Методическое пособие
методическая разработка

Смирнова Мария Александровна 89

Любовь  к книгам нужно прививать с рождения, но этот путь не быстрый и требует определенных усилий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.posobie.docx734.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ СО « Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Методическое пособие

« Читаем вместе с детьми»

Picture background

Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души В. Сухомлинский

2024г

Открывая ребенку книгу - вы открываете ему мир. Вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше. Вы помогаете ему хорошо учиться в школе и в один прекрасный день найти интересную работу. Но, прежде всего, Вы наслаждаетесь временем, проведенным вместе с ним.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание, прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Семейное чтение - это лучший вид коллективного общения. У детей, чьи родители любят читать, скорее разовьется вкус к чтению, чем у тех, чьи родители не подают им в этом примера. Когда родители читают вместе с детьми, это сближает их, а также помогает малышу лучше усваивать содержание прочитанного. Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций. Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Если всё свободное время мама смотрит сериалы, а папа – спортивный канал, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.

Советы родителям:

Ø Определите круг читательских интересов своих детей, обдуманно подходите к выбору книг.

Ø Книги, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка.

Ø Изучайте списки рекомендованных программных произведений детской литературы для домашнего чтения.

Ø Следите, чтобы ребенок читал книги систематически, желательно каждый день. Пользу приносит только постоянное разностороннее чтение.

Ø Старайтесь, по возможности, чаще беседовать с детьми о прочитанных книгах, организуйте совместное чтение вслух. Это принесет неоценимую пользу и дошкольникам, и детям старшего возраста.

Ø Давайте Вашим детям читать книги по интересующей их тематике. Им нравятся животные, спорт или волшебство? Удивите их книгами или журналами, позволяющими получить наиболее полные знания по их интересам.

Ø Помогите создать ему небольшую, но хорошо подобранную библиотеку из произведений лучших детских писателей. Это способствует развитию любви к чтению и бережному отношению к книге.

Ø Воспитывайте бережное отношение к книге. Ребенок должен твердо усвоить правила обращения с книгой: нельзя перегибать книгу, класть в нее карандаши, ручки и другие предметы - от этого портится переплет, отрываются и выпадают листы.

Ø Читайте Вашим детям. Старайтесь читать им ежедневно в одно и то же время. Очень подходит для этого время перед отходом ко сну.

Ø Пусть Ваши дети видят, как Вы читаете. Это лучший способ показать им, что чтение важно и для Вас, и Вы наслаждаетесь им.

Ø Просите старших детей читать младшим. Старшие будут гордиться оказанным им доверием и с удовольствием демонстрировать полученные навыки. Младшие захотят читать так же, как их старшие братья, сестры или друзья.

Ø Ходите вместе в библиотеку. Попросите библиотекаря помочь Вашему ребенку найти нужную книгу для семейного чтения.

;n=13

Рекомендации родителям по подбору

сказок для детей дошкольного возраста

  1. Сказки лучше подбирать в зависимости от возраста и особенностей характера ребенка.
  2. Детей до двух лет больше подходит воспитание потешкой.
  3. В возрасте с 2 до 3,5 лет подойдут классические детские сказки с простым, повторяющимся сюжетом: «Колобок», «Теремок», «Репка». Спустя некоторое время можно приступать к более длинным и содержательным сказкам: «Три поросенка», «Красная Шапочка».
  4. В 3 года происходит осознание ребенком собственного «Я», поэтомeон начинает ассоциировать себя с главными героями сказки. Для трехлетнего малыша наличие в сказке такого героя-образца для подражания (желательно одного пола с ним) обязательно.
  5. В возрасте 3-5 лет подражание героям продолжается. Важно подбирать сказки, в которых ясно, кто хороший, кто плохой, где добро, а где зло.
  6. Детям более понятны сказки о животных. Сюжеты сказок о животных более доступны для их понимания, особенно детям 4-5 лет.
  7. Детям дошкольного возраста (5-6 лет) предложите прочитать литературные сказки Астрид Линдгрен, детские детективы, повести Николая Носова. Дошкольник уже не просто подражает героям, а анализирует его поведение, делает свои выводы, вроде: «Будь я на его месте, то поступил бы не так…».

Picture background

Как начать семейное чтение?

Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу, которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились и почему.

Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».

Помните:

- по возможности раньше начните читать ребенку вслух;

- постарайтесь каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух;

- помните, что искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать.

Не стоит:

- Читать истории, не нравящиеся вам самим.

- Удивляться и не раздражаться, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу же.

- Конкурировать с телевизором. Если родители предлагают своему чаду выбирать между книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же - на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку. Если он хочет слушать сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем случае не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги.

- Спешить расстаться с прочитанной книгой. Самый простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.

• Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.

• А еще можно устроить домашний или школьный маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.

• И, конечно, если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку можно продолжить самим или придумать новую.

Если телевизор конкурирует с книгой.

Вот некоторые интересные наблюдения и советы, предоставленные Институтом родителей (Канада):

1. Если к выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то выберет и для себя.

2. При чтении вслух можно воспользоваться некоторыми приемами из практики учителей школы:

- если читаете стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму;

- закончив читать какую-то книгу, расспросите малыша, не происходили ли подобные забавные истории с ним самим;

- спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю.

3. Помните, как трудно вам было расставаться с книгой только потому, что настало время идти спать?

Не доводилось ли вам брать с собой в постель фонарик, чтобы успеть прочитать хоть несколько страничек, пока вас не застанут родители? Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что может бодрствовать, сколько хочет, то есть до тех пор, пока читает книгу. Такому вечеру можно дать особое название - вечер чтения, «сказочная вечеринка».

4. Носите с собой в сумочке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком или длительное ожидание в очереди.

5. В некоторых семьях заведено раз в неделю «забыть обо всем и только читать». На эти полчаса выключается телевизор, никто не подходит к телефону, причем планируется это время заранее. Но это время имеет смысл только в том случае, если участвовать будет вся семья.

6. Исследования показали, что дети, смотрящие телевизор больше десяти часов в неделю, читают хуже своих сверстников в школе, которым родители ограничивают время пребывания перед экраном. В некоторых семьях папа или мама выдают «ТВбилеты» - каждый действителен 30 минут. Если билеты кончились, телевизор исключается до следующей недели.

Ни компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал, за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер, телевизор – чтото такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать содержание.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.

Преимущества, которые дает чтение

Ø Чем больше взрослые читают, разговаривают со своими детьми, тем богаче будет их словарный запас, что поможет ребенку научиться понимать и усваивать информацию.

Ø Если в дальнейшем, в течение обучения дети продолжают черпать информацию из книг, то впоследствии выдерживают любые экзамены и тесты.

Ø У детей, которые читают хорошо - возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому они лучше запоминают детали, с большей охотой читают для себя, своего удовольствия. Развивается память, воображение.

Picture background

Наш адрес:

Саратовская область, г.Ершов

ул. Мелиоративная,39

Телефон: 8(845 64) 5-71-52

E – mail:

Составила: специалист по социальной реабилитации Смирнова М.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие" Игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания"

Речь ребенка не будет полноценной без речевого дыхания. Дыхательная система является энергетической базой для устной речи....

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

Учебно- методическое пособие Игровые методические пособия , способствующие развитию мелкой моторики рук и речи у дошкольников

                            Учебно- Методическое пособие« Игровые методические пособия , способствующие развитию мелк...

Методическое пособие Методическое пособие Рассказываем детям о войне.

Методическое пособие Рассказываем детям о войне....

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций. Тема: «Дидактическое пособие “Чудо чудное – дерево мудрое”».

Конкурсная номинация №3 «Лучшая авторская разработка учебно – методического пособия/методических рекомендаций.Тема: «Дидактическое пособие  “Чудо чудное ...