Мастер-класс "Вторая жизнь ненужных вещей"
методическая разработка

Мастер-класс проводится для воспитателей. Состоит из двух частей теоретической  и практической части.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 107 «Искорка» г. Волжского Волгоградской области» Мастер-класс «Вторая жизнь ненужных вещей» Подготовила: воспитатель Голодюк Наталья Владимировна Волжский 2021 г.

Слайд 2

« Б росовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». Олег Шлосс

Слайд 3

Проблема Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год.

Слайд 4

Актуальность В современных условиях существует проблема утилизации бытовых отходов. Для человека важно уметь что-то производить собственными силами не только в целях экономии, но и проявлять индивидуальность стиля и дизайна.

Слайд 5

Задачи выявить, каких бытовых отходов больше всего; выяснить, какие отходы разлагаются быстрее; познакомиться со способами «борьбы» с бытовым мусором, а именно с самым безопасным - способом утилизации; узнать, как можно вторично использовать мусор; изготовить полезные изделия из бытового мусора; освоить новые технологии работы с различным бросовым материалом.

Слайд 6

Экологические проблемы с мусором Серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод.

Слайд 7

Полигон ТБО

Слайд 8

Дикие свалки

Слайд 9

Стеклянные бутылки 1000 лет Изделия из пластмасс 100 лет Консервные банки 80 лет Резиновые подошвы ботинок 40 лет Кожи 50 лет Изделия из нейлона 40 лет Полиэтиленовый пакет 20 лет Батарейки 10 лет Окурки 1-5 лет Шерстяной носок 1-5 лет Бумага 2 года Апельсиновая или банановая кожура 2-5 недель Статистика разложения отходов

Слайд 10

Решение проблемы Мировая практика предлагает следующие способы, которые дают возможность избавиться от бытовых отходов: захоронения (в земле, в водоёмах); сжигания; утилизации.

Слайд 12

Вторичное использование мусора. Пластик

Слайд 13

Несортируемые отходы

Слайд 14

Стекло

Слайд 15

Бумага

Слайд 18

Девиз: Давайте будем беречь планету, Во всей Вселенной похожей нету, Во всей Вселенной только одна! Для жизни, здоровья она нам дана!

Слайд 19

Литература Власова А.А., Карельская И.Ю. «Уроки рукоделия» Санкт-Петербург. «Кристалл». 1998г Гомарович Э.С. «Чем дышит город». М.: «Химия», 1990 Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей». «Просвещение», Москва, 1993 Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозаика-Синтез, 2007 Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011 Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: «Финансы и статистика», 2001 Петрова И.М. Нитяные игрушки: Учебно-методическое пособие-СПб: Детство-Пресс, 2008 Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: «Химия», 1991

Слайд 20

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическая часть «Подставка для карандашей»

Слайд 2

Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» глазами! Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом!

Слайд 3

Изучение вариантов использования бросового материала в сети Интернет Сбор бросового материала, его сортировка. Знакомство с материалами (втулка, обои, картон, бумага, клей). Исследование свойств материалов. Рождение идеи для создания творческой работы Эскизный поиск Выбор вариантов Изготовление изделия (подбор материала, работа с материалами, оформление)

Слайд 5

Техника безопасности при работе с ножницами 1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении. 2. При работе внимательно следите за направлением резания. 3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением. 4. Не держите ножницы лезвием вверх. 5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями. 6. Не режьте ножницами на ходу. 7. Не подходите к товарищу во время работы. 8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд. 9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Слайд 6

Техника безопасности при работе с клеем 1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит! 2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью. 3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза. 4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды. 5. По окончанию работы обязательно вымыть руки и кисть. 6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

Слайд 7

Виды бумаги Цветная Гофрированная Офисная Самоклеящаяся Картон Упаковочная Бумага для печати (газеты, обои, книги, журналы) Чертежно-рисовальная (ватман, калька)

Слайд 8

Игра «Что ты знаешь о бумаге?» С мять лист бумаги (мнётся ). Р азорвать на кусочки (рвётся ). С огнуть лист бумаги (сгибается ). Р азрезать лист ножницами (хорошо режется ). П оложить лист бумаги в ёмкость с водой (намокает ). Н анести клей на бумагу и приложить другой лист или согнуть данный (склеивается).

Слайд 9

Букет настроения красный - радостное, теплое желтый - светлое, приятное с иний - спокойное

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема: «Вторая жизнь ненужных вещей»

Цель: Воспитание экологической культуры и формирование эстетического вкуса при выполнении художественных изделий из бросового материала.

Задачи: познакомить со способами утилизации мусора, научить педагогов, через практическую работу, находить полезное применение бытовому мусору.

Актуальность мастер класса заключается в том, что в современных условиях существует проблема утилизации бытовых отходов. Кроме того, для человека важно уметь что-то производить собственными силами не только в целях экономии, но и проявлять индивидуальность стиля и дизайна.

Материалы и оборудование: втулки от туалетной бумаги (на каждого педагога 3 штуки), цветная бумага для оформления, обои, клей-карандаш, ножницы, линейка, плотный картон для основы, двухсторонний скотч, разноцветные ленты для украшения, влажные салфетки, 4 магнита,  мольберт, белый лист А3, цветы из бумаги для букета настроения, релакс музыка.

Участники мастер-класса: педагоги (родители (законные представители) воспитанников))

Содержание:

1. Изучение информации об экологических проблемах из-за накопления мусора.

2. Изготовление работы из бросового материала (вторичных ресурсов).

3. Рефлексия.

Ход мастер класса

1 слайд

Тема: «Вторая жизнь ненужных вещей»

2 слайд

Эпиграф

Олег Шлосс писал, что «Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии».

3 слайд

Проблема

Проблема мусора в последние годы выдвинулась среди прочих экологических проблем на первое место. По мнению специалистов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднем около одной тонны мусора в год.

Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Например, бумага разлагается 2 года, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминиевая банка из-под колы – 500 лет, а для распада стекла нужно более 1000 лет.

Бытовые отходы в виде упаковочного материала загрязняют окружающую среду. Чтобы сделать её более чистой, нужно уменьшить количество выбрасываемых упаковок, а для этого им надо дать новую жизнь.

4 слайд

Актуальность

В современных условиях существует проблема утилизации бытовых отходов. Для человека важно уметь что-то производить собственными силами не только в целях экономии, но и проявлять индивидуальность стиля и дизайна.

Каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинального изделия. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для  творчества.

5 слайд

Задачи 

  • выявить, каких бытовых отходов больше всего;
  • выяснить, какие отходы разлагаются быстрее;
  • познакомиться со способами «борьбы» с бытовым мусором, а именно с самым безопасным - способом утилизации;
  • узнать, как можно вторично использовать мусор;
  • изготовить полезные изделия из бытового мусора;
  • освоить новые технологии работы с различным бросовым материалом.

6 слайд

Экологические проблемы с мусором

В каждой стране мусорные проблемы имеют свои особенности, но везде, где есть мусор, имеются и мусорные свалки. Бывают свалки «дикие» и специально оборудованные. «Дикие» свалки всем нам хорошо знакомы. На пустырях, заброшенных стройках, на опушках леса, вдоль автомобильных и железных дорог сваливают, не смотря на запреты, самый разнообразный мусор.

Из всего этого мусора серьезную опасность по загрязнению окружающей среды представляют твердые бытовые отходы. Свалки мусора существенно влияют на все компоненты окружающей среды и являются мощным загрязнителем воздуха, почвы, грунтовых вод. Эти свалки являются, кроме того, еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных и кишечных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмасса и синтетические материалы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле несколько веков. На Земле нет бактерий, которые могут его разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из-за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.

7 слад

Фото полигон ТБО

Полиго́н для твёрдых бытовых (коммунальных) отхо́дов — специальное сооружение, предназначенное для изоляции и обезвреживания ТБОПолигоны должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учётом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов (рекультивации).

8 слайд

Фото дикие свалки

9 слайд

 Статистика разложения отходов

Стеклянные бутылки

1000 лет

Изделия из пластмасс

100 лет

Консервные банки

80 лет

Резиновые подошвы ботинок

40 лет

Кожи

50 лет

Изделия из нейлона

40 лет

Полиэтиленовый пакет

20 лет

Батарейки

10 лет

Окурки

1-5 лет

Шерстяной носок

1-5 лет

Бумага

2 года

Апельсиновая или банановая кожура

2-5 недель

10 слайд

Решение проблемы

Количество бытового мусора растёт с каждым днём стремительными темпами. А перерабатывается промышленным методом только 5% бытовых отходов.

Мировая практика предлагает следующие способы, которые дают возможность избавиться от бытовых отходов:

  • захоронения (в земле, в водоёмах);
  • сжигания;
  • утилизации.

Первые два способа не безвредны для нашей окружающей среды. Они несут в себе серьезную экологическую опасность. Способ утилизации - самый эффективный для решения проблемы избавления от мусора, но для этого необходимо построить перерабатывающие заводы и изменить привычное поведение людей, каждому научиться сортировать бытовой мусор. Поэтому были разработаны контейнеры для сортировки мусора.

11 слайд

Фото баннера, контейнеров

Желтый – пластик

Красный – несортируемые отходы (пластиковая посуда, ячейки от яиц, чеки, бумажные полотенца, салфетки)

Синий – стекло (банки и бутылки)

Зелёный – бумага (картон и гофрированная)

12 слайд

Вторичное использование мусора

Пластик

В современном мире ни одно предприятие не обходится без использования полимерных материалов. Поэтому переработка пластиковых отходов имеет большой потенциал - из вторичного пластика можно получать полимерное сырье, используемое в производстве изделий. Продукция, в зависимости от стандартов качества, может производиться полностью из вторичного пластикового сырья, или из определенной пропорции первичного и вторичного пластика.

Выброшенные изделия из пластмассы препятствуют газообмену в почве и водоемах и представляют угрозу для животных. Существует немало примеров, когда проглоченный пакет приводил к гибели животного - даже зарегистрированы случаи гибели китов. Пластиковая тара устойчива к агрессивной окружающей среде, и не переваривается организмом животного.

Кроме того, пластмасса выделяет ядовитые вещества при горении и разложении, которое может длиться более 100 лет.

13 слайд

Несортируемые отходы

Все остальное можно отнести к категории несортируемых отходов. Различные салфетки, бумажные полотенца и стаканчики, чеки, фотографии, вещи, загрязненные и жирные пищевые емкости, тюбики и блистеры. Все это следует выбрасывать в контейнер для несортируемых отходов, либо искать волонтерские или коммерческие организации, которые прицельно занимаются сбором таких отходов.

14 слайд

Стекло

Отслужившие изделия из стекла очень легко пустить во вторичное использование. Неповрежденные банки и бутылки не нужно заново перерабатывать, после обработки их можно использовать снова по прямому назначению. Битое стекло можно подвергать переплавке.

Стекло - долговечный и износостойкий материал. Сам по себе оно не наносит вреда окружающей среде, но битое стекло травмоопасно для людей и животных. В природе отходы из стекла разрушаются в течение нескольких сотен лет, растрескиваясь и крошась от перепада температуры. Конечный продукт разложения стеклотары - стеклянная крошка, по виду сходная с песком.

Основная масса стеклянных отходов не перерабатывается, а подвергается захоронению на полигонах.

15 слайд

Бумага

Макулатура составляет 40% всех твердых отходов и обычно представляет собой отслужившую печатную продукцию, состоящую из бумаги, (иногда обработанной защитными веществами), картона и краски. Несмотря на то, что бумага разлагается 2-3 года, она не наносит природе никакого вреда. Однако краски и защитные покрытия могут выделять ядовитые для человека вещества в процессе разложения.

Макулатура имеет большой потенциал вторичного использования. Она используется для производства бумаги различного назначения, упаковочных и строительных материалов. 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины, поэтому сбор и рациональная утилизация бумажных отходов поможет существенно сократить вырубку лесов. Старые бумаги вымачиваются, чистятся и измельчаются для получения волокон - целлюлозы. Дальше процесс идентичен процессу производства бумаги из лесоматериалов.

При сжигании бумажного мусора образуются вредные диоксиды - продукты горения краски и типографских чернил. Этот способ не является рациональным при утилизации такого рода отходов.

16,17 слайды

Работы детей

В ДОУ функционирует кружок «Переделкино» - обучение навыкам ручного труда в процессе работы с бросовым и природным материалом, бумагой, тканью.

Руководитель Перетятко Н.В.

18 слайд

Девиз

Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету,

Во всей Вселенной только одна!

Для жизни, здоровья она нам дана!

19 слайд

Литература

Власова А.А., Карельская И.Ю. «Уроки рукоделия» Санкт-Петербург. «Кристалл». 1998г

Гомарович Э.С. «Чем дышит город». М.: «Химия», 1990

Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей».  «Просвещение», Москва, 1993

Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011

Протасов В.Ф.«Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: « Финансы и статистика», 2001

Петрова И.М. Нитяные игрушки: Учебно-методическое пособие-СПб: Детство-Пресс, 2008

Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: «Химия», 1991

20 слайд. Спасибо за внимание!

Практическая часть

1 слайд

«Изготовление подставки для карандашей»

2 слайд

Приветствие:

Скажем «Зравствуйте» руками!

Скажем «Зравствуйте» глазами!

Скажем «Зравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

3 слайд

Предлагаю схему изготовления, как мы с вами будем работать:

Изучение вариантов использования бросового материала в сети Интернет

Сбор бросового материала, его сортировка. Знакомство с материалами (втулка, обои, картон, бумага, клей). Исследование свойств материалов.

Рождение идеи для создания творческой работы

Эскизный поиск

Выбор вариантов

Изготовление изделия

(подбор материала, работа с материалами, оформление)

4 слайд

Выбор творческой работы

5 слайд

Прежде чем преступить к работе вспомним технику безопасности:

Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

6 слайд

Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве

воды.

5.    По окончанию работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

7 слайд

Назовите виды бумаги.

8 слайд

Игра «Что ты знаешь о бумаге?»

Давайте вспомним свойства бумаги. Я буду показывать вам какие-то действия с бумагой, а вы называете мне свойства.

- смять лист бумаги (мнётся);

- разорвать на кусочки (рвётся);

- согнуть лист бумаги (сгибается);

- разрезать лист ножницами (хорошо режется);

- положить лист бумаги в ёмкость с водой (намокает)

- нанести клей на бумагу и приложить другой лист или согнуть данный (склеивается).

9 слайд

Рефлексия

Вы сегодня были такие молодцы! Надеюсь, ваши работы вам пригодятся в быту. А сейчас прошу вас оценить сегодняшний мастер-класс. Если вам понравилось мероприятие, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе цветок.

красный - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

синий – спокойное.

coloring-pages-flowers-ultimate-flower-vase-coloring-pages-page-printable.jpg

10 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Планета Земля - вторая жизнь ненужных вещей"

Проект «Планета Земля – вторая жизнь ненужных вещей» «Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богат...

Детско-взрослый проект "Вторая жизнь ненужной вещи"

Цель проекта формирование у детей особого отношения к ненужным вещам – не как к привычному мусору, а как к ценному вторичному сырью....

Конспект организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Новая жизнь ненужных вещей».

Цель: Знакомство детей с принципами сбора, сортировки и переработки бытовых отходов, разумным использованием отходов при изготовлении игрушек....

"Вторая жизнь ненужных вещей"

Описание экспериментально-исследовательской деятельности в рамках проекта:"Экологическое воспитание дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность"...

Презентация "Вторая жизнь ненужным вещам"

Эта презентация была составлена мной  в детском саду в рамках экологического проекта.который осуществлялся не только у нас,но и по всему нашему городу в дошкольных и школьных учреждениях.Наша сов...

Экологический проект «Нужное – из ненужного» или «Вторая жизнь ненужных вещей»

Экологический проект «Нужное – из ненужного» или «Вторая жизнь ненужных вещей»...