Мастер-класс для родителей «Развивая пальчики, развиваем речь»
материал по теме

Дучинская Наталья Ивановна

Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsel_master.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей «Развивая пальчики, развиваем речь»

Цель мастер-класса: 

  • Повышение компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр
  • Передать опыт работы путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов и приемов.
  • Создать условия для раскрытия творческого потенциала участников мастер – класса.

Ход мастер-класса:

Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе.

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается,

Оно любовью к ближнему зовется

Н.М.Сеченов писал, что «всякое ощущение по природе смешанное. К нему обязательно примешиваются мышечные ощущения, которые являются более сильными по сравнению с другими».

Современные исследования подтвердили, что если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. 

Для развития мелкой моторики полезны:

  • Различные виды мозаик;
  • Разнообразные конструкторы( железные и пластмассовые);
  • Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры,
  • Цветные клубочки ниток для перематывания;
  • Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов и плетения « косичек»;
  • Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия(«Узнай на ощупь»); Палочки (деревянные ,пластмассовые) для выкладывания узоров;
  • Спички с обрезанными головками;
  • Семена, мелкие орешки ,крупа, бисер, разноцветные пуговицы для укладывания узоров;
  • Пластилин;
  • Игры с бумагой( плетение, складывание);
  • Разнообразный природный материал;
  • Ручки, фломастеры, карандаши.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. 

         Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют взаимоотношения между взрослым и ребенком. 

Пальчиковые игры решают множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.

Хочу предложить вам несколько пальчиковых игр для занятий с детьми

 Покажите мне свои пальцы (пошевелите ими)

- Ночью пальчики спали, вот так ( кладут руки на стол ладонями вниз),

а утром они проснулись:

Руки, как глазки, закрылись-открылись,

Словно из сказки они появились.

(в такт со стихами  сжимают ладони и вновь разжимают)

- Пальчики проснулись, потянулись и поздоровались друг с другом:

Я здороваюсь везде,

Дома и на улице,

Даже «Здравствуй» говорю

Я знакомой курице.

(пальцы одной руки, кроме большого, поочередно касаются большого пальца другой руки).

- В доме вместе с пальчиками живет котенок. Он маленький, но очень сильно кусается. Возьмите себе котенка. («Котенок» - одна из рук)

Кусается сильно котенок-глупыш.

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

(поочередно зажимают ногтевые фаланги пальца пальцами другой руки, затем руки меняются)

- Не захотели наши пальчики играть с котенком, вышли на крылечко, увидели собачку Жучку ( берут белую прищепку) и решили угостить ее косточкой. Возьмите косточку из миски, дайте ее Жучке (берут поролоновые «косточки»)

После ужина убрались,

В миске косточки остались.

Косточки мы соберем

И собачке отнесем.

Жучка косточку схватила,

В уголок свой утащила.

( раскрывают и закрывают прищепки, пытаясь зацепить «косточку» из поролона. Упражнение повторить 2-3 раза, руки меняются.)

- Убежала собачка к себе в будку с косточкой. ( складывают прищепки)

-Решили пальчики отправиться на прогулку.

- В чем же пальчики пойдут гулять?

- Где же башмачки?

- Да вот же они!

( предлагается взять крышки от пластиковых бутылок и одеть их на пальцы)

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперед шагнули

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

Пальцы словно балеринки,

Но одетые в ботинки,

Каждый пальчик, будто, ножка,

Только шаркает немножко.

(Крышки надеваются на указательный и средний пальцы каждой руки,  передвигают пальцы, не отрывая их от поверхности стола).

- Неудобно пальчикам в больших башмачках идти. Сняли они их и пошли гулять дальше. Дошли пальчики до речки, а там лягушонок и утенок о чем-то разговаривают. (Берут по зеленой и желтой прищепке в разные руки)

Лягушонок: «Ква-ква!»

А утенок: «Кря-кря!»

Все сказали, все спросили –

Хорошо поговорили!

(По первому двустишию поочередно раскрывают и закрывают прищепки, изображая персонажей. Во время второго двустишия действия с обеими прищепками производятся одновременно).

- Пошли пальчики дальше и зашли в лес. А там живет лисичка-сестричка.

(берут красную прищепку в одну руку – это лиса, кисть другой руки складывают в кулак, выставляя средний и указательный пальцы – это заяц).

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчиков пугает.

- Надоело зайчику прятаться от лисы, решил он стать сильным. Что нужно делать, чтобы стать сильным?

- Давайте и мы сделаем зарядку.

Физкультминутка  «Зайкина зарядка».

Быстро, Заинька, вставай

И зарядку начинай,

Зайка весело шагает,

Ножки выше поднимает.

Зайка прыгает и скачет

По дорожке, словно мячик.

Он на пяточках шагает,

Носик к верху поднимает.

На носочки зайка встал

И в ладоши хлопать стал.

- Вдруг услышали пальчики какой-то шорох. Из-под листьев появился…( договаривают фразу)

- Давайте расскажем про ежа стихотворение.

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку.

А под листьями лежат

Двое маленьких ежат.

- Пошли пальчики дальше по лесу. Дошли они до болота, где живет цапля. Чтобы не провалиться в болото, она ходит по кочкам.

(достают коврики с пуговицами)

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу.

Погуляет тут и там

И найдет еду птенцам.

( передвигают указательный и средний пальцы обеих рук по коврику с пуговицами, «наступая» на пуговицы на каждый ударный слог стихотворения).

- Пальчики перешли через болото следом за цаплей. Но горы встают на пути, и мы начинаем ползти по горам, как настоящие альпинисты. Пальчики крепко держаться за веревочку, стараются не упасть.

Лезет, лезет альпинист.

В этом деле он - артист.

На скалу он по веревке

Залезает очень ловко!

( одной рукой держит на весу веревку с узелками, другой рукой указательным и большим пальцами подтягивает узел, ладонью сжимая веревку).

- Перелезли пальчики через гору и увидели озеро. А озеро это необычное.

(Каждый  достает коробочку - «сухой бассейн» с горохом)

В этом озере подвох –

Не вода в нем, а горох.

Мы купаться в нем не будем,

А игрушки раздобудем.

Ну-ка, пальцы, поищите

И со дна их разыщите!

 Свое выступление я закончу такими словами – уделяйте больше времени для общения с вашим малышом, играйте с ним, разговаривайте, свободную минутку посвятите разучиванию новой пальчиковой игры, побольше рисуйте, конструируйте – ведь мы с вами уже знаем – Ум ребенка находится на кончиках пальцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей и воспитателей «Развиваем пальчики – стимулируем речь»

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей. Подтвердить целесообразность проведения подобных заняти...

Мастер-класс для родителей младшей группы "Развиваем пальчики - развиваем речь"

Практическое применение упражнений и игр на развитие мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста и о связи этого развития с активизацией речевого развития....

Семинар – практикум для родителей по теме «Развиваем пальчики – стимулируем речь ребенка»

Для знакомства родителей с пальчиковыми играми, развития умений по изготовлению пособий для развития речи, обучения игровым приёмам был проведён семинар-практикум "Развиваем пальчики - стимулируе...

Мастер-класс для воспитателей «Играем с пальчиками — развиваем речь»

Мастер-класс о повышении профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, распространение разновидностей форм работы....