Картотека игр для малышей в период адаптации
картотека (младшая группа)

Зачёсова Ольга Викторовна

Картотека игр для малышей в период адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_v_period_adaptatsii_s.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр в период адаптации с

детьми раннего возраста.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Игра «Ладушки»

Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поёт песенку и одновременно инсценирует своё пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.

В-ль: «Ладушки, ладушки (воспитатель показывает ладошки)

Где были?

У бабушки (вращает кистями)

Испекла нам бабушка (хлопает в ладоши)

Сладкие оладушки,

Маслом поливала,

Деток угощала (разводит руки в стороны)

Коле два, Оле два (раздаёт «оладушки» детям)

Ване два, Тане два.

Всем дала! (показывает в руках два «оладушка»)

Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками», это могут быть кольца от пирамидки по два на каждого малыша.

Игра «Нежно гладим мы зверят» (текст А.В. Головчак)

Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка.

Воспитатель произносит текст и выполняет движения:

В-ль: Давайте поиграем в косолапого мишку! Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идёт (воспитатель показывает, как ходит мишка)

Шишки собирает, песенку поёт (делает движения, как будто подбирает с земли шишки)

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя ладонью по лбу)

Мишка рассердился и ногою - топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).

Игра «Весёлые платочки»

Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шёлковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей. Воспитатель обращает внимание на коробку и предлагает каждому ребёнку потянуть за один из кончиков. Когда ребёнок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками. Дети стоят, держа в руке по платочку. Воспитатель поёт и выполняет движения. Дети наблюдают и по желанию выполняют.

В-ль: Вот платочки хороши (стоит на месте, протянув вперёд руки, размахивая платочком)

Мы попляшем, малыши.

Ты, платочек аленький, покружись (кружится, держа платочек в поднятой руке)

Всем ребятам маленьким покажись

Я платочком помашу (взмахивает платком, стоя на месте,)

И с платочком попляшу.

Ты, платочек аленький, покружись (кружится)

Всем ребятам маленьким покажись.

Нет платочков ай-ай-ай! (прячет платок за спину, поворачивая голову вправо-влево)

Где платочки? Угадай! (показывает платочек)

Игра «Привет, дружок-пока, дружок»

Дети сидят полукругом на стульях, воспитатель с бубном перед ними на расстоянии 3 метра. Воспитатель, подойдя к одному из детей, берёт его за руки и выводит на «лужок».

В-ль: Привет, привет, дружок.

Выходи-ка на лужок.

То прыжком, то бочком (2 раза)

Топать, топать каблучком. (воспитатель ударяет в бубен, малыш топает ножками)

Пока, пока, дружок,

Приди снова на лужок. (воспитатель машет рукой, ребёнок возвращается на своё место)

То прыжком, то бочком,

Топай, топай каблучком. (воспитатель ударяет в бубен; дети, сидя на стульях, топают ножками и машут рукой; игра повторяется с другим ребёнком)

Игра «Заиньки»

Воспитатель предлагает детям игру в зайчиков.

В-ль: Давайте поиграем в весёлых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки (лёгкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки

 (поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок (присели)

Роют лапкой корешок (движение «лапкой»)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки

(поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки»).

Игра «Покажи картинку»

Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.

Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.

В-ль: Смотрите, сколько у нас красивых картинок! Все они разные. Саша,     покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец. Катя, покажи куклу… и т.д.

В этой игре можно подбирать картинки по разным темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти сразу несколько картинок 2-3.

Игра «Румяные щёчки»

Игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребёнка показать различные части тела или лица.

В-ль: Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик?

Далее можно усложнить задание, предлагая ребёнку уже не названия, а назначение части лица и тела.

В-ль: Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?

Игра «Иди ко мне»

Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и манит его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришёл!»

Игра повторяется.

Игра «Пришёл Петрушка»

Оборудование: Петрушка, погремушки.

Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздаёт погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Игра «Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивлённо спрашивает у детей, куда подевался мыльный пузырь. Затем учит каждого ребёнка выдувать пузыри. Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.

Игра «Хоровод»

Воспитатель держит ребёнка за руки и ходит по кругу, приговаривая,

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

 Что на землю повалились –

БУХ!

При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

Вариант игры:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг –

ПРЫГ!

Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают.

Игра «Покружимся»

Оборудование: два игрушечных мишки.

Воспитатель берёт мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок вслед за ним выполняет те же движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь,

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Игра «Прячем мишку»

Воспитатель прячет знакомую ребёнку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря, «Где мишка?» , ищет его вместе с ребёнком. Когда малыш найдёт игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку». Когда ребёнок найдёт его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребёнку.

Игра «Поезд»

Воспитатель предлагает поиграть в поезд: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали!» говорит взрослый и все начинают двигаться, приговаривая «Чу-чу-чу!» Воспитатель ведёт поезд в одном направлении, затем в другом. Потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

Игра «Догонялки» (проводится с двумя-тремя детьми)

Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает «Вот мои ребятки!»

«Игра с собачкой»

Оборудование: игрушечная собачка.

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Гав-гав, кто там?

Это пёсик в гости к нам

Я собачку ставлю на пол,

Дай собачка Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребёнку, имя которого названо и предлагает взять её за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой. Собачка «ест суп», «лает», говорит ребёнку «спасибо».

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребёнка.

Игра «Солнечные зайчики»

Оборудование: маленькое зеркальце.

Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком,

Пусть бегут к тебе!

По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.

Игра «Кто в кулачке?»

Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать и просит его повторить. Возможно придётся помочь ребёнку убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребёнком выполняет движения.

Кто залез ко мне в кулачок?

«Игра с кистями рук»

Выполняя движения, воспитатель просит ребёнка повторить их. Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими. Это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком, изображая бинокль. Рисует пальцем-«кисточкой» круги на щеках, проводит линии сверху вниз по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создаёт определённую последовательность звуков. Например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп.

Игра «Покатаемся на лошадке»

Оборудование: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребёнка на колени).

Воспитатель сажает ребёнка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке» (произносит тихим голосом «но-но». Ребёнок повторяет тихо «но-но». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Но-но, беги лошадка!» (сильнее раскачивает ребёнка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребёнок произносил звук «н» протяжно, а всё звукосочетание – громко и чётко.

Игра «Подуй на шарик, подуй на вертушку»

Оборудование: воздушный шарик, вертушка.

На уровне лица ребёнка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как нужно дуть на шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребёнку повторить действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребёнок повторяет.

Игра «Забава с увеличительным стеклом»

Оборудование: увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

На прогулке воспитатель даёт ребёнку травинку. Показывает, как смотреть на неё через лупу. Предлагает ребёнку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.

«Игра с куклой»

Оборудование: кукла.

Дайте ребёнку его любимую куклу (или мягкую игрушку). Попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д.

Игра «Вместе с мишкой»

Оборудование: игрушечный медвежонок.

Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребёнком. Например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?» «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

Игра «Соберём игрушки»

Пригласите ребёнка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите её в коробку. Затем дайте ему другую игрушку и попросите самостоятельно положить её в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем!»

Игра «Передай колокольчик»

Оборудование: колокольчик.

Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребёнка, называя его по имени или показывая рукой.

Игра «Зайка»

Дети, взявшись за руки вместе с воспитателем, ходят по кругу. Один ребёнок-«зайка» сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поёт песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши,

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встаёт и выбирает ребёнка, называя его по имени, а сам встаёт в круг.

Игра «Позови»

Оборудование: мяч.

Дети сидят на стульях, воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребёнка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовёт: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовёт следующего ребёнка.

Игра «Мяч в кругу»

Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

Игра «Мы ногами топаем»

Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чём говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаём.

 (дети берутся за руки, образуя круг)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!» Все останавливаются.

Игра «Мяч»

Ребёнок изображает мяч – прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг весёлый, мячик мой! Всюду-всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять! Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для малышей в период адаптации к детскому саду

Игры разработаны на основе материалов из книг  З. Н. Богуславской и О. Е. Смирновой.  Данные игры можно использовать на первых занятиях с малышами в период адаптации к детскому саду. Первая ...

родительское собрание "Малыш в период адаптации"

Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение....

Улыбка малыша в период адаптации

Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребенка раннего возраста, поступающего в детский сад....

Памятка для родителей «Книги для родителей «Помощь малышу в период адаптации»

Готовая памятка для родителей ясельных групп. Поможет сориентироваться в море советов по адаптации к детскому саду....

Родительское собрание "Улыбка малыша в период адаптации".

                                                      ...

Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду»

Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду» является частью комплексной программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!» по адаптации детей раннего и младшего в...

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»

Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...