Самообразование педагога «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
учебно-методический материал (младшая группа)

Жангалиева Маржанай Тажмуратовна

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказкиСказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы по самообразованию воспитателя

Жангалиевой Маржаны Тажмуратовны

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей

дошкольного возраста посредством русских

народных сказок»

г. Саратов

Содержание:

  • Фамилия, имя, отчество
  • Название темы
  • Актуальность
  • Цели
  • Задачи
  • Ожидаемый результат
  • Этапы работы
  • Сроки выполнения каждого этапа
  • Действия и мероприятия
  • Способ демонстрации результата
  • Форма отчета по проделанной работе
  • Литература

Колесникова Яна Сергеевна

Тема: «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Актуальность:

Актуальность данного исследования видится в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок».

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Язык сказки прост и потому доступен. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. А сказочные образы близки по своему характеру образам воображения детей. Кроме того, ни один ребёнок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или иной ситуации. Сказки хороши тем, что в них нет длинных и утомительных рассуждений. Разнообразие и напряжённость действия создают у детей постоянный и неослабевающий интерес. Сказка способствует формированию у детей нравственных понятий, ведь почти все дети отождествляют себя с положительными героями, а сказка каждый раз показывает, что хорошим быть лучше, чем плохим, что надо стремиться делать добро людям.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.

Дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

Цель:

1.Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста: любовь к русским народным, авторским сказкам.

2. Желание слушать сказки; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.

3. Создать условия для духовно нравственного развития детей.

4. Способствовать коррекции нарушения эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.

Задачи:

  1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
  5. Подобрать диагностические материалы, направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
  6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
  7. Выявить особенности нравственного воспитания у детей младшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

  1. Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки.
  2. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.
  3. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни.
  4. Дети делают самостоятельный нравственный выбор.
  5. Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
  6. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.

Этапы работы:

1.Подготовительный этап.

2.Практический этап.

3.Заключительный этап.

Сроки выполнения каждого этапа

Этапы и содержание работы

Сроки

Практическая работа

1

Подготовительный этап

Определение темы

Поставка целей и задач

Изучение научно-методической литературы

Сентябрь

2

Практический этап

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками.

Чтение и пересказ русских народных сказок.

Оформит папку передвижку;

Составить консультацию для родителей и педагогов;

Провести мастер-класс для педагогов;

Составить отчет о проделанной работе.

Октябрь

-Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам «Колобок».

-Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми с помощью театра на фланалеграфе.

-Рисование

-Памятка для родителей с рекомендациями

Ноябрь

Сказка «Репка»

- «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок»

- Разучивание пальчиковых игр

-Пополнение книжного уголка новыми иллюстрациями из сказок

Декабрь

-Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми.

-Аппликация

-Дидактическая игра

-Беседы с родителями:

 «Волшебные сказки»

 «Из какой сказки герой»

- Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам

- Слушание сказок в аудиозаписи

-«О чем и как беседовать с детьми после чтения»

Январь

-Лепка

-«Зимние сказки»

- «1,2,3,4,5! Будем сказки называть»

- «Сказка «Гуси-лебеди»

Февраль

-Выставка детских рисунков

-Пальчиковая игра

-Чтение, пересказ и проигрывание вместе с детьми с помощью театра би-ба-бо

Март

-«Разложи иллюстрации к сказке в определённой последовательности»

- Сказка «Волк и семеро козлят»

- Разучивание песен к сказкам

- «Узнай сказку по загадке»

Апрель

«Угадай сказку»

- Рассматривание иллюстраций по русским народным сказкам

- Сказка «Заюшкина избушка»

тение, пересказ и проигрывание вместе с детьми.

3

Заключительный этап

представление опыта работы по теме, 

отчёт по теме самообразования.

Май

Презентация

«Воспитание нравственных качеств детей

дошкольного возраста посредством русских

народных сказок»

-Отчет по теме самообразования

Действия и мероприятия:

  • Составление картотек,
  • Внедрение в практику,
  • Работа с детьми,
  • Консультации для родителей и воспитателей.

Способы демонстрации результата:

  • Оформит папку передвижку;
  • Составить консультацию для родителей и педагогов;
  • Подготовить презентацию;
  • Составить отчет о проделанной работе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку...

План по самообразованию. Тема: "Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме".

Материал вкючает в себя план по самообразованию в средней группе (цель, задачи, актуальность работы, план работы на год). Сроки реализации 2019-2020г....

Консультация для педагогов и родителей: "Воспитание нравственных качеств детей по средством народных сказок"

     Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости....

«Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»

Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспи...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством использования сказок

Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение л...

План по самообразованию Тема: «Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок»

Паспорт планаНазвание: Воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказокВид Информационно-познавательный, игровой.Образовательные области  Социально-коммуникативное, позна...

Консультация «Воспитание нравственных качеств у детей посредством русских народных сказок»

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям.С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с млад...