Статья " Роль литературно-музыкальной гостиной в нравственно- патриотическом воспитании современных дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Голубева Оксана Васильевна

Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, играют огромную роль в становлении личности ребенка.

              Дошкольный возраст – важнейший период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Роль литературно – музыкальной гостиной в нравственно- – патриотическом воспитании современных дошкольников».

Воспитание чувства патриотизма у детей - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками, играют огромную роль в становлении личности ребенка.

              Дошкольный возраст – важнейший период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

              В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Реализация этих задач проходит в различных формах образовательной деятельности. Сегодня речь идет о удивительной, пластичной и удобной форме организации творческой деятельности, а именно, о литературно- музыкальной гостиной.

               Жанр «литературная гостиная» зародился в дореволюционной России. Начиная с 20-х годов Х|Х века русская культура переживала необычайный подъем. Одной из пышно расцветших форм стала салонная культура, распространившаяся в дворянской среде. Среди дворян было множество образованных людей, обладателей обширных библиотек.

               Вряд ли кто- то возьмется оспаривать утверждение, что сегодня становится все меньше условий для воспитания любви к чтению художественной литературы, прослушиванию классической музыки, созерцанию произведений изобразительного искусства.

           Родители приобщают детей к музыке детской, современной, но не воспитывают художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию. А именно это является благоприятным фоном, на котором возникает духовная общность между людьми. В современной России читают мистическую литературу, любовные романы, детективы и мелодрамы; поэзия и серьёзная художественная литература практически не вызывают интереса. Утрата статуса самой читающей страны, отказ от чтения как способа освоения общечеловеческих смыслов и ценностей, отношение к чтению как форме потребления - все эти факты настолько очевидны, что не нуждаются в особых доказательствах. Из вышесказанного следует, что приобщение к миру искусства необходимо начинать с детства.

Мы попытались оживить эту форму работы, осовременить ее, сориентировать на интересы и потребности детей в социализации, самовыражении. А также удовлетворить просьбы некоторых родителей в слушании из уст их ребенка достаточно большого объема стихотворного текста. Ведь в рамках проведения традиционного праздника, мы не можем предоставить им такой возможности.

Проведение музыкально–литературной гостиной подразумевает включение разных элементов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение), коммуникативной деятельности, изобразительной деятельности (знакомство с живописью, рисование, создание художественных образов), восприятие художественной литературы и театрализация, драматизация литературных произведений.

Сценарий, прежде всего, обеспечивает включение в творческую деятельность максимального числа участников и создание непринуждённой творческой обстановки.

Подбор литературы осуществляется с учетом возрастных особенностей дошкольников и круга детского чтения, составляющих произведения разных жанров: фольклор, произведения русской и зарубежной классической литературы, произведения современной русской и зарубежной литературы.

          В рамках «Литературно-музыкальной гостиной» можно реализовать основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Более конкретные образовательные задачи, которые решаются в процессе взаимодействия и приобщения детей к лучшим образцам словесного искусства, классической современной прозе и поэзии, музыки и живописи:

  • расширение кругозора ребенка;
  • вхождение ребенка в мир социальных отношений людей, нравственных основ жизни;
  • погружение ребенка в мир литературной речи, се силы, красоты, образности, связности;
  • обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
  • формирование музыкального вкуса детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению;
  • знакомство детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) для обогащения зрительных впечатлений, формировании эстетических чувств и оценок;
  • развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе сними;
  • формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову и движению.

 

       Деятельность в рамках подготовки литературно- музыкальной гостиной существует не обособленно, поскольку предполагает систему в проведении мероприятий, а также сочетание (интеграцию) с другими видами детской деятельности.

Воспитатели с детьми проводят:

  • беседы о творчестве писателей, поэтов.
  • творческие выставки;
  • рассматривание демонстрационного материала,
  • прослушивание и просмотр (видеоматериалы, слайдовые презентации и т. д.)

Проводится работа с родителями воспитанников:

  • совместное изготовление костюмов, атрибутов, декораций для выступлений детей (концерты, постановки и т. д.);
  • выступление индивидуальное или групповое (песня, танец, сценка)
  • совместная продуктивная деятельность.

         Количество участников подобных мероприятий – не превышает 25 – 30 человек, что обеспечивает индивидуально – личностный подход к участникам музыкальных гостиных.

          Этапы работы:

1.Определение темы.  С воспитателями групп обсуждаются и конкретизируются темы.

2.Разработка сценария - это творческая работа педагогического коллектива.

  • прочтение сценария
  • отбор литературных произведений, репродукций
  • корректировка материала
  • распределение ролей.

3.Разучивание материала для музыкально-литературной гостиной.

На музыкальных занятиях дети разучивают песни, танцы, музыкальные игры подобранные для конкретного сценарий гостиной. Как правило стихотворный материал дети, родите ли готовят дома, по своему выбору. Если для родителей предусмотрены роли, мы встречаемся, репетируем в удобное для них время.

4. Проведение мероприятия является самым волнующим и ответственным этапом. Ребенок получает возможность заявить о себе и поверить в себя. Формируется чувство ответственности за общее дело. Ребенок ощущает радость общения со сверстниками и со взрослыми.

              Первоначально проводимые литературные гостиные были посвящены важным знаменательным датам – юбилеям известных отечественных поэтов,

писателей, композиторов. Были проведены встречи, посвященные творчеству Агнии Барто, С. Я. Маршаку, С. Есенину, В. Бианки, К. Чуковскому.  Затем мы стали проводить музыкально- литературные гостиные, посвященные временам года.

                   В период пандемии работа по подготовке и проведению литературно-музыкальных гостиных не прекратилась, родители записывали и присылали видео с исполнением стихотворений, песен.

                  Из года в год меняются состав участников гостиных, меняются интересы, но остаются отдельные темы, ставшие за эти годы традиционными, особо значимыми для всех нас. Это тема Петербурга и творчество А. С. Пушкина. Интерес к жизни, творчеству А.С. Пушкина не угасает, ведь Пушкин – наше Все!

 Встречи в литературно-музыкальной гостиной - уникальная возможность обеспечения единого пространства социокультурной преемственности между поколениями, основанном на тесном сотрудничестве взрослых и детей в процессе совместной познавательно творческой деятельности, дискуссий, активизирующего обучения.

            Только в   творческом союзе со взрослыми и сверстниками, в процессе ознакомления с лучшими образцами литературы и музыкальной культуры, у дошкольников будет формироваться эстетическое отношение к окружающему миру, система эстетических и нравственных понятий в контексте музыкальных и литературных произведений, навыки позитивного общения, познание самого себя и других.

              Рамки литературно-музыкальных гостиных позволяют проводить встречи, литературные чтения, ставить спектакли, разрабатывать литературно-музыкальные композиции.

             Таким образом гостиная воспитывает чувство гражданственности, патриотизма, способствует духовному воспитанию, пробуждает творческие способности детей, творческое воображение, развивает мышление.

Использованы интернет- ресурсы:

http://t823836.spo.obrazovanie33.ru/upload/iblock/eb5/Metod.razrabotka_Muzgostinaya_obobshenie_opyta.pdf

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/09/10/literaturno-muzykalnaya-gostinaya-samyy-dobryy

 

https://infourok.ru/statya-rol-literaturnomuzikalnoy-gostinoy-v-duhovnonravstvennom-vospitanii-obuchayuschih


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Статья "Воспитание любви к родному языку как одна из сторон патриотического воспитания современного дошкольника"

Статья "Воспитание любви к родному языку  как одна из сторон патриотического воспитания современного дошкольника" расскажет о методах и приемах воспитания уважени, любви, интереса современного до...

Статья «Роль Русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

О роли русских народных игр в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников...

Роль предметно-пространственной среды в нравственно-патриотическом воспитании младших дошкольников

Джон Дьюи считал, что «Мы воспитываем не напрямую, а при помощи среды… специально формируем ее для этих целей»,  а Мария Монтесори отмечала «…мышление ребенка...

Проект «Роль русских народных сказок в нравственно–патриотическом воспитании младших дошкольников через Лего – конструирования.

В дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Познакомив детей с волшебным миром сказок, начинается его знакомство с миром литературы,...