Мастер - класс для родителей «Развиваем пальчики – улучшаем речь»
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._master_klass.docx | 156.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №56»
Мастер - класс для родителей
« Развиваем пальчики – улучшаем речь».
Подготовила:
Яхудина И.Р.,
воспитатель,1 квалификационной
категории
г.Оренбург,2023 г.
Цель:
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка.
2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания на практике.
Оборудование:
- Цветные карандаши по количеству участников;
- Фломастеры по количеству участников;
- Крышки от пластиковых бутылок по 2 на каждого;
- Бумага
- Массажные мячики
Ход мастер- класса
Добрый вечер, уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на нашу встречу!
Свое выступление я хочу начать с загадки:
Пять да пять – родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять»,
Угадайте, как их звать? (Пальцы).
Действительно, это пальцы.
Тема нашего мастер-класса посвящена пальчикам - «Играем пальчиками – развиваем речь».
Девиз нашего мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь! »
1 часть. Теоретическое обоснование темы.
Слайд № 2
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод
накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус!
У разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-
сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
А на Руси с малолетства играют в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую».
Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились.
По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму! »
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечают этим трем принципам:
«Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение, видят последовательность
выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
Слайд № 3
Цель пальчиковой гимнастики
- Борьба с умственной усталостью.
- Снятие напряжения артикуляционного аппарата.
- Повышение тонуса организма и общий оздоравливающий и развивающий эффект.
Задачи пальчиковой гимнастики
- Интенсивное развитие речи.
- Коррекция речевых нарушений.
- Подготовка руки к овладению навыком письма. Развитие ВПФ (высших психических функций).
- Развитие эмоционально-волевой сферы.
Слайд№ 4
Правила и техника выполнения упражнений
При проведении пальчиковой гимнастики с детьми следует придерживаться конкретных правил:
- Включать в гимнастику все виды упражнений и отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
- Игровые манипуляции должны постепенно усложняться.
- Для начала игры необходимо желание самого ребенка.
- Нельзя применять гимнастику, если вы сами утомлены и у ребенка плохое самочувствие.
- Непозволительно утомление ребенка в процессе игры.
- Как и в любой деятельности, в проведении пальчиковой гимнастики имеется определенная последовательность этапов:
Сначала просто демонстрируем ребенку игру. Далее показываем игру на пальцах ребенка. Взрослый и ребенок выполняют движения вместе, при этом взрослый сам проговаривает текст сопровождения. Ребенок осуществляет действия самостоятельно при необходимой помощи со стороны взрослого, который говорит слова.
Слайд № 5
Как вы уже смогли убедиться, пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кроме того, что игры совершенствуют ловкость, улучшают память, речь и вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребенка.
Существуют следующие виды пальчиковых игр:
- Пальчиковые игры с предметами;
- Активные игры со стихотворным сопровождением;
- Игры - манипуляции;
- Пальчиковые игры на основе сказок;
- Пальчиковые кинезиологические игры;
- Пальчиковые игры с элементами самомассажа;
- Пальчиковые игры с муз. сопровождением.
Слайд № 6
Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление,
повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
«Скалка»
Карандаш я покачу вправо – влево как хочу «Добывание огня»
Карандаш я покручу, я огонь добыть хочу Игра с бумагой
1, 2, 3, 4, 5
Мы бумажку будем мять!
Мы бумажку будем мять!
Свои ручки развивать! (мнём обеими руками, как будто лепим снежок)
В ручку правую возьмём
И чуть-чуть её помнём. (берём в правую руку и мнём только правой рукой)
Мы чуть-чуть её помнём
Левой ручке отдаём. (берём в левую руку и мнём только левой рукой)
В ручку левую возьмём и чуть-чуть её помнём.
Мы чуть-чуть её помнём
И на стол быстрей кладём. (И быстрей её кладём), (убираем смятую бумагу на край стола)
На бумажку посмотри,
На что похоже говори.
Слайд № 7
Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением.
Дети очень любят именно этот вид игр - он побуждает детей к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее.
«Колокольчик»
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены.Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.)
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали, (на этом слове ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расщепляя пальцы)
Покрутили, (не расщепляя пальцы, одну руку поворачивать к себе, другую от себя, попеременно меняя их)
Потянули (тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская «замок» полностью)
И открыли! (резко отпуская руки, развести их широко в стороны)
«Дом»
Я хочу построить дом, (руки сложить домиком и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (пальцы обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединить вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены»; затем пальцы вниз, делаем стряхиваюшие движения)
И тюльпан в саду расцвёл! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики- «бутончик тюльпана»)
Слайд № 8
Следующий вид пальчиковых игр – это игры - манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю вам вспомнить названия данных игр. («Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения,«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик – дедушка» и т. п.)
Игра «Этот пальчик хочет спать»
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать
Этот пальчик прикорнул
Этот пальчик уж уснул
Тише пальчик не шуми
Своих братьев не буди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора!
Молодцы!
Слайд № 9
Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
Давайте попробуем рассказать сказку «Репка» с помощью пальчиков
Пальчиковая гимнастика «Репка».
Тянут, тянут бабка с дедкой,
Из земли большую репку…………………………вытягиваем большие пальцы.
К ним пришла тут внучка,………………………..указательные
Подбежала Жучка,…………………………………средние
Кошка тоже потянула……………………………..безымянные.
Тут и мышка подошла……………………………… Мизинцы.
Хоть держалась крепко, …………………………берут репку.
Вытянута репка!
Поднимают руки вместе с репкой.
Сварила бабушка вкусную кашу и угостила всех: дедушку, внучку, Жучку и кошку и мышку.
Слайд №10
Пальчиковые кинезиологические игры
Другими словами — это «гимнастика мозга»: такие игры позволяют активировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Упражнение «Оладушки»
«Мы играли в ладушки — жарили оладушки
Так пожарим, повернем и опять играть начнем»
Упражнение «Лягушка»
«Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд(ладонь),
Лягушке (кулак) скучно(ребро) тут(ладонь).»
Слайд № 11
Также при развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с
элементами самомассажа. На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.
Например,
мизинец – сердце,
безымянный – печень,
средний – кишечник,
указательный – желудок,
большой палец – голова.
Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека. В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки,
массажные мячи, карандаши и т. д. Например:
«Крышки»:
Пальчики обули (в перевёрнутые дном крышки, стоящие на столе,вставляем
указательные пальцы рук)
Смело в них вперёд шагнули, (передвигаем пальцы поочерёдно вперёд)
И пошли по переулку
На весёлую прогулку. (пальчики шагают) .
Игры с мячиками
Также мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)
С гладким мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт (повторяем тоже самое другой рукой).
Слайд № 12
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет
проводить эти игры наиболее эффективно.
Игра “У жирафа”
3 часть. Рефлексия.
На заключительном этапе мастер - класса нам бы хотелось, чтобы все
участники поделились своими впечатлениями, высказали свое мнение - что вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли интересно или не очень.
Две руки
Нам две руки природою даны,
И обе драгоценны и нужны.
Одна дары от жизни принимает,
Другая их с поклоном возвращает.
А что же остается у того,
Кто не жалеет в жизни ничего?
В его руках богатство остается,
Оно любовью к ближнему зовется.
Литература:
1. «Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет», составители: Калинина Т. В., Николаева С. В., Павлова О. В., Смирнова И. Г., Волгоград, 2013г.
2. Алябьева Е. А. «Читаем детям 3-7 лет», методические рекомендации, «Сфера», Москва, 2009г.
3. Юрчук Е. Н. «Эмоциональное развитие дошкольников- методические
рекомендации», «Сфера», 2008г.
4. Шанина С. Е. «Играем пальчиками – развиваем речь» Москва, 2008г. ;
5. Новицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» - Москва, 2006г. ;
6. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва, 2008г. ;
7. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика» - Владимир, 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей:"Развиваем пальчики - улучшаем речь".
Консультация для родителей....
Мастер-класс для родителей «Развивая пальчики, развиваем речь»
Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики...
Мастер-класс для родителей "Развиваем пальчики, развиваем речь"
Мастер-класс для родителей...
Консультация для родителей «Развиваем пальчики-улучшаем речь»
Родители детей дошкольного возраста обязательно должны знать о важности развития мелкой моторики и координации движения пальцев рук. Известный исследователь детской речи М.Кольцов отмечал, что кисть р...
Консультация родителей «Развиваем пальчиками – улучшаем речь»
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письмеИгры с пальчиками развива...
Консультация для родителей "Развиваем пальчики - улучшаем речь"
laquo;Руки учат голову,затем поумневшая голова учит руки,а умелые руки снова способствуют развитию мозга»И. П. Павлов...
Мастер-класс для родителей "Развивая пальчики - развиваем речь"
Практически все знают понятие «мелкая моторика», и что её развитие очень полезно. Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики? Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальч...