Самообразование «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
рабочая программа
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование воспитателя Дрюкиной А.Ф. разновозрастной группы «Радуга»
Тема:
«Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
2023-2024 учебный год.
Дата начало работы над темой – сентябрь 2023г.
Дата окончания работы над темой – май 2024г.
Цель работы по теме самообразования:
-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.
Этапы работы:
- Изучить методическую литературу по данной темы.
- Изучить журналы « Воспитатель в ДОУ».
- Изучить статьи в интернете.
- Подготовить предметно- пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей.
- Составить перспективный план работы с детьми.
- Составить перспективный план работы с родителями.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);
- формирование представлений об универсальной ценности природы;
- воспитание потребности в общении с природой;
- привитие трудовых природоведческих навыков;
- развитие экологического сознания;
- эстетическое воспитание.
Задачи на учебный год для педагога:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, изучение практического и практического опыта по данной теме.
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Оформить в группе центр по экологии.
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов по теме.
Содержание работы по самообразованию.
Сентябрь – Октябрь:
- формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
Ноябрь:
- планирование работы по самообразованию.
Декабрь:
- изучение проблемы.
Февраль – апрель:
- практическая деятельность (применение знаний и умений на практике,
изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).
- усовершенствовать предметно - развивающую среду.
- обеспечить взаимосвязь своей темы с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Май:
- подведение итогов самообразования.
Проведена диагностика.
Цель: выявить у детей уровень знаний по данной теме.
Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной деятельности, в непосредственно-образовательной деятельности. Была создана диагностическая таблица в которой оценивались умения и навыки детей. Данные диагностического обследования показали, что дошкольники по данной теме имеют низкий уровень. В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания.
Поставила задачи:
- Изучить уровень развития детей по данной темы.
- Развивать память, мышление, фантазию, внимание.
3. Вовлечение детей в активную познавательную деятельность путём подбора педагогом интересных и разнообразных игр.
Планируемой результат:
Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.
Перспективы развития опыта:
1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию .
2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.
3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.
Работа с родителями:
Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов, собрать природный материал.
Консультации:
1. «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
2. « Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»
3. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
4.» Экологическое воспитание».
Предложить картотеки:
1.Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.
2. Картотека опытов водой.
3. Картотека опытов с песком.
4.Картотека опытов с воздухом.
5. Картотека опытов с магнитами.
Предложить дидактические игры:
- Угадай чей след.
- Расскажи по плану про домашнее животное.
- Кому нужна вода.
- Для чего нужна вода.
- Игры про домашних и диких животных.
- Игры про овощи и фрукты, продукты.
Актуальность выбранной темы:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Перспективный план работы с детьми на 2023-2024 уч. год по развитию экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
Месяц | Направление работы | Способ достижения. |
Сентябрь октябрь | Подбор литературы. Мониторинг, анкетирование. Изучение программы дошкольного образования в соответствии с ФОП. Работа с личной библиотекой, интернетом. Планирование работы с детьми и родителями на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике, создания перспективного плана работы с детьми и родителями. | Перспективный план работы с детьми и родителями. Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
ноябрь | Разработка картотек игр по экологическому развитию. Подбор материала. Работа с методической литературой. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
декабрь | Подбор консультаций для родителей. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
январь | Подобрать литературу по экологическому воспитанию. | Анализ изученной литературы в плане по самообразованию. |
февраль | Проведение занятий, опытов с водой и со снегом. - Подгрупповая и индивидуальная работа. Работа с методической литературой. -создать картотеки игр и опытов с водой. | Непосредственно образовательная деятельность. Использование дидактических игр . Картотека дидактических игр про воду. |
март | Познакомить детей с играми, которые научат их анализировать, сравнивать. Изучение свойств света в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности | Дидактические игры. Картотека игр дидактических. |
апрель | Подбор материала для изготовления кейсаИзучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям. | Изготовление кейса. Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом. Изготовление игротеки. |
Май. | Закрепление знаний и умений в играх. Итоговый мониторинг. Анализ, оформление результатов мониторинга. | Мониторинг. Консультации для родителей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»
В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его ми...
Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"
В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»...
план самообразования «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
план самообразования по экологии...
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год ...
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2024-2025 учебный год
Актуальность выбранной темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Че...