"Воспитание сенсорной культуры детей от 0 до 7 лет"
презентация к уроку (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Воспитание сенсорной культуры детей от 0 до 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_sensornoy_kultury_rebyonka_ot_0_do_7.ppt | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребёнку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще.
Игры-занятия с детьми раннего возраста Развитие зрительного восприятия Слежение за перемещением одноцветного предмета Рассматривание погремушек Показ двух одинаковых игрушек с изменением расстояния между ними Рассматривание декоративных панно /используется жостовский поднос 40 на 18см с изображением цветов/ «Достань игрушку из ведёрка» /ведёрко с крышкой, комплект мелких предметов красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного и белого цветов – помидор, апельсин, лимон, огурец, слива, цветок, яйцо, жук/ Развитие осязательного восприятия с участием зрительного анализатора Захватывание низко подвешенных погремушек Схватывание предметов разной величины Схватывание предметов круглой и квадратной формы Схватывание предметов прямоугольной и треугольной формы Манипулирование гирляндой больших и маленьких предметов Знакомство с формой предметов /ведёрко с крышкой и мелкие, удобные для захватывания предметы разной формы/ Знакомство с величиной предметов /большое и маленькое ведёрки с комплектом кубиков разных размеров/
Игры на формирование зрительно-осязательного восприятия с участием слухового анализатора Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия /два отверстия круглой и квадратной формы/ Нанизывание больших и маленьких колец на стержень /учить правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький»/ Складывание двухместной матрёшки /развивать понимание слов «большой», «маленький»/ Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы /учить детей обращать внимание на величину предметов, учить понимать слова «такой», «не такой», «большой», «маленький»; форма, цвет, фактура должны быть одинаковыми/ Раскладывание однородных предметов, резко различных по форме, на две группы /ориентироваться на слова «форма», «такая», «не такая», «разные», «одинаковые»/ Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы Нанизывание колец, убывающих по величине Складывание трёхместной матрёшки Размещение вкладышей разной /большие и маленькие/ величины в соответствующих отверстиях Размещение резко разных по форме вкладышей /два вида/ в соответствующих отверстиях Раскладывание однородных предметов близких цветовых тонов на две группы Размещение грибков двух заданных цветов при выборе из четырёх
На третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Точное определение величины производится с помощью условных мер. В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами. Сенсорное воспитание здесь тесно переплетается с развитием мышления ребенка. К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.
Ознакомление с цветом Цели Учить детей выбирать предметы двух заданных цветов из четырёх возможных, закреплять умение группировать предметы по цвету. Знакомить с последовательностью размещения цветовых тонов в спектре. Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Учить чередовать объекты по цвету, осуществляя выбор элементов трёх заданных цветов из пяти представленных. Закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.
Игры и упражнения Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки» /попарное размещение цветовых элементов/ Выкладывание из мозаики на тему «Ёлочки и грибочки» Помоги куклам найти свои игрушки /восемь небольших кукол, одетых в однотонные платья восьми цветовых тонов, грибочки и палочки восьми цветовых тонов/ Нанизывание бус разного цвета /по восемь бусин двух цветовых тонов одинаковой величины и формы/ Выбор однородных предметов по цвету из четырёх предложенных /палочки восьми цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого/
Ознакомление с формой Цели Учить детей выбирать объекты двух заданных форм из четырёх возможных. Закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме . Учить детей чередовать предметы по форме.
Игры и упражнения Размещение вкладышей двух заданных форм при выборе из четырёх Нанизывание бус разной формы Раскладывание однородных предметов, различных по форме, на две группы /круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре/ Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы /одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники, круги и овалы, овалы и прямоугольники/
Ознакомление с величиной Цели Привлекать внимания детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи /большой дом – маленький домик/. Учить детей чередовать предметы по величине.
Игры и упражнения Нанизывание больших и маленьких бус /Для каждого ребёнка по восемь деревянных бусин двух величин одинакового цвета и формы, тонкие шнуры/ Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях Размещение вкладышей, различающихся по величине и форме в соответствующих отверстиях /доски с отверстиями и вкладыши – большие и малые круги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы/
Начиная с четвёртого года жизни у детей формируются сенсорные эталоны: устойчивые, закреплённые в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвёртого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями трёх-пяти однородных объектов по величине.
Ознакомление с цветом Цели Познакомить детей с шестью цветами. Формировать у детей представления о разных оттенках цвета по светлоте. Словарь: «светлый», «тёмный», «светлее», «темнее». Учить группировать оттенки /по два оттенка каждого из шести цветов/, подбирать их по слову, обозначающему цвет.
Игры и упражнения «Воздушные шары» /фланелеграф, узкие полоски бумаги шести цветов, шесть кругов таких же цветов/ «Спрячь мышку» /листочки бумаги шести цветов с белым квадратом в середине, на котором нарисована мышка, квадраты тех же шести цветов – дверцы, большая мягкая игрушка – кошка/ «Подбери по цвету» «Окраска воды» «У кого какое платье»
Ознакомление с формой Цели Познакомить детей с кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины. Учить детей группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Учить сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой и наоборот.
Игры и упражнения «Какие бывают фигуры» Подбери фигуру /карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках/ Кому какая форма /Большие мишка и матрёшка, по три круга и овала разных цветов и размеров, по два небольших подноса для каждого ребёнка/ Найди предмет такой же формы «Чудесный мешочек» Геометрическое лото
Ознакомление с величиной Цели Учить детей соотносить по величине три предмета и обозначать их отношения словами: «большой», «маленький», «средний», «больше», «меньше», «самый большой», «самый маленький». Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Игры и упражнения Три квадрата /три квадрата разной величины/ Башня Лесенка Соберём пирамидку Найди такое же колечко Сбор фруктов
В средней группе следует знакомить детей с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению всё более сложных глазомерных действий.
Ознакомление с цветом Цели Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Закреплять представления об оттенках цветов /три градации цвета/. Знакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре, включая новый для них голубой цвет. Закреплять представления о взаимосвязи цветов.
Игры и упражнения Разноцветные обручи Цветной волчок Орнамент Окраска воды Три воздушных шарика Назови цвет Радуга Разноцветный сарафан Разноцветная вода Волшебные краски Цветик-семицветик
Ознакомление с формой Цели Закреплять знания о прямолинейных геометрических формах. Учить воспроизводить геометрические фигуры. Учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу. Учить подбирать предметы к геометрическим образцам. Упражнять в сопоставлении и обобщении предметов по форме. Познакомит с разновидностями треугольника, научить различать из независимо от расположения. Учить расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.
Игры и упражнения Фигуры из палочек Чудесный мешочек Подбери по форме Домино «Предмет и форма» Мастерская форм Составные картинки Какая нужна фигура
Ознакомление с величиной Цели Учить детей различать параметры величины предметов. Научить пользоваться меркой для определения одного из параметров величины. Закреплять умение располагать предметы в ряд по величине. Закреплять умение устанавливать отношение между пятью объектами по величине. Учить определять одинаковые по величине предметы на глаз.
Игры и упражнения Построим лесенку У кого какая вещь Что изменилось Новогодние ёлочки Что там /деревянные разборные матрёшки с пятью вкладышами, любые пятиместные вкладные игрушки/ Цветной диск
В старшей группе рекомендуется дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов. Существенное внимание следует уделять творческим заданиям, побуждающим фантазию, воображение детей. Это задания на получение новых оттенков цвета, на придумывание и складывание по собственному замыслу фигурок из элементов мозаики. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Цвет Цели Упражнять в сопоставлении предметов по цвету. Учить высветлению цвета и составлению ряда по светлоте. Знакомить с оттенками по цветовому тону. Упражнять в сопоставлении и группировке предметов по цвету. Познакомить с делением цветов на тёплые и холодные. Закреплять представление о системе цветов и их оттенков в спектре.
Игры и упражнения Цели Подбери себе соседа /цветные бумажные флажки шести цветов спектра и четырёх-пяти оттенков по светлоте/ Пирамидка Волшебные краски Разноцветная вода Подбери предметы похожего цвета Какого цвета предметы в нашей группе В гостях у солнышка и снежной королевы Живые лепестки /двенадцать картонных лепестков, окрашенных в шесть спектральных цветов и в шесть промежуточных оттенков /красно-оранжевый, жёлто-оранжевый, жёлто-зелёный, сине-зелёный, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый/
Форма Цели Учить детей последовательно обследовать расчленённую орнаментальную форму, описывать её словесно и узнавать по описанию. Знакомить детей с разновидностью геометрических фигур разной величины. Формировать умение расчленять сложную форму предмета на элементы, находящиеся в разных пространственных положениях. Учить создавать изображения предметов сложной формы по замыслу.
Игры и упражнения Найди по описанию Незаконченные картинки Кто больше увидит /парные игрушки, отличающиеся друг от друга отдельными деталями: две обезьяны, два мишки, две куклы и т. д./ Найди на ощупь Фигурки из цветной мозаики /карточки с образцами предметных картинок, которые можно собрать из мозаики: с одной стороны карточки расчленённые изображения, а с другой – контурные; чистые карточки; мозаика в коробке с отделениями, в которых лежат разные формы/ Сложи рисунок
Величина Цели Учить детей последовательному расположению в ряд элементов разной величины. Учить упорядочивать ряд в двух направлениях: по возрастанию и убыванию Учить замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины. Учить определять пропорции: подбирать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же отношении по величине, как в образце. Учить устанавливать соответствие между несколькими рядами предметов, упорядоченных по величине.
Игры и упражнения Палочки в ряд Сложи дощечки Сломанная лестница Три подружки Купим куклам школьную форму Сестрички идут по грибы
Игровая система сенсорного обучения направлена на формирование восприятия дошкольника и позволяет в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра, как основной метод воспитания сенсорной культуры детей раннего возраста
Игра - это особый вид деятельности ребенка, она всегда носит творческий характер. Малыша привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое дей...
Дидактическое пособие по воспитанию сенсорной культуры детей дошкольного возраста "Кукла Маруся"
презентация по сенсорной культуре...
Воспитание сенсорной культуры детей с нарушением речи
методическая разработка для работы с детьми логопедической группы...
Дидактическая игра по воспитанию сенсорной культуры детей дошкольного возраста "Осенние листья"
Знакомить детей с признаками осени. Учить подбирать два одинаковых листочка, называть их цвет Закреплять знания о деревьях (дуб, береза, клен). Развивать внимание, речь, мелкую моторику. Воспитывать л...
Дидактическая игра по воспитанию сенсорной культуры детей дошкольного возраста "Волшебные цветы"
дидактическая игра по сенсорике...
Система работы по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста
Система работы по воспитанию сенсорной культуры детей раннего возраста ...