Доклад из опыта работы на тему: «Обучение грамоте старшего дошкольного возраста с использованием игрового материала»
статья (старшая группа)
Доклад из опыта работы на тему:
«Обучение грамоте старшего дошкольного возраста с использованием игрового материала»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdeniya_detskiy_sad.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждения детский сад «Родничок»
Доклад из опыта работы на тему:
«Обучение грамоте старшего дошкольного возраста с использованием игрового материала»
Воспитатель: Павлова Е.В.
2024-2025г
«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка-грамматики и связанной с не орфографии».
Д. Б. Эльконин.
Актуальность. Ни для кого не секрет, что в последнее время большое внимание уделяется раннему развитию ребенка, в том числе подготовке к обучению грамоте. Задолго до изучения грамматических правил ребенок должен овладеть грамотой, то есть хорошо разобраться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научится точно «фотографировать» устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением, когда «пишется так, как слышится». К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них уже впервые дни пребывания в школе возникают специфические трудности письма.
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. В дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования, небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Этого можно избежать целенаправленной работой по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду.
Вторая причина актуальности этой проблемы - одно из требований школы – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это важнейшая составляющая работа по обучению детей русскому языку и по подготовке их к обучению грамоте,
Овладевая навыками звукового анализа и синтеза под руководством воспитателя, дети не только учатся выделять указанный звук на фоне слова, определять место этого звука в слове, но и выполнять полный звуковой анализ слов сначала из трех звуков, потом из четырех-пяти звуков, указывать место ударения в слове, давать полную характеристику каждому звуку слова.
На основе сформированных навыков звукового анализа и синтеза старшие дошкольники обучаются чтению слогов, слов и предложений. У детей формируются навыки слогового анализа и синтеза слов, навыки анализа предложений.
Развитие фонематических процессов у старших дошкольников приобретает очень важное значение. Особое внимание уделяется дифференциации звуков.
В старшей группе дети уже не только определяют наличие звука и его место в слове, но и подбирают слова с указанным звуком, производят звуковой анализ слов, давая характеристику каждому звуку.
Особое значение приобретает работа по развитию фонематических процессов у детей при подготовке обучению грамоте.
По моему мнению, наиболее эффективным методом подготовки к обучению грамоте детей являются игры, в частности - дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.
В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности. Но необходимо было так организовать образовательную деятельность, чтобы детям было интересно, ведь ни для кого не секрет, что дети с удовольствием обучаются тому, что им интересно. Задумалась над тем, как сделать процесс подготовки к обучению грамоте желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением грамоте дети испытывали радость познания, самоутверждения, получили положительный эмоциональный заряд. Решила, что поможет мне в этом использование игровых материалов.
Для решения этих задач я подготовила игры и пособия такие как: «Найди звук в слове» (дети на карточке находят предмет с заданным звуком), «Определи сколько слогов в слове» (дети проговаривают и называют из скольких слогов состоит слова), «Составь слово» (с помощью фишек красного, синего, зеленого цвета составляют слово); также использую ребусы для составления слова по первым звукам; загадки на каждую букву. Подготовила картотеку словесных игр по обучению грамоте.
Обучая детей чтению, использую разрезную азбуку, с помощью которой дети составляют слова.
Таким образом, используемый игровой материал помогает решать программные задачи по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад из опыта работы по теме "Речевое развитие ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Опыт работы педагога по театрализованной деятельности...
Статья на тему "Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста на основе игровой методики "
В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. показаны результаты и уровень эффективности игро...
Доклад из опыта работы «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием пособия В.Воскобович Коврограф Ларчик»
В докладе представлены логико-математические игры авторские и адаптированные для развития логического и самостоятельного мышления дошкольников....
Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...
Сообщение из опыта работы "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством использования игровой технологии "Логические блоки Дьенеша"
Работа по развитию логического мышления у детей занимает одно из значимых мест в воспитательно-образовательном процессе. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым пом...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.» на 2023-2024 учебный год
В данном материале содержится программа кружковой работы по "Обучению чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Зайцева"...
Презентация "Обучение грамоте старшего дошкольного возраста с использованием игрового материала"
Презентация "Обучение грамоте старшего дошкольного возраста с использованием игрового материала"...