Технологическая карта к занятию по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Технологическая карта к занятию по развитию речи "Путешествие в сказку" средняя группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_skazke.docx | 44.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Воспитатель: Чернявко Наталья Геннадьевна
Тема занятия: «Путешествие в сказку»
Возрастная группа: Средняя (4-5 лет).
Образовательная область: «Речевое развитие»
Цель занятия: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.
Задачи занятия:
Обучающие:
- Продолжать учить детей называть знакомые русские народные сказки, определяя её героев с помощью загадок;
- осваивать символические средства (моделирование) для графического изображения текста сказки;
- упражнять в подборе существительных и прилагательных. Расширить словарный запас;
Развивающие:
- Продолжать развивать сенсорные восприятия через тактильные обследования предмета;
- совершенствовать звуковую культуру речи, развивать артикуляционный аппарат;
- Развивать внимание, воображение, мышление,
- Вырабатывать связность речи детей, привлекая их к монологам и диалогам;
- совершенствование звуковой культуры речи;
- при описании характера героев сказки.
Воспитательные:
- прививать любовь к устному народному творчеству;
- способствовать формированию таких нравственных качеств, как доброта, эмпатия; желание оказывать помощь;
- формировать эмоциональную отзывчивость, доброе отношение к животному миру.
Словарная работа: познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объясняя их смысл.
Интеграция видов детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, двигательная.
Форма организации: фронтальная.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадывание загадок о животных; рисование по сказкам; совместная импровизация «Разговор лесных зверей»; показ кукольного театра «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры - драматизации.
Материалы и оборудование: Игрушка мягкая большая лиса, волшебный мешочек, волшебный колокольчик, бумажные бабочки и цветы для дыхательной гимнастики, картинки с изображением: волк, заяц, ёж, лиса, петух, собака, магнитная доска, карточки для моделирования, цветные карандаши.
Планируемый результат занятия: Дети понимают смысл сказки, выделяют в ней главное, строят полные выразительные ответы по содержанию; владеют устной связной речью в процессе диалога; проявляют любознательность и сочувствие к героям сказки.
Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Методы, формы, приёмы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1 – Вводная часть | |||||
Этап Организационно-побудительный (2 мин.) | Установление зрительного и слухового контакта. Создание позитивной и комфортной атмосферы. | Воспитатель обращает внимание детей на гостей, присутствующих в группе. Предлагает поздороваться стихами: Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся Мы пожмём друг другу руку И тепло пойдёт по кругу. Хвалит детей и отмечает, что от их слов и улыбок гостям приятно и в группе стало теплее. | Слово воспитателя. Художественное слово. Словесное поощрение | Участие в приветствии, Совместное проговаривание с воспитателем. Улыбаются, берутся за руки. | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность. Привлечение произвольного внимания. |
Организация психологического настроя; вызвать интерес детей к предстоящей совместной деятельности. . | Спрашивает детей любят ли они сказки. И предлагает отправиться в сказочное путешествие. Предлагает закрыть глаза и сказать волшебные слова: «Раз, два, три – в сказку попади!» Настраивает детей на принятие темы и цели занятия. Проводит дыхательную гимнастику (глубокий вдох через нос, выдох через рот – повтор 3 раза). | Вопросы. Вносятся атрибуты (колокольчик); Показ дыхательных движений. | Отвечают на вопросы; Выражают желание отправиться в сказочное путешествие. Выполняют дыхательную гимнастику. | Формирование внутренней мотивации на предстоящую деятельность. Приведение детей в спокойное состояние. Принятие детьми цели занятия | |
2 – Основная часть | |||||
Актуализация имеющихся знаний ( 5-6 мин.) | Уточнение и закрепление ранее усвоенного материала Поиск решения проблемной ситуации. | Обращает внимание детей на волшебный мешочек и предлагает угадать на ощупь, что в нём спрятано. Показывает игрушку – лису. Задаёт вопросы:
| Сюрпризный момент. Внесение и демонстрация игрушки. Вопросы-напоминания. Игровая ситуация. Беседа по проблемным вопросам. | Определяют на ощупь предметы, находящиеся в мешочке, высказывают предположения (Лисичка-рыжая сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Лиса Патрикеевна). Отвечают на вопросы. | Принимают указания и инструкции взрослого Обобщение и закрепление знаний о внешнем виде животного |
Активизация пассивного словаря (существительные, прилагательные) | Предлагает детям дать описание Лисы:
| Беседа по вопросам. |
| Дети активно взаимодействуют с взрослым. | |
Упражнение на звуковую культуру речи (1 мин) | Логопедическая чистоговорка; закрепить звука «С» | Предлагает произнести чистоговорку для Хитрой Лисы, чтоб она услышала, как много дети знают о ней. Са-Са-Са - рыжая лиса; Су-Су-Су - живёт лиса в лесу; Сы-Сы-Сы - хвост пушистый у лисы; Се-Се-Се - знаем сказки о лисе. | Художественное слово (чистоговорка) | Повторяют за воспитателем текст чистоговорки. | Умеют чисто произносить твёрдый и мягкий звук «С» («С '») |
Продолжение актуализации имеющихся знаний (4-5 мин) | Подвести детей к восприятию информации, необходимой для усвоения нового материала. | Предлагает детям вспомнить, в каких сказках встречается персонаж Лисы. Загадывает загадки про зверей:
Изображение отгаданных животных размещает на доске. Информирует детей, что эта Лиса пришла из р.н. сказки «Заюшкина избушка». Предлагает ещё раз посмотреть на картинки с изображением животных, расположенных на мольберте, и сказать, все ли животные подходят к данной сказке. Кто из них лишний. Предлагет вспомнить название сказки про ёжика. | Беседа; вопросы-напоминание; Художественное слово (загадки); Наглядные средства (картинки животных) Решение проблемной ситуации | Предполагаемые ответы детей: «Лисичка-сестричка и Серый волк»; «Лиса и Журавль»; «Колобок»; «Теремок»; «Лисичка со скалочкой»; «Жихарка»; др. Отгадывают загадки. Произносят названия животных в ласкательной форме . Предполагаемые ответы:
Определяют животное, который отсутствует в сказке (Ёж). | Знают и называют названия сказок, где встречается Лиса. Имеют представление о всех героях сказки. Умеют подбирать имена существительные в ласкательной форме. |
Динамическая пауза (1-1,5 мин) | Предупреждение физического и эмоционального переутомления. | Воспитатель предлагает отдохнуть детям и выполнять движения под сопровождение слов. Наблюдает за детьми во время выполнения упражнений. «Зарядка для зверят»: Эй, ребята, что вы спите? Нам животных покажите У Лисички острый нос У неё пушистый хвост Шуба рыжая Лисы Не сказанной красоты Лиса по лесу похаживает Шубку рыжую поглаживает Зайка по лесу скакал Зайка корм себе искал Вдруг, у Зайца на макушке Поднялись как стрелки ушки Зайчик прыгнул, обернулся И под деревом согнулся Вылез Мишка из берлоги Разминает Мишка ноги На носочках он пошёл И на пяточках потом. | Художественное слово; Показ воспитателем движений. Словесное поощрение. | Демонстрируют двигательную активность, повторяя движения под слова. | Дети владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими. Дети сняли напряжение, получили эмоциональную и физическую разрядку. |
Пальцевая гимнастика (1 мин.) | Укрепление мелкой моторики пальцев и кистей рук. | Хвалит детей за правильное выполнение движений. Приглашает детей сесть за столы и предлагает подготовить к выполнению задания пальчики. Бежала лесочком Лиса с кузовочком. А что в кузовочке? Лесные грибочки. Грибочки – груздочки, Для сына, для дочки. | Показ движений. Словесное поощрение (похвала). | Выполняют гимнатику для пальцев. | Мышцы пальцев и кистей рук могут долгое время удерживать карандаш в процессе выполнения зарисовок. |
Этап практического решения проблемы. (6-7 мин) | Создание условий для развития связной речи детей. Закрепление навыков графического изображения знакомой сказки. | Сообщает детям, что Лиса не помнит текст сказки, из которой она пришла к ним. Предлагает оказать помощь Лисе. Объясняет суть задания. Предлагает заполнить карточки графически по тексту сказки. Задаёт вопросы по внешнему виду животных, соотнося их с графическим изображением:
Напоминает о том, что графические изображения необходимо соотносить с определённым цветом карандаша. Отмечает хорошее графическое изображение сказки детьми. Спрашивает, нравится ли детям сказка «Заюшкина избушка»? Чему она учит? Напоминает детям, что хорошее отношение друг к другу помогает в совместных делах, укрепляет дружбу, повышает настроение. Предлагает поиграть в игру «Пирамида дружбы» Все, все, все, все Вместе мы всегда, везде Наш девиз: «Дружить, прощать, никого не обижать. Отмечает хорошее настроение Лисы и передаёт детям от неё подарок – книга сказок. | Раздаточный материал в виде карточек и цветных карандашей. Вопросы-подсказки; Вопросы-напоминания. Показ на карточке правильного выполнения заданий. Похвала. Вопросы. Решение проблемной ситуации Игра. Сюрпризный момент | Проявляют интерес, выражают желание помочь Лисе. Дети внимательно слушают, вовлекаются в деятельность. Поочерёдно заполняют 5 карточек, вспоминая текст сказки. Отвечают на вопросы, составляют связные высказывания. Ответы: нельзя обижать маленьких и слабых; нужно всем помогать и защищать. Принимают участие в игре. | Дети знают с содержание сказки, умеют его графически изобразить в нужной последовательности. Детям доступна оценка поступков персонажей, их характеров. Формируются нравственные качества – доброта, оказание помощи слабым, сочувствие. |
3 – Заключительная часть | |||||
Этап подведения итогов (1 мин.) | Осмысление детьми своей деятельности, подведение итогов с точки зрения качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы. | Сообщает детям, что Лисичке пора возвращаться в сказку, а детям – в группу. Предлагает попрощаться с Лисичкой. А чтобы вернутся в группу, нужно вспомнить чистоговорку: Коси коса, пока роса Роса долой, и мы домой. Подведение итогов. | Словесное поощрение; Художественное слово (чистоговорка) | Прощаются с Лисой. Повторяют чистоговорку. | Осознание детьми себя как участника творческого процесса. |
Рефлексия (1 мин.) | Обобщение полученного опыта. Обучение анализу собственной деятельности. | Предлагает детям поделиться впечатлениями от путешествия в сказку: Что понравилось больше всего? Что показалось трудным? С чем легко справились? Предлагает детям рассказать дома сказку маме и папе, своим братикам и сестрёнкам. А если кто-то захочет нарисовать эту сказку и принести рисунки в группу, их можно поместить на групповую выставку. | Вопросы Мотивация на повторение и использование результатов в самостоятельной свободной деятельности. | Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Высказывают свои впечатления, свои умозаключения. | Формируются начальные навыки самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к занятию по развитию речи "Собака со щенятами"
Технологическая карта к занятию по развитию речи "Собака со щенятами"...
Технологическая карта итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе «Путешествие с колобком»
Цель: выявить знания детей, полученные в течении учебного года по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эст...
Технологическая карта итогового занятия по Развитию речи "Цветик - семицветик".
Технологическая карта организованной образовательной деятельности по Развитию речи "Цветик - семицветик".Цель ООД: Закрепление активного словаря и обобщение умений детей в формировании ...
Технологическая карта к занятию по развитию речи в подготовленной группе "Жалобная страница "
Занятие на тему природы леса.Бережного отношения , заботы и сохранения лесных насожденний....
Практикум «Использование технологических карт на занятиях по развитию речи»
Практикум «Использование технологических карт на занятиях по развитию речи»Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образ...
Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Добрые волшебники"
Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Добрые волшебники"...
технологическая карта к занятию по развитию речи " В поисках хорошего настроения"
Технологическая карта...