Технологическая карта к занятию по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Чернявко Наталья Геннадьевна

Технологическая карта к занятию по развитию речи  "Путешествие в сказку" средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_skazke.docx44.05 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Воспитатель: Чернявко Наталья Геннадьевна

Тема занятия: «Путешествие в сказку»

Возрастная группа: Средняя (4-5 лет).

Образовательная область: «Речевое развитие»  

Цель занятия: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.        

Задачи занятия:

Обучающие: 

  • Продолжать учить детей называть знакомые русские народные сказки, определяя её героев с помощью загадок;
  • осваивать символические средства (моделирование) для графического изображения текста сказки;  
  • упражнять в подборе существительных и прилагательных. Расширить словарный запас; 

 Развивающие: 

  • Продолжать развивать сенсорные восприятия через тактильные обследования предмета;
  • совершенствовать звуковую культуру речи, развивать артикуляционный аппарат;
  • Развивать внимание, воображение, мышление,
  • Вырабатывать связность речи детей, привлекая их к монологам и диалогам;
  • совершенствование звуковой культуры речи;
  • при описании характера героев сказки.

Воспитательные: 

  • прививать любовь к устному народному творчеству;
  • способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, эмпатия; желание оказывать помощь;
  • формировать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к животному миру.

Словарная работа: познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объясняя их смысл.

Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, двигательная.

Форма организации: фронтальная.

        Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадывание загадок о животных; рисование по сказкам; совместная импровизация «Разговор лесных зверей»; показ кукольного театра «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры - драматизации.

        Материалы и оборудование: Игрушка мягкая большая лиса, волшебный мешочек, волшебный колокольчик, бумажные бабочки и цветы для дыхательной гимнастики, картинки с изображением: волк, заяц, ёж, лиса, петух, собака, магнитная доска, карточки для моделирования, цветные карандаши.

Планируемый результат занятия: Дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию; владеют устной связной речью в процессе диалога; проявляют любознательность и сочувствие к героям сказки.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1 – Вводная часть

Этап Организационно-побудительный 

(2 мин.)

Установление зрительного и слухового контакта.

Создание позитивной и комфортной атмосферы.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей, присутствующих в группе. Предлагает поздороваться стихами:

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

Мы пожмём друг другу руку

И тепло пойдёт по кругу.

Хвалит детей и отмечает, что от их слов и улыбок гостям приятно и в группе стало теплее.

Слово воспитателя.

Художественное слово.

Словесное поощрение

Участие в приветствии,

Совместное проговаривание с воспитателем.

Улыбаются, берутся за руки.

Переключение внимания детей на предстоящую деятельность.

Привлечение произвольного внимания.

Организация психологического настроя;

вызвать интерес детей к предстоящей совместной деятельности.

.

Спрашивает детей любят ли они сказки. И предлагает отправиться в сказочное путешествие.

Предлагает закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три – в сказку попади!»

Настраивает детей на принятие темы и цели занятия.

Проводит дыхательную гимнастику (глубокий вдох через нос, выдох через рот – повтор 3 раза).

Вопросы.

Вносятся атрибуты (колокольчик);

Показ дыхательных движений.

Отвечают на вопросы;

Выражают желание

отправиться в сказочное путешествие.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Формирование внутренней мотивации на предстоящую деятельность.

Приведение детей в спокойное состояние. Принятие детьми цели занятия

2 – Основная часть

Актуализация имеющихся знаний

( 5-6 мин.)

Уточнение и закрепление ранее усвоенного материала

Поиск решения проблемной ситуации. 

Обращает внимание детей на волшебный мешочек и предлагает угадать на ощупь, что в нём спрятано.

Показывает игрушку – лису.

Задаёт вопросы:  

  • Кто это?
  • Из какой сказки?
  • Как лису называют в разных сказках?
  • Какие слова дети вспомнили?

Сюрпризный момент.

Внесение и демонстрация игрушки.

Вопросы-напоминания.

Игровая ситуация.

Беседа по проблемным вопросам.

Определяют на ощупь предметы, находящиеся в мешочке, высказывают предположения

 (Лисичка-рыжая сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Лиса Патрикеевна). Отвечают на вопросы.

Принимают указания и инструкции взрослого

Обобщение и закрепление знаний о внешнем виде животного

Активизация пассивного словаря (существительные, прилагательные)

Предлагает детям дать описание Лисы:

  1. Какая у лисы мордочка?
  2. Какая у лисы шубка?
  3. Какой у лисы хвост?
  4. А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост?
  5. Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая?

Беседа по вопросам.

  1. ..острая, ушки треугольником.
  2. …мягкая, рыжая, гладкая, …
  3. …пушистый, длинный, с белым кончиком.
  4. Лиса хвостом заметает следы на снегу, чтобы не нашёл волк или охотник.
  5. Хитрая

Дети активно взаимодействуют с взрослым.

Упражнение на звуковую культуру речи

(1 мин)

Логопедическая чистоговорка; закрепить звука «С»

Предлагает произнести чистоговорку для Хитрой Лисы, чтоб она услышала, как много дети знают о ней.

Са-Са-Са - рыжая лиса;

Су-Су-Су - живёт лиса в лесу;

Сы-Сы-Сы - хвост пушистый у лисы;

Се-Се-Се - знаем сказки о лисе.

Художественное слово (чистоговорка)

Повторяют за воспитателем текст чистоговорки.

Умеют чисто произносить твёрдый и мягкий звук «С» («С '»)

Продолжение актуализации имеющихся знаний

(4-5 мин)

Подвести детей к восприятию информации, необходимой для усвоения нового материала.

Предлагает детям вспомнить, в каких сказках встречается персонаж Лисы.

Загадывает загадки про зверей:

  1. Золотое горлышко утром будит солнышко.
  2. Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.
  3. Серый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной.
  4. На цепи сидит, дом сторожит.
  5. Зимой беленький, летом серенький. Никого не обижает, всех сам боится.
  6. Рыжая плутовка хитрая, да ловкая. В сарай попала – всех кур пересчитала.

Изображение отгаданных животных размещает на доске.

Информирует детей, что эта Лиса пришла из р.н. сказки «Заюшкина избушка».

Предлагает ещё раз посмотреть на картинки с изображением животных, расположенных на мольберте, и сказать, все ли животные подходят к данной сказке. Кто из них лишний.

Предлагет вспомнить название сказки про ёжика.

Беседа;

вопросы-напоминание;

Художественное слово (загадки);

Наглядные средства (картинки животных)

Решение проблемной ситуации

Предполагаемые ответы детей:

«Лисичка-сестричка и Серый волк»; «Лиса и Журавль»; «Колобок»;

«Теремок»; «Лисичка со скалочкой»; «Жихарка»; др.  

Отгадывают загадки.

Произносят названия животных в ласкательной форме . Предполагаемые ответы:

  1. Петух-Петушок- Петенька.
  2. Медведь - Мишка-Мишутка.
  3. Ёж – Ёжик – Ёжичек.
  4. Собака – Собаченька.
  5. Заяц – Заинька – Зайчишка.
  6. Лиса – Лисичка – Лисонька.

Определяют животное, который отсутствует в сказке (Ёж).

Знают и называют названия сказок, где встречается Лиса.

Имеют представление о всех героях сказки.

Умеют подбирать имена существительные в ласкательной форме.

Динамическая пауза

(1-1,5 мин)

Предупреждение физического и эмоционального переутомления.

Воспитатель предлагает отдохнуть детям и выполнять движения под сопровождение слов. Наблюдает за детьми во время выполнения упражнений.

«Зарядка для зверят»:

Эй, ребята, что вы спите?

Нам животных покажите

У Лисички острый нос

У неё пушистый хвост

Шуба рыжая Лисы

Не сказанной красоты

Лиса по лесу похаживает

Шубку рыжую поглаживает

Зайка по лесу скакал

Зайка корм себе искал

Вдруг, у Зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки

Зайчик прыгнул, обернулся

И под деревом согнулся

Вылез Мишка из берлоги

Разминает Мишка ноги

На носочках он пошёл

И на пяточках потом.

Художественное слово;

Показ воспитателем движений.

Словесное поощрение.

Демонстрируют двигательную активность, повторяя движения под слова.

Дети владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими.

Дети сняли напряжение, получили эмоциональную и физическую разрядку.

Пальцевая гимнастика

(1 мин.)

Укрепление мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Хвалит детей за правильное выполнение движений.

Приглашает детей сесть за столы и предлагает подготовить к выполнению задания пальчики.

Бежала лесочком

Лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки.

Грибочки – груздочки,

Для сына, для дочки.

Показ движений.

Словесное поощрение (похвала).

Выполняют гимнатику для пальцев.

Мышцы пальцев и кистей рук могут долгое время удерживать карандаш в процессе выполнения  зарисовок.

Этап практического решения проблемы.

(6-7 мин)

Создание условий для развития связной речи детей.

Закрепление навыков графического изображения знакомой сказки.

Сообщает детям, что Лиса не помнит текст сказки, из которой она пришла к ним.

Предлагает оказать помощь Лисе.

Объясняет суть задания.

Предлагает заполнить карточки графически по тексту сказки.

Задаёт вопросы по внешнему виду животных, соотнося их с графическим изображением:

  • Лиса – треугольные ушки;
  • Заяц – удлинённый овал;
  • Собака – хвостик-кольцо;
  • Медведь – круглые ушки;
  • Петух – гребешок и клюв.

Напоминает о том, что графические изображения необходимо соотносить с определённым цветом карандаша.

Отмечает хорошее графическое изображение сказки детьми.

Спрашивает, нравится ли детям сказка «Заюшкина избушка»?  Чему она учит?

Напоминает детям, что хорошее отношение друг к другу помогает в совместных делах, укрепляет дружбу, повышает настроение. Предлагает поиграть в игру

 «Пирамида дружбы»

Все, все, все, все

Вместе мы всегда, везде

Наш девиз: «Дружить, прощать,

никого не обижать.

Отмечает хорошее настроение Лисы и передаёт детям от неё подарок – книга сказок.

Раздаточный материал в виде карточек и цветных карандашей.

Вопросы-подсказки;

Вопросы-напоминания.

Показ на карточке правильного выполнения заданий.

Похвала.

Вопросы.

Решение проблемной ситуации

Игра.

Сюрпризный момент

Проявляют интерес, выражают желание помочь Лисе.

Дети внимательно слушают, вовлекаются в деятельность.

Поочерёдно заполняют 5 карточек, вспоминая текст сказки.  

Отвечают на вопросы, составляют связные высказывания.

Ответы: нельзя обижать маленьких и слабых;

нужно всем помогать и защищать.

Принимают участие в игре.

Дети знают с содержание сказки, умеют его графически изобразить в нужной последовательности.

Детям доступна оценка поступков персонажей, их характеров.

Формируются нравственные качества – доброта, оказание помощи слабым, сочувствие.

3 – Заключительная часть

Этап подведения итогов

(1 мин.)

Осмысление детьми своей деятельности, подведение итогов с точки зрения качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы.

Сообщает детям, что Лисичке пора возвращаться в сказку, а детям – в группу. Предлагает попрощаться с Лисичкой. А чтобы вернутся в группу, нужно вспомнить чистоговорку:

Коси коса, пока роса

Роса долой, и мы домой.

Подведение итогов.

Словесное поощрение;

Художественное слово (чистоговорка)

Прощаются с Лисой.

Повторяют чистоговорку.

Осознание детьми себя как участника творческого процесса.

Рефлексия

(1 мин.)

Обобщение полученного опыта.

Обучение анализу собственной деятельности.

Предлагает детям поделиться впечатлениями от путешествия в сказку: Что понравилось больше всего? Что показалось трудным?

С чем легко справились?

Предлагает детям рассказать дома сказку маме и папе, своим братикам и сестрёнкам.

А если кто-то захочет нарисовать эту сказку и принести рисунки в группу, их можно поместить на групповую выставку.

Вопросы

Мотивация на повторение и использование результатов в самостоятельной свободной деятельности.

Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями.

Высказывают свои впечатления, свои умозаключения.

Формируются начальные навыки самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к занятию по развитию речи "Собака со щенятами"

Технологическая карта к занятию по развитию речи "Собака со щенятами"...

Технологическая карта итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие с колобком»

Цель: выявить знания детей, полученные в течении  учебного года по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эст...

Технологическая карта итогового занятия по Развитию речи "Цветик - семицветик".

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по Развитию речи "Цветик - семицветик".Цель ООД: Закрепление активного словаря и обобщение умений детей в формировании ...

Технологическая карта к занятию по развитию речи в подготовленной группе "Жалобная страница "

Занятие на тему природы леса.Бережного отношения , заботы и сохранения лесных насожденний....

Практикум «Использование технологических карт на занятиях по развитию речи»

Практикум «Использование технологических карт на занятиях по развитию речи»Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образ...

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Добрые волшебники"

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Добрые волшебники"...