«Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания дошкольников. Приоритетом выступает деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста, является театрализация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_deyatelnost_kak_sredstvo_nravst.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания дошкольников. Приоритетом выступает деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, широко используемой в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста, является театрализация. Актуальность данной темы обусловлена тем, что вопрос нравственного воспитания, совершенствования подрастающего поколения волновал общество всегда. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является одной из главных задач образовательного процесса в детском саду. Именно в этом возрасте формируются первые представления об окружающем мире, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, культуре и традициям других народов.
Наиболее эффективным методом работы, по развитию нравственных норм и качеств детей является театрализованная деятельность. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт осознания себя как личности. Благодаря театрализованным играм формируется опыт социальных навыков поведения, поскольку каждое литературное произведение всегда обладают нравственной направленностью. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства, доставляя детям радость, развивая воображение и фантазию, способствуя нравственно-патриотическому развитию ребенка, а также позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей. И очень важным является выбор воспитателем тот репертуар, который подходит для данного возраста.
Дети, входя в сказку, получают роль одного из ее героев, приобщаются к культуре своего народа, раскрепощаются, передают свои творческие замыслы, получают удовлетворение от деятельности, учатся быть самостоятельным, преодолевать те или иные трудности. Всё это может дать театральный кружок.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Цель: создание условий для приобщения дошкольников к ценностям нравственно-патриотическому воспитанию посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
развивающие:
- развивать познавательные, творческие способности детей в процессе практических деятельностей, вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
- продолжать развивать интерес к театрально-игровой деятельности
- развивать память, мышление, воображение, внимание детей
воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- воспитывать у детей желание активно участвовать в театрализованных играх, создавать атрибуты и декорации к будущему спектаклю
обучающие:
- формировать нравственные качества у дошкольников через восприятие произведений
- формировать у детей интерес к чтению сказок
- создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности
- побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, придумывать истории собственного сочинения
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:
- От простого к сложному
- Принцип доступности
- Принцип наглядности обучения.
- Принцип воспитывающего и развивающего обучения.
- Принцип целенаправленности.
- Принцип систематичности и последовательности.
Ожидаемый результат:
- Анкетирование родителей
- Умение слушать сказки
- Развитие интереса к сказкам, развитие эмоциональной отзывчивости.
- Знакомство с различными видами театра для использования в самостоятельной деятельности.
- Изготовление игрушек с детьми – героев сказки из подручных материалов, декораций
Планируя работу по театральному искусству, я использую 4 разные виды направления:
1-е направление - театр на столе. Спектакли в таком театре идут на расстоянии вытянутой руки от зрителя. Декорации можно смастерить из бумаги, картона и т.д. Простые и незамысловатые сюжеты русских народных сказок дают возможность компактно разместить небольшое количество героев и реквизиты на столе.
2-е направление - театр ложек (изготовление самими детьми). Самый простой и доступный для детей кукольный театр. Дети обожают принимать участие в создании таких кукольно-ложечных персонажей: обычно их создание не требует много времени и не вызывает творческих сложностей. Как правило, основа настольного театра составляют наши любимые сказки.
3-е направление - теневой театр (изготовление самими детьми). Самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Силуэтные картинки или предметы могут быть сделаны из обыкновенной бумаги, кальки или картона.
4-е направление – театр на палочках (изготовление самими детьми). Для изготовления этого театра понадобятся палочки и силуэты персонажей. Секрет игрушек в том, что каждый силуэт прикрепляется палочке, и персонаж приводится в действие благодаря ее повороту.
Перспективный план работы
Раздел | Сроки | Содержание работы | Самореализация | Работа с родителями | Практические выходы |
Изучение методической литературы |
Сентябрь | 1.Подбор сказок в книжный центр | Выступление на пед.совете Разработка технологической карты | Публикация в журнале «Столичное образование» №3-4 Благодарственное письмо «Детские секреты 4» Создание предметно- развивающей среды в группе. Всероссийский конкурс «Солнечный свет» Диплом I степени Показ детьми на утреннике по сказке «Снежная королева»
Республиканский конкурс «Олонхо» Диплом I степени
Семинар «Нравственное воспитание дошкольников через интеграцию образовательных областей ФГОС в ДОУ» Мастер-класс «Применение Театрализации как эффективного метода воспитания дошкольников» Пополнение дидактическим материалом, художественной литературой. | |
2.Диагностика детей | |||||
3.Разработать картотеку бесед, игр и упражнений, разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов | |||||
4. Речевая минутка | |||||
Работа с детьми Работа с детьми Работа с детьми | Октябрь | 1.Беседа «Нравятся ли вам сказки?» | Принимали участие в конкурсе «Мастер-класс» | Консультация для родителей «Театр в жизни ребенка» | |
2.Чтение сказки «Заюшкина избушка». | |||||
3.Дидактическая игра «Угадай сказку» | |||||
4. Игра: «Учимся говорить по-разному» Речевая минутка. | |||||
Ноябрь | 1.Беседа с детьми «Что такое театр» | Статья в журнале «Педагоги Якутии» |
Публикация Всероссийского педагогического конкурса «ПедКом» | ||
2.Игра – драматизация по сказке В.Сутеева «Под грибом» - театр на прищепках. | |||||
3.Рисунок «Эмоции». Игра-пантомима «Медвежата». | |||||
4.Прослушивание аудиозаписи сказки | |||||
Декабрь | 1.Чтение сказки «Принцесса на горошине». |
Изготовление лэкбука «В гостях у сказки» | Изготовление родителями атрибутов к сказке «Снежная королева» | ||
2.Театрализованная игра «Где мы были, мы не скажем» | |||||
3.Речевая минутка. Разучивание стихов и песен. | |||||
4.Участие в музыкальном празднике «Снежная королева» | |||||
Январь | 1.Беседа «Положительные и отрицательные герои». | Выступление на семинаре | Папка-передвижка для родителей | ||
2.Дидактическая игра «Из какой книги прочитан отрывок» | |||||
3.Заучивание присказок. Пословиц и поговорок. Речевая минутка. | |||||
4.Изготовление настольного театра детьми по желанию детей | |||||
Февраль | 1.Чтение и показ якутской сказки «Лось и мышь» | Авторская игра по театрализации «Волшебная рукавичка» | Консультация « «Театрализованная деятельность как средство развития способностей у детей» | ||
2.Пополнение атрибутами театральной зоны. Речевая разминка | |||||
3.Драматизация якутской сказки | |||||
4.Изготовление книжки из рисунков по сказке В.Сутеева «Яблоко» | |||||
Март | 1.Просмотр якутской сказки |
Доклад «Кружковая работа, как источник развития творчества детей» | Пополнение новыми атрибутами в театральной деятельности | ||
2.Физминутки на основе русских народных сказок. Речевая минутка. | |||||
3.Конструирование из бумаги Ёжик и яблоко» | |||||
| |||||
| |||||
Апрель | 1.Рисование героев к сказке | Презентация по теме | Создание книжки- самоделки | ||
2.Изготовление теневого театра с детьми «Заюшкина избушка» | |||||
3.Чтение нанайской сказки «Айога» | |||||
4.Рисование «Мой любимый герой из сказки» | |||||
Май | 1.Показ теневого театра с детьми | Отчет по самообразованию | Информация в уголке для родителей «В помощь родителям» | ||
2.Изготовление книжки с иллюстрациями по сказке для малышей | |||||
3.Проведение диагност.исследования | |||||
4.Итоговый отчет |
На сегодняшний день существует множество разнообразных образовательных технологий и основная задача педагогов ДОУ – грамотно выбирать те формы и методы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Отчет.
В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы, выражать эмоции. Участвуя в играх, дети становятся участниками разных событий, что дает им возможность познать окружающий мир. Одновременно прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, театру.
Показатели успехов и достижений:
- У детей повысился интерес к художественной литературе, театрально – игровой деятельности.
- Расширились представления детей об окружающей действительности.
- Обогатился и активизировался словарь детей.
- Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
- Успехи в развитии памяти, мышления, воображения, внимания детей.
- Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
- Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
- Появилась уверенность, раскованность во время публичных выступлений.
Формы подведения итогов работы:
- Выставка детских работ.
- Участие работ детей в различных конкурсах.
- Выступление на педагогических советах, участие различных конкурсах.
Год | Выступление | Результат |
На уровне РС(Я) | ||
2024 | Центр дистанционных мероприятий «Пора роста». Республиканский творческий конкурс «О5о саас сарыала» | Диплом I степени |
На уровне муниципалитета | ||
2024 | МБУ Окружной центр народного творчества «Чэчир» Открытый дистанционный творческий конкурс чтецов «О героях былых времен» | Лауреат I степени |
2023 | МБОУ ДО «Детский центр» ГО «город Якутск». Дистанционный конкурс стихотворений на родном языке «Мой язык – мой народ» в рамках реализации проекта «Единение в наших силах» | Диплом II степени |
2021 | «Я помню, я горжусь». | Сертификат |
Обобщение опыта работы
Год | Выступление | Результат |
На уровне РФ | ||
2023 | Методический материал «Применение театрализации как эффективного метода воспитания дошкольников» | Свидетельство о публикации |
2021 | Всероссийский педагогический конкурс в номинации «Педагогический проект» | Диплом I степени |
На уровне РС(Я) | ||
2023 | II Республиканский конкурс творческих и научно-исследовательских работ детей и педагогов «Олонхо» | Диплом I степени |
На уровне муниципалитета | ||
2024 | 12 идей педагогических разработок по СИО нравственно-патриотического воспитания «Дорогою добра» | Сертификат о распространение опыта |
2023 | Городской конкурс среди участников СИО по патриотическому воспитанию «Игра-драматизация» | Диплом I степени |
2023 | Окружной дистанционный конкурс Мастер класс «Театр своими руками» | Диплом I степени |
На уровне ДОУ | ||
2023 | Общесадовский конкурс среди педагогов «Лучший театральный уголок» | Диплом I степени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Описан мой взгляд на проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО
Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста (опыт работы)...
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать ...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...
Городской семинар педагогических работников дошкольных образовательных учреждений г. Фокино по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, поставленные новым государственным стандартом, и нацелена на главный результат – социализацию ребенка, потребность в ...
Мини - музей "В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.
МИНИ- МУЗЕЙ"В гостях у сказки" - как средство нравственно - патриотических качеств у детей дошкольного возраста.Место создания мини - музея: МДБОУ «Детский сад № 4»Автор мини - м...