родительское собрание "Малыш в период адаптации"
методическая разработка (младшая группа) по теме
Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptacaya.docx | 31.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Малыш в период адаптации»
Цели собрания:
Познакомиться с родителями, создать благоприятный эмоциональный настрой; познакомить родителей с особенностями адаптации детей к детскому саду;
Способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.
Ход собрания
- Приветствие.
Уважаемые родители!
Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Сегодня тема нашего собрания «Улыбка малыша в период адаптации». Это собрание для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью.
В детском саду вашим детям и вам вместе с ними предстоит прожить еще долгих пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребенка , а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это, во многом, зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателем, но и с другими родителями группы. Во время первой нашей встречи хочется, чтобы состоялось знакомство, которое позже, надеюсь, перерастет в теплые дружеские отношения.
Мы надеемся, что наше собрание будет не только полезным, но и интересным, где родители могут узнать много нового о самих себе, где мы попытаемся разобраться в проблемах адаптации наших детей к детскому саду.
Прежде всего давайте познакомимся. Предлагаю всем написать свое имя на листочке и прикрепить к одежде, а представиться нужно таким образом: назвать свое имя и слово – эпитет, которое начинается с той же буквы, например, Вера – верная и т.д.
- Релаксация.
На фоне легкой музыки звучат слова:
« А сейчас мы приглашаем Вас в путешествие.
Представьте себе сейчас галактику вселенной…
Мы видим Вас там потоки звезд, их водопадов неимоверное сияние… И вдруг как брызги искр, взметнувшись фейерверком, слились они в светящуюся, серебрившуюся точку… Сейчас мы с Вами сами стали очевидцами того, как зажигаются на небе звезды…
- Когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, холодный блеск которой согревает солнце… Это чудо сделало Вас мамой и папой,… берегите его… и совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним… Дайте руку ему, свою крепкую руку.
- Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, словно гид, который осилил этот путь.
- Ведь только, Вы… - родители… являетесь одновременно сразу и тучами и солнцем для детей… И лишь только Вам подвластно устранять все «ветряные мельницы» взаимоотношений, с которыми сражается ребенок, чтоб утвердить себя в своей семье… Полюбите своего ребенка… каким б он не был, долгожданным или нет… ведь раз он появился…, раз он есть,… Ваш долг в том, чтобы ребенок стал счастливым».
Спасибо Вам за наше путешествие!
- Введение.
Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.
Конечно, родители, лучше, чем кто–либо, знают и любят своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления, родителям надо выходить на работу и зарабатывать деньги. … И в один из дней приводят в детский сад, оставляют одного среди незнакомых взрослых, в незнакомой обстановке – это является стрессом для ребенка.
- Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем?
Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде?
Привычные родительские тревоги и волнения. Такие же проблемы выступают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.
Упражнения «Орехи»
Всем участникам предлагается выбрать из корзинки по 1 грецкому ореху, внимательно рассмотреть его и положить обратно. Ведущий перемешивает орехи и предлагает участникам отыскать именно свой орех.
Ведущий: «Несмотря на то, что на 1 взгляд все орехи одинаковы, у каждого есть свои неповторимые особенности – так и каждый ребенок неповторим…»
Чтобы каждому малышу было комфортно, уютно в дошкольном учреждении, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.
- «Особенности адаптации».
- Так что же такое адаптация?
Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Адаптация», «Адаптационный период». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации.
- Адаптация социальная – универсальный процесс приспособления к изменениям окружающей среды любой социальной единицы и результат ее соответствующих изменений.
- Адаптация физиологическая – совокупность реакций организма, которые обеспечивают его приспособление к меняющимся условиям среды.
- Адаптация психологическая – изменение чувствительности органов чувств в результате длительной стимуляции.
- «Уровни адаптации».
Адаптационный период – достаточно сложный в жизни ребенка – дошкольника и может проходить по-разному. По характеру поведения при поступлении в детский сад детей условно можно разделить на три уровня:
1.В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство.
Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают). Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев)
2. Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют. Средний уровень адаптации (20 – 40 дней)
3. При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям. Легкий уровень адаптации (10 – 15 дней)
Родителям предлагаются 3 карточки с описанием уровня адаптации, и предлагаются самим попробовать определить уровень.
Длительность адаптации зависит так же и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома, и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателями, может занять себя содержательной игрой и не чувствовать себя заброшенным и беспомощным. Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умения играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то, думаем, адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных педагогов и психологов доказали, что привыкание ребенка к новым для него условиям дошкольного учреждения, так называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни. Одна из основоположников науки о раннем возрасте профессор Н, М. Аксарина, не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, всегда приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживется.
Родители зачастую не готовят своего ребенка к посещению детского сада, а следовало бы.
- «Как можно облегчить крохе процесс адаптации?»
- Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: « как тебя зовут?», « можно с тобой поиграть?» , и т.п.
- Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
- Отправляясь в сад напоминайте себе, что вы сами его выбрали, поэтому с ребенком ничего плохого не случится. Если вы не будете скрывать от крохи волнение, то ему передастся напряженное состояние.
- Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что Вы непременно заберете его после обеда, сна и т.д.
- Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте другим людям подшучивать и стыдить кроху, готового заплакать ( ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно и т.п.).
- Вместе загляните в группу – обычно малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое то время забывает о маме. Подумайте: может Вам стоит исчезнуть именно в этот момент?
- Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.
- Забирая малыша не забудьте расспросить воспитателя о поведении эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям!
Приходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительный сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы.
- Ребенок быстро успокаивается, расставшись с мамой, все реже плачет в течение дня.
- Спокойное состояние приводит к тому, что у малыша появляется аппетит.
- Со временем он перестает плакать при расставании с родителями, адекватно реагирует на предложения взрослого.
- У него появляются положительные сдвиги в поведении: отвечает на вопросы, в какой-то степени обслуживает себя, может заняться игрой. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода.
- Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша как в дневное, так и в ночное время.
- Притча «Банка жизни»
…На стол ставится стеклянная пустая банка
- Сегодня я хотела бы поговорить с Вами о жизни, что Вы можете сказать об этой банке?
(Она пустая.)
- Совершенно верно, - затем из-под стола достается мешок с крупными камнями и укладываются в банку до тех пор, пока они не заполняют ее до самого верха.
- А теперь что Вы можете сказать об этой банке?
( Теперь банка полная!)
Достается еще один пакет с горохом, и засыпается в банку. Горох начинает заполнять пространство между камнями:
- А теперь?
( Теперь банка полная!!!)
Достается пакет с песком, и засыпается его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
(Ну, теперь-то банка точно полная!)
Тогда достается стакан чая и выливается в банку.
- А вот теперь банка полная! Сейчас я буду объяснять Вам, что произошло. Банка – это наша жизнь, камни – это саамы важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то , что имеет для нас огромное значение; горох – это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок – это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять Вашу жизнь, закрывая Вам глаза на более важные вещи. А чашечка чая – чтобы, не смотря ни на какие проблемы у Вас всегда оставалось время попить чаю с приятными людьми!
Что понравилось (солнышко) и не понравилось (тучка). Раздача памяток.
Литература:
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /Воронеж: Учитель.-2004 – 236с.
- Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. Образов. Учреждения и семьи /-М.: Просвещение. -2007. 79с.
- Теплюк. С. Улыбка малыша в период адаптации /Дошкольное воспитание. -2006. № 3. с. 29 – 35.
Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»
Анкета « Готовность ребенка к поступлению ребенка в детский сад».
Ф.И. ребенка ____________________________________возраст ___________ лет ___________ мес.
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
-бодрое – 3 балла; - раздражительное, неустойчивое – 2 балла; - подавленное 1 балл
2. Как ваш ребенок засыпает?
- быстро (до 10 мин) – 3 балла; -медленно – 2 балла; - неспокойно – 2 балла
3. Что вы делаете, чтобы ваш ребенок заснул?
- дополнительное воздействие – 1 балл; - без воздействия – 3 балла
4. Какова продолжительность сна?
- 2 часа – 3 балла; - менее 1 часа – 1 балл
5. Какой аппетит у вашего ребенка?
- хороший – 4 балла; - избирательный – 3 балла; - неустойчивый 2 балла; - плохой 1 балл
6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
- положительно 3 балла; - не просится, но бывает сухой – 2 балла; - не просится, и ходит мокрый 1 балл
7. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
- сосет палец, пустышку или др. 1 балл; - нет – 3 балла
8. Интересуется ли ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
-да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла
9. Проявляет ли интерес к действиям взрослого?
-да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла
10. Как ваш ребенок играет?
-умеет играть самостоятельно – 3 балла; -не всегда – 2 балла; -не играет сам – 1 балл
11. Взаимоотношение со взрослыми:
-легко идет на контакт – 3 балла; -избирательно – 2 балла; -трудно – 1 балл
12. Взаимоотношение с детьми:
-легко идет на контакт – 3 балла; -избирательно – 2 балла; -трудно – 1 балл
13. Отношение к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
-да – 3 балла; -нет – 1 балл; -иногда – 2 балла
14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
-есть – 3 балла; -не всегда – 2 балла; -нет – 1 балл
15. Есть ли опыт разлуки с близкими?
-перенес разлуку легко – 3 балла; -тяжело – 1 балл
16. Есть ли аффективная привязанность к какому либо из взрослых?
-есть – 1 балл –нет – 3 балла
Анализ и интерпретация результатов анкетирования:
54-40 баллов – ребенок готов к ДОУ;
39-24 балла – ребенок условно готов к ДОУ;
23-16 баллов – ребенок не готов к поступлению в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые сеансы по тестопластике для детско-родительских пар в период адаптации.
Игровые сеансы по тестопластике представлены в пособии Галой Н.Ю. "Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий". Могут быть ис...
"Пути преодоления родительских страхов в период адаптации малышей к условиям детского сада"
Детский сад – это неотъемлемая часть жизни большинства детей.И только от родителейзависит, как пройти этот непростой путь адаптации к саду. Готовьте ребенка к детскому саду и ходите туда с ...
Статья на тему: "Влияние детско-родительских отношений в период адаптации детей младшего дошкольного возраста".
Дошкольное образовательное учреждение – это самая важная ступень в развитии каждого ребёнка. Дошкольники, посещающие образовательное учреждение, они не просто проводят своё время, для обще...
Адаптация ребенка к ДОУ: игры в период адаптации. Во что играть дома в период адаптации к ДОУ
Материалы для родителей и педагогов адаптационных групп.1. Игра "Режим дня" с картинками2. Игра "Детский сад" с игрушками...
Родительское собрание в период адаптации детей к ДОУ
Когда родители впервые приводят своего ребёнка в детский сад им необходимо узнать, к чему нужно будет адаптироваться их сыну или дочери, от чего зависит сложность привыкания и как помочь своему малышу...
Консультации для воспитателей младших групп «Роль воспитателя в период адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»: -Основные особенности нормально текущего периода адаптации; - Как облегчить адаптацию.
Основная роль в успешной адаптации ребёнка в детском саду ложиться на плечи воспитателя. Всё зависит от его профессионализма, чуткости, умения найти подход к каждому ребёнку, уметь сопереживать...