Программа саморазвития «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
учебно-методический материал

Афиногенова Евгения Михайловна

Программа саморазвития

 

«Воспитание нравственных качеств детей

дошкольного возраста

посредством русских народных сказок»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_moe.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение

Программа саморазвития

«Воспитание нравственных качеств детей

дошкольного возраста

посредством русских народных сказок»

«Воспитание нравственных качеств детей

дошкольного возраста

посредством русских народных сказок»

Актуальность.

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений».

Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.

Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.

В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема, актуальна на сегодняшний день.

Целью работы является воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;

2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.

3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.

4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других

6. приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.

Методы работы со сказкой

1)Знакомство детей с русской народной сказкой – чтениерассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Перспективный план работы

Содержание работы Форма работы Сроки реализации

1. Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.

2. Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Наблюдение.

Изучение и подбор литературы. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Сентябрь

1. Конспект НОД

2. Организация дидактической игры

1) Изготовление д/и;

2) Знакомство с правилами.

3) Работа с родителями Игра – беседа «Неделя добра»

Цель: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.

Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам»

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка».

Октябрь

1. Театрализованная постановка

2)Организация театрализации

3) Работа с родителями.

 Сценарий постановки русской народной сказки «Теремок».

Цель: Создать благоприятные условия для творческой активности детей по средством игры-инсценировки. Развивать личность ребёнка, обогащать активный словарь детейВоспитывать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов.

Ноябрь

Папка-передвижка «Воспитание сказкой» 

1. Составление картотеки

2. Работа с родителями:

а) Совместное творчество педагога и детей;

б) Изготовление

книжки – малышки. Картотека загадок

"Русские народные сказки".

Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках.

Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки» Декабрь

1. Конспект НОД

2. Изготовление иллюстраций.

3. Работа с родителями Конспект НОД «В гостях у сказки»

ЦельВоспитывать любовь к литературным произведениям; закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.

Вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; Способствовать развитию связной диалогической речи, памяти.

Изготовление альбома «Сказочные герои»

Памятка для родителей «По дорогам сказок».

январь

1. Пополнение уголка театрализации атрибутами.

2. Составление картотеки пальчиковой гимнастики.

3. Работа с родителями Изготовление масок-ободков для инсценировок сказок.

Картотека пальчиковой гимнастики по мотивам народных сказок.

Консультация для родителей «Воспитание сказкой»

Февраль

1. Организация НОД.

2. Разработка дидактической игры

1) Изготовление д/и;

2) Знакомство с правилами.

2. Работа с родителями Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам»Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Консультация для родителей

«Роль сказки в жизни ребенка»

Март

1. Конспект НОД

2. Разработка дидактической игры

1)Изготовление д/и;

2)Знакомство с правилами.

3. Работа с родителями Конспект НОД «Любимые сказки»

Цель: Развивать у детей творческое воображение, мышление, память.

Дидактическая игра «Узнай по силуэту»

Папка-передвижка «Роль книги в развитии ребенка».

Апрель

1. Проведение анкетирования с родителями.

2. Организация выставки

3. Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и;

2)Знакомство с правилами.

4. Обогащение РППС. Анкета «Воспитание нравственных качеств детей дошкольноговозраста посредством русских народных сказок»

Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок "Герои сказок".

Дидактическая игра «Из какой мы сказки

Изготовление атрибутов к сказке «Репка» в театральный уголок.

Изготовление атрибутов героев сказки

 Май

Самоанализ о проделанной работе

в своей группе.

Отчет о проделанной работе Май

При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:

1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

2. Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В БережноваИльин И. : «Духовный мир сказки».

3. Зинкевич – Евстигнеева«Практикум по сказкотерапии».

4. Э. И Иванова«Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".

В презинтации по  теме  "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...

Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»

АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...

План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".

Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста  и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...

Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов

Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....

«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....

Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...