Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
учебно-методический материал (младшая группа)
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы по самообразованию воспитателя
Жангалиевой Маржаны Тажмуратовны
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей
дошкольного возраста посредством русских
народных сказок»
г. Саратов
Содержание:
- Фамилия, имя, отчество
- Название темы
- Актуальность
- Цели
- Задачи
- Ожидаемый результат
- Этапы работы
- Сроки выполнения каждого этапа
- Действия и мероприятия
- Способ демонстрации результата
- Форма отчета по проделанной работе
- Литература
Колесникова Яна Сергеевна
Тема: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Актуальность:
Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».
В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
Цель:
1.Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста: любовь к русским народным, авторским сказкам.
2. Желание слушать сказки; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.
3. Создать условия для духовно - нравственного развития детей.
4. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
Задачи:
- Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
- Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
- Выявить особенности нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
- Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки.
- Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
- Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни.
- Дети делают самостоятельный нравственный выбор.
- Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
- Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.
Этапы работы:
1.Подготовительный этап.
2.Практический этап.
3.Заключительный этап.
Сроки выполнения каждого этапа
№ | Этапы и содержание работы | Сроки | Практическая работа |
1 | Подготовительный этап Определение темы Поставка целей и задач Изучение научно-методической литературы | Сентябрь | |
2 | Практический этап Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками. Чтение и пересказ русских народных сказок. Оформит папку передвижку; Составить консультацию для родителей и педагогов; Провести мастер-класс для педагогов; Составить отчет о проделанной работе. | Октябрь | -Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам «Колобок». -Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми с помощью театра на фланалеграфе. -Рисование -Памятка для родителей с рекомендациями |
Ноябрь | Сказка «Репка» - «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок» - Разучивание пальчиковых игр -Пополнение книжного уголка новыми иллюстрациями из сказок | ||
Декабрь | -Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми. -Аппликация -Дидактическая игра -Беседы с родителями: «Волшебные сказки» «Из какой сказки герой» - Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам - Слушание сказок в аудиозаписи -«О чем и как беседовать с детьми после чтения» | ||
Январь | -Лепка -«Зимние сказки» - «1,2,3,4,5! Будем сказки называть» - «Сказка «Гуси-лебеди» | ||
Февраль | -Выставка детских рисунков -Пальчиковая игра -Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми с помощью театра би-ба-бо | ||
Март | -«Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности» - Сказка «Волк и семеро козлят» - Разучивание песен к сказкам - «Узнай сказку по загадке» | ||
Апрель | «Угадай сказку» - Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам - Сказка «Заюшкина избушка» -Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми. | ||
3 | Заключительный этап представление опыта работы по теме, отчёт по теме самообразования. | Май | Презентация «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» -Отчет по теме самообразования |
Действия и мероприятия:
- Составление картотек,
- Внедрение в практику,
- Работа с детьми,
- Консультации для родителей и воспитателей.
Способы демонстрации результата:
- Оформит папку передвижку;
- Составить консультацию для родителей и педагогов;
- Подготовить презентацию;
- Составить отчет о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку...
План по самообразованию. Тема: "Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме".
Материал вкючает в себя план по самообразованию в средней группе (цель, задачи, актуальность работы, план работы на год). Сроки реализации 2019-2020г....
Консультация для педагогов и родителей: "Воспитание нравственных качеств детей по средством народных сказок"
Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости....
«Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспи...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования сказок
Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение л...
План по самообразованию Тема: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»
Паспорт планаНазвание: Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказокВид Информационно-познавательный, игровой.Образовательные области Социально-коммуникативное, позна...
Консультация «Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с млад...