников разработан с целью повышения уровня финансовый знаний у дошкольников. Может быть использован в работе воспитателем с детьми 5 - 7 лет. В игровой форме дети знакомяться с такими понятиями как "доход", "расход", "бюджет" и "логистика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_fg_st.dv_.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Боханский детский сад №2»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников

«Сказочная экономика»

Подготовила: Мандрыкина И.В.,

воспитатель I к.к.

п.Бохан, 2024 г.

 

Цель: становление базовых основ финансовой грамотности у дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с первичными экономическими понятиями: «монета», «банкнота», «расход», «доход», «логистика».
  • обучить умению находить решение в проблемных ситуациях, подбирать весомые аргументы для обоснования своих ответов.
  • развивать и расширять активный словарь дошкольников по теме финансовая грамотность.

Развивающие:

  • развивать внимание, связную речь, финансовое мышление;
  • развивать речевые навыки, умение работать в команде;

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные качества дошкольников;
  • способствовать бережному и разумному отношению к деньгам и умению грамотно ими распоряжаться.

Предварительная работа: знакомство со сказкой «Буратино» А.Толстого, рассматривание иллюстраций к ней; беседы «С кем ты живешь?», «Кто из членов твоей семьи ходит на работу?»; СРИ «Магазин», «Супермаркет», «Банк»; создание центра «Гном Эконом».

Словарная работа: логистика, бюджет, доход, расход, банкнота, монета.

Оборудование: мультимедийный проектор, муляжи денег разного номинала, мяч, музыкальное сопровождение.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Возьмемся за ручки и сделаем кружок. Давайте поздороваемся друг с другом и гостями!

Встанем все в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно:

Здравствуй, солнце!

Здравствуй друг,

Здравствуйте гости!

И наш дружный круг!

Крепко за руки держись

И друзьям всем улыбнись!

Воспитатель: Такие веселые улыбки засияли на ваших лицах!

(Раздается стук в дверь).

Воспитатель: Здравствуйте, кто там? (Почтальон). Почтальон принес нам посылку. Сундучок красочный, кто же нам его отправил, интересно? Это же не просто сундучок, а сундук со сказками. Любопытно узнать, что у него внутри?

Дети: Да.

Воспитатель: А на волшебном сундуке висит замок. (Пробует открыть). Никак не отрывается. Что же теперь делать? (Дети высказывают свои варианты). Наверное нужно какое-нибудь заклинание? Я знаю одно. Сейчас я вас ему научу.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Если есть замок-чудак и не открыть его никак.      (пальцы сцеплены в замок)

Ты его и так и сяк, ты его туда – сюда                      (несколько раз эмоционально и с ускорением выворачивать «замок» в разные стороны)

Не откроешь никогда!                                          (выполнять потягивания, пытаясь открыть «замок»)

Связку ты возьми ключей – нужный ключ найди скорей!   (энергично встряхивать кистью одной руки)

Первый ключик не подходит, второй ключик не выходит,

Третий ключ не открывает, а четвертый не вылезает.      (поочередно, начиная с мизинца, крутить пальцы одной руки в кулачке другой)

Пятый ключик от сарая.                                                    (поднять большой палец вверх)

Связка нам нужна другая!

Первый ключик не подходит, второй ключик не выходит,

Третий ключ не открывает, а четвертый не вылезает.     (те же движения выполнить другой рукой

Пятый ключик - повертели, покрутили,

Постучали и открыли.                                                  (развести руки в стороны)

Воспитатель: Помогло заклинание. Открыло наш сундучок. Можно посмотреть, что же там внутри.

Дети: Золотой ключик.

Воспитатель: Скажите, ребята, а в какой сказке встречается этот предмет?

Дети: Он встречается в сказке «Буратино», А.Толстого.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Кто помнит о чем эта сказка?

Дети: О деревянном мальчике Буратино, который нашел золотой ключик и помог освободить кукол из театра Карабаса Барабаса. 

Воспитатель: А зачем Карабасу кукольный театр?

Дети: Куклы выступали на публике и зарабатывали для Карабаса деньги.

Воспитатель: Все верно, ребята. А что такое деньги? (Ответы детей).

Воспитатель: Деньги – это инструмент купли-продажи товаров и услуг. Как вы думаете, можем ли мы совсем обойтись без денег?  (Ответы детей). 

Воспитатель: Ребята, как вы думаете откуда появляются деньги в семье? (Ответы детей). Все правильно! Зарплата родителей, пенсии пожилых людей, выплаченные пособия, стипендии студентов и пр. поступления денежных средств называется «доходом» семьи. А, что же тогда называется «расходами» семьи? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно. Расходы – это товары или услуги за которые мы платим деньги, «расходуем» их. Давайте сейчас выясним, как и для чего мы тратим деньги в нашей повседневной жизни.

Первая игра называется «Вопрос – ответ»

За каждый правильный ответ дети получают «золотую» монетку.

  1. Покупка автомобиля – это…
  2. Зарплата папы – это…
  3. Покупка лекарств для бабушки – это…
  4. Стипендия старшего брата – это…
  5. Ремонт автомобиля – это…
  6. Поездка на отдых – это…
  7. Покупка ботинок – это…
  8. Пособия на детей – это…
  9. Покупка продуктов – это…
  10. Деньги в копилке – это…

 

Воспитатель: А вот деньги в копилке – это накопления! Как вы думаете зачем люди копят деньги? (Ответы детей). Правильно, ребята, чтобы приобрести дорогостоящую вещь или накопить на отдых. А еще можно инвестировать деньги – отрыть вклад в банке, тогда на накопленные деньги будут начисляться проценты и вклад будет расти.

Воспитатель: Ребята, в сундучке еще что-то лежит. Давайте посмотрим что же это! (Воспитатель достает поезд и вагоны).

Вторая игра «Загрузка поезда»

На вагончиках сделаны метки: молоко, мясо, обувь, хлеб. Детям предлагается правильно «загрузить» товары: молочные продукты (творог, сыр, йогурт и пр.), мясные (колбаса, сосиски, ветчина, котлеты и пр.), различную обувь и хлебобулочные по вагонам.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все правильно загрузили и отправили товары по магазинам. Держите заработанные монеты.

Воспитатель: Устали, ребята? Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка музыкальная «Профессии»

Дети под музыку повторяют движения.

Если хочешь стать шофером - делай так,        (вращают руль)

Если хочешь стать солдатом - делай так         (маршируют на месте)

Если будешь ты кассиром - делай так             (подают товар покупателю)

Если будешь программистом - делай так        (пальчиками печатают на компьютере)

Если будешь фигуристом - делай так              (скользящие движения по полу ногами)

Если будешь визажистом - делай так               («делают макияж»)

Воспитатель: А вы знаете как называются магазины с различными товарами? Давайте проверим!

Третья игра «Мы идем в магазин»

За продуктами мы идем … (в продуктовый магазин).

За молоком …. (в молочный).

За мясом и колбасой… (в мясной).

За хлебом…. (в булочную).

За овощами… (в овощной или бакалею).

За фруктами … (в фруктовый).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно ответили на все вопросы. Давайте посмотрим, что еще лежит в нашем сундучке?

Дети: В сундучке лежат деньги.

Воспитатель: Возьмите их в руки, потрогайте, рассмотрите. Деньги бывают бумажные – банкноты и металлические – монеты. Сейчас я предлагаю вам поиграть.

Четвертая игра «Копилка».

Детям предлагается разделиться на две команды. Одна команда кладет в свою копилку только монеты достоинством 5 рублей, другая банкноты достоинством 10 рублей.

Воспитатель: И с этим заданием вы быстро справились! Какие молодцы! Держите монеты!

Воспитатель: Сегодня мы много узнали о деньгах, доходах и расходах семьи. Скажите мне, а есть ли вещи, которые нельзя купить за деньги? Я предлагаю вам поиграть в игру «Купишь или нет» и во всем разобраться.

Пятая игра «Купишь или нет»

На сладе появляются различные картинки (машина, дружба, здоровье, конфеты, дом, семья, счастье и пр.), детям предлагается ответить можно это купить или нет.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А сейчас я предлагаю вам познакомиться с новым понятием «логистика». Логистика – это способы доставки товаров до конечного покупателя. От нее зависит цена товара. Давайте попробуем составить логистическую цепочку, например, игрушек из другой страны.

Игра «Логистика»

На столе лежит макет карты местности. Дети решают, как и на чем будут доставлять товар до конечного покупателя (если есть море – нужен корабль, если есть железная дорога – нужен поезд и т.д.). Задача детей – выбрать наиболее короткий маршрут и быстрее доставить товар покупателю.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сегодня мы много узнали о деньгах. Скажите, что вам запомнилось? Что нового вы узнали? Есть ли вещи, которые нельзя купить за деньги? (Ответы детей). Сейчас я приглашаю вас в кондитерский магазин, где вы сможете купить сладости на заработанные вами деньги. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по финансовой грамотности "Сказочная страна Экономика"

Развивать у детей элементарные экономические представления при помощи игровых ситуаций....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Сказочные приключения в стране "Экономика".

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе на тему: "Сказочные приключения в стране "Экономика". Цель: Формирование у детей основ финансовой грамотности, ...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе по теме: «Путешествие в сказочную страну Экономика»

Мы живём в материальном мире, и умение грамотно распоряжаться деньгами – это важный навык, которому мы должны обучать своих детей....

Конспект занятия по финансовой грамотности Тема: «Экономика для малышей»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Сказочное путешествие».

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их при...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Сказочное путешествие»

Зачем детям финансовая грамотность? Существует мнение, что еще не самостоятельным детям рано иметь карманные деньги. Думаю, что это мнение ошибочно, поскольку распоряжение собственным бюджетом учит де...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Сказочное путешествие»

Каждому родителю хочется видеть своего ребёнка счастливым и успешным в будущем. Но всё ли мы делаем для этого? Ведь нашим детям предстоит жить в мире, где владение нужной информацией решает практическ...