Роль мелкой моторики в развитии ребенка .
статья

Абдуллина Алсу Мирьяновна

Автор: Абдуллина Алсу Мирьяновна.

МБДОУ д/с  «Миляш», Абзелиловский район с. Аскарово.

«Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий». Мария Монтессори. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека. Она – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых – выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: 1) в связи с развитием познавательных способностей; 2) в связи с развитием речи; 3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. По мнению Д.Б. Эльконина, «непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними, приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речью. Поэтому для исправления речевых нарушений, ведется целенаправленная работа по развитию мелкой моторики. Такая работа  ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует искоренению дефектов речи. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то, соответственно, у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. В обиходе мы называем хорошо развитую мелкую моторику ловкостью. В действительности же ребенок обучается сводить воедино работу нервной системы, мышц и костей, выполняя точные, слаженные движения пальцами рук, кистями, стопами и пальцами ног. В этом процессе задействована не только двигательная, но и нервная, и зрительная системы, так что развитие мелкой моторики у детей крайне важно для их скорейшего и полноценного развития. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область расположена рядом с двигательной, являясь ее частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой и Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив – вялые, ватные и не делают отдельных движений. Поэтому, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся. Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Э. Кант называл руки «видимой частью полушарий головного мозга». Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики М. Монтессори. По ее мнению, в раннем и дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребенка создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений и восприятия. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. М. Монтессори говорила, что каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и, в конечном итоге, учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам. По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом. Таким образом, мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций: мышления, памяти, внимания.  

Список литературы: 1. Бурлачук С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 1999. 2. Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2014. 3. Головей Л.А. Практикум по возра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx17.78 КБ

Предварительный просмотр:

Роль мелкой моторики в развитии ребенка .

Автор: Абдуллина Алсу Мирьяновна.

МБДОУ д/с  «Миляш», Абзелиловский район с. Аскарово.

«Каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий». Мария Монтессори. Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика. Мелкая моторика – это тонкие движения кистей и пальцев рук человека. Она – необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых – выработанных в ходе культурного развития человеческого общества. Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований: 1) в связи с развитием познавательных способностей; 2) в связи с развитием речи; 3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма. Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, являются условием познания ребенком предметного мира. По мнению Д.Б. Эльконина, «непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними, приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними. Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речью. Поэтому для исправления речевых нарушений, ведется целенаправленная работа по развитию мелкой моторики. Такая работа  ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует искоренению дефектов речи. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но также позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память. Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то, соответственно, у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. В обиходе мы называем хорошо развитую мелкую моторику ловкостью. В действительности же ребенок обучается сводить воедино работу нервной системы, мышц и костей, выполняя точные, слаженные движения пальцами рук, кистями, стопами и пальцами ног. В этом процессе задействована не только двигательная, но и нервная, и зрительная системы, так что развитие мелкой моторики у детей крайне важно для их скорейшего и полноценного развития. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становится ясно, что речевая область расположена рядом с двигательной, являясь ее частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой и Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив – вялые, ватные и не делают отдельных движений. Поэтому, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся. Актуальность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями: в раннем и дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Э. Кант называл руки «видимой частью полушарий головного мозга». Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики М. Монтессори. По ее мнению, в раннем и дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребенка создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений и восприятия. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. М. Монтессори говорила, что каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и, в конечном итоге, учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам. По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом. Таким образом, мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций: мышления, памяти, внимания.  

Список литературы: 1. Бурлачук С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М., 1999. 2. Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2014. 3. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии: уч. пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.  4. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 5. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т. – М., 1996. 6. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 1999. 7. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание. – 2006. 8. С.А. Козлова, Т.А. Куликова. Концепция дошкольного воспитания. М.: Академия, 2001. 9. Павлова Л. Значение развития действий рук // Дошкольное воспитание. – 1994. – №1. – С. 32-37. 10. Петрова Е.С. Развиваем моторику руки. – М.: Шанс, 2010.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Консультация для родителей о важном значении развития мелкой моторики рук у ребенка....

Роль мелкой моторики в развитии ребенка

Мелкая моторика - это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием ...

Семинар - практикум для родителей "Роль мелкой моторики в развитии ребенка"

           В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии то...

роль мелкой моторики в развитии ребенка

Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для их полноценного развития, в процессе задействована не только двигательная , но и нервная и зрительная системы....

"Роль мелкой моторики в развитии ребенка"

Консультация для родителей...

Роль мелкой моторики в развитии ребенка. "Пальчиковые игры и упражнения"

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания...

Статья РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

РОЛЬ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА...