«День рождения Деда Мороза».
проект (подготовительная группа)

Гук Елена Александровна

Самобытная Великоустюжская земля, неповторимый облик города, очарование северной природы, богатое историческое и культурное наследие – все это послужило основанием для появления  уникальной программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Ожила сказка, любимая детьми и настоящий Дед Мороз поселился в Великом Устюге, в сосновом бору на берегу реки Сухоны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file0.docx162.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеPicture background

«Детский сад общеразвивающего вида № 25

ПРОЕКТ: «День рождения Деда Мороза».


Методический паспорт проекта

Название проекта

«День рождения Деда Мороза»

  • Автор проекта

Гук Елена Александровна

  • Возраст детей, на которых рассчитан проект.

6 – 7 лет, подготовительная группа

  • Тип проекта

По продолжительности : Краткосрочный  

По типу: Информационно - творческий

  •                                                    
  •                                                                                                Содержание:

1. Введение

Самобытная Великоустюжская земля, неповторимый облик города, очарование северной природы, богатое историческое и культурное наследие – все это послужило основанием для появления  уникальной программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Ожила сказка, любимая детьми и настоящий Дед Мороз поселился в Великом Устюге, в сосновом бору на берегу реки Сухоны.

Образ Деда Мороза - строгого старика, иногда сварливого, но справедливого, который хорошим людям благоволит и их одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом, в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков.

Дед Мороз – сказочный волшебник, символ любимого праздника Нового года, он всегда дарит подарки. Но один раз в году, в день своего Дня рождения, подарки принимает сам Дед Мороз.

Каков возраст зимнего волшебника - доподлинно неизвестно, но День рождения Деда Мороза с 2005 года отмечается в России всенародно. Дату дня рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября, по наблюдениям синоптиков, на «Родине» Деда Мороза в Великом Устюге Вологодской области начинается настоящая морозная зима и на земле образуется устойчивый снежный покров, а значит, вступает Мороз в свои законные владения.

Одним из важных событий в жизни ребенка является его собственное день рождения. День рождения – это событие, а день рождения Деда Мороза - это необычайное событие, объединяющее  и детей, и взрослых, и сказочных персонажей. Участвуя в подготовке ко дню рождения главного зимнего волшебника, дети  стремятся порадовать старших хорошими поступками, желанием  быть полезным окружающим, проявляют особую заботу и внимание.

Праздник – это своеобразная форма духовного обогащения ребёнка. Воспитательная роль праздника состоит в его «мудрости», чтобы  «развлекаясь - познавать». Праздник «День рождения Деда мороза» дает воспитателю еще одну возможность  для приобщения  детей к проявлению добрых чувств в атмосфере праздничного волшебства.

2. Актуальность проекта

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, усваивает моральные нормы.

Актуальность проблемы нравственно – духовного воспитания детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач нашего времени, включающая в себя воспитание нравственных качеств личности, бережного отношения к  народным  традициям, чувства гордости за свой край.

    По результатам бесед с детьми старшего дошкольного возраста было выявлено, что дети имеют не  достаточно полное представление о народных традициях. С наступлением холодов дети стали интересоваться, скоро ли наступит Новый год, историей появления этого праздника. Поэтому в преддверии Дня рождения Деда Мороза был проведен опрос о том, какие представления об этом герое имеют дети.

В итоге, было выявлено, что дети подготовительной группы имеют неполные сведения о Деде Морозе, наблюдается тенденция смешивания и подмена образов американского Санта Клауса и русского Деда Мороза, ребята мало знают о том, что этот сказочный герой также празднует День рождения, как и все люди.

В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей, воспитания у них бережного отношения к культурным народным традициям, путем  осуществления проекта  «День рождения Деда Мороза». Замысел данного проекта состоит в том, чтобы через разнообразные виды деятельности формировать у ребёнка необходимые нравственные чувства, познавательный интерес, творческие способности.

3. Цели проекта (практическая и педагогическая.)

1. Обогащение представлений детей о жизни Деда Мороза, его Дне рождении.

2. Формирование  нравственных  качеств  ребенка через приобщение к традициям и культуре родного края.

3. Привлечение внимания воспитанников, педагогов, родителей к программе «Великий Устюг – родина Деда Мороза».

4.Задачи проекта

1. Педагогические задачи: 

Образовательные:

  • Создать в группе условия для реализации информационно - творческого проекта.
  • Обогатить  представления детей о сказочном персонаже Деде Морозе,  традициях празднования Нового года в России и других странах.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей посредством  продуктивной, театрализованной  деятельности.
  • Развивать связную речь, коммуникативные навыки детей.
  • Развивать познавательный интерес детей к культурным народным традициям, желание получать новые знания, умения, навыки.

Воспитательные:

  •  Приобщить детей к проявлению добрых чувств, желания дарить подарки,  поздравления.
  • Сохранить  атмосферу  праздничного  волшебства.
  • Формировать доброжелательные отношения в коллективе.

2. Задачи для детей:

  • Узнать  о жизни и добрых делах Деда Мороза, его Дне рождении;
  • Уточнить: Как выглядит Дед Мороз? Чем отличается от Санта – Клауса? Где он живет? Что у него есть в Тереме? Какое волшебство может делать? Как Дед Мороз узнаёт, что и кому нужно подарить? На чём путешествует Дед Мороз? Когда он приходит? Можем ли мы сделать подарок Деду Морозу? Носит ли дед Мороз подарки взрослым?
  • Познакомиться с его братьями  из России,  и с его друзьями - Дедами Морозами из других стран;
  • Сделать подарки имениннику, приняв участие в районном конкурсе «Кукольный мир в гостях у Деда Мороза» и выставке – конкурсе «Сувениры Деду Морозу»;
  • Создать свой образ Деда Мороза с помощью лепки, аппликации;
  • Найти подарки от Деда Мороза, выполнив задания в Игре - квесте.

3. Задачи по работе с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьями воспитанников;
  • Систематизировать представления о Новогодних праздниках, Деде Морозе.

5. Ожидаемые результаты и предполагаемые продукты проекта 

Ожидаемые результаты:

  • Имеют элементарные представления об истории происхождения Деда Мороза, дне празднования его дня рождения и отражают эти представления в разных видах деятельности;
  • Узнают Дедов Морозов других стран по описаниям и на иллюстрациях, рассказывают о них;
  • Проявляют познавательную активность в беседах, знакомстве с художественной литературой, в рассматривании наглядного материала, презентаций;
  • Проявляют самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов в самостоятельной изобразительной деятельности;
  • Стремятся приготовить  подарки для именинника.

Продукты проекта.

1. Выставка детских работ «Портрет  Деда Мороза»;

2. Пластилиновые поделки «Дед Мороз и Снегурочка»;

3. Альбом «Великий Устюг – родина Деда Мороза»;

4. Настольный театр «Новогодний теремок».

6. Ресурсы, оборудование

1. Информационные:

- фото  и видеоматериалы, презентации;

- художественная литература, произведения Великоустюгских авторов, детские печатные издания;

- консультативная работа с родителями.

2. Дидактические:

- подбор иллюстраций и картинок по данной теме;

- дидактические, настольные  и подвижные игры;

- костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности;

- изобразительные средства (пластилин, краски, цветная бумага и т.д.)

3. ТСО:

- ноутбук;

- фотоаппарат;

- телевизор.

7. План реализации проекта

Этап проекта

Содержание. Виды деятельности (мероприятия)

для детей

для родителей

1-й  этап – подготовительный.

Задачи: разработать содержание образовательного процесса по теме проекта; систематизировать информационные источники, подобрать необходимые методические пособия, художественную литературу, музыкальный репертуар  по теме проекта,

дать задание родителям по подбору нужного материала.

  • Предварительный опрос детей («Модель трёх вопросов»), (опрос, беседы наблюдения);
  • Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта, конечного продукта.  
  • Подготовка почтового ящика для писем Деду Морозу «Сундучок Деда Мороза»
  • Оформление картотек:

- «Новогодние кричалки и хлопалки»,

- Пальчиковые игры «Зима и Новый год»,

- Пальчиковая гимнастика «Зимняя»,

- Стихи о Деде Морозе.

- Стенд «День рождения Деда Мороза»;

- Буклет «Все о Деде Морозе»

2-й   этап – основной.

Задачи: систематизировать представления детей о сказочном персонаже – Деде Морозе, организовать детей, воспитателей и родителей для совместной деятельности по реализации проекта.

Социально - коммуникативное развитие:

  • Беседы - пятиминутки  «Путешествие Деда Мороза  с НТВ»

 (знакомство с добрыми делами Деда Мороза для детей с ОВЗ, из телевизионных новостей);

  • Игра – интервью «О чём бы я хотел рассказать Деду Морозу»;
  • Беседа о городах - соседях Красавино и Великом Устюге;
  • Беседа- рассуждение о русской зиме, быте и занятиях  жителей нашей местности;
  • Игра «Мороз невелик, да стоять не велит» (знакомство с правилами ОБЖ в зимний период, с зимними пословицами);
  • «Сундучок Деда Мороза» (составление поздравлений и пожеланий Деду Морозу).

Познавательное  развитие:

  • Игра-викторина «В гости к Дедушке Морозу» (презентация с анимацией);
  • Просмотр презентаций: «Дед Мороз и Санта – Клаус», «Деды Морозы разных стран»;
  •  Видео экскурсия по усадьбе Деда Мороза;
  • Рассматривание альбома «Великий Устюг – родина Деда Мороза».      

Речевое развитие:

  • Пересказ русской народной сказки «Морозко», (А.Н.Афанасьева) показ настольного театра (из конусов);
  • Придумывание рассказа на тему «Путешествие вокруг света с Дедом Морозом»;
  • Придумывание сказки, по опорным словам, (Дед Мороз, Снегурочка, снежинка, Снеговик, весело, дружить, интересно);
  • Чтение художественной литературы:
  • - «Снеженика» (группа авторов, г. Великий устюг);
  • - «Дед Мороз и наводнение» (Т. Ядрихинская, г. Великий Устюг);

- «Двенадцать месяцев» (С. Маршак);

- «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»,  «Два Мороза»;

  • Стихи: «У Дедушки Мороза сегодня День рождения.
    Мы в честь него накроем стол, поставим угощения»,
    «Сказку в нашу жизнь принёс, славный, добрый Дед Мороз»,
    «Добрый дедушка Мороз», «Кто пришел?» и другие.
  • «Загадки – обманки от Бабы Яги»;
  • Пальчиковая гимнастика: «Что зимой мы любим делать?», «Дед Мороз принес подарки: буквари, альбомы, марки», «Зайка серенький сидит»;
  • Новогодние игры «кричалки и хлопалки»;
  • Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Когда это

бывает?»;  «Кто больше назовет слов  о …?», «Что было бы, если бы…?»,  «Зимний кроссворд»,   «Так бывает или нет?»;

Художественно –эстетическое развитие:

  • Рисование: «Зимний лес», раскрашивание новогодних картинок (в раскрасках); ООД «Волшебные снежинки»  ( по мотивам Вологодских кружев);               
  • Лепка: «Дед Мороз и Снегурочка».
  • Аппликация: НОД «Портрет Деда Мороза»  (оригами).
  • «Мастерская подарков» (совместная игровая и продуктивная деятельность, изготовление поздравительной открытки для Деда Мороза» (оригами).
  • Конструктивная деятельность «Терем Деда Мороза» из кубиков, «ЛЕГО».
  • Театральная мастерская: совместная деятельность по изготовлению фигурок,  терема - коробки к настольному театру «Новогодний теремок», разыгрывание  своих вариантов сказочных историй про День рождения Деда Мороза; подготовка к  кукольному спектаклю «Новогодний теремок»;
  • Слушание песен: «Российский Дед Мороз», «Дед Мороз из Устюга».
  • Знакомство с музыкально – ритмической игрой «Мешок Деда Мороза» («Чударики»).
  • Музыкальная гостиная «Скоро, скоро Новый год!» - разучивание песен новогоднего репертуара.          

Физическое  развитие:

  • Подвижные игры: «Два Мороза», «На  дворе метет пурга, вьюга завывает», «Южный и северный ветер».
  • Физкультминутки: «Новый год» и др.
  • Игра – квест: «Подарки от Деда Мороза».

- Стенд «Новый год в кругу семьи»;

- Ширма «Игровые задания для организации Домашнего новогоднего квеста»;

- Папка – передвижка «Шпаргалка для родителей: Как отвечать ребенку на вопросы  про Деда Мороза»;

- Помощь в подготовке костюмов, изготовлении декораций, разучивании ролей к спектаклю – подарку на день рождения Деду Морозу  («Новогодний теремок»);

- Запись видеообращения Деда Мороза (папы) к детям (для Квеста)

3-й этап – заключительный. Задачи:  представить продукты проекта, подвести  итоги.

  • Итоговое мероприятие: Кукольный спектакль «Новогодний теремок»;
  • Фотоотчет по квесту, в родительской группе;
  • Выставка детских работ.

8. Описание эффектов, достигаемых при реализации проекта (выводы).

   В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная, театрализованная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

   В ходе проекта «День рождения Деда Мороза» дети закрепили знания и расширили представления о празднике День рождения Деда Мороза, о Деде Морозе (где родился, сколько лет, где живёт); узнали о достопримечательностях родного города Деда Мороза; поняли, что значит быть добрым, как можно заботиться о других; приобрели навыки коллективного совместного творчества.

    Хочется отметить заинтересованность родителей в реализации данного проекта.

    Таким образом,  можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей,  у детей  сформировались  нравственные  качества. Ребята   приобщились  к культуре родного края, систематизировали  знания о новогодних традициях, самореализовались в творческой деятельности.

9. Литература (ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации).

1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей, Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2014.

2. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.

3. Петрова Т.П. Новогодний калейдоскоп «Где живет Дед Мороз» // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6 - С. 27 – 31.

5. Трапезникова Г.О. Новогодние традиции // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12 – С.44 – 50.

6. Интернет – ресурсы.

                                                                    Воронеж 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Прогулки в осенний лес"; "Экологическое воспитание дошкольников"; "Животные у вас дома"; "День рождения деда Мороза"; "24 ноября - День Матери в России".

"Прогулки в осенний лес" - консультация для родителей; движения и игры на свежем воздухе, обогащение интересными впечатлениями в природе. "Экологическое воспитание дошкольников" - консультация дл...

Тематический день в детском саду «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» для детей среднего дошкольного возраста

18 ноября отмечается День рождение Деда Мороза. Чем занять детей в этот день, как отметить день рождение самого известного Дедушки? Предлагаю вам разработку тематического дня....

Конспект развлечение "Поздравим Дедушку Мороза" 18 ноября день рождение Деда Мороза

Цель: дать представления детям о новогодних традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах, с Днем Рождения Деда Мороза.2. Расширять кругозор...

Тематический день в подготовительной группе Колокольчик "День рождения Деда Мороза"

В этот день в подготовительной группе «Колокольчик», чтобы больше узнать о жизни доброго волшебника, дети сначала посмотрели красочную презентацию «День рождения Деда Мороза»....

Коллективная работа «Борода Дедушки Мороза» во второй младшей группе. День рождения Деда Мороза. (18 ноября)

Цель: расширить представление детей о дедушке Морозе.Задачи:- развивать мелкую моторику рук и глазомер;- развивать фантазию и воображение;- развивать умение детей работать с клеем и ватой;- ...

Сценарий спортивного развлечения в старшем дошкольном возрасте День рождения Деда Мороза Познакомить детей с праздником День рождения Деда Мороза.

Спортивное развлечение «День рождение Деда Мороза»Цель: Познакомить детей с праздником День рождения Деда МорозаРазвивать воображение, воспитывать  уверенность , с...