Программа саморазвития «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
учебно-методический материал
Программа саморазвития
«Воспитание нравственных качеств детей
дошкольного возраста
посредством русских народных сказок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_moe.docx | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение
Программа саморазвития
«Воспитание нравственных качеств детей
дошкольного возраста
посредством русских народных сказок»
«Воспитание нравственных качеств детей
дошкольного возраста
посредством русских народных сказок»
Актуальность.
«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений».
Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир, в котором он встречается не только с добром и справедливостью, героизмом и преданностью, но и с предательством, нечестностью, корыстью. Ребенок должен научиться отличать хорошее от плохого. Для этого необходимо сформировать человека с прочными идейными убеждениями, высокой моралью, культурой труда и поведения. Воспитывать и формировать миропонимание ребенка необходимо, когда его жизненный опыт только начинает накапливаться. Именно в детстве определяется направленность личности, появляются первые моральные установки, взгляды.
Одним из главных средств нравственного воспитания является книга. Книга сказок — это первый «учебник жизни» человека.
В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. Оценивая поступки героев, дети учатся понимать и свои проблемы. Отождествляя себя с положительным героем, ребенок выбирает самое привлекательное в его поступках, тем самым у него формируются основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Сказка также помогает принять ребенку неоднозначность всех жизненных процессов, увидеть их противоречия, помогает адаптироваться в этом сложном мире. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Именно сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить.
В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.
Народные же сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Сила воздействия образов и сюжетов сказок такова, что дети уже в процессе первого чтения им, ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону обиженных, никогда не возникает сомнения, как отнестись к тем или иным персонажам. Дети всегда искренне радуются, когда побеждает справедливость, и хотят, чтобы и в жизни было так. В этом и состоит большая педагогическая ценность сказки.
Следовательно, сказка может служить средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста и данная проблема, актуальна на сегодняшний день.
Целью работы является воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
Выполнение цели достигается путем решения следующих задач:
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;
2. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей, через поступки героев русских народных сказок.
3. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгой.
4. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других
6. приобщить родителей к воспитанию ребёнка в семье с помощью русских народных сказок.
Методы работы со сказкой
1)Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.
2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.
Перспективный план работы
Содержание работы Форма работы Сроки реализации
1. Ознакомление с нравственными качествами дошкольников.
2. Изучение и анализ педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме. Наблюдение.
Изучение и подбор литературы. Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.
Сентябрь
1. Конспект НОД
2. Организация дидактической игры
1) Изготовление д/и;
2) Знакомство с правилами.
3) Работа с родителями Игра – беседа «Неделя добра»
Цель: Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках. Закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, стремление поддерживать друзей, заботиться о них.
Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам»
Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитание ребенка».
Октябрь
1. Театрализованная постановка
2)Организация театрализации
3) Работа с родителями.
Сценарий постановки русской народной сказки «Теремок».
Цель: Создать благоприятные условия для творческой активности детей по средством игры-инсценировки. Развивать личность ребёнка, обогащать активный словарь детей; Воспитывать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образ, побуждать их к созданию новых образов.
Ноябрь
Папка-передвижка «Воспитание сказкой»
1. Составление картотеки
2. Работа с родителями:
а) Совместное творчество педагога и детей;
б) Изготовление
книжки – малышки. Картотека загадок
"Русские народные сказки".
Цель: активизация знаний детей о русских народных сказках.
Консультация для родителей «Как изготовить книжки-малышки» Декабрь
1. Конспект НОД
2. Изготовление иллюстраций.
3. Работа с родителями Конспект НОД «В гостях у сказки»
Цель: Воспитывать любовь к литературным произведениям; закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях.
Вспомнить с детьми героев знакомых русских народных сказок; Способствовать развитию связной диалогической речи, памяти.
Изготовление альбома «Сказочные герои»
Памятка для родителей «По дорогам сказок».
январь
1. Пополнение уголка театрализации атрибутами.
2. Составление картотеки пальчиковой гимнастики.
3. Работа с родителями Изготовление масок-ободков для инсценировок сказок.
Картотека пальчиковой гимнастики по мотивам народных сказок.
Консультация для родителей «Воспитание сказкой»
Февраль
1. Организация НОД.
2. Разработка дидактической игры
1) Изготовление д/и;
2) Знакомство с правилами.
2. Работа с родителями Конспект НОД «Путешествие по русским народным сказкам». Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь через театрализованную деятельность.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Консультация для родителей
«Роль сказки в жизни ребенка»
Март
1. Конспект НОД
2. Разработка дидактической игры
1)Изготовление д/и;
2)Знакомство с правилами.
3. Работа с родителями Конспект НОД «Любимые сказки»
Цель: Развивать у детей творческое воображение, мышление, память.
Дидактическая игра «Узнай по силуэту»
Папка-передвижка «Роль книги в развитии ребенка».
Апрель
1. Проведение анкетирования с родителями.
2. Организация выставки
3. Разработка дидактической игры 1)Изготовление д/и;
2)Знакомство с правилами.
4. Обогащение РППС. Анкета «Воспитание нравственных качеств детей дошкольноговозраста посредством русских народных сказок»
Совместная деятельность детей и родителей. Семейная выставка поделок "Герои сказок".
Дидактическая игра «Из какой мы сказки?»
Изготовление атрибутов к сказке «Репка» в театральный уголок.
Изготовление атрибутов героев сказки
Май
Самоанализ о проделанной работе
в своей группе.
Отчет о проделанной работе Май
При составлении плана по самообразованию в своей работе я использовала следующую литературу:
1. В А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»
2. Сборник научно – методических статей. Орёл 2015г. Под редакцией О. В БережноваИльин И. : «Духовный мир сказки».
3. Зинкевич – Евстигнеева: «Практикум по сказкотерапии».
4. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок".
В презинтации по теме "Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредствам русских народных сказок" освещена проблемма актуальности, а так же цели, задачи и методы работ...
Отчет по теме самообразования. «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста, посредством русских народных сказок.»
АктуальностьВ настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, заключается не в развале экономики, не в...
План по самообразованию по теме: "Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Данную тему я выбрала для повышения собственного уровня знаний в воспитании детей дошкольного возраста и для развития у воспитанников нравственных качеств путем использования русских народных ск...
Отчет по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок
отчет по самообразованию...
Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов
Сказка является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка....
«Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Сказка – это могучее, действенное средство в нравственном воспитании детей....
Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная ч...