«День рождения Деда Мороза».
проект (подготовительная группа)

Гук Елена Александровна

Самобытная Великоустюжская земля, неповторимый облик города, очарование северной природы, богатое историческое и культурное наследие – все это послужило основанием для появления  уникальной программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Ожила сказка, любимая детьми и настоящий Дед Мороз поселился в Великом Устюге, в сосновом бору на берегу реки Сухоны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file0.docx162.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеPicture background

«Детский сад общеразвивающего вида № 25

ПРОЕКТ: «День рождения Деда Мороза».


Методический паспорт проекта

Название проекта

«День рождения Деда Мороза»

  • Автор проекта

Гук Елена Александровна

  • Возраст детей, на которых рассчитан проект.

6 – 7 лет, подготовительная группа

  • Тип проекта

По продолжительности : Краткосрочный  

По типу: Информационно - творческий

  •                                                    
  •                                                                                                Содержание:

1. Введение

Самобытная Великоустюжская земля, неповторимый облик города, очарование северной природы, богатое историческое и культурное наследие – все это послужило основанием для появления  уникальной программы «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Ожила сказка, любимая детьми и настоящий Дед Мороз поселился в Великом Устюге, в сосновом бору на берегу реки Сухоны.

Образ Деда Мороза - строгого старика, иногда сварливого, но справедливого, который хорошим людям благоволит и их одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом, в русском фольклоре складывался на протяжении многих веков.

Дед Мороз – сказочный волшебник, символ любимого праздника Нового года, он всегда дарит подарки. Но один раз в году, в день своего Дня рождения, подарки принимает сам Дед Мороз.

Каков возраст зимнего волшебника - доподлинно неизвестно, но День рождения Деда Мороза с 2005 года отмечается в России всенародно. Дату дня рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября, по наблюдениям синоптиков, на «Родине» Деда Мороза в Великом Устюге Вологодской области начинается настоящая морозная зима и на земле образуется устойчивый снежный покров, а значит, вступает Мороз в свои законные владения.

Одним из важных событий в жизни ребенка является его собственное день рождения. День рождения – это событие, а день рождения Деда Мороза - это необычайное событие, объединяющее  и детей, и взрослых, и сказочных персонажей. Участвуя в подготовке ко дню рождения главного зимнего волшебника, дети  стремятся порадовать старших хорошими поступками, желанием  быть полезным окружающим, проявляют особую заботу и внимание.

Праздник – это своеобразная форма духовного обогащения ребёнка. Воспитательная роль праздника состоит в его «мудрости», чтобы  «развлекаясь - познавать». Праздник «День рождения Деда мороза» дает воспитателю еще одну возможность  для приобщения  детей к проявлению добрых чувств в атмосфере праздничного волшебства.

2. Актуальность проекта

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, усваивает моральные нормы.

Актуальность проблемы нравственно – духовного воспитания детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач нашего времени, включающая в себя воспитание нравственных качеств личности, бережного отношения к  народным  традициям, чувства гордости за свой край.

    По результатам бесед с детьми старшего дошкольного возраста было выявлено, что дети имеют не  достаточно полное представление о народных традициях. С наступлением холодов дети стали интересоваться, скоро ли наступит Новый год, историей появления этого праздника. Поэтому в преддверии Дня рождения Деда Мороза был проведен опрос о том, какие представления об этом герое имеют дети.

В итоге, было выявлено, что дети подготовительной группы имеют неполные сведения о Деде Морозе, наблюдается тенденция смешивания и подмена образов американского Санта Клауса и русского Деда Мороза, ребята мало знают о том, что этот сказочный герой также празднует День рождения, как и все люди.

В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей, воспитания у них бережного отношения к культурным народным традициям, путем  осуществления проекта  «День рождения Деда Мороза». Замысел данного проекта состоит в том, чтобы через разнообразные виды деятельности формировать у ребёнка необходимые нравственные чувства, познавательный интерес, творческие способности.

3. Цели проекта (практическая и педагогическая.)

1. Обогащение представлений детей о жизни Деда Мороза, его Дне рождении.

2. Формирование  нравственных  качеств  ребенка через приобщение к традициям и культуре родного края.

3. Привлечение внимания воспитанников, педагогов, родителей к программе «Великий Устюг – родина Деда Мороза».

4.Задачи проекта

1. Педагогические задачи: 

Образовательные:

  • Создать в группе условия для реализации информационно - творческого проекта.
  • Обогатить  представления детей о сказочном персонаже Деде Морозе,  традициях празднования Нового года в России и других странах.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей посредством  продуктивной, театрализованной  деятельности.
  • Развивать связную речь, коммуникативные навыки детей.
  • Развивать познавательный интерес детей к культурным народным традициям, желание получать новые знания, умения, навыки.

Воспитательные:

  •  Приобщить детей к проявлению добрых чувств, желания дарить подарки,  поздравления.
  • Сохранить  атмосферу  праздничного  волшебства.
  • Формировать доброжелательные отношения в коллективе.

2. Задачи для детей:

  • Узнать  о жизни и добрых делах Деда Мороза, его Дне рождении;
  • Уточнить: Как выглядит Дед Мороз? Чем отличается от Санта – Клауса? Где он живет? Что у него есть в Тереме? Какое волшебство может делать? Как Дед Мороз узнаёт, что и кому нужно подарить? На чём путешествует Дед Мороз? Когда он приходит? Можем ли мы сделать подарок Деду Морозу? Носит ли дед Мороз подарки взрослым?
  • Познакомиться с его братьями  из России,  и с его друзьями - Дедами Морозами из других стран;
  • Сделать подарки имениннику, приняв участие в районном конкурсе «Кукольный мир в гостях у Деда Мороза» и выставке – конкурсе «Сувениры Деду Морозу»;
  • Создать свой образ Деда Мороза с помощью лепки, аппликации;
  • Найти подарки от Деда Мороза, выполнив задания в Игре - квесте.

3. Задачи по работе с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьями воспитанников;
  • Систематизировать представления о Новогодних праздниках, Деде Морозе.

5. Ожидаемые результаты и предполагаемые продукты проекта 

Ожидаемые результаты:

  • Имеют элементарные представления об истории происхождения Деда Мороза, дне празднования его дня рождения и отражают эти представления в разных видах деятельности;
  • Узнают Дедов Морозов других стран по описаниям и на иллюстрациях, рассказывают о них;
  • Проявляют познавательную активность в беседах, знакомстве с художественной литературой, в рассматривании наглядного материала, презентаций;
  • Проявляют самостоятельность в художественном поиске и при воплощении замыслов в самостоятельной изобразительной деятельности;
  • Стремятся приготовить  подарки для именинника.

Продукты проекта.

1. Выставка детских работ «Портрет  Деда Мороза»;

2. Пластилиновые поделки «Дед Мороз и Снегурочка»;

3. Альбом «Великий Устюг – родина Деда Мороза»;

4. Настольный театр «Новогодний теремок».

6. Ресурсы, оборудование

1. Информационные:

- фото  и видеоматериалы, презентации;

- художественная литература, произведения Великоустюгских авторов, детские печатные издания;

- консультативная работа с родителями.

2. Дидактические:

- подбор иллюстраций и картинок по данной теме;

- дидактические, настольные  и подвижные игры;

- костюмы и атрибуты для театрализованной деятельности;

- изобразительные средства (пластилин, краски, цветная бумага и т.д.)

3. ТСО:

- ноутбук;

- фотоаппарат;

- телевизор.

7. План реализации проекта

Этап проекта

Содержание. Виды деятельности (мероприятия)

для детей

для родителей

1-й  этап – подготовительный.

Задачи: разработать содержание образовательного процесса по теме проекта; систематизировать информационные источники, подобрать необходимые методические пособия, художественную литературу, музыкальный репертуар  по теме проекта,

дать задание родителям по подбору нужного материала.

  • Предварительный опрос детей («Модель трёх вопросов»), (опрос, беседы наблюдения);
  • Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта, конечного продукта.  
  • Подготовка почтового ящика для писем Деду Морозу «Сундучок Деда Мороза»
  • Оформление картотек:

- «Новогодние кричалки и хлопалки»,

- Пальчиковые игры «Зима и Новый год»,

- Пальчиковая гимнастика «Зимняя»,

- Стихи о Деде Морозе.

- Стенд «День рождения Деда Мороза»;

- Буклет «Все о Деде Морозе»

2-й   этап – основной.

Задачи: систематизировать представления детей о сказочном персонаже – Деде Морозе, организовать детей, воспитателей и родителей для совместной деятельности по реализации проекта.

Социально - коммуникативное развитие:

  • Беседы - пятиминутки  «Путешествие Деда Мороза  с НТВ»

 (знакомство с добрыми делами Деда Мороза для детей с ОВЗ, из телевизионных новостей);

  • Игра – интервью «О чём бы я хотел рассказать Деду Морозу»;
  • Беседа о городах - соседях Красавино и Великом Устюге;
  • Беседа- рассуждение о русской зиме, быте и занятиях  жителей нашей местности;
  • Игра «Мороз невелик, да стоять не велит» (знакомство с правилами ОБЖ в зимний период, с зимними пословицами);
  • «Сундучок Деда Мороза» (составление поздравлений и пожеланий Деду Морозу).

Познавательное  развитие:

  • Игра-викторина «В гости к Дедушке Морозу» (презентация с анимацией);
  • Просмотр презентаций: «Дед Мороз и Санта – Клаус», «Деды Морозы разных стран»;
  •  Видео экскурсия по усадьбе Деда Мороза;
  • Рассматривание альбома «Великий Устюг – родина Деда Мороза».      

Речевое развитие:

  • Пересказ русской народной сказки «Морозко», (А.Н.Афанасьева) показ настольного театра (из конусов);
  • Придумывание рассказа на тему «Путешествие вокруг света с Дедом Морозом»;
  • Придумывание сказки, по опорным словам, (Дед Мороз, Снегурочка, снежинка, Снеговик, весело, дружить, интересно);
  • Чтение художественной литературы:
  • - «Снеженика» (группа авторов, г. Великий устюг);
  • - «Дед Мороз и наводнение» (Т. Ядрихинская, г. Великий Устюг);

- «Двенадцать месяцев» (С. Маршак);

- «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»,  «Два Мороза»;

  • Стихи: «У Дедушки Мороза сегодня День рождения.
    Мы в честь него накроем стол, поставим угощения»,
    «Сказку в нашу жизнь принёс, славный, добрый Дед Мороз»,
    «Добрый дедушка Мороз», «Кто пришел?» и другие.
  • «Загадки – обманки от Бабы Яги»;
  • Пальчиковая гимнастика: «Что зимой мы любим делать?», «Дед Мороз принес подарки: буквари, альбомы, марки», «Зайка серенький сидит»;
  • Новогодние игры «кричалки и хлопалки»;
  • Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Когда это

бывает?»;  «Кто больше назовет слов  о …?», «Что было бы, если бы…?»,  «Зимний кроссворд»,   «Так бывает или нет?»;

Художественно –эстетическое развитие:

  • Рисование: «Зимний лес», раскрашивание новогодних картинок (в раскрасках); ООД «Волшебные снежинки»  ( по мотивам Вологодских кружев);               
  • Лепка: «Дед Мороз и Снегурочка».
  • Аппликация: НОД «Портрет Деда Мороза»  (оригами).
  • «Мастерская подарков» (совместная игровая и продуктивная деятельность, изготовление поздравительной открытки для Деда Мороза» (оригами).
  • Конструктивная деятельность «Терем Деда Мороза» из кубиков, «ЛЕГО».
  • Театральная мастерская: совместная деятельность по изготовлению фигурок,  терема - коробки к настольному театру «Новогодний теремок», разыгрывание  своих вариантов сказочных историй про День рождения Деда Мороза; подготовка к  кукольному спектаклю «Новогодний теремок»;
  • Слушание песен: «Российский Дед Мороз», «Дед Мороз из Устюга».
  • Знакомство с музыкально – ритмической игрой «Мешок Деда Мороза» («Чударики»).
  • Музыкальная гостиная «Скоро, скоро Новый год!» - разучивание песен новогоднего репертуара.          

Физическое  развитие:

  • Подвижные игры: «Два Мороза», «На  дворе метет пурга, вьюга завывает», «Южный и северный ветер».
  • Физкультминутки: «Новый год» и др.
  • Игра – квест: «Подарки от Деда Мороза».

- Стенд «Новый год в кругу семьи»;

- Ширма «Игровые задания для организации Домашнего новогоднего квеста»;

- Папка – передвижка «Шпаргалка для родителей: Как отвечать ребенку на вопросы  про Деда Мороза»;

- Помощь в подготовке костюмов, изготовлении декораций, разучивании ролей к спектаклю – подарку на день рождения Деду Морозу  («Новогодний теремок»);

- Запись видеообращения Деда Мороза (папы) к детям (для Квеста)

3-й этап – заключительный. Задачи:  представить продукты проекта, подвести  итоги.

  • Итоговое мероприятие: Кукольный спектакль «Новогодний теремок»;
  • Фотоотчет по квесту, в родительской группе;
  • Выставка детских работ.

8. Описание эффектов, достигаемых при реализации проекта (выводы).

   В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная, театрализованная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

   В ходе проекта «День рождения Деда Мороза» дети закрепили знания и расширили представления о празднике День рождения Деда Мороза, о Деде Морозе (где родился, сколько лет, где живёт); узнали о достопримечательностях родного города Деда Мороза; поняли, что значит быть добрым, как можно заботиться о других; приобрели навыки коллективного совместного творчества.

    Хочется отметить заинтересованность родителей в реализации данного проекта.

    Таким образом,  можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей,  у детей  сформировались  нравственные  качества. Ребята   приобщились  к культуре родного края, систематизировали  знания о новогодних традициях, самореализовались в творческой деятельности.

9. Литература (ссылки на использованные, а также рекомендуемые источники информации).

1. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей, Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2014.

2. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.

3. Петрова Т.П. Новогодний калейдоскоп «Где живет Дед Мороз» // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 6 - С. 27 – 31.

5. Трапезникова Г.О. Новогодние традиции // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12 – С.44 – 50.

6. Интернет – ресурсы.

                                                                    Воронеж 2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Прогулки в осенний лес"; "Экологическое воспитание дошкольников"; "Животные у вас дома"; "День рождения деда Мороза"; "24 ноября - День Матери в России".

"Прогулки в осенний лес" - консультация для родителей; движения и игры на свежем воздухе, обогащение интересными впечатлениями в природе. "Экологическое воспитание дошкольников" - консультация дл...

Тематический день в детском саду «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДЕДА МОРОЗА» для детей среднего дошкольного возраста

18 ноября отмечается День рождение Деда Мороза. Чем занять детей в этот день, как отметить день рождение самого известного Дедушки? Предлагаю вам разработку тематического дня....

Конспект развлечение "Поздравим Дедушку Мороза" 18 ноября день рождение Деда Мороза

Цель: дать представления детям о новогодних традициях. Задачи: 1. Познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах, с Днем Рождения Деда Мороза.2. Расширять кругозор...

Тематический день в подготовительной группе Колокольчик "День рождения Деда Мороза"

В этот день в подготовительной группе «Колокольчик», чтобы больше узнать о жизни доброго волшебника, дети сначала посмотрели красочную презентацию «День рождения Деда Мороза»....

Тематический день "День рождения Деда Мороза"

18 ноября в России официально праднуют день рождения Деда Мороза.Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно18 ноября на вотчине Деда Мороза наступает настоящая зима....

Коллективная работа «Борода Дедушки Мороза» во второй младшей группе. День рождения Деда Мороза. (18 ноября)

Цель: расширить представление детей о дедушке Морозе.Задачи:- развивать мелкую моторику рук и глазомер;- развивать фантазию и воображение;- развивать умение детей работать с клеем и ватой;- ...