Самообразование «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
рабочая программа

Дрюкина Алена Федоровна

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование воспитателя Дрюкиной А.Ф.  разновозрастной группы «Радуга»

Тема:

«Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».

                     

2023-2024 учебный год.

Дата  начало работы над темой – сентябрь 2023г.

Дата окончания работы над темой – май 2024г.

          Цель работы по теме самообразования:  

-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Этапы работы:

  1. Изучить методическую литературу по данной темы.
  2. Изучить журналы « Воспитатель в ДОУ».
  3. Изучить статьи в интернете.
  4. Подготовить предметно- пространственную среду с учетом возрастных особенностей детей.
  5. Составить перспективный план работы с детьми.
  6. Составить перспективный план работы с родителями.

Задачи:

-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру через дидактические игры;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

- усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними);

- формирование представлений об универсальной ценности природы;

- воспитание потребности в общении с природой;

 - привитие трудовых природоведческих навыков;

 - развитие экологического сознания;

- эстетическое воспитание.

Задачи на учебный год для педагога:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём     изучения необходимой литературы, изучение практического и практического опыта по данной теме.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Оформить в группе центр по экологии.
  5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов по  теме.

Содержание работы по самообразованию.

Сентябрь – Октябрь:  

- формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Ноябрь:

- планирование работы по самообразованию.

Декабрь:

-  изучение проблемы.

Февраль – апрель:  

- практическая деятельность (применение знаний и умений на практике,

изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми).

- усовершенствовать предметно - развивающую среду.

- обеспечить взаимосвязь своей темы с другими видами деятельности в едином педагогическом  процессе.

Май:

-  подведение итогов самообразования.

Проведена диагностика.  

Цель: выявить у детей уровень знаний по данной теме.

Проводя диагностическое исследование, я наблюдала за детьми в свободной деятельности, в непосредственно-образовательной деятельности. Была создана диагностическая таблица в которой оценивались умения и навыки детей. Данные диагностического обследования показали, что дошкольники по данной теме  имеют низкий уровень.  В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания.

Поставила задачи:

  1. Изучить уровень развития детей  по данной темы.
  2. Развивать память, мышление, фантазию, внимание.

    3.  Вовлечение детей в активную познавательную деятельность путём подбора педагогом интересных и разнообразных игр.

Планируемой результат:

Экологические знания у детей посредством дидактических игр способствуют повышению экологической культуры, активизации словаря, развитию  психических процессов (воображение, память, мышление, внимание), нравственных качеств, восприятие бережного отношения в природе. Дети в игре осваивают новые знания, что является хорошей подготовкой к школе.

Перспективы развития опыта:

1. Конкретное распределение дидактических игр по циклам значительно усовершенствует усвоение дошкольниками практических умений и навыков по экологическому воспитанию .

2. Предлагаемая система работы позволит достаточно полно раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка.

3. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области экологического воспитания позволит развить умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и их проявлений, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ.

Работа с родителями:

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, ёмкостями для опытов,  собрать природный материал.

Консультации:

1. «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»

2. « Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников»

3. «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

4.» Экологическое воспитание».

Предложить картотеки:

1.Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.

2. Картотека опытов  водой.

3. Картотека опытов с песком.

4.Картотека опытов с воздухом.

5. Картотека опытов с магнитами.

Предложить дидактические игры:

  1. Угадай чей след.
  2. Расскажи по плану про домашнее животное.
  3. Кому нужна вода.
  4. Для чего нужна вода.
  5. Игры про домашних и диких животных.
  6. Игры про овощи и фрукты, продукты.

Актуальность выбранной темы:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Перспективный план работы с детьми на 2023-2024 уч. год по развитию экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».

Месяц

Направление работы

Способ достижения.

Сентябрь октябрь

Подбор литературы. Мониторинг, анкетирование. Изучение программы дошкольного образования в соответствии с ФОП. Работа с личной библиотекой, интернетом. Планирование работы с детьми и родителями на новый учебный год. Знакомство с литературой по данной тематике, создания перспективного плана работы с детьми и родителями. 

Перспективный план работы с детьми и родителями.

Анализ изученной литературы в плане по   самообразованию.

ноябрь

Разработка картотек игр по экологическому развитию. Подбор материала. Работа с методической литературой.

Анализ изученной литературы в плане по   самообразованию.

декабрь

Подбор консультаций для родителей.

Анализ изученной литературы в плане по   самообразованию.

январь

Подобрать литературу по экологическому воспитанию.

Анализ изученной литературы в плане по   самообразованию.

февраль

Проведение занятий, опытов  с водой и со снегом.

- Подгрупповая и индивидуальная работа. Работа с методической литературой.

-создать картотеки игр и опытов с водой.

Непосредственно образовательная деятельность.

Использование дидактических игр .

Картотека дидактических игр про воду.

март

Познакомить детей с играми, которые научат их анализировать, сравнивать.

Изучение свойств  света в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности

Дидактические игры.

Картотека игр дидактических.

апрель

Подбор материала для изготовления кейсаИзучение новой литературы по теме, изготовление игротеки. Изготовление пособий и атрибутов к занятиям.

Изготовление кейса.  Занятия индивидуальные и подгрупповые с кейсом. Изготовление игротеки.

Май.

Закрепление знаний и умений в играх.

Итоговый мониторинг.

Анализ, оформление результатов мониторинга.






Мониторинг.

Консультации для родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры»

В последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его ми...

Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"

В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и пережи...

План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»

План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»...

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год ...

План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2024-2025 учебный год

Актуальность выбранной темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Че...