План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
методическая разработка (старшая группа)
Ребёнок дошкольного возраста - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sam-_ie_ekologiya_2020_st.gr_.docx | 41.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №140»
Самообразование
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через
ознакомления с природой родного края»
на 2019-2020 учебный год
Воспитатель первой:
квалификационной категории
Свечникова Людмила Валентиновна
г. Дзержинск 2019 г.
План работы по самообразованию
Воспитатель: Свечникова Людмила Валентиновна
Тема: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с объектами природы родного края, особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.
Задачи:
- расширять кругозор детей и обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края;
- формировать бережное отношение к растениям и животным родного края;
- развивать у детей эмоционально-чувственную сферу на основе знакомства с природой родного края.
Актуальность
-моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, будут особенно эффективны. В игре предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных, срывов. Полученные знания помогут в будущем, быть экологически грамотными и разрешить экологические проблемы.
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр и т. д.) |
Изучение методической литературы | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
| |
Самореализация | Постоянно Сентябрь – октябрь В течение года Декабрь | Разработать перспективный план работы с детьми старшего возраста по экологическому воспитанию в ДОУ. Пополнить детскую библиотеку научной и художественной литературой о природе. Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. Консультация для педагогов на тему: «Экологические пространства» в старшей группе. | Перспективный план Наличие «Библиотеки» Наглядный материал Конспект |
Работа с детьми | Сентябрь: | Беседа о деревьях, кустах, травянистых растениях, о правилах поведения на природе. Дидактическая игра: «Найди дерево по описанию». Дидактические игры: «Найди свое дерево», «Узнай и назови». Рисование: «Золотая осень». | Экскурсия в парк. |
Беседа с детьми о животных обитающих в лесах родного края, среде обитания, о подготовке зверей к зиме, о поведении человека в лесу. Рассматривание иллюстраций, книг о животных леса. Рассказ воспитателя о подготовке зверей к зиме. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов о животных | Рисование деревьев и лесных зверей. | ||
Наблюдение за насекомыми. Беседа на тему «Насекомые осенью» Чтение художественной литературы: В. Бианки «Как муравьишка спешил домой»; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича» | |||
Беседа на тему: «Водоемы родного города». Составление описательных рассказов о жителях водоемов. Загадки о жителях водоемов. Чтение художественной литературы: рассказа Д.Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка» Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Дидактическая игра «Собери деревья» | Рисование водоема и его обитателей. | ||
Октябрь: | Рассказы и загадки о рыбах. Беседа:«Рыбы водоемов родного города» Дидактическая игра: «Чем похожи? Чем отличаются». Дидактическая игра «Угадай по описанию». Чтение художественной литературы: Л. Бере «Рыбка» (пер. с англ. О. Образцовой) О.Г. Зыкова «Камбала», «Рыба-прилипала». | Рисование «Моя любимая рыбка». | |
Беседа: «Овощи и фрукты». Дидактическая игра–сказка «Фрукты и овощи». Беседа о холодных и горячих блюдах из овощей и фруктов. Дидактическая игра «Определи на вкус». Чтение художественной литературы: Ю. Тувин «Овощи»; Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок». Дидактические игры «Съедобное - не съедобное»; «Вершки-корешки». | Художественное творчество: аппликация «Ваза с фруктами», «Овощи на тарелке». | ||
Беседа о комнатных растениях; о необходимости для них условий жизни; об элементах труда. Познавательно-исследовательская деятельность: опыты (потребность комнатных растений во влаге, тепле, свете). Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин». Дидактические игры «Садовник», Угадай растение», Назовите растение». Чтение художественной литературы: Б. Житков «Что я видел», «Сад». | |||
Ноябрь: | Наблюдение за живой и неживой природой. Экскурсии по экологической тропе детского сада. Рассматривание репродукций художников об осени. Беседа об осени. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто больше назовет», «Ботаническое лото». | Составление коллажа из листьев и ягод «Осенний пейзаж». | |
Беседа: «Птицы осенью» (беседа о перелетных птицах). Наблюдения за птицами на участке, кормление птиц. Рассматривание птиц, занесенных в красную книгу Нижегородской области. Дидактические игры «Кто лишний», «Кто где живет», Перелетные - зимующие». Подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка». Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек», И. Крылов «Кукушка и петух», Е. Чарушин «Утка». | Просмотр фильма «Перелетные птицы». | ||
Составление описательных рассказов о птицах. Дидактическая игра «Кто наблюдательный». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц». Игра –имитация «Я загадаю, а вы угадайте». Дидактическая игра «Перелетные- зимующие». Подвижная игра «Перелет птиц». | Художественное творчество: лепка «Красивая птица» | ||
Беседа с детьми «Съедобные и несъедобные грибы» (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка) Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций. | Художественное творчество: аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"- | ||
Декабрь: | Наблюдение за зимующими птицами на участке (внешний вид, сравнение разных птиц, выделяя общее и различия, повадки). Рассматривание следов на снегу, кормление птиц. Рассматривание иллюстраций о зимующих птицах, беседа. Просмотр фильма «Зимующие птицы». Чтение художественной литературы: Г. Серебрецкий «Берегите птиц», И. Поленов «Синичкины кладовки». Дидактические игры «Голоса птиц», «Я -загадаю, а вы -отгадайте». | Изготовление кормушек для птиц. Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала). | |
Беседа: «Как лесные звери проводят зиму». Беседа о труде лесника (рассматривание картины «Лес», иллюстраций, чтение художественной литературы). Дидактические игры «Мы маленькие зайчики», «Закончите предложение», «Животные в лесу». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Купание медвежат», Е. Чарушин «Волчишко», В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал». | Художественное творчество: лепка «Звери на новогодний праздник». | ||
Наблюдение зимних красот в природе. Выделение характерных признаков зимы. Беседа: «Пришла красавица зима». Дидактические игры «Найди ошибку», «Когда это бывает?», «Чей силуэт?». Чтение художественной литературы: С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками…», Н. Павлова «Под снегом на лугу», С. Есенин «Пороша». | Экскурсия в парк «Вот и к нам пришла зима» | ||
Наблюдение деревьев на участке (название деревьев, строение, польза). Беседа о деревьях. Дидактические игры «Что где растет?», «С чьей ветки детки». Сюжетно-ролевая игра «В лес за дровами». Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Сосновые леса», «Зимний ельник», «Прогулка в лес». | Изготовление игрушек для украшения искусственной ели в холе детского сада. Художественное творчество: рисование «Нарядная ёлка». | ||
Январь: | Наблюдение за ростом и состоянием комнатных растений. Рассматривание схем способов ухода. Труд в уголке природы. Дидактические игры: Чтение художественной литературы: Е. Серов «Фиалка». Дидактические игры «Кому что нужно», «Как выросла фиалка». | Художественное творчество: рисование «Мой любимый цветок». | |
Февраль: | Беседа: «Живое – неживое» (Признаки живого на примере человека – разговаривают, двигаются, дышат, слышат, видят и т.д.). Игра- имитация "Звериная зарядка" Чтение художественной литературы: В. Бианки «Рыбий дом», Н. Осипов «В воде и у воды», «Животные морей». | Просмотр фильма «Животные». | |
Беседа: «Прошла зима холодная» Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме. Дидактические игры: «Приметы зимы», «Когда это бывает?». Игра-имитация «Снежные явления». Чтение художественной литературы: «Конкурс-викторина стихотворений о зиме». | Художественное творчество: рисование: «Чем красива зимняя природа». | ||
Март: | Наблюдение за весенними явлениями: изменениями цвета снега, таяние снега, капели. Беседа: «Ранняя весна» или «Смена дня и ночи». Дидактические игры: «Сравни и найди», «Бывает – не бывает». Чтение художественной литературы: И. Токмакова «Весна», Ф Тютчев «Весенние воды» Рассматривание картин И. Левитана «Март», И. Грабарь «Февральская лазурь». | ||
Беседы и наблюдения за птицами на участке детского сада. Обобщающая беседа с использованием схем, моделей. Рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т.д.) Игра-имитация «Строим гнёзда». Дидактическая игра: «Попрыгунчики-воробышки». Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домики», И. Поленов «Синичкины кладовки» | Художественное творчество (оригами): «Голубь», «Воробей» или «Лебедь».
| ||
Апрель: | Рассматривание картинок цветущих деревьев. Составление описательного рассказа о деревьях по схеме, модели. Чтение художественной литературы: «Литературный калейдоскоп». | Экскурсия в парк «Утиное озеро» Художественное творчество: рисование: «Цветущая ветка». | |
Беседа «Одуванчик» Изучение строения одуванчика. - Чтение стихов. Загадки об одуванчике Составление рассказа "Путешествие семечка." | Художественное творчество: рисование: «Одуванчик». | ||
Май: | Наблюдение за растениями на участке. Беседа: «Первые цветы на участке» (сравнительный рассказ о мать-мачехе и одуванчике). Эстафета-игра «Собери цветок». Игра-имитация «Собери нектар с цветов». Дидактическая игра «Отгадайте: «Почему?». Чтение художественной литературы: Н. Павлова «Хитрый одуванчик», Т. Белозёров «Одуванчик». | Художественное творчество (оригами): «Красивые тюльпаны». | |
Наблюдение за появлением перелетных птиц (снегири, клесты). Послушать пение птиц. Беседа с детьми о дятле, голубе. Подвижные игры «Совушка», «Перелет птиц», «Коршун и наседка». Чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Берегите птиц», А. Барков «Голоса леса». | Художественное творчество (оригами): «Сова», «Воробей». | ||
Рассматривание и беседа о Красной Книге Нижегородской области. Беседа: «Городской парк «Дендрарий» (беседа, рассматривание, книг, иллюстраций) Беседа «Чем мы можем помочь природе?» | Экскурсия в лес. Составление природоохранительных знаков и их обсуждение. | ||
Наблюдения за растениями, птицами, насекомыми. Наблюдение разных видов дождя: кратковременный, затяжной, грибной, слепой, ливневый. Беседа «Чистый воздух и вода – богатство страны». Художественное творчество: рисование «Придумай и нарисуй экологически чистый вид транспорта». | Оформление клумб перед детским садом. Посадка рассады цветов. | ||
Работа с родителями | Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль, Март, Апрель, Май. | Анкетирование «Экологическое воспитание детей». Подборка экологической литературы для родителей. Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса». Практический материал (папка раскладушка) «Растения родного города». Литературная выставка «Читайте вместе с нами». Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы). Консультация «Птицы — наши друзья». Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек) Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными». Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных) Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) . Папка-передвижка «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края). Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною». Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период). Проведения субботника «Сделаем город чище». Выставка фотографий «Наши добрые дела». Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) . | Выставка «Цветы» (природный материал). Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей). Выставка декоративных комнатных растений. Консультация «О чем рассказывают растения» Фотовыставка «Нижегородский край - наш родной». ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ! ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА |
Литература:
- Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 140 »
- Н.Е. Веракса О.Р. Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет» - М.: Мозаика – Синтез, 2015г.
- Е.Е. Крашенинников О.Л. Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников» - М.: Мозаика – Синтез, 2016г.
- М.П. Костюченко «Комплект тематических карт. Сезонные прогулочные карты на каждый день» - Волгоград «Учитель», 2017г.
- О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду». М: Мозаика – Синтез, 2017. -112с.
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
ФИО___________________________________________
Возрастная группа________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________
4. Ощущаете ли Вы по ребенку, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________
В чем это проявляется?
– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________
Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________
В чем это проявляется?
– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________
Нужно ли это делать? ___________________________________________
8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________
9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________
10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________
Анкета для родителей: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
ФИО____________________________________
Возрастная группа________________________
1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?
– Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру...(нужное подчеркнуть).
4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)
5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________
Цель обсуждения. 1. Предлагаю просто пересказать. 2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)
6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________
7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________
Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________
Как часто? При каких ситуациях?
– Не знаю как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую — ребенок не интересуется... (нужное подчеркнуть)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
( ознакомление с окружающим миром)
Неоспорима роль дидактической игры в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста.
ПОИГРАЙТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ НА ПРОГУЛКЕ И ДОМА.
1.Найди по описанию
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.
2. Горячо — холодно
Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.
Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.
Правило: нельзя переворачивать карточки.
Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.
Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика
и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.
3. Лото «Что, где растет?»
Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.
4. Скорая помощь (экологическая игра на природе)
Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь,
развивать наблюдательность.
Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.
Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.
Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.
5. Юные художники
Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.
Игровая задача: нарисовать портрет растения.
Материал: любые изобразительные материалы.
Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.
6. Следопыты
Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.
Игровая задача: разгадать тайну природы.
Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.
Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование " Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры"
В самообразовании подобрана литература для самоизучения темы по экологическому воспитанию....
"Развитие экологического воспитания через дидактические игры"
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологичес...
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»
План работы по самообразованию: «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры»...
план самообразования «Развитие экологического воспитания дошкольника через дидактические игры».
план самообразования по экологии...
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2022-2023 уч. год ...
План по самообразованию "Развитие мелкой моторики через дидактические игры у младших дошкольников"
план самообразованию...
План по самообразованию «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры» на 2024-2025 учебный год
Актуальность выбранной темы:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Че...