Воспитание сенсорной культуры детей с нарушением речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

методическая разработка для работы с детьми логопедической группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_sensornoy_kultury_detey_s_narusheniem_rechi.doc243 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Селиверстова Л. С.        

                                                                          воспитатель 1к.к.

                                                                                   МБДОУ ЦРР   д/с №28                                            

                                                                                                       «Жемчужинка» г. Саяногорск.                                                  

Воспитание сенсорной культуры детей с нарушением речи

Опираясь на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Детям предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики. Например:

•    Застегивание пуговиц на собственной одежде и многочисленные игры с «пристежками».

•    Шнуровка ботинок и игры-шнуровки.

•    Нанизывание бус.

•    Складывание в коробочку различных мелких предметов правой и левой рукой.

•    Гимнастика для пальчиков с речевым сопровождением.

•    Обводка.

•    Штриховка.

Развивая мелкую моторику, нельзя забывать о развитии тактильных ощущений пальцев рук, которые являются источником мощной импульсации в кору головного мозга, что также положительно влияет на развитие речи. Для этой цели используются игры с шариками, которые можно проводить параллельно с играми в мяч. Шарики сделаны из различных материалов — деревянные, стеклянные, керамические, каучуковые, металлические.

Вот некоторые игры с шариками:

1. Попасть шариком в цель (игрушку), в ворота (из конструктора).

2.  Прокатить шарик по столу, подтолкнув его правой рукой и поймав левой.

3. Держать шарик большим и указательным пальцами, большим и средним пальцами и т. д.; удержать шарик одним согнутым пальцем.

4.  «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это ворота. Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони.

Подобные игры с шариками развивают мелкие мышцы руки, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Это позволяет более успешно проводить подготовку руки ребенка к письму. Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений используются специальные пособия, выполненные в виде панно из ткани различной фактуры с объемной вышивкой. Объемная вышивка позволяет ребенку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.

На начальном этапе дети проводят пальчиками по дорожкам, повторяя их конфигурацию. Так как панно выполнены из разной ткани (шелк, вельвет, велюр, шерсть, лен), это помогает развивать тактильные ощущения.

Затем можно предложить детям проводить пальцем по дорожкам с закрытыми глазами. Дети пытаются «не сбиться с пути» и рассказывают, какую ткань они ощущают (гладкую, мягкую, шелковистую, грубую, шерстяную, в рубчик и т. д.).

Далее прокатывают по дорожкам панно шарики.

«Разноцветные шары»

Дети прокатывают шарик снизу вверх различными пальцами правой и левой руки. Одновременно идет закрепление основных цветов по цветовой гамме  шариков (рис. 1).

Движение пальцев можно сопровождать чтением стихов.

Шар воздушный,

Шаловливый,

Непослушный,

Вместе с ветром убежал.

А куда? И не сказал. Ф.Бобылев

 

«Дождик»

Ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами правой и левой руки, имитируя дождик (рис. 2).

Движения сопровождаются чтением стихов.

Дождик, дождик, кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

 Мы промочим ножки.     А. Барто

Дождик песенку поет:

Кап, кап...

Только кто ее поймет —

Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава...         Б. Заходер

«Парашютисты»

Упражнение выполняется аналогично предыдущим. Прокатывание шариков сопровождается пропеванием обозначенных гласных звуков (рис. 3).

Мы летим на парашюте.

Мы серьезны и не шутим.

Вместе с ветром мы вдвоем

Звуки гласные поем: А — У...

До земли тут метров триста.

И поют парашютисты:

А - У

И — О

Э — И         О. Крупенчук

                   

                Рис.1                           Рис. 2                         Рис. 3        

«Плывет, едет, скачет»

Дети прокатывают шарик по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая движения стихотворениями (рис. 4).

ПАРОХОД

Пассажирский пароход

Прямо к пристани плывет.     Г. Сатир

ШОФЕР

Качу, лечу

Во весь опор.

Я сам — шофер

И сам — мотор.

Нажимаю на педаль —

И машина

Мчится вдаль!           Б. Заходер

мяч

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.         С. Маршак

«Едет, летает»

Движения пальцев сопровождаются стихами (рис. 4).

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофера,

Без приказа светофора,

Шла, сама куда не зная,

Шла машина заводная.    В. Викторов

СТРЕКОЗА

Стрекоза, стрекоза —

Любопытные глаза.

То летит она вперед,

То висит, как вертолет,

Над водой голубой,

Над травой луговой,

Над поляной лесной...    М. Шаповалова

«Кто чем питается»

Данное панно можно использовать как для развития мелкой моторики, так и для закрепления знаний детей по теме «Животные»  (рис. 5).

БЕЛКА

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот он гриб сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.      П. Станчев

Собака

С хозяином дружит,

Домик сторожит,

Живет под крылечком,

А хвостик колечком.

«Снежная фантазия»

Дети с удовольствием прокатывают шарики по шелковистому панно, сопровождая движения словами (рис. 6):

Мы снежинки! Это мы

Парашютики зимы.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим,

Мы танцуем дни и ночи,

Даже несколько недель.

Наши танцы, между прочим,

Называются метель.               Н. Бромлей

«Времена года»

Особый интерес вызывают у детей игры с панно «Времена года», которые позволяют закрепить знание о последовательности времен года и их особенностях (рис. 7, 8).

Четыре времени в году —

Я разговор о них веду.

Зима бела и холодна,

Пушистый снег несет она.

Весна бросает в землю зерна,

А лето трудится проворно.

За летом осень золотая

Несет корзины урожая:  С.Маршак

Загадки

Меня не растили,

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку.

Глаза — угольки,

Губы — сучки.

Холодная, большая,

Кто я такая?           {Снежная баба)

Выглянул цветочек,

В полутьме лесной —

Маленький разведчик,

Посланный весной.

Пусть на спящей речке

Неподвижный лед, —

Раз пришел разведчик,

И весна придет.        (Подснежник)    Е. Серова

       Рис.4                                     Рис.5                                   Рис. 6

         

  Рис. 7                                        Рис. 8

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реку нагреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я...   {лето)

Нет, грибные имена

Непонятны для меня!

Ведь не хрюкают свинушки,

Не волнуются волнушки,

Не кричат «опять!» опята,

Не бодаются козлята,

У лисички нету шубки.

Как узнать, чьи это шутки?              Ю. Леонтьева

Что за чудо?

Звезды

Среди бела дня!

Смотрят эти звезды

Прямо на меня.

Стану я волшебницей,

Почему бы нет?

Вот возьму я звезды —

Соберу в букет.             (Цветы)          Е. Серова

ЛИСТОПАД

Листопад! Листопад!

Лес осенний конопат,

Налетели конопушки,

Стали рыжими опушки.

Ветер мимо пролетал,

Ветер лесу прошептал:

 — Ты не жалуйся врачу,

Конопатых Я лечу:

 Все рыжинки оборву,

Побросаю их в траву!          Н. Егоров

ЗИМА

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес под шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...        Н. Суриков

СКВОРЦЫ

Мы построили скворечню —

Дом веселого скворца.

Мы повесили скворечню

Возле самого крыльца.

Вот семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки —

Черненькие перышки.

«Веселые буквы»

Прокатывая шарики разными пальцами правой и левой руки, дети читают прямые и обратные слоги: ША, ЛА, АШ, АЛ, составляют слово ШАЛАШ, которое можно прочитать слева направо и справа налево (рис. 9).

«Спираль»

Упражнение носит соревновательный характер и выполняется одновременно двумя-тремя детьми. Каждому ребенку выдается отдельное панно, и дети соревнуются, прокатывая мяч по спирали: чья пчелка быстрее долетит до цветка? (рис. 10).

«Кто быстрее?»

Упражнение аналогично предыдущему, но размеры панно позволяют участвовать в соревновании сразу шестерым детям (рис. 11).

Кто быстрее всех придет, Тот грибок в лесу найдет.

«Путешествие Колобка»

Это самый усложненный вариант представленных игровых упражнений. Здесь, развивая мелкую моторику, мы одновременно закрепляем пространственную ориентировку, изученные грамматические формы, правильное конструирование фразы, Дети составляют веселые рассказы о приключениях Колобка, сопровождая свою речь движениями рук (рис. 12).

Еще раз хотим обратить внимание коллег и родителей на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

                                                  

Рис.9

                                                                              Рис. 10  

 

 

Рис. 11                                                

   

  Рис.12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода.Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению у...

Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи

Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи        Рекомендации для работы с детьми...

Сенсорное развитие детей с нарушениями речи

В статье раскрывается понятие "сенсорное развитие", описаны виды сенсорного восприятия. отражены особенности сенсорного развития дошкольников с нарушениями речи. представлены примеры игр по ...

Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей с нарушением речи"

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благопри­ятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлени...

консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...