Самообразование «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
рабочая программа
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя Дрюкиной А.Ф. разновозрастной группы «Радуга»
Тема:
«Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
2023-2024 учебный год.
Дата начало работы над темой – сентябрь 2023г.
Дата окончания работы над темой – май 2024г.
Цель работы по теме самообразования:
-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Этапы работы:
- Изучить методическую литературу по данной темы.
- Изучить журналы « Воспитатель в ДОУ».
- Изучить статьи в интернете.
- Подготовить предметно- пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей.
- Составить перспективный план работы с детьми.
- Составить перспективный план работы с родителями.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание потребности в общении с природой;
- привитие трудовых природоведческих навыков;
- развитие экологического сознания;
- эстетическое воспитание.
Задачи на учебный год для педагога:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, изучение практического и практического опыта по данной теме.
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Оформить в группе центр по экологии.
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме.
Содержание работы по самообразованию.
Сентябрь – Октябрь:
- формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
Ноябрь:
- планирование работы по самообразованию.
Декабрь:
- изучение проблемы.
Февраль – апрель:
- практическая деятельность (применение знаний и умений на практике,
изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).
- усовершенствовать предметно - развивающую среду.
- обеспечить взаимосвязь своей темы с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Май:
- подведение итогов самообразования.
Проведена диагностика.
Цель: выявить у детей уровень знаний по данной теме.
Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной деятельности, в непосредственно-образовательной деятельности. Была создана диагностическая таблица в которой оценивались умения и навыки детей. Данные диагностического обследования показали, что дошкольники по данной теме имеют низкий уровень. В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания.
Поставила задачи:
- Изучить уровень развития детей по данной темы.
- Развивать память, мышление, фантазию, внимание.
3. Вовлечение детей в активную познавательную деятельность путём подбора педагогом интересных и разнообразных игр.
Планируемой результат:
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.
Перспективы развития опыта:
1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию .
2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал.
Консультации:
1. «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
2. « Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
3. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
4.» Экологическое воспитание».
Предложить картотеки:
1.Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.
2. Картотека опытов водой.
3. Картотека опытов с песком.
4.Картотека опытов с воздухом.
5. Картотека опытов с магнитами.
Предложить дидактические игры:
- Угадай чей след.
- Расскажи по плану про домашнее животное.
- Кому нужна вода.
- Для чего нужна вода.
- Игры про домашних и диких животных.
- Игры про овощи и фрукты, продукты.
Актуальность выбранной темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Перспективный план работы с детьми на 2023-2024 уч. год по развитию экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
Месяц | Направление работы | Способ достижения. |
Сентябрь октябрь | Подбор литературы. Мониторинг, анкетирование. Изучение программы дошкольного образования в соответствии с ФОП. Работа с личной библиотекой, интернетом. Планирование работы с детьми и родителями на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике, создания перспективного плана работы с детьми и родителями. | Перспективный план работы с детьми и родителями. Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
ноябрь | Разработка картотек игр по экологическому развитию. Подбор материала. Работа с методической литературой. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
декабрь | Подбор консультаций для родителей. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
январь | Подобрать литературу по экологическому воспитанию. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
февраль | Проведение занятий, опытов с водой и со снегом. - Подгрупповая и индивидуальная работа. Работа с методической литературой. -создать картотеки игр и опытов с водой. | Непосредственно образовательная деятельность. Использование дидактических игр . Картотека дидактических игр про воду. |
март | Познакомить детей с играми, которые научат их анализировать, сравнивать. Изучение свойств света в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности | Дидактические игры. Картотека игр дидактических. |
апрель | Подбор материала для изготовления кейсаИзучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям. | Изготовление кейса. Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом. Изготовление игротеки. |
Май. | Закрепление знаний и умений в играх. Итоговый мониторинг. Анализ, оформление результатов мониторинга. | Мониторинг. Консультации для родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/03/picture-255356-1509694085.jpg)
Статья: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его ми...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/04/picture-64703.jpg)
развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры
человек стал человеком когда услышал шопот листьев...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993510-1515598571.jpg)
Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"
В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/09/picture-632921-1610189027.jpg)
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/12/picture-956540-1507797713.jpg)
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/27/picture-1499263-1706365067.jpg)
план самообразования «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
план самообразования по экологии...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/01/picture-1139254-1635763941.jpg)
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год ...