Проект "Осень бывает разная золотая, желтая, красная"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Симонова  Венера Николаевна

Проект о сезонных изменениях в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen_byvaet_raznaya.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №20

имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

(МОУ ГИМНАЗИЯ №20) * ОГРН – 1035005007070

                                       

Адрес: 140 006 г. Люберцы                                                                       тел. (495) 554-45-96

Московской области                                                                                          (495) 554-30-47

ул. Южная, 20                                                                                            факс (498) 553-96-45

   e-mail: lbrc_ gimnaziya20@mosreg.ru

                           Педагогический проект в средней группе

                  Тема: «Осень бывает разная: золотая, желтая, красная»

                                                            Подготовила и провела:

                                                            Воспитатель: Симонова В. Н.

                                                                             

Педагогический проект в средней группе

Тема: «Осень бывает разная: золотая, желтая, красная»

 

Воспитатель: Симонова В.Н.

 

Руководители проекта: Воспитатели.

Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Возраст детей: проект рассчитан на детей 4-5 лет

Учебный предмет, по которому проводится проект: художественно – эстетическое развитие; познавательное развитие; речевое развитие; социальное развитие.

Состав проектной группы: вся группа.

Продолжительность проекта: краткосрочный

Тип проекта: познавательно - творческий, детско-взрослый

 

Проблема: В период детства дети младшего возраста только начинают познавать мир, явления природы. В этот период их жизни необходимо систематически передавать детям в увлекательной форме разнообразную информацию о времени года — осень, явлениях природы  происходящих осенью, создавать опору для фиксации наблюдений: собирать природный материал для развития творчества, иллюстрации.
 
Участие детей в этом проекте позволит ознакомить их с представлением об осени — как времени года, её характерных признаках, развить творческие способности, поисковую деятельность, связную речь. Экологическая проблема является глобальной, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры  и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет.

 

Актуальность. Эта тема очень интересна и всегда актуальна, можно много узнать о мире природы, расширить свой кругозор, создать творческие работы по этой теме. В связи с тем, что дети постоянно задают вопросы про время года - осень, их интересуют многие осенние явления, мы решили изучить эту тему. Мы постарались наладить более тесный контакт ребёнка с родителями (сбор природного материала, создание совместной творческой поделки). В условиях образовательного процесса в МДОУ укрепляем и расширяем связь с природой, воспитываем бережное отношение к живой и неживой природе, приобщаем к совместной деятельности детей и родителей, как в саду, так и дома.

 

Цель проекта: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о сезонных изменениях в природе, пополнение и обогащение знаний детей о времени года осень. Учить отражать свои впечатления от золотой осени в поделках, рисунках, передавать ее колорит. Использование детских работ в оформлении группы, помещений детского сада.

 

 

Задачи проекта:

Создание творческой, доброжелательной обстановки в свободной художественной и       ручной деятельности.

- Добиться пополнения и обогащения знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

- Развитие эстетического восприятия детей через наблюдение природы на прогулках, иллюстрациях и картинах художников.

- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы.

- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

- Способствовать развитию диалогической форме речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

- Обеспечить развития умения читать наизусть небольшие стихотворения; развивать умение драматизировать небольшие отрывки.

- Развивать творческое воображение, художественный вкус, творческую инициативу.

-  Учить детей мастерить, изображать несложные сюжеты и предметы объектов природы под руководством воспитателя. 

- Способствовать развитию чувства сотрудничества родителя с ребёнком

- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.

 

Обеспечение проектной деятельности: 

Методическое

- «Конспекты занятий в средней группе детского сада» Т.С.Комарова.

- «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л.Г. Горькова.

- «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» С. Н. Николаева. «Оригинальные пальчиковые игры» Е.Ф. Черенкова.

- диски с песнями.

- Интернет.

Материально-техническое:

- альбомы «Осень», «Овощи», «Фрукты»

- картинки, иллюстрации на тему «Осень», «Урожай»

- демонстрационный материал

- художественные произведения

- проектор

 

Основные методы и формы реализации проекта:

1. Определение темы, постановка цели и задачи.

2. Определение методов и приемов работы.

3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.

4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.

5. Подбор материала для творческого труда.

6. Изготовление дидактических игр.

7. Составление перспективного плана.

Предполагаемый результат: 

- расширить и закрепить знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;

- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;

- применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения;

- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой);

- заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

- дети смогут устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап:

- Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями;

- Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми;

- Подборка фотографий, литературы;

- Сбор листьев для работ, семян растений и косточек плодов;

- Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах;

- Рисование на тему «Осень бывает разная: золотая, желтая, красная»;

- Рекомендации «», «»;

- Предложить родителям посетить овощную ярмарку.

2. Основной этап:

Мероприятия по работе с детьми:

- Чтение художественной литературы

- Просмотр мультфильмов

- Беседы

- разработка конспектов ООД

- Рассматривание альбомов и картин

- Наблюдение

- Экспериментирование

- Сбор природного материала

- Рисование

- Аппликация

- Лепка

- Конструирование

- Дидактические игры

- Пальчиковые игры

- Музыка

Мероприятия по работе с родителями:

- разучивание стихотворений об осени;

- подготовка для родителей информационных листов по лексическим темам «Деревья», «Ягоды, грибы», «Осень»;

- оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта;

- организация выставок детских работ: рисунков, аппликаций, поделок из пластилина, природного материала;

- беседы с родителями о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, привлечение к совместной деятельности.

- Консультация для родителей «Как сделать осеннюю прогулку интересной»;

- Изготовление папки – передвижки на тему «Осенние фантазии» (изготовление поделок из овощей и природного материала);

- Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;

- Ярмарка «Чудеса осенней природы»

-Приобретение раскрасок для детей про осень.

3. Заключительный этап:

Продукт проектной деятельности:

- оформление выставки детских творческих работ ; 

- семейные поделки из овощей, фруктов, природного материала «Чудеса осенней природы»;

-  музыкальное развлечение для детей «Осень к нам пришла!»;

- фотографии ООД, прогулок, игр, утренника;

- выставка книг по теме «Осень»;

- дидактические игры, настольно – печатные игры;

- цикл ООД на тему «Осень»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План работы с детьми по осуществлению проекта

«Осень бывает разная: золотая, желтая, красная» 

Образовательные области

Формы работы с детьми

Познавательное развитие

Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.

РМП: д\и «Выложи узор из листьев», «Посчитай сколько…», «Где спрятались листочки»

Ознакомление с окружающим:

«Осенний лес. Дары леса», «Овощи и фрукты», «Приметы осени»

«В гости к осени», «Лесные жители осенью», «У бабушки в деревни».

Конструирование из природного материала:

 «Ежик в гости к нам пришел» (из шишек)

Беседы:

«Что такое листопад», «Осенние хлопоты людей», «Осень. Что ты о ней знаешь?»

Цикл наблюдений:

- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)

-за красотой и богатством осенних красок

- за цветником

- за перелетными птицами

- за насекомыми

- за деревьями, растущими на территории детского сада

Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего детского сада»,

«Ищем приметы осени»

Экспериментирование:

«Опыты с глиной и песком»

Ситуативная беседа:

«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»

«Почему медведь зимой спит, а заяц – нет?»

«Почему я люблю (не люблю) осень?»

Речевое развитие

Творческое рассказывание детей по темам:

«Приметы осени», «Мы гуляли на участке»

- Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов. Заучивание стихов и загадок :

  «Листопад», «Золотой дождь».

Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,

«Вспомни – назови», «Один – много», «Осенние деревья», «Подбери действие (признак)», «Оденем куклу на прогулку», «Скажи наоборот».

 

Чтение художественной литературы:

Пословицы, поговорки, загадки об осени;«Война грибов и ягод» обр. В Даля, «Воробьишка» М. Горького, «Заяц и еж » Бр. Гримм, «Листопад» (отрывок) И Бунин,  «Уж небо осенью дышало…» (отрывок) А. Пушкин, «Осенние листья по ветру летят» А. Майков, Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»

Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова,

«Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерев.

Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова

Социальное

развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Семья – Собираемся на прогулку в лес», «Семейный праздник», «Магазин «Овощи и Фрукты»».

Дидактические игры: «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек", «Что было бы, если из леса исчезли…», «Две корзины», «Целое - часть», «Найди дерево по описанию»,

«Знатоки осенней природы», «Парные картинки».

Игры – драматизации: «Репка», «Под грибом», «Расскажите, звери, мне, как готовитесь к зиме»;

Настольно – печатные игры: «Времена года», «Что к чему…»,

Трудовая деятельность:

  • участие в субботнике «Чистый детсад»
  • сбор природного материала на прогулке (сбор семян, листочков для гербария)
  • уборка опавшей листвы
  • укрывание корней деревьев опавшей листвою.

Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»

Беседы по ОБЖ:

«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»

«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?»

«Почему нельзя бегать с ветками и палками»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация:

  • «Отговорила роща золотая…»
  • «Что нам осень принесла?!»

Рисование:

  • «Осенние деревья», «Осеннее настроение»,
  • «Осенняя веточка», « Фрукты  на тарелочке».
  • Лепка
  • «Наливное яблочко», «Грибы».

Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»; «Осень в деревни.

Самостоятельная художественная деятельность:

Аппликация «Ветка рябины»

Рисование «Чем нам осень нравится»

«Наш участок осенью»

«Как звери готовятся к зиме»

Слушание музыкальных произведений:

П. И. Чайковский «Осенняя песнь»

А. Вивальди «Осень»

Пение:

«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой

«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой

«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой

Музыкальная игра с пением:

«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина

Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»

Самостоятельная музыкальная деятельность:

«Сочини песню об осени»

«Сыграй песенку дождя»

Досуги, развлечения:

«Бабушка -загадушка» (дети выбирают загадки и рисуют к ним отгадки, из которых потом оформляем выставку рисунков»

  • Осенний утренник  «Праздник Осени».
  • Спортивное развлечение «Осенний хоровод»

Физическое развитие

Беседы:

«Как одеваться осенью?»

«Если хочешь быть здоров!»

Подвижные игры:

«Съедобное - несъедобное!», «Я знаю 3 названия!», «Осенние листочки», «Вороны и собачка!», «Перелёт птиц», «Гуси – лебеди»,

«Поймай грибок», «Овощи - фрукты»;

Игры – соревнования: «Кто быстрее обежит лужи»

Физкультминутки: «Листопад», «Грибы», «Осень», «Дождь», «Птички».

Пальчиковая гимнастика:

«Листья», «Дождик, дождик», «Ветер», «Варим мы компот», «Мы капусту рубим…».

 

 

Презентация проекта:

- ярмарка «Чудеса осенней природы»;

- утренник «Осень»;

 

 

 

Аналитический этап

Анализ эффективности работы по проекту, обобщение опыта.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей средней группы, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций. Поспособствовало накапливанию у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их сознания, обогащения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Работа по проекту помогла развить у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения в природе, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, психологических этюдов, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. У детей значительно улучшилось развитие мелкой моторики рук, они получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Результаты проектной деятельности:

  • в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
  • на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
  • появилось желание украсить свою группу;
  • большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осень бывает разная: золотая, желтая, красная

Проект по художественному-эстетическому развитию...

проект "Осень бывает разная: золота, желтая красная"

Осень - одно из красивейших времён года. Его воспевают в своём творчестве и поэты, и композиторы, и художники. В тоже время осень - переменчивая пора. Она дарит нам много  красок. Поэтому, каждый...

проект "Осень бывает разная: золота, желтая красная"

Осень - одно из красивейших времён года. Его воспевают в своём творчестве и поэты, и композиторы, и художники. В тоже время осень - переменчивая пора. Она дарит нам много  красок. Поэтому, каждый...

проект "Осень бывает разная: золота, желтая красная"

Осень - одно из красивейших времён года. Его воспевают в своём творчестве и поэты, и композиторы, и художники. В тоже время осень - переменчивая пора. Она дарит нам много  красок. Поэтому, каждый...

проект "Осень бывает разная: золота, желтая красная"

Осень - одно из красивейших времён года. Его воспевают в своём творчестве и поэты, и композиторы, и художники. В тоже время осень - переменчивая пора. Она дарит нам много  красок. Поэтому, каждый...

проект "Осень бывает разная: золота, желтая красная"

Осень - одно из красивейших времён года. Его воспевают в своём творчестве и поэты, и композиторы, и художники. В тоже время осень - переменчивая пора. Она дарит нам много  красок. Поэтому, каждый...

проект "Осень бывает разная: золота, желтая красная"

Осень - одно из красивейших времён года. Его воспевают в своём творчестве и поэты, и композиторы, и художники. В тоже время осень - переменчивая пора. Она дарит нам много  красок. Поэтому, каждый...