Картотека игр для малышей в период адаптации
картотека (младшая группа)
Картотека игр для малышей в период адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр в период адаптации с
детьми раннего возраста.
Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей воспитателю. Ребёнок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учётом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.
Игра «Ладушки»
Дети стоят около воспитателя врассыпную или сидят на стульчиках по кругу. Воспитатель поёт песенку и одновременно инсценирует своё пение жестами, побуждая малышей к активным действиям.
В-ль: «Ладушки, ладушки (воспитатель показывает ладошки)
Где были?
У бабушки (вращает кистями)
Испекла нам бабушка (хлопает в ладоши)
Сладкие оладушки,
Маслом поливала,
Деток угощала (разводит руки в стороны)
Коле два, Оле два (раздаёт «оладушки» детям)
Ване два, Тане два.
Всем дала! (показывает в руках два «оладушка»)
Для проведения игры воспитатель готовит корзиночку с «оладушками», это могут быть кольца от пирамидки по два на каждого малыша.
Игра «Нежно гладим мы зверят» (текст А.В. Головчак)
Малыши сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка.
Воспитатель произносит текст и выполняет движения:
В-ль: Давайте поиграем в косолапого мишку! Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
Мишка косолапый по лесу идёт (воспитатель показывает, как ходит мишка)
Шишки собирает, песенку поёт (делает движения, как будто подбирает с земли шишки)
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя ладонью по лбу)
Мишка рассердился и ногою - топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).
Игра «Весёлые платочки»
Для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шёлковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей. Воспитатель обращает внимание на коробку и предлагает каждому ребёнку потянуть за один из кончиков. Когда ребёнок достанет платочек, похвалите его, порадуйтесь вместе с ним. Предложите поиграть с платочками. Дети стоят, держа в руке по платочку. Воспитатель поёт и выполняет движения. Дети наблюдают и по желанию выполняют.
В-ль: Вот платочки хороши (стоит на месте, протянув вперёд руки, размахивая платочком)
Мы попляшем, малыши.
Ты, платочек аленький, покружись (кружится, держа платочек в поднятой руке)
Всем ребятам маленьким покажись
Я платочком помашу (взмахивает платком, стоя на месте,)
И с платочком попляшу.
Ты, платочек аленький, покружись (кружится)
Всем ребятам маленьким покажись.
Нет платочков ай-ай-ай! (прячет платок за спину, поворачивая голову вправо-влево)
Где платочки? Угадай! (показывает платочек)
Игра «Привет, дружок-пока, дружок»
Дети сидят полукругом на стульях, воспитатель с бубном перед ними на расстоянии 3 метра. Воспитатель, подойдя к одному из детей, берёт его за руки и выводит на «лужок».
В-ль: Привет, привет, дружок.
Выходи-ка на лужок.
То прыжком, то бочком (2 раза)
Топать, топать каблучком. (воспитатель ударяет в бубен, малыш топает ножками)
Пока, пока, дружок,
Приди снова на лужок. (воспитатель машет рукой, ребёнок возвращается на своё место)
То прыжком, то бочком,
Топай, топай каблучком. (воспитатель ударяет в бубен; дети, сидя на стульях, топают ножками и машут рукой; игра повторяется с другим ребёнком)
Игра «Заиньки»
Воспитатель предлагает детям игру в зайчиков.
В-ль: Давайте поиграем в весёлых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!
По лесной лужайке
Разбежались зайки (лёгкий бег)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки
(поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок (присели)
Роют лапкой корешок (движение «лапкой»)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки
(поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки»).
Игра «Покажи картинку»
Оборудование: предметные картинки по разным темам по количеству детей.
Игра проводится на ковре. Посадите детей в кружок на полу. Разложите перед ними предметные картинки изображением вверх. По очереди просите детей найти и показать нужную картинку.
В-ль: Смотрите, сколько у нас красивых картинок! Все они разные. Саша, покажи кубик. Правильно. Лена, найди и покажи пирамидку. Молодец. Катя, покажи куклу… и т.д.
В этой игре можно подбирать картинки по разным темам, а можно смешивать картинки из разных тем. Со временем можно увеличить количество используемых в игре картинок, предлагать детям за один раз найти сразу несколько картинок 2-3.
Игра «Румяные щёчки»
Игра проводится индивидуально. Взрослый просит ребёнка показать различные части тела или лица.
В-ль: Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик?
Далее можно усложнить задание, предлагая ребёнку уже не названия, а назначение части лица и тела.
В-ль: Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
Игра «Иди ко мне»
Взрослый отходит от ребёнка на несколько шагов и манит его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришёл!»
Игра повторяется.
Игра «Пришёл Петрушка»
Оборудование: Петрушка, погремушки.
Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздаёт погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Игра «Выдувание мыльных пузырей»
Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивлённо спрашивает у детей, куда подевался мыльный пузырь. Затем учит каждого ребёнка выдувать пузыри. Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.
Игра «Хоровод»
Воспитатель держит ребёнка за руки и ходит по кругу, приговаривая,
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились –
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг –
ПРЫГ!
Взрослый и ребёнок вместе подпрыгивают.
Игра «Покружимся»
Оборудование: два игрушечных мишки.
Воспитатель берёт мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Даёт другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку. Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребёнок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Игра «Прячем мишку»
Воспитатель прячет знакомую ребёнку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря, «Где мишка?» , ищет его вместе с ребёнком. Когда малыш найдёт игрушку, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку». Когда ребёнок найдёт его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребёнку.
Игра «Поезд»
Воспитатель предлагает поиграть в поезд: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали!» говорит взрослый и все начинают двигаться, приговаривая «Чу-чу-чу!» Воспитатель ведёт поезд в одном направлении, затем в другом. Потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
Игра «Догонялки» (проводится с двумя-тремя детьми)
Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает «Вот мои ребятки!»
«Игра с собачкой»
Оборудование: игрушечная собачка.
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав, кто там?
Это пёсик в гости к нам
Я собачку ставлю на пол,
Дай собачка Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребёнку, имя которого названо и предлагает взять её за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой. Собачка «ест суп», «лает», говорит ребёнку «спасибо».
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребёнка.
Игра «Солнечные зайчики»
Оборудование: маленькое зеркальце.
Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики играют на стене,
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игра «Кто в кулачке?»
Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребёнку несколько раз, как это сделать и просит его повторить. Возможно придётся помочь ребёнку убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребёнком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
«Игра с кистями рук»
Выполняя движения, воспитатель просит ребёнка повторить их. Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими. Это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком, изображая бинокль. Рисует пальцем-«кисточкой» круги на щеках, проводит линии сверху вниз по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создаёт определённую последовательность звуков. Например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп.
Игра «Покатаемся на лошадке»
Оборудование: лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребёнка на колени).
Воспитатель сажает ребёнка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке» (произносит тихим голосом «но-но». Ребёнок повторяет тихо «но-но». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Но-но, беги лошадка!» (сильнее раскачивает ребёнка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребёнок произносил звук «н» протяжно, а всё звукосочетание – громко и чётко.
Игра «Подуй на шарик, подуй на вертушку»
Оборудование: воздушный шарик, вертушка.
На уровне лица ребёнка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как нужно дуть на шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребёнку повторить действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребёнок повторяет.
Игра «Забава с увеличительным стеклом»
Оборудование: увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).
На прогулке воспитатель даёт ребёнку травинку. Показывает, как смотреть на неё через лупу. Предлагает ребёнку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.
«Игра с куклой»
Оборудование: кукла.
Дайте ребёнку его любимую куклу (или мягкую игрушку). Попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т.д.
Игра «Вместе с мишкой»
Оборудование: игрушечный медвежонок.
Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребёнком. Например: «Катя, тебе нравится пить из чашки?» «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.
Игра «Соберём игрушки»
Пригласите ребёнка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите её в коробку. Затем дайте ему другую игрушку и попросите самостоятельно положить её в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем!»
Игра «Передай колокольчик»
Оборудование: колокольчик.
Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребёнка, называя его по имени или показывая рукой.
Игра «Зайка»
Дети, взявшись за руки вместе с воспитателем, ходят по кругу. Один ребёнок-«зайка» сидит в кругу на стуле – «спит». Педагог поёт песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши,
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встаёт и выбирает ребёнка, называя его по имени, а сам встаёт в круг.
Игра «Позови»
Оборудование: мяч.
Дети сидят на стульях, воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребёнка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? Позови». Мальчик зовёт: «Вова, иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовёт следующего ребёнка.
Игра «Мяч в кругу»
Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Игра «Мы ногами топаем»
Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чём говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаём.
(дети берутся за руки, образуя круг)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!» Все останавливаются.
Игра «Мяч»
Ребёнок изображает мяч – прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг весёлый, мячик мой! Всюду-всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять! Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для малышей в период адаптации к детскому саду
Игры разработаны на основе материалов из книг З. Н. Богуславской и О. Е. Смирновой. Данные игры можно использовать на первых занятиях с малышами в период адаптации к детскому саду. Первая ...
родительское собрание "Малыш в период адаптации"
Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/06/picture-226423-1370506574.jpg)
Улыбка малыша в период адаптации
Рекомендации воспитателю по взаимодействию с родителями ребенка раннего возраста, поступающего в детский сад....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-91575-1402338362.jpg)
Памятка для родителей «Книги для родителей «Помощь малышу в период адаптации»
Готовая памятка для родителей ясельных групп. Поможет сориентироваться в море советов по адаптации к детскому саду....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/30/picture-84222-1409402214.jpg)
Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду»
Коллективная консультация «Улыбка вашего малыша в период адаптации к детскому саду» является частью комплексной программы «Здравствуй, здравствуй, детский сад!» по адаптации детей раннего и младшего в...
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ «Улыбка малыша в период адаптации»
Проект по адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ«Улыбка малыша в период адаптации»...