«Формирование социально-коммуникативной грамотности у дошкольников через воспитание любви к родной природе». Мастер-класс.
методическая разработка (старшая группа)
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования, в ходе которого отмечаются главные направления в работе с воспитанниками по формированию социально-коммуникативной грамотности у дошкольников через воспитание любви к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования | 23.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Тайшетского района
МКУ «Центр развития образования Тайшетского района»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОО
Презентация опыта работы. «Формирование социально-коммуникативной грамотности у дошкольников через воспитание любви к родной природе». Мастер-класс.
Подготовила: Кравченко Наталья
Васильевна, воспитатель 1 категории МКДОУ «Белочка»
города «Тайшета»
Тайшет,2023 г.
Презентация опыта работы. «Формирование социально-коммуникативной грамотности у дошкольников через воспитание любви к родной природе». Мастер-класс.
Цель: показать свой подход к воспитанию любви к родной природе как важного элемента в формировании социально-коммуникативной грамотности у дошкольников.
Задачи:
- Познакомить участников встречи с основными направлениями работы педагога с дошкольниками по воспитанию любви к родной природе.
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по воспитанию у детей дошкольного возраста любви к родной природе.
- Создать условия для обретения большинства педагогов своего собственного профессионального стиля.
Итак, начнем:
В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения. И если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально-положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу – это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.
Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе восхищаться и любоваться поэтическими образами природы, многообразием её форм, красок, звуков, вкладывать частицу своего сердца.
Хочу поделиться с вами опытом работы по формированию социально-коммуникативных навыков через воспитание любви к родной природе.
Остановлюсь на одном из составляющих компонентов социально-коммуникативного развития дошкольников -это патриотическое воспитание, которое в свое время основывается на воспитании любви к родной природе.
Я считаю, что именно Родная природа – это тот могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: паучка в густой траве, муравья на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир.
Для этого мы с вами отправимся в путешествие.
Чтобы не заблудиться, нам необходима карта путешествия (карта со Станциями). Заполучить карту нам помогут ваши знания пословиц и поговорок о Родине, о родном крае, о малой родине. (Участники называют знакомые пословицы и поговорки: Всякому мила своя сторона. Родина любимая-мать родимая. Человек без родины, как соловей без песни. На родной стороне и камешек знаком.)
Мы с Вами побываем на станциях:
1. «Предметно-пространственная среда».
2. «Акции»
3. «Проект»
4. «Искусство»
А вот и первая Станция: «Предметно-пространственная среда»
Всем известно о важности и необходимости грамотно-организованной ППС в группе и на территории ДОУ для качественной и полноценной реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для эффективной работы по воспитанию у детей любви к родной природе я создала соответствующую предметно-пространственную среду в группе, которая включает в себя:
- экологический уголок «Эколята», где дети знакомятся с комнатными растениями, ведут календарь наблюдений за ними, вместе с ребятами создали коллекции семян, камней, гербариев, пополнили уголок природным материалом, географическими картами, макетами. Материал подобран с учетом регионального компонента.
- минилаборатория «Юный исследователь», оборудованная материалами для экспериментирования, исследования объектов живой и неживой природы;
- патриотический уголок, в котором представлены символы Иркутской области, куклы, в костюмах коренных народов Прибайкалья, природные экспонаты: береза, ель.
-книжный уголок с книгами и журналами о природе родного края. Мною подобран иллюстративный материал, фотографии, видео и аудиоматериалы, книги о природе родного края, изготовленные родителями и детьми.
-в групповом уголке природы есть дидактические игры экологической направленности, материал для самостоятельных игр, календарь природы и наблюдений за растениями, правила безопасности и поведения в природе;
- на территории детского сада разработана экологическая тропа, включающая в себя станции, на которых мы с ребятами посадили растения, кустарники и деревья, свойственные нашему региону. Например, на станции «Полевая» дети знакомятся со злаковыми (рожь, пшеница, овес), которые выращивают на полях нашего края. На станции «Аптечная» дети наблюдают за Ромашкой Аптечной, Подорожником, Ноготками, Мятой, Чабрецом, который растет на берегу Бирюсы. На станции «Лес» мы с воспитанниками наблюдаем, делаем выводы о деревьях, цветах травах, которые растут на просторах нашей малой родины: ель Сибирская, Лиственница, Береза, Черемуха, Рябина, Осина, Медуница, Жарки, Мать-и Мачеха. В прошлом году мы с сотрудниками «Русал» высадили Орех Маньчжурский, теперь наблюдаем с ребятами, сможет ли прижиться это дерево в нашем регионе. Через экскурсии по станциям у детей закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности, формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края. Все наблюдения, фиксацию результатов, опыты и эксперименты мы проводим в рамках экологических и патриотических проектов. И вот мы с вами оказались на Станции «Проекты». Я вместе с воспитанниками и родителями реализовала проекты «Сибирь-матушка», «Природа-наш общий дом», «Растения нашего участка», «Эколята –дошколята - защитники природы». В ходе проектной деятельности дети познакомились с полезными ископаемыми, природоохранной деятельностью человека, получили в увлекательной форме, самые разнообразные знания о родной природе, ее красоте. С 2022 года наш детский сад является участником Природоохранного социально-значимого проекта «Дошколята-эколята». Ребята моей группы участвовали в посвящении в Эколята и произнесли клятву о защите и сохранении природы, в том числе и природы родного края. Участвуя в реализации проектов, воспитанники учатся бережному отношению к природе, приходит осознание того, что природу необходимо охранять, беречь и защищать.
Такие призывы звучат и в экологических Акциях, которые мы проводим в детском саду. И вот мы с вами оказались на Станции «Акции». Целью таких акций является формирование активной жизненной позиции по отношению к природе в целом и к природе родного края в частности. Акции позволяют детям видеть примеры положительного отношения к природе со стороны взрослых и развивают в них желание беречь и заботиться о ней. Мы с ребятами организовали и провели акции «Сохраним хвойный лес Сибири», «Накорми птиц зимой», «Мы за чистый Байкал», «Очистим наш город Тайшет от мусора». Успешно ежегодно проходит акция «Зеленая елочка - живая иголочка» против бессмысленной вырубки елей перед Новым годом. Мы рисовали плакаты в защиту хвойных деревьев, развешивали их возле главного входа в детский сад.
После участия детей в экологических, патриотических проектах, акциях ребята приносят в группу много рисунков, плакатов, книг о родной природе.
Наша станция «Искусство». В группе организую выставки детских рисунков «Красота родной природы», «Зимняя природа Иркутской области», «Дары природы», «Подводный мир Байкала». Совсем недавно ребята принесли фотографии с изображением природы родного края, мы решили сделать Фотовыставку в коридоре ДОУ, теперь все воспитанники детского сада могут восхищаться красотой природы нашего региона. Дети моей группы являются постоянными участниками конкурсов «Осенний вернисаж», «Дарит осень чудеса», «Весна идет, весне дорогу». Мой воспитанник награжден дипломом 1 степени за участие в конкурсе чтецов «Моя родина Россия!», который проводился в детском саду. На региональном этапе конкурса Всероссийского фестиваля «Праздник эколят-молодых защитников природы» наши воспитанники представили мультфильм «Сбережем Байкал».
Ребятам очень нравятся художественные произведения о нашей малой родине. В группе есть книги «Ты- родина моя» Ю. Касаткин, «Что мы Родиной зовем» В.Степанов, «Байкал» А.Волчук, «Россия» П.Синявский, «Страна, где мы живем» С. Боруздин. Воспитанники восхищенно слушают эти произведения и с удовольствием участвуют в конкурсах чтецов, которые проводятся в нашем ДОУ.
Уважаемые участники! Вот и подошло к завершению наше путешествие. С каким багажом знаний, умений, опыта мы возвращаемся из него? (Участникам раздаются буклеты «Воспитываем чувство любви к родной природе»)
Подведу итог: Формирование любви к родной природе- это одно из средств воспитание патриота. Чувство патриотизма, как одного из составляющих социально-коммуникативной грамотности ребенка-дошкольника формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, малой родине, Родине.
Знакомство дошкольников с родным краем, областью и родной страной, природой родного края, экологическими проблемами региона– процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Воспитывать у детей любовь к своему городу, родной природе, подводить их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.
Используя данный подход в своей работе, я формирую патриотические позиции у своих воспитанников, что, надеюсь, затем ляжет в основу их личности во взрослом возрасте – граждан своей страны.
Проект решения:
- Рекомендовать педагогам ДОУ использовать опыт моей работы по воспитанию любви к родной природе для формирования социально-коммуникативной грамотности у дошкольников.
- Рекомендовать педагогам ДОУ вести работу по организации предметно-пространственной среды, реализации проектов, проведению акций, направленных на воспитание любви к родной природе для формирования компонентов социально-коммуникативной грамотности у дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: "Нравственное воспитание дошкольников через воспитание любви к природе".
Русская природа... Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины. Стройные сосновые леса и светлые, березовые рощи. Полные свежести зеленые луга и золотые хлебные ...
Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»
Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...
«Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»
Консультация...
Консультация «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»
Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая ...
«Воспитание любви к родной природе через работу кружка «Экологическое макетирование»
Главная задача направления моего кружка: воспитать любовь к природе, ко всему, что окружает ребенка, научить видеть красоту разных уголков природы....
Мастер- класс по теме " Работа с родителями по развитию социально - коммуникативной и речевой деятельности дошкольников через игру .Практическое занятие " Тесто - это просто"
Мастер - класс . Практическое занятие " Тесто - это просто"...
«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»
Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...