«Воспитывающая среда как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
презентация к уроку (подготовительная группа)

Комова Татьяна Николаевна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитывающая среда как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Комова Т.Н.,

воспитатель МБДОУ д/с №26

         

1 сл.

Воспитывающая среда как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

2 сл.

Воспитывающая предметно-пространственная среда  - это особая форма организации образовательного процесса,  реализующего цель и задачи воспитания. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

 Инновационный подход заключается в индивидуализации среды, отражающей  приоритетные направления работы учреждения  и включающей региональный аспект. Можно сказать, что создание развивающей среды - это стержень, на который педагоги могут «нанизывать» отдельные образовательные и воспитательные блоки.

Сегодня мы будем говорить о воспитывающей среде, как средстве патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно- нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

 В связи с этим ключевая роль детского сада – это создание оптимальных условий для всестороннего развития патриотизма дошкольников  через гармоничное построение целостного педагогического процесса основанного на этнокультурных ценностях родного края.  Это связано с тем, что с введением новой Федеральной образовательной программой были разработаны требования к условиям реализации основной  образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среды (центрам)

3 сл.

Актуальность

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Любовь к своему Отечеству начинается с любви к своей «малой» родине - месту, городу, где человек родился. В каждом городе есть свои особенности: это касается и исторического развития, и культурных и природных особенностей, которые непосредственно формируют интерес и привязанность к родному городу, развивают патриотические чувства ребенка.

Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно–патриотическое воспитание детей- это организация предметно -развивающей среды группового пространства. От среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.

4 сл.

Целью работы в данном направлении стало создание в группе условий для формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников, через специально организованную работу воспитателя с использованием современных технологий.

Основные задачи:        

- наполнение предметно - развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию;

- формирование духовно-нравственного отношения детей и чувства

сопричастности к семье, городу, региону, природе родного края, культурному наследию своего народа;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя

своего народа, толерантного отношения к представителям других

национальностей.

        Одним из важнейших условий реализации системы патриотического воспитания детей в дошкольном учреждении, развития их познавательного интереса, активности и самостоятельной деятельности является создание развивающей предметно – пространственной среды

5 сл.

В процессе её создания мною учитывались следующие принципы: интеграции, интерактивности, возрастные особенности детей, принцип гуманизации и партнерства, национально-культурные ценности.

      Развивающую предметно-пространственную среду в своей группе я постаралась сделать насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Её содержание соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, постоянно обогащается, обеспечивает «зоны ближайшего развития».

6 сл.

Для развития нравственно-патриотических чувств старших дошкольников в группе был создан патриотический центр «Моя Россия – Мой город». Я постаралась сделать его безопасным, многофункциональным и вариативным, насыщенным, который отражает содержание ООП детского сада. Он помогает познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом, с государственными символами города и края (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города), с русскими народными промыслами и традициями русского народа.

7 сл.

Материалы в центре сгруппированы по основным направления: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Наша Родина – Россия». Это дает возможность детям соприкоснуться с историей своего города, улицы, региона, за счет которого, у дошкольников повышается уровень знаний, развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду взрослых разных профессий, достижениям известных людей.

     Я стараюсь развивать и поддерживать интерес по патриотическому воспитанию дошкольников через организацию интегрированной познавательной деятельности. Провожу интегрированные, тематические занятия, проектную деятельность на патриотическую тематику, используя следующие формы и методы работы с детьми: увлекательные беседы с рассматриванием картин, прослушивание музыкальных произведений патриотического характера, чтение художественных произведений, особое место уделяю знакомству с пословицами и поговорками. При подготовке организованной образовательной деятельности обращаю внимание на подборку наглядного материала: это современные средства ТСО, фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.

     Нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах ; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

8 сл.

Развивающая среда в группе  включает в себя: центр патриотического воспитания  с символикой страны,  родного города; в центре расположены альбомы с фотографиями родного города, региона, страны; фотографии  предприятий города; литература по патриотическому воспитанию,  а также кукла в национальном костюме.

- Альбомы на темы: тематический альбом - игра «Моя родина – Россия» включает в себя: фото президента, гимн, флаг, герб страны, города –герои, народы России, праздники , неофициальные символы страны, путешествие по «Золотому кольцу», «Путешествие по стране»,

9 сл.

- «Мой любимый город», «Детям о Космосе»,        

- «Путь в детский сад», макет «Наш детский сад».

-«Домашняя утварь», «История прошлого книги»,

- «Народные инструменты», «Что такое хорошо и что такое плохо»,

- «Орудия труда», «Народные промыслы»,  и другие.

-запланировали создание  «Книги памяти»: фотографии почетных людей города, участников войны,

- составление родословной семьи, например: «Семейное древо»,

-план и карта города,

- тематические альбомы, дидактические игры, образцы национальных орнаментов, портреты знаменитых людей, детские произведения русских поэтов и писателей.

10 сл.

Тематические занятия проходят в «Русской  избе»: «Во что играли наши бабушки»,  «Игрушка – забава», «В гостях у сказки», «Березка», «Кукла – оберег», «Русский национальный костюм», «Русские народные сказки»,  и т. д.

- собрана сборник «Калейдоскоп  игр  народов России », картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию.

11 сл.

-Центр изобразительной деятельности: изделия прикладного искусства, дидактические игры, трафареты (балалайки, русской гармошки, матрешки, березки, глиняные и бумажные заготовки народных игрушек для разукрашивания, иллюстрации о народных промыслах.

- Центр театра и музыки: атрибуты к русским народным сказкам и сказкам народов России, потешкам, песенкам,

народные костюмы, наряды с элементами народного творчества, музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен, шелеста листьев, плеска воды, пения птиц

12 сл.

- Центр книги, где находятся русские народные сказки, сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России, портреты поэтов и писателей России.

13 сл.

- Центр природы и экологии: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах,  «Красная книга» и т.д.

-Физкультурный центр: атрибуты для подвижных игр, как народных, так и военных

14сл

-Дидактические игры: «Нетрадиционные символы России», «Военное лото», «Военное домино», «Найди пару», «Моя первая книга рецептов», «Народные промыслы», «Магазин сувениров» (хохлома, дымка, гжель, «Сложи карту», «Что где находится» (игра с картой), «Собери богатыря в путь дорогу», «Выложи фигуру» (из счетных палочек: танк, ракету, самолет и т. д., «Строим город», «Путешествие по городу», «Узнай герб (флаг)». «Сложи узор на щите», «Найди два одинаковых», «Найди среди гербов разных стран герб России» и т. д.

- Центр «Сюжетно – ролевые игры» (атрибуты к ним): «Военные моряки», «Пограничники», «Служба спасения», «Путешествие», «Строительство», «Ателье», «Почта», «Салон красоты», «Ателье», «Кафе» и т.д.

Воспитывающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, больше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

15сл

    Считаем, важным  условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, потому  особое внимание в своей работе уделяю укреплению связей с родителями, чтобы они стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Эффективность деятельности значительно выше, когда педагоги и родители являются партнерами, работая совместно и в одном направлении.

16сл

      Родители воспитанников помогают собирать наглядный материал: значки, открытки, иллюстративный материал и т. д., для использования в беседах, играх с детьми, принимали активное участие в фотовыставках, а их совместное творчество с детьми стимулировало сплочению семьи при создании рисунков, поделок на конкурсы нашего детского сада и города. Совместно с родителями оформили фотовыставки: «Семьи чудесные моменты», « Я прадеда помню - я прадедом горжусь!». Проведена серия консультаций нравственно-патриотического воспитания: «Правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у старшего дошкольника», «Знакомим с достопримечательностями родного города», «Семья и семейные ценности», «Воспитание у детей любви к родному краю», «Что ребенок должен знать о дне Победы» и т.д.. Рекомендованы игры и тематика бесед с дошкольниками в домашних условиях. Так же родителям был предложен «маршрут выходного дня» с рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятниками культуры родного города.

17 сл

18 сл

Результативность. Таким образом, предметно-развивающая среда группы, созданная совместно с родителями становится близкой и понятной каждому ребенку. У детей активизировались внутренние эмоциональные связи между воспитанниками:

- сформировалось чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю через все виды детской деятельности;

- расширились представления о городах края, символах края, памятниках культуры, народного искусства;

- развились чувства ответственности и гордости за достижения города, региона, появился интерес к народным традициям, обычаям, промыслам;

- у детей формируются предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;

- обогатилась предметно-развивающая среда группы, пополнена картотека дидактических игр.

Воспитание любви к родному краю важно для формирования морального облика, так как закрепляет представления ребенка о моральных ценностях, способствует их осознанию, формирует у детей такие нравственные качества как отзывчивость, смелость, гордость, уважение. Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является - человек. Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей республики. В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, изготовить новые макеты, альбомы для расширения и углубление знаний старших дошкольников о родном крае, что влечет за собой более глубокое развитие патриотических чувств

19 сл

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Воспитывающая среда как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста » Комова Т.Н. воспитатель МБДОУ д/с № 26 «Эрудит»

Слайд 2

Воспитывающая предметно-пространственная среда - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Слайд 3

Актуальность Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Любовь к своему Отечеству начинается с любви к своей «малой» родине - месту, городу, где человек родился. В каждом городе есть свои особенности: это касается и исторического развития, и культурных и природных особенностей, которые непосредственно формируют интерес и привязанность к родному городу, развивают патриотические чувства ребенка. Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно–патриотическое воспитание детей- это организация предметно -развивающей среды группового пространства. От среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность .

Слайд 4

Цель: создание в группе условий для формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников. Задачи: - наполнение предметно - развивающей среды в группе по патриотическому воспитанию; - формирование духовно-нравственного отношения детей и чувства сопричастности к семье, городу, региону, природе родного края, культурному наследию своего народа; - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - воспитание уважения к труду; - воспитание чувства собственного достоинства у ребёнка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Слайд 5

Принципы: интеграции интерактивности возрастные особенности детей принцип гуманизации и партнерства национально-культурные ценности

Слайд 6

Патриотический центр «Моя Россия – Мой город»

Слайд 7

Основные направления «Семья» «Родной край» «Народные промыслы» «Знакомство с трудом взрослых» «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества» «Наша Родина – Россия».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

«Русская изба»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Центр изобразительной деятельности Центр театра и музыки

Слайд 2

Центр книги

Слайд 3

«Центр природы и экологии»

Слайд 4

Сюжетно-ролевые игры

Слайд 5

Взаимодействие с родителями

Слайд 6

«Я прадеда помню – я прадедом горжусь!»

Слайд 7

Результативность - сформировалось чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю через все виды детской деятельности; - расширились представления о городах края, символах края, памятниках культуры, народного искусства; - развились чувства ответственности и гордости за достижения города, региона, появился интерес к народным традициям, обычаям, промыслам; - у детей формируются предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям; - обогатилась предметно-развивающая среда группы, пополнена картотека дидактических игр.

Слайд 8

Спасибо за в нимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитатель найдет здесь полезную информация при создании мини-музея в группе детского сада....

«Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Прикосновение к истории своего родного края вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы м...

Консультация для педагогов Тема: «Создание предметно-пространственной среды по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Воспитание у дошкольников нравственных чувств и чувства патриотизма - задача сложная и длительная. Любовь к Родине воспитывается у детей под влиянием окружающей жизни....

«Развивающая предметно – пространственная среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Только тот, кто любит, ценит и уважаетнакопленное и сохранённое предшествующимпоколением, может любить Родину,узнать ее, стать подлинным патриотом.С.Михалков....