Практические инструменты воспитателя для поддержания внимания у детей дошкольного возраста во время проведения образовательной деятельности
методическая разработка

Иваненко Елена Леонидовна

Практические инструменты воспитателя для поддержания внимания у детей дошкольного возраста во время проведения образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_1.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Практические инструменты воспитателя для поддержания внимания у детей дошкольного возраста во время проведения образовательной деятельности" Подготовил: Иваненко Елена Леонидовна , в оспитатель высшей категории МАДОУ №10

Слайд 2

Актуальность проблемы Иногда бывает крайне трудно сосредоточить внимание ребенка на чем-то однообразном, неинтересном, но очень необходимом. Почему так происходит? Как это преодолеть? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к понятию внимания и его свойствам. К.Д. Ушинский писал: «Заставьте ребенка идти - он устанет очень скоро, прыгать - тоже, стоять - тоже, сидеть - также устанет; но он перемешивает все эти деятельности разных органов и резвится целый день, не уставая. То же самое касается и учебных занятий детей…».

Слайд 3

Причины детской невнимательности и пути активизации внимания детей Приемы активизации и стимулирования внимания

Слайд 4

Причины детской невнимательности и пути активизации внимания детей

Слайд 5

Причины невнимательности общее состояние здоровья ребенка (простудные заболевания, насморк, аденоиды) Пути активизации внимания в этом случае родителям следует непременно обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность

Слайд 6

Причины невнимательности однообразная монотонная деятельность Пути активизации внимания периодическая смена видов деятельности. Однако не надо без нужды слишком часто менять виды работ, так как если она недостаточно продолжительна, то у ребенка не воспитывается устойчивость внимания

Слайд 7

Причины невнимательности отсутствие отдыха во время интенсивных умственных или физических нагрузок Пути активизации внимания Небольшой отдых (2-3 минуты), физкультминутка, дыхательные упражнения (при отсутствии медицинских показаний) полезно действуют на восстановление внимания детей. В это время также можно проветрить помещение, где занимается ребенок.

Слайд 8

Причины невнимательности не соблюдаются требования к наглядности Пути активизации внимания разнообразные наглядные пособия, несложные по содержанию, но яркие по оформлению. Важны все формы наглядности: предметная, изобразительная и словесная (четкое проговаривание, артикуляция)

Слайд 9

Причины невнимательности несоответствие заданий возрастным требованиям Пути активизации внимания давать ребенку такие задачи, которые требовали бы от него усилий, но были бы ему доступны. Учитывать зону актуального развития

Слайд 10

Причины невнимательности замена игровой формы деятельности в дошкольном возрасте на «учебную» Пути активизации внимания в условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях обучения. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре.

Слайд 11

Причины невнимательности Тип темперамента (сила нервных процессов и степени подвижности) Пути активизации внимания учитывать особенности темперамента в работе с ребенком. Рассеяность обычно свойственна детям, нервная система которых является слабой и инертной

Слайд 12

Причины невнимательности Частые стрессы, конфликты в семье и ОУ Пути активизации внимания Снижение стрессовых факторов

Слайд 13

Причины невнимательности Особые образовательные потребности детей с ОВЗ Пути активизации внимания Учет особых возможностей здоровья детей

Слайд 14

Приемы активизации и стимулирования внимания

Слайд 15

Контрастные раздражители Просьба о помощи Эмоциональные раздражители Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность

Слайд 16

Контрастные раздражители Прием «навязывания ритма» или Голосовая и эмоциональная модуляция Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса; паузы.

Слайд 17

Контрастные раздражители Жестикуляция Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.

Слайд 18

Контрастные раздражители Прием «зрительного контакта» Посмотреть и кивнуть отдельным детям

Слайд 19

Контрастные раздражители Прием «акцентировки» Использование служебных фраз типа «Обратите внимание», «Внимание»

Слайд 20

Контрастные раздражители Просьба о помощи Эмоциональные раздражители Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность

Слайд 21

Просьба о помощи «Провалы памяти» Якобы забывание достаточно очевидных для группы элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных

Слайд 22

Контрастные раздражители Просьба о помощи Эмоциональные раздражители Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность

Слайд 23

Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность Смена видов деятельности Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем идет речь. А теперь давайте попробуем изобразить это в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте.

Слайд 24

Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность Смена канала восприятия Чтобы удержать внимание детей, мы тоже можем переключать каналы, только каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный). «Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь снова послушайте».

Слайд 25

Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность Разнообразный раздаточный материал Степень запоминаемости сюжета зависит от степени вовлеченности в него. Отсюда следует, что в работе с детьми необходимо использовать практические методы, использовать разнообразный раздаточный материал, чтобы каждый ребенок мог повзаимодействовать с ним.

Слайд 26

Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность «Помощники» Дети в дошкольном возрасте очень любят помогать. Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми

Слайд 27

Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность Использование метода «вовлечение» Метод «вовлечение» содержит в себе следующие приемы: - задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение, - допустить намеренно ошибку, - попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься на санках, зависит от темы занятия). При этом педагог может сам поднять руку в качестве примера.

Слайд 28

Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность Наводящие вопросы В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения ???

Слайд 29

Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность Риторические вопросы Повторение основных моментов в форме вопроса. А после небольшой паузы воспитатель сам отвечает на вопрос ???

Слайд 30

Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность Уточняющие вопросы. Встречные вопросы Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой. ???

Слайд 31

Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность Тренировка внимания (карта острова сокровищ). Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала. Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижение по классу: линии – движение, кружки с крестиком внизу – остановки. Там, где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище»(сувенир, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее.

Слайд 32

Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность Тренировка внимания (соколиный глаз). Воспитатель предлагает за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов – контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест поправления волос, очков, руки за спину – получает приз. В конце занятия проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «соколиный глаз»

Слайд 33

Контрастные раздражители Просьба о помощи Эмоциональные раздражители Обыгрывание проблемной ситуации , активная деятельность

Слайд 34

Эмоциональные раздражители Интрига или загадка, сюрпризный момент Присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого). Начните занятие с загадочного предмета (у меня для вас есть что-то интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность способны привлечь внимание детей

Слайд 35

Эмоциональные раздражители «Коробка с сюрпризом» В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.

Слайд 36

Эмоциональные раздражители Обучайте, играя Простая фраза: «давай посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит вам всестороннее внимание детей и вовлеченность их в процесс.

Слайд 37

Эмоциональные раздражители Яркая наглядность Большое значение для поддержания внимания дошкольников на протяжении всего занятия имеет качественная, яркая наглядность. Так как в наше время бумажная наглядность отходит на второй план, на занятиях можно использовать презентации. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей.

Слайд 38

Эмоциональные раздражители Разнообразная наглядность Если есть возможность можно использовать природный материал или реальные предметы т. к. при просмотре презентации невозможно полностью передать все свойства дерева, поэтому лучше организовать выход во двор и обследовать его. Дети смогут определить гладкое оно или шершавое, тонкий ствол или толстый и надолго запомнить результаты обследования

Слайд 39

Эмоциональные раздражители Эмоциональность педагога Творческий подход к деятельности, юмор

Слайд 40

Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий ! Дошкольники должны «весело учиться». Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями, дает им возможность испытывать удовлетворение от занятий. К проведению любого занятия подходите творчески , используя план занятия с конкретными задачами и целями

Слайд 41

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по преодолению зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности

Как всем известно, глаза являются наиболее значимыми сенсорным анализатором, с помощью, которого мы воспринимаем сигналы из окружающего мира. Движение и предметно практическая деятельность детей осуще...

АПО Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих ситуаций

Тема опыта Активизация речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности игровых обучающих технологий. Педагогические наблюдения показали, что в ...

Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста через инновационные формы образовательной деятельности

В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, эк...

План работы методического объединения музыкального руководителя с воспитателями ДОУ:«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»

План работы методического объединения«Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»2022-2023 учебный год№п/пСодержание основной де...

Семинар - практикум для воспитателей "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности".

Семинар поможет  вооружить педагогов практическими методами, приемами и материалами  для реализации задач музыкального воспитания в режимных моментах ДОУ....