Кружок "Юный эколог"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Карпова Анна Петровна

Кружковая работа подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_yunyy_ekolog.docx123.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты - Мансийского автономного округа ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

            Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»

                                                                                                                                                                 

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

«Юный эколог»

Подготовительная группа «Земляничка»

Программа рассчитана на детей 6-7 лет

Срок реализации программы 1 год

Направленность: экологическая

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации:1 год

Уровень программы: ознакомительный, базовый.

Воспитатели: Браценюк Г.В.

Карпова А.П.

                                                    Пыть-Ях, 2024

Содержание

Раздел 1. Целевой                                                                                                    3

1.1

Пояснительная записка                                                                               3

Цель и задачи реализации рабочей программы                                        4

Принципы формирования рабочей программы                                        4

Значение для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности                                                                 5

1.2

Планируемые результаты освоения программы                                       5

Раздел 2. Содержательный                                                                                     7

2.1

Содержание рабочей программы                                                               7

2.2

Вариативные формы, способы и средства реализации программы        7

2.3

Взаимодействие с семьями                                                                         8

Раздел 3. Организационный                                                                                   9

3.1

Расписание                                                                                                    9

3.2

Перспективное планирование работы педагога                                      10

3.3

Традиционные праздники, развлечения                                                  16

3.4

Описание материально – технического обеспечения программы        16

Список литературы                                                                                    17

Приложение № 1                                                                                        18

Приложение № 2                                                                                        19

Раздел 1 Целевой

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2012 № 1155;

Так же программа учитывает рекомендации письма Минобрнауки России от 11.12.2006 года № 06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Направленность программы социально – педагогическая: создаются условия для социальной практики ребёнка в его реальной жизни, накопление нравственного и практического опыта.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Поэтому главная задача взрослых – научить детей правильно вести себя в природе и среди людей, любить и понимать природу.

Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, можно научить детей бережно относиться к природе и её богатствам.

Для нас данная проблема стоит особенно актуально, так как всякая практическая работа, направленная на формирование навыков бережного отношения к природе путём совершенствования система мероприятий должна приносить ощутимые результаты.

Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов, позволяет ребёнку предвидеть опасные ситуации в природе, оценивать их, привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Цель программы: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, учить жить в относительной гармонии с ней.

Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к миру природы;
  • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
  • Воспитывать гуманное, эмоционально – положительное, бережное отношение к миру природы, умение видеть его красоту и неповторимость.

Принципы формирования рабочей программы.

Программа разработана с применением методик, описанных в книге «Мы. Программа экологического воспитания детей» Н.Н. Кондратьевой и программы «Юный эколог» С.Н. Николаевой.

В программе применяются следующие принципы:

  • Принцип постепенности, доступности от простого к сложному;
  • Принцип систематичности, регулярности занятий;
  • Принцип прочности овладения навыками, многократного повторения;
  • Принцип индивидуальности.

Значение для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности.

Подготовительную к школе группу посещают дети, не имеющие отклонений в развитии. Поэтому данная программа предназначена для всех без исключения детей данного возраста.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Образовательный:

  • Овладение базовыми правилами поведения в природе;
  • Анализ готовности решать экологические ситуации;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях в природе;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса.

Воспитательный:

Воспитывать бережное, доброжелательное отношение к природе, проявлять творчество.

Социальный:

Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Возраст

Воспитанник должен

Знать

Иметь представление

Подготовительная к школе группа

(6 – 7 лет)

  • Несколько видов растений, цветов, ягод, фруктов, овощей, грибов.
  • О сезонных изменениях в природе.
  • О временах года и их признаках.
  • О домашних и диких животных, рыбах, насекомых.
  • О космосе, о Земле, Луне, Солнце, о звёздах и планетах, о значении природы в жизни человека.
  • Выполнять правила поведения в природе.

Способы проверки знаний, умений, и навыков.

Педагогическая значимость проводится два раза в год – сентябрь (вводный), май (итоговый).

Уровень знаний детей старшего дошкольного возраста

по экологическому воспитанию.

Высокий уровень.

Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познаний природы. Моделирует признаки объектов и связи. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Средний уровень.

Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога – существенные признаки, знает признаки живого, устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями.

Низкий уровень.

Ребенок различает и называет большое число животных и растений вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение.

Раздел 2 Содержательный

2.1 Содержание рабочей программы

Наименование разделов и тем

Количество занятий

Раздел 1. Путешествие в страну – осень.

2

Раздел 2. Земля наша голубая планета.

2

Раздел 3. Наши пернатые друзья.

3

Раздел 4. Вода вокруг нас.

4

Раздел 5. Проказы зимушки зимы.

3

Раздел 6. Если хочешь быть здоров.

3

Раздел 7. Человек – живой организм.

4

Раздел 8. Природа Мордовии – наш дом.

4

Раздел 9. Защитим природу вместе.

5

Раздел 10. Итоговый.

2

Итого:

32

2.2 Вариативные формы, способы и средства реализации программы.

Формы работы кружка:

  • Занятия;
  • Беседы;
  • Целевые прогулки;
  • Дидактические игры;
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Чтение художественной литературы;
  • Тестирование;
  • Наблюдение;
  • Подвижные игры;
  • Ведение дневника наблюдений;
  • Участие в экологических мероприятиях: праздниках, экскурсиях.

2.3 Взаимодействие с семьями

Экологическое образование дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания, развития ребёнка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды в соблюдении определённых моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Достижение этой цели невозможно только в детском саду, необходимо тесное сотрудничество с семьёй. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.

Содержание уголков для родителей

по изучению правил поведения в природе

Основная цель создания экологического уголка – разъяснить родителям, что именно они являются главным звеном в вопросе обучения детей правилам поведения в природе. Именно от их действий зависит на сколько прочно овладевает ребёнок навыками, правилами поведения в природе.

Уголок может быть оформлен так:

  1. Единый стенд (размер зависит от наличия свободной площади и количества помещаемой информации, но не менее 30 х 65 см.).
  2. Набор составных частей, каждая из которых предназначена для размещения отдельной информации.
  3. Книжка – раскладушка.

Для привлечения внимания родителей при оформлении рекомендуется использовать яркие, привлекающие внимания лозунги. Например: «Защитим природу вместе!», «Твой дом – твоё здоровье!», «Внимание, ядовитые растения».

Раздел 3 Организационный

  1. Расписание

Обучение проходит в форме группой образовательной деятельности по установленному расписанию (Приложение № 2).

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю с детьми старшего дошкольного возраста, продолжительность занятия не более 30 минут. Общее количество занятий в год – 32 (на усмотрение педагога). Целесообразно проводить занятия во II половине дня в форме кружка, в виде игры, но игры поучительной. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность развивающая потребность в общении. Именно в игровой форме дети хорошо усваивают основные правила поведения в природе. С каждого игрового занятия дети должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применятся в нужный момент.

Однако целостность образовательного процесса в окружающем ребёнка мире – среде, где он воспитывается.

В группе предполагается оборудование уголка природы для игр; ухода за растениями, наблюдений за ростом растений, мини – лаборатория для экспериментирования, настольные дидактические игры и атрибуты для подвижных игр используются детьми, как в повседневной жизни, так и при проведении конкурсов, развлечений и других мероприятий по формированию у детей экологического сознания, умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

  1. Перспективное планирование работы педагога.

Дата проведения

Тема занятия

Цель

1 неделя сентября

Мониторинг

2 неделя сентября

Мониторинг

Раздел 1. Путешествие в страну – «Осень»

3 неделя сентября

Унылая пора!

Очей очарованье …

Чтение экологической сказки – «Модница осень»

Уточнить представление об осени, когда всё в природе меняется замирает жизнь растений и животных.

Развивать у детей художественное восприятие – умение слушать литературные произведения.

4 неделя сентября

Путешествие

в осенний лес.

Экологическая викторина – «Осень»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени.

Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений.

Развивать логическое мышление.

Раздел 2. Земля наша голубая планета

1 неделя октября

Планета Земля в опасности.

Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Большая часть покрыта водой, есть материки.

Воспитывать любовь к природе.

2 неделя октября

Путешествие по свету.

Развивать способность анализировать, устанавливать простейшие причинно– следственные связи между способами защиты и климатическими условиями жизни человека.

Раздел 3. Наши пернатые друзья

3 неделя октября

Птицы – наши друзья.

Викторина – «Знаешь ли ты птиц?»

Уточнить представление детей о знакомых птицах, их разнообразии, учить делить на перелётных и зимующих на основе связи между характером корма и способам его добывания.

4 неделя октября

Жизнь птиц осенью.

Аппликация – «Птицы летят на юг».

Продолжать знакомить детей с жизнью птиц осенью, почему улетают в тёплые края.

Развивать логическое мышление, воспитывать доброе отношение к птицам.

5 неделя октября

Беседа – «Птицы разного края».

Заучивание стихотворения – «Птицы осенью».

Познакомить с птицами нашего края.

Воспитывать бережное отношение к природе, птицам.

Раздел 4. Вода вокруг нас

1 неделя ноября

Где живёт капелька?

Дать детям представление о воде, что вода очень важна для всех живых существ: вода источник жизни.

2 неделя ноября

Волшебница вода.

Экспериментирование с водой – «Какая она – вода»

Познакомить детей со свойствами воды.

Закреплять умение проводить опыты.

Соблюдать необходимые меры безопасности.

3 неделя ноября

Кому нужна вода.

Показ схемы круговорота воды в природе.

Уточнить с детьми представление о том, что вода очень ценный продукт. Она нужна всему живому.

Познакомить с круговоротом воды в природе.

4 неделя ноября

Кто живёт в реке и в озере.

Закрепить знания о пресноводных обитателях рек и озёр.

Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц.

Раздел 5. Проказы зимушки зимы

1 неделя декабря

Беседа о снеге.

Д/и – «Чьи ушки и хвостики».

Закреплять знания детей о снеге, помочь установить зависимость состояния снега от температуры воздуха.

Учить способам распознающего наблюдения.

2 неделя декабря

Как интересно бывает зимой.

Вырезывание снежинок из салфеток.

Заучивание стихотворения – «Вечор, ты помнишь вьюга злилась» А.С. Пушкин.

Сформировать обобщённое представление детей о зиме, состоянии неживой природы, состоянии живой природы – растительный и животный мир.

Воспитывать желание оказывать помощь животным и птицам, позитивное отношение к зиме.

3 неделя декабря

Север – царство льда и снега.

Чтение сказки

Г. Х. Андерсена – «Снежная королева».

Формировать представление детей о климатических условиях крайнего севера и тундры.

Учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.

Раздел 6. Если хочешь быть здоров

3 неделя января

Наше здоровье в наших руках.

Приготовление витаминного салата из овощей и фруктов.

Закрепить представление детей о приспособляемости человека к зимним условиям жизни.

Познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека.

4 неделя января

Как и для чего человек дышит.

Экспериментирование: надуть воздушные шарики, подуть через трубочки в стакане с водой и т.д.

Познакомить детей с дыхательной системой человека.

Продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку.

5 неделя января

Человек – живой организм.

Рассматривание иллюстраций в книги – энциклопедии – «Тело человека».

Подвести детей к пониманию себя как живого существа, которое имеет свои особенности и потребности.

Формировать представления о некоторых органах человека о положительном и отрицательном влиянии на них.

Раздел 7. Человек – живой организм

1 неделя февраля

Зачем человеку желудок?

Модели пищеварительной системы.

Сформировать представление об органах пищеварения.

Раскрыть функции и значение желудка для человека.

2 неделя февраля

Рассказ педагога «Колыбельная из двух слов».

Дать простейшие знания о самом важном органе человека – сердце.

Воспитывать любознательность и бережное отношение к своему организму.

3 неделя февраля

Письма заболевшим детям.

Воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание что здоровый ребёнок красиво выглядит.

Учить детей быть добрыми, заботливыми по отношению к близким людям.

4 неделя февраля

Как люди заботятся о своём здоровье зимой.

Уточнить представления о человеческом теле, о назначении отдельной его частей и органов, что все органы важны, их надо укреплять и развивать.

Что нужно делать зимой, чтобы организм был здоров.

Раздел 8. Природа Югры– наш дом

1 неделя

марта

Моя малая Родина.

Показ иллюстраций – ХМАО, г. Ханты-Мансийск, г. Пыть-Ях

Закреплять понятия столица.

Формировать представление о том, что у каждого человека есть Родина, где он родился.

Воспитывать чувство гордости за свою родину.

2 неделя

марта

Животные ХМАО.

Показ иллюстраций.

Формировать представления детей о животных, которые обитают в ХМАО.

Воспитывать чувство сострадания за животных.

3 неделя  марта

Реки ХМАО.

Познакомить детей с реками протекающими по территории ХМАО.

Воспитывать у детей любовь к родным местам, желание быть защитником природы.

4 неделя  марта

Мой край родной: Югория моя.

Чтение стихотворения – «Есть край наш Югорский...».

Расширить представления детей о родном крае, культуре.

Воспитывать чувство гордости за родную малую Родину.

Раздел 9. Защитим природу вместе

1 неделя  апреля

Мы друзья природы

Д/и – «Человек – верный сын природы» с элементами драматизации.

Расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблемам охраны природы.

Познакомить с нормами и правилами поведения в природе.

2 неделя  апреля

Давайте сохраним жизнь животных и птиц.

Выставка рисунков на данную тему.

Продолжать формировать знания детей о Красной книге – выявить причины вымирания животных.

Воспитывать любовь к животным и птицам.

3 неделя  апреля

Что тревожит природу?

Рисование экологических знаков.

Дать детям представление о разнообразии природы.

Перечислить основные причины вымирания некоторых животных и птиц.

4 неделя  апреля

Показ экологической сказки младшим дошкольникам – «Серая шапочка».

Доставить детям радость, уметь драматизировать меняя голоса воспитывать доброе отношение к природе.

5 неделя  апреля

Загадки природы.

Выставка рисунков – «Бережем природу вместе»

Обобщить представления детей о типичных экосистемах.

Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязь в экосистемах.

Закреплять знания детей о правилах поведения в природе.

Раздел 10. Итоговый

1 неделя

мая

Экологический КВН – «Что я знаю о природе».

Формировать знание о том, что в природе всё взаимосвязано.

Развивать внимание, мышление, речь.

2 неделя

мая

Праздник юных любителей природы «В царстве царя Берендея»

Доставить радость от увиденного.

Учить запоминать, логически мыслить.

Воспитывать доброе чувство к природе.

3 неделя

мая

Подведение итогов мониторинга.

4 неделя

мая

Обработка результатов мониторинга.

3.3 Традиционные праздники, развлечения

Итоговый компонент – неотъемлемая часть обучения воспитанников. Два раза в год (январь, май) проводятся праздники, включающие в себя игры и различные ситуации для закрепления правил поведения в природе.

3.4 Описание материально – технического обеспечения программы

  • Игрушки и игровое оборудование: домашние и дикие животные, макеты леса, реки;
  • Наглядно – дидактические пособия: картинки с изображением животных, растений, грибов, ягод, леса, природы. Картинки с ситуациями: «Как вести себя в лесу?», «Мы пришли на речку», «Пожар в лесу»;
  • Картины из серии «Домашние и дикие животные»;
  • Дидактические игры: «Времена года», «Мой малыш», лото – «Растения – Животные», «Чей хвост».

Список литературы

  1. Кондратьева Н.Н. «Мы. Программа экологического воспитания детей», Санкт - Петербург. «Детство - пресс», 2001.
  2. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», Москва, «Просвещение», 1999.
  3. Молодова Л.П., «Игровые экологического занятия с детьми», Минск, «Ассар», 1996.
  4. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию», «детство - пресс», Санкт - Петербург, 2006.
  5. Фесюкова Л.Б. «Времена года. Комплексные занятия», Харьков, творческий центр,2008.
  6. Грекова Л.И. «В союзе с природой. Эколого - природоведческие игры и развлечения с детьми», Москва-Ставрополь, «Илекса», «Сервис - школа», 2000
  7. Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», Волгоград, издательство «Учитель»,2009.
  8. Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи», Москва, издательство «Гном и Д», 2000.

Приложение № 1

к рабочей программе

кружка группы № 6

Список детей подготовительной к школе группы

Ф.И.-ребенка

1

Глущенко Роман

2

Джабраилова Сумайя

3

Кадырова Танзила

Приложение № 2

к рабочей программе

кружка группы № 6

График работы кружка

«Юный эколог» (Экологический кружок)

День недели

Время

работы

Количество детей

Возраст

детей

Руководитель

Среда

15:40 – 16:10

3

человека

 (1 раз

в неделю)

6 – 7 лет

Воспитатели:

Браценюк Галина Викторовна,

Карпова Анна Петровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"

На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства  педагогов. Формой прове...

Семинар - практикум по экологии "Расширение знаний взрослых об экологии и окружающем мире"

Данный материал будет актуален для педагогов дошкольного образования...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»

 Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...