Мастер-класс для родителей "Развивая пальчики - развиваем речь"
методическая разработка (младшая группа)

Землянко Светлана Александровна

Практически все знают понятие «мелкая моторика», и что её развитие очень полезно. Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики? Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчиками ощущает предметы, импульсы от этих ощущений идут в мозг, а центры головного мозга, отвечающие за движения пальчиков, располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь. Следовательно – плодотворное развитие мелкой моторики улучшает речь. Получается, что пока ребёнок работает пальчиками и ручками – активизируются речевые зоны. Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Развивая пальчики – развиваем речь»

ЦЕЛЬ: повысить грамотность родителей в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми.

ЗАДАЧИ:

  • познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития;
  • провести с родителями и детьми игры и упражнения, направленные на развития мелкой моторики в домашних условиях;
  • обсудить опыт работы по развитию мелкой моторики в семьях воспитанников.

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ: Уважаемые родители, мы рады видеть Вас на логопедическом тренинге! Сегодня мы познакомим Вас с некоторыми пальчиковыми играми и упражнениями, которые активизируют речевую деятельность, развивают память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание. Ведь недаром говорят: «Развивая пальчики – развиваем речь». Практически все знают понятие «мелкая моторика», и что её развитие очень полезно. Но почему это так? Чем так важно развитие мелкой моторики? Польза мелкой моторики в том, что ребёнок пальчиками ощущает предметы, импульсы от этих ощущений идут в мозг, а центры головного мозга, отвечающие за движения пальчиков, располагаются очень близко с центрами, отвечающими за речь. Следовательно – плодотворное развитие мелкой моторики улучшает речь. Получается, что пока ребёнок работает пальчиками и ручками – активизируются речевые зоны. Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму.

На основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность:

  • если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речь находится в пределах нормы;
  • если развитие движений пальцев отстаёт, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. (Л. В. Фомина)

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и др.

I часть. Практическая. Игры-соревнования в командах:

Игра 1. «Золушка». Инструкция: нужно перебрать крупу в две миски, например: 1 команда перебирает рожки и горох, 2 команда перебирает фасоль и ракушки.

Игра 2. «Игра с пуговицами». Инструкция: для каждой команды даётся картинка – образец из пуговиц, нужно выложить точно такую же.

Игра 3, с катушками. Инструкция: катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток.  

Игра 4. «Поиски клада». Инструкция: необходимо взять две банки, наполненные крупой (пшеном). Одна команда вытаскивает один предмет, например, «Киндер-сюрприз». Какая команда быстрее отыщет весь клад?

Игра 5. «Игра в снежки». Инструкция: понадобятся две корзины и бумага формата А4. Необходимо смять лист, слепить снежок и попасть в корзину. Кто самый меткий? Кто с места попадёт в корзину?

Игра 6. «Пирамидка». Инструкция: чья команда быстрее соберёт свою пирамидку?

Игра 7. «Рисование пластилином». Работа с пластилином очень полезна для развития силы кисти, особенно приёмы ощипывания, раскатывания между ладонями, вдавливание. Инструкция: у каждой команды заготовлена картинка-трафарет, нужно её раскрасить пластилином.

Игра 8, с бусинками. Игровая ситуация: «Маша в гости собиралась…»

Маша в гости собиралась, Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела, долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша, до чего же хороша!

Бусы новые надела, застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь, тише, Машенька, не плачь!

Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз–рука».

ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ: Изготовить картину в подгруппах, используя различные материалы (гречка, фасоль, рис, горох, семечки). Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса пальчиковой моторики. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить. Чтобы выполнить её аккуратно, нужны умелые и ловкие руки, ведь удержать в пальцах маленькую макаронину нелегко. Ещё труднее – нанести на неё клей и поместить в нужное место на «холсте».  Ну, вот и закончилось наше совместное занятие! В эти игры Вы можете играть дома со всей семьёй! Через игру можно лучше понять ребёнка, помочь ему преодолеть имеющиеся проблемы в моторной сфере, в речевом развитии. А самое главное – Вы с ребёнком станете ближе друг другу.

II часть. Итоговая. Обсуждение предложенной темы. А сейчас предлагаю каждому рассказать: Какие игры есть у Вас в доме для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук? Делаете ли Вы с детьми поделки дома? Из каких материалов?

Вывод: умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

Мастер-класс для родителей Играем пальчиками-развиваем речь

Мастер – класс для родителей«Играем пальчиками – развиваем речь»Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питаю...

Мастер-класс для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь» (вторая младшая группа)

Цель: Познакомить родителей с пальчиковой гимнастикой и разными играми, направленными на развитие мелкой моторики.Задачи:1. Вызывать у родителей желание заниматься с ребенком ...

Мастер класс для родителей: «Играем пальчиками-развиваем речь»

Мастер клаас для родителей мервой младшей группы ДОУ на тему  «Играем пальчиками-развиваем речь»...

Мастер - класс для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"

Муниципальное  казенное  дошкольное  образовательноеучреждение  детский  сад  №  23станицы  Старолеушковской    Мастер-класс для родителей(п...

Мастер – класс для воспитателей «Играем пальчиками – развиваем речь»

Познакомить воспитатлей с разнообразными видами пальчиковых игр и упражнений....