Проект по теме: «Животные жарких стран» для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Коротун Ирина Александровна

Проект по теме: «Животные жарких стран»

для детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx175.78 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 140 "СОЛНЫШКО" ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРЛОВКА" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Проект по теме: «Животные жарких стран»

для детей старшего дошкольного возраста

Picture background

Подготовила:

Коротун И.А., воспитатель 1 квалификационной категории

Горловка, 2024

Тема: «Животные жарких стран»

Цель: расширение и обобщение представлений детей о животных жарких стран через организацию познавательной исследовательской и продуктивной деятельности.

Ключевой вопрос: Кто они, эти диковинные животные? Чем они нас могут удивить?

Выдвижение гипотез

Что мы знаем о животных жарких стран?

  • Животные сами добывают себе еду
  • Животные бывают дикими, бывают дрессированными
  • Лев – самый большой представитель кошачьих в Африке
  • Бегемот живет в воде
  • Жираф – самое длинношеее животное
  • Слон – самое крупное животное

Кто живет в жарких странах?

  • Жираф, носорог, бегемот, обезьяна, верблюд, слон, черепаха, кенгуру, страус, крокодил, лев, леопард, зебра.

Что мы хотим узнать о животных?

  • Какие животные травоядные, а какие млекопитающие?
  • Почему зебра полосатая?
  • Зачем жирафу длинная шея?
  • Самое тяжелое животные на Земле?
  • Почему животные жарких стран не могут жить в северных странах?
  • Самый лучший прыгун на Земле?
  • Страус – птица или животное?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

  • Чтение книг
  • Рассматривание иллюстраций
  • Посещение зоопарка, цирка
  • Просмотр телевизора, программы “Дискавери”; мультфильмов
  • Спросить у взрослого
  • Найти информацию в интернете

Задачи: 

- познакомить с климатическими условиями самого жаркого континента - Африкой, с животными, населяющими ее;

- формировать познавательный интерес к животным жарких стран, их внешнему виду, местообитанию;

- развивать умение отличать животных жарких стран по строению и условиям обитания на планете;

- расширение кругозора ребёнка, его активного словарного запаса.

- развивать любознательность, через познавательно-исследовательскую деятельность, и стремление изучать природу и живых обитателей Земли;

- воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом и творческую саморегуляцию;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Аннотация к проекту.

Проект направлен на расширение кругозора детей. В течение проекта дети познакомятся с расположением Африки на карте мира, на глобусе. Узнают об особенностях природы и о климатических зонах Африканского континента (пустыня, саванна, джунгли). В процессе работы над проектом дети получат более углубленные знания о животных жарких стран, об особенности их строения, передвижения. Научатся рисовать животных и составлять рассказы о них, изготавливать поделки из пластилина, бумаги и других материалов.

Актуальность темы

Одной из наиболее актуальных проблем развития дошкольников является экологическое образование. Дошкольник проявляет активный интерес к природе: животным, растениям, погодным явлениям. Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельность мышления – важные задачи работы с детьми дошкольного возраста.

Животные Африки удивительны и разнообразны. Они привлекают ребят своим внешним видом. В процессе общения с детьми было выявлено, что дети мало знают о животных жарких стран, но есть большое желание узнать о них. В связи с этим был разработан проект «Животные жарких стран». В саваннах Африки обитают слоны, львы, жирафы, зебры, носороги, бегемоты. В тропических влажных лесах обитает множество обезьян, птиц, насекомых, змей. Известно, что дети активно познают то, что для них эмоционально значимо. Надеюсь, что организация ОД, бесед, чтение рассказов, просмотр мультфильмов, слайдовых презентаций о них, разучивание стихотворений, игр, загадок рассматривание и чтение энциклопедий, журналов о жизни животных позволит привлечь внимание дошкольников к данной теме, расширить и систематизировать их знания. Они, несомненно, откроют для себя много нового и интересного.

Механизмы реализации (предполагаемые темы бесед воспитательно-образовательной деятельности):

1.        НАСЕКОМЫЕ – КТО ОНИ ТАКИЕ? Закрепить знания детей о насекомых, развивать зрительную и слуховую память, активизировать, обогащать словарный запас детей по теме

2.        НАСЕКОМЫЕ И ЦВЕТЫ СОЗДАНЫ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА. Иллюстрации насекомых и цветов. Загадки о насекомых. Игра «Насекомые и цветы» с помощью схем и палочек Кюизенера.

3.        ОПАСНЫЕ НАСЕКОМЫЕ. Насекомые хищники. Правила поведения при встрече с насекомыми. Показ картинок опасных насекомых.

4. МЕНЯ УКУСИЛО НАСЕКОМОЕ. Пополнение знаний детей о первой помощи.

Перечни игровых упражнений и заданий: Игры-путешествия "Страна насекомых", "Муравей и его друзья",  физкультурное развлечение «На лесной полянке», настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок», "Дары природы",  игра-викторина "Мир насекомых", экологическая сказка «Сказка о муравьишке», дидактические игры "Летает - не летает", "Четвертый лишний", "Найди пару", "Сложи картинку", "Хорошо-плохо", "Подбери признак", подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», игры на звукоподражание, музыкальный досуг "Пчелки -добрые подружки",  художественная литература (предварительное чтение):  Г. X. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха».

Содержание индивидуальной и самостоятельной работы: дидактические игры, словесные игр, разучивание скороговорок, дыхательные упражнения по теме проекта; самостоятельная работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций к книгам, рассматривание картин художников-анималистов), рисование по трафаретам, разукрашивание раскрасок «Насекомые», игры по правилам на участке, сюжетно-ролевые и театрализованные игры по теме проекта.

Темы консультаций с родителями: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых», «Шестиногие друзья»,  «Расскажите детям о насекомых».

Ожидаемые результаты: 

- познавательные: ребенок способен объяснять экологические зависимости; устанавливать связи и взаимодействия человека с природой; способен к исследованию объектов природы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; способен различать и называть насекомых:  бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика; способен уверенно действовать по образцу (инструкции) педагога в процессе создания образа и описания продукта собственной художественно-творческой деятельности; способен к составлению описательного или творческого рассказа о насекомых; демонстрирует устойчивый интерес к представителям животного мира — насекомым; имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).

- теоретические: будут проведены занятий на экологической тропе, на улице; проведены наблюдений за живой природой; сбор и обобщение материала, показ презентации - фотоотчёт по проделанной работе.

- практические: будут изготовлены дидактические пособия для проведения занятий будет разработан сценарий экологической сказки «Сказка о муравьишке», показана презентация “Наши соседи- насекомые”; изготовлен альбом рисунков «Насекомые на нашем участке»; подготовлены атрибуты для музыкального и физкультурного развлечения, организована выставка рисунков и поделок «Букашечки-таракашечки», разучены стихотворения о насекомых, создан лэпбука «Насекомые».

Выводы по проекту: Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.

В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.

По результатам проекта было выявлено, что:

  1. Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
  2. У детей возникло желание наблюдать за насекомыми, любоваться и т. д. ;
  3. У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью.
  4. На основании проведенных исследований дети пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
  5. Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни.
  6. В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание. У них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам.
  7. Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе.

Приложения к проекту

Беседа «Насекомые – кто они такие?»

Цель: расширение представления о насекомых, ознакомление с их разнообразием.

Ход беседы: Воспитатель: Дети, а вы знаете, кто такие насекомые? (Ответы детей).

Воспитатель: Самый многочисленный класс животных на земле – это класс насекомые. Стрекозы и бабочки, мухи и жуки, кузнечики и пчелы – все это насекомые. Многие из них совершенно разные, но все они имеют три одинаковых признака, отличающих их от всех остальных видов животных.

Первый признак – это наличие шести ног. Именно поэтому, живые организмы-многоножки не относятся к насекомым.

Второй признак – это присутствие на теле насекомого насечек (внешне это выглядит так, будто тело насекомого поделено на отдельные членики). Не лишним будет узнать, что название «насекомые» означает «насеченные», что говорит само за себя.

Третий признак отличия – это возможность выделить в теле насекомого трех частей: головы, груди и брюшка. Это разделение присутствует у всех насекомых, однако у некоторых из них тяжело этот признак обнаружить сразу – нужно будет очень хорошо присмотреться.

Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и подземное пространство, пустыни и места вечной мерзлоты. Правда, некоторые насекомые настолько маленькие, что для того, чтобы их увидеть, понадобится микроскоп! Многие насекомые прячутся в трещинах и щелях, под корой деревьев или камнями. Поэтому нам кажется, что насекомых не так много, как есть на самом деле.

Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые - наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? (Ответы детей).

Взять хотя бы муравьев. Один муравей - крошка, его не заметишь сразу; а в большом муравейнике их столько, что, если мерить ведрами, получится несколько ведер. Или сколько комаров на болоте? Целая туча! А если приглядишься на лугу, то на каждом цветке или пчела, или бабочка, или шмель, или муха сидят. Но не только своим множеством замечательны насекомые, а еще и многообразием. Сейчас я проверю, каких насекомых вы знаете. Я вам загадаю загадки.

1. У кого вся спинка в точках?

Кто пасётся на листочках?

Кого мы просим,

Подняться в небо,

И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка)

2. Побежали по дорожке,

Чьи — то маленькие ножки!

А на ножках, посмотри,-

Груза больше раза в три!

И почти не вижу я,

Под поклажей … (Муравья)

3. На цветке сидит цветочек,

В два всего лишь лепесточка.

Лепестки цветные,

По краям резные!

Посидит и улетает.

Если кто не угадает,

То подскажет мамочка:

«Да ведь это …» (Бабочка)

4. В зелёных мундирах,

В траве на лугах.

Живут музыканты,

На длинных ногах. (Кузнечики)

5. Красно-бурый, жёсткокрылый.

Хоть вредитель — с виду милый.

Начиная майский лёт,

Он гудит как самолёт. (Майский жук)

6. Насекомое — в почёте,

Целый день она в полёте,

Опыляет все цветы,

Чтоб медку отведал ты. (Пчела)

7. Холодный взгляд в полоску брюшко,

Но пчёлкам вовсе не подружка,

Ужасна нам её краса.

Летит коварная …(Оса).

8. Разрешенья не спросил,

Подлетел — и укусил! (Комар)

Воспитатель: Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают интересные наблюдения в энциклопедиях. Интересные подробности из жизни насекомых можно узнать на страницах энциклопедии. Вот, например, задние ноги у кузнечиков очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Но вот кузнечику почудилась опасность - он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась - так быстро выпрямляются эти ноги - скачок - и он уже далеко. Попробуй, поймай прыгуна! А у пчел на ногах - целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы. А что и как едят насекомые? (Ответы детей).

Кузнечик грызет травинку. Зубов у кузнечика нет, он грызет челюстями с твердыми зазубринками. Грызть и откусывать умеют жуки, тараканы. А вот бабочки не умеют. Рот у них устроен совсем по-другому. Рот бабочки - это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. А у шмеля нет хоботка. Как же он достает нектар? (Ответы детей). У шмеля есть длинный гибкий язычок. Он язычком слизывает вкусный нектар.

Сколько крыльев у насекомых? (Ответы детей). У стрекозы сразу видно 4 крыла. У бабочек, пчел, ос - тоже две пары крыльев. А вот у майского жука не сразу увидишь все крылья. Он сначала приподнимает жесткие блестящие надкрылья, а из-под них разворачиваются прозрачные крылышки. А у мухи и комара два крыла, но летают они не хуже, напротив, мухи считаются лучшими летунами.

А какие удивительные у насекомых глаза! Муха посматривает своими глазами во все стороны. Еще крупнее глаза у стрекозы - это два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей и, как летчик-истребитель, следит за всем, что находится в воздухе. Но есть насекомые, у которых глаза очень малы. Например, у гусеницы совсем крохотные глазки, и видит она плохо. Бывают совсем слепые насекомые, их можно встретить в пещерах, у них нет глаз. Каким же образом они в темноте вслепую находят пищу? (Ответы детей). А очень просто: на слух, на ощупь, на нюх.

Насекомые умеют усиками принюхиваться. Усики чувствуют запахи за несколько километров. А кузнечики и сверчки умеют слушать ногами: у них уши - на передних ногах. А у многих ночных бабочек уши - на животе. А кузнечики и сверчки стрекочут, проводя крылом по зазубринкам другого крыла - все равно, что ногтем по расческе. Но самое главное чудо свершается, когда появляются новые молодые насекомые. У бабочки из яичка появляется личинка, которая называется гусеница. Гусеница превращается в куколку. И вдруг из невзрачной куколки вылезает и расправляет крылья яркая и красивая бабочка.

Много интересного можно узнать о жизни насекомых. Ученые постоянно узнают о них что-то новое. А насекомых такое множество! И сколько еще неизвестных тайн хранит мир насекомых!

Беседа "Опасные насекомые»

Цель: Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых.

Задачи:

- уточнить знания детей о насекомых.

- активизировать словарь по теме.

- совершенствовать умение составлять предложение из слов.

- развивать умение обосновывать свои суждения.

- формировать самоконтроль и самооценку

- развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.

- развивать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей.

- развивать умение подчинять свои действия инструкциям.

- воспитывать бережное отношение к насекомым.

- совершенствовать коммуникативную готовность к обучению.

Воспитатель. Где бы мы ни находились – в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми

Когда в душистом сквозняке

Присядешь летом в сосняке,

Внимательно вглядись вокруг

Ты многое заметишь, друг.

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок.

И собирает мед пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь.

Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

- Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).

- Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса – это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

- Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …)

- Как вы определили, что это оса? (У осы…).

- Как вы узнали муравья? (У муравья…).

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

- Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).

- Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.

Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

- А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц

- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой?

Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое – тлю. Божью коровку надо беречь.

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)

- Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат – не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошенных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.

- Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

- Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

- Крылья бабочки. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

- А где дом у бабочки?

У муравья дом - …(муравейник)

У пчелы - …(улей)

Нет у бабочки дома. Дом для нее – каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать мир.

И бабочки, и мухи, и жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи, но какая-то часть все равно уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы.

- Гусеница – это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.

- У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса – хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей – мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.

- У самого берега заросшего водоема, среди тростника, камышей и хвощей быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы – дневные хищные насекомые. Свои личинки стрекозы откладывают в воду. Личинки этих насекомых – страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких рыбок. Через один – три года личинки превратятся во взрослых стрекоз, способных жить на суше.

- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка).

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

Сценарий физкультурного досуга «На лесной полянке»

Цели: сохранение и укрепление здоровья детей, развитие психоэмоциональной сферы.

 Задачи: повышать интерес у детей к занятиям физической культурой,                                  совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, развивать физические качества детей: быстроту, ловкость, способность ориентироваться в пространстве, развивать у детей воображение, умение разгадывать загадки, расширять словарный запас детей.

Оборудование: гимнастические скамейки, шнуры, стойка с натянутой резинкой, мешочки по количеству детей, обручи на стойках.

Ход:

ИФК: Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие на лесную полянку, где живёт очень маленький народ. Он прячется в траве и цветах. Кто же это? Насекомые. Сейчас мы с вами прогуляемся до полянки по лесным тропинкам. Приготовились. Идём.

Мы шагаем, мы играем прямо по дорожке,                                                      Хорошенько поднимаем выше наши ножки!

Ходьба, высоко поднимая ноги.

Вот по кругу мы идём. Раз, два, три. Раз, два, три. (Ходьба по кругу)

На носочках мы идём. Раз, два, три. Раз, два, три. (Ходьба на носочках)

Быстрым шагом мы идём. Раз, два, три. Раз, два, три. (Ходьба быстрым шагом)

А теперь бегом, бегом. Раз, два, три. Раз, два, три. (Быстрый бег, с переходом на ходьбу)

Остановитесь, встаньте в круг. Так, чтоб ровным был наш круг. Раз, два, три. Раз, два, три. (Построение в круг)

ИФК: Вот мы и на полянке. Посмотрите, я вижу уже одно насекомое. Отгадайте, какое.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Комплекс ОРУ «Бабочка».

1. «Бабочки машут крыльями». И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1,3 – руки вверх через стороны; 2,4 – и. п.

2. «Бабочки летят». И. п. – то же. 1,3 – наклон туловища вперед, руки в стороны; 2,4 – и. п.

3. «Бабочки сели на цветы». И. п. – то же. 1,3 – присесть, руки на колени, голову опустить; 2.4 – и. п.

4. «Бабочки качаются на цветах». И. п. – то же. 1,3 – наклон туловища вправо (влево); 2,4 – и. п.

5. «Прыжки». И. п. – о. с., руки на поясе. Прыжки на двух ногах в чередование с ходьбой на месте.

6. «Бабочки пьют пыльцу». И. п. – о. с. 1,3- вдох через нос «трубочкой»; 2,4 – и. п. – выдох носом.

ИФК: Вот ещё одно насекомое.

Целый день она летает,

Мне спокойно жить мешает,

Прожужжала возле уха

И на стол уселась …(муха)

Игра «День – ночь».

На сигнал «День» дети бегают по залу со звуком «зззззз». На сигнал «Ночь» замирают на месте. Кто шевельнётся, тот выходит из игры.

Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга…(муравей.)

Ползание по гимнастической скамейке на ладонях о коленях с мешочком на спине.

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.

Прыжки на двух ногах через шнуры, затем через препятствие.

Громко я жужжу, летая,

Мёд целебный собирая.

Всем полезна и мила

Хлопотливая    (пчела).

Пролезание в «улей» - обруч, стоящий вертикально.

Растянул он свои сети,

Даже муха не заметит -

Попадётся на крючок,

А поймает ... (паучок)

Пальчиковая гимнастика «Паучок».

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Кисти свободно опущены, выполнить стряхивающее движение.

Паучков на землю смыл.

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Солнце стало пригревать,

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены,                                    качаем руками.

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Действия аналогичны первоначальным.

ИФК: Вот сколько насекомых мы увидели. А сейчас поиграем в игру «Двигайся как …».

Дети двигаются свободно по залу.

На сигнал «Бабочка» - бегают, широко размахивая руками;

На сигнал «Кузнечик» - прыгают на двух ногах с остановкой;

На сигнал «Жуки летают» - бегают по залу, помахивая полусогнутыми руками и жужжа;

На сигнал «Жуки барахтаются» - лёжа на полу, машут руками и ногами;

На сигнал «Стрекоза» - бегают, расставив руки в стороны;

На сигнал «Пауки» - ходят на руках и ногах, животиком кверху.

ИФК: Давайте покажем и расскажем весёлое стихотворение про насекомых.

На полянке я сижу,

Во все стороны гляжу.

Сидят на коврике, опираясь на руки, поворачивают голову сначала налево, затем направо.

Сколько насекомых здесь!

Руки через верх разводят в стороны.

Всех, пожалуй, и не счесть.

Вот пчела, а вот оса,

Поочерёдно загибают пальцы на каждое название насекомого на двух руках одновременно.

Это бабочка — краса.

Муравей и стрекоза,

Попрыгунья, егоза.

Все спешат, все трудятся,

Поочерёдно ударяют кулаками и ладонями.

А она красуется!

ИФК: Вот и закончилась наша прогулка на полянку. Давайте возвращаться в детский сад.

Консультация с родителями «Первая помощь при укусах насекомых»

Во время прогулок ребенка может укусить насекомое или клещ. Летом выводят детей на познавательные прогулки в парк, лес, поле. Чтобы прогулка доставила только радость, следует заблаговременно принять профилактические меры – воспользоваться репеллентами, которые разрешены дошкольникам, предупредить родителей о подходящей для детей одежде и обуви. Детям важно рассказать об опасностях, которые могут поджидать их во время выходов на природу – ядовитых растениях и ягодах, агрессивных животных, жалящих и кусающих насекомых и клещах. Большинство насекомых и клещей наиболее активны весной и первой половине лета. Объясните детям, как вести себя рядом с пчелами, осами и другими насекомыми. А если ребенка все-таки укусило насекомое или клещ – окажите помощь.

Укусы перепончатокрылых – пчел, ос, шмелей, шершней

Насекомое наносит укол при помощи жала, через которое впрыскивает секрет ядовитых желез.

Как проявляется укус. Местная реакция при ужалении:

  • резкая боль;
  • зуд и жжение;
  • краснота и отек.

Длительность местной реакции 1–8 суток.

Наиболее опасны укусы в полость рта, глотку. Это может произойти, если ребенок случайно проглотит насекомое с напитком или едой. В этом случае может развиться отек, который закроет дыхательные пути и приведет к асфиксии.

Внимание

Главная опасность при укусе перепончатокрылых – развитие анафилактического шока

При множественных укусах возможна токсическая реакция: крапивница, температура, резкая головная боль, рвота, иногда бред и судороги.

Аллергическая реакция возникает примерно у 1–2% людей, и для ее развития количество яда значения не имеет, достаточно ужаления одного насекомого.

Первая помощь при ужалении

Если ребенка ужалила пчела, оса, шершень или шмель:

  1. Осмотрите место укуса. Ели в ранке осталось жало – аккуратно вытащите его пинцетом.
  2. Промойте место укуса холодной водой, приложите к нему холод.
  3. Успокойте ребенка, напоите теплым чаем.
  4. Если ребенок аллергик или если место укуса быстро и сильно отекает – дайте антигистаминный препарат в возрастной дозе.

Если насекомое укусило ребенка в полость рта:

  1. Попросите ребенка прополоскать рот, горло холодной водой.
  2. Дайте антигистаминный препарат в возрастной дозе.
  3. Срочно обратитесь за медицинской помощью.

В неотложной медицинской помощи нуждаются также дети:

  • с множественными укусами;
  • выраженными аллергическими реакциями;
  • при любом изменении общего самочувствия даже после единичного укуса.

Профилактика

Объясняйте детям, что пчела, оса, шершень и шмель жалят для защиты. Расскажите, как себя вести, чтобы не спровоцировать укус:

  • не трогать насекомых;
  • не махать руками, не совершать резких движений;
  • не есть рядом с ними сладкое.

Укусы кровососущих насекомых – слепней, комаров, мошек

Укусы кровососущих насекомых менее болезненны, эти насекомые не имеют ядовитых желез, а при укусе впрыскивают антикоагулянт – вещество, которое препятствует свертыванию крови. Это вещество и вызывает зуд и другие реакции организма человека.

Внимание

Главная опасность укуса кровососущих насекомых – заражение туляремией, малярией, лихорадкой Западного Нила

Одни из самых крупных кровососущих насекомых – слепни. Они могут быть переносчиками туляремии – инфекционного заболевания, которое протекает с лихорадкой, воспалением лимфатических узлов и места укуса.

Комары повсеместно переносят малярию, а в южных районах России – лихорадку Западного Нила. Мошки могут стать переносчиками онхоцеркоза (гельминтоза).

Как проявляется укус

Типичная местная реакция при укусе:

  • сильный зуд;
  • покраснения кожи;
  • болевые ощущения.

Первая помощь

Главная задача при укусах кровососущих насекомых – снять отечность и зуд. Из-за зуда дети расчесывают места укусов и заносят в ранки инфекцию, что грозит нагноением. Для предотвращения расчесов и инфицирования, ранки обрабатывают антисептиком. При укусе слепня желательно приложить холод. Для уменьшения зуда можно использовать гель Фенистил.

Если отеки выраженные, а зуд сильный – можно дать ребенку антигистаминное средство внутрь.

В средней полосе России укусы кровососущих насекомых редко вызывают серьезные осложнения. Обратиться за медицинской помощью следует в следующих случаях:

  • насекомое застряло в ухе или под веком ребенка, вызывает отек и сильное раздражение, нагноение;
  • развивается сильная аллергическая реакция (сыпь, затрудненность дыхания, тошнота, рвота, судороги);
  • место укуса загноилось и опухло.

Профилактика

В отличие от пчел и ос кровососущие насекомые целенаправленно ищут жертву. Чтобы защитить детей, можно использовать репелленты (для детского возраста, предпочтительнее с действующим веществом ИР3535), а для познавательных прогулок просить родителей выбирать одежду из плотной ткани либо материала с особым плетением нитей, которое не допускает проникновения ротовых частей насекомого к поверхности тела ребенка. Возможен вариант защиты с помощью двух рубашек: нижняя из крупноячеистого объемного трикотажного полотна (хлопчатобумажной пряжи), верхняя – из тонкого и прочного мелкоячеистого трикотажного полотна. В этом случае между поверхностью одежды и телом образуется пространство, которое превосходит по глубине длину хоботка нападающих кровососов.

Укусы клещей

Клещи относятся не к насекомым, как ошибочно считают многие, а к паукообразным. На территории России клещи распространены повсеместно.

Как проявляется укус

Клещ присасывается незаметно: при укусе он впрыскивает анестезирующее вещество. Обычно человек начинает испытывать зуд или боль раньше, чем клещ напьется крови и отвалится. Типичная местная реакция – небольшое покраснение или полное отсутствие следов на коже, кроме небольшой дырочки в месте, где был хоботок. Место укуса может незначительно воспалиться.

Клещи переносят опасные инфекции, среди которых – клещевой энцефалит, боррелиоз, Крымская геморрагическая лихорадка и др.

Если клещ инфицировал человека боррелиозом, на месте укуса появится эритема, которая будет постепенно увеличиваться. Внешний вид эритемы напоминает кольцо – отчетливая кровавая кайма вокруг пятна на коже, светлая внутренняя часть между пятном и каймой.

Первая помощь

На сайте Роспотребнадзора (rospotrebnadzor.ru) размещены рекомендации по профилактике укусов клещей в текущем сезоне. Врачи рекомендуют удалять клеща в травматологическом пункте. Если это невозможно, удалять клеща следует так:

  1. Захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и держа строго перпендикулярно поверхности укуса повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов.
  2. Место укуса продезинфицировать любым пригодным для этих целей средством (70%-ный спирт, 5%-ный йод, одеколон).
  3. После извлечения клеща тщательно вымыть руки с мылом.
  4. Если на коже осталась черная точка (произошел отрыв головки или хоботка), обработать это место 5%-ным йодом и оставить до естественной элиминации (удаления).

Факт

По данным Роспотребнадзора, в 2016 году клещевым вирусным энцефалитом заболели 2035 человек, клещевым боррелиозом – 6103 человека

Удаленного клеща следует поместить в чистую посуду с крышкой (пробирку, пузырек, баночку и т. п.), в которую предварительно положить чуть смоченную водой бумажную салфетку или вату, и доставить на исследование в микробиологическую лабораторию ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или иные лаборатории, которые проводят такие исследования.

Профилактика

Воспитателям необходимо соблюдать меры противоклещевой защиты. Собираясь с детьми на экскурсию или поход в лесную зону, нужно придерживаться следующих правил:

  1. выбирать одежду светлых тонов (на ней клещи заметнее) с длинными рукавами, желательно с манжетами на резинке. Лучше всего для походов в лес подходят комбинезоны;
  2. штанины брюк заправить в сапоги или в носки;
  3. футболку или рубашку заправить за пояс;
  4. голову и шею защитить с помощью головных уборов, шарфов, косынок;
  5. каждые полчаса-час осматривать детей на наличие клещей;
  6. не разрешать детям приносить из леса цветы.

После прогулки полностью осмотреть каждого ребенка, уделяя внимание заушной области, подмышечным впадинам, области живота, паха, подколенных ямок.

Для защиты от клещей используют отпугивающие средства – репелленты. Перед использованием препаратов следует ознакомиться с инструкцией и удостовериться, что их можно применять детям.

В эндемичных по клещевому энцефалиту районах необходима плановая вакцинация от этой инфекции. Прививку можно сделать в прививочных пунктах на базах поликлиник, медсанчастей после консультации врача.

После укуса клеща, который произошел на неблагополучной по клещевому энцефалиту территории, непривитому пострадавшему по показаниям проводят серопрофилактику – вводят человеческий иммуноглобулин против клещевого энцефалита в течение 96 часов после присасывания клеща.

Приложение

Первые признаки некоторых клещевых инфекций

Заболевание

Характеристика

Первые признаки

Клещевой вирусный энцефалит (КВЭ)

Острая вирусная инфекционная болезнь. Характеризуется преимущественным поражением центральной нервной системы. Инкубационный период заболевания составляет до 23 дней, в среднем 1–2 недели. В зависимости от формы заболевания возможно как полное выздоровление, так и инвалидность, смерть

Озноб, сильная головная боль, тошнота, температура тела 38–39 °С, боли в области надплечий, спины. У детей в начале заболевания иногда наблюдается эпилептический припадок

Моноцитарный эрлихиоз человека (МЭЧ)

Природно-очаговая трансмиссивная инфекция. Поражает кожу, печень, ЦНС и костный мозг. Возможно двухволновое течение. Инкубационный период продолжается до 29 дней, в среднем 13 дней. Прогноз заболевания у детей в большинстве случаев благоприятный

Озноб, температура до 38–40 °С, сильная головная боль, воспаление дыхательных путей. Характерны: покраснение лица, склер и конъюнктив, слизистых оболочек ротоглотки. Нередки тошнота и рвота. Печень и селезенка увеличиваются. В месте присасывания клеща может появиться сначала пузырек, а затем небольшая язвочка, покрытая темной коркой

Гранулоцитарный анаплазмоз человека (ГАЧ)

Острое инфекционное заболевание. Инкубационный период составляет до 23 дней, в среднем – 13 дней. Возможно развитие острого безжелтушного гепатита. У всех заболевших в период лихорадки отмечается поражение почек. При своевременном лечении прогноз благоприятный

Острое начало. Высокая температура. Слабость, головная и мышечные боли. Урежение пульса, понижение артериального давления

Инфекционный клещевой боррелиоз (болезнь Лайма)

Инфекционное заболевание. Поражает кожу, нервную систему, суставы; нередко принимает затяжное и хроническое течение. Инкубационный период может продолжаться до 35 дней, в среднем составляет 7–14 дней.

Первый возможный симптом – появление на коже эритемы – участка покраснения округлой формы, с ровными краями. Покраснение редко сопровождается зудом. В течение

 

Волнообразное течение. Раннее начало лечения позволяет сократить длительность течения болезни и предупредить развитие поздних стадий заболевания. На поздней стадии болезни лечение не всегда успешно, в частности при поражении нервной системы

нескольких дней пятно увеличивается, в центре появляется участок просветления. Образовавшаяся картина описывается как кольцевая эритема. Другие симптомы – лихорадка, головная боль, боли в мышцах и суставах

Крымская геморрагическая лихорадка (КГЛ)

Острое инфекционное заболевание, которое сопровождается лихорадкой, множественными кровотечениями. Инкубационный период зависит от способа заражения вирусом. В результате укуса клеща составляет 1–3 дня. При своевременно начатом лечении прогноз благоприятный

Внезапное начало заболевания. Температура до 39–40 °С, общая слабость, головная боль, озноб, тошнота. Петехиальная сыпь в виде пятнышек красного, пурпурного или фиолетового цвета появляется, как правило, одномоментно на 2-4-е или 5-7-е сутки болезни

Туляремия

Инфекционное заболевание. Другие его названия – чумоподобная болезнь, малая чума. Поражает лимфатические узлы, кожный покров, иногда глаза и легкие. Характерный признак любой формы туляремии – бубон (увеличение лимфатического узла вследствие воспаления). Инкубационный период составляет в среднем 3–7 дней. Прогноз в большинстве случаев благоприятный

Острое начало. Озноб, высокая температура, головная боль, головокружение, мышечные боли. Нарушение сна, повышенная потливость. Выражен синдром интоксикации: отсутствует аппетит, наблюдаются тошнота и рвота. Возможно покраснение глаз. С третьего дня болезни может появиться сыпь

Возвратный клещевой тиф

Трансмиссивное инфекционное заболевание. Характерны множественные приступы лихорадки, разделенные периодами апирексии (нормальной температуры). Инкубационный период продолжается до 20 дней, в среднем составляет 11–12 дней. Количество приступов может составлять 10–12 и более. Прогноз в большинстве случаев благоприятный

В месте укуса клеща через несколько минут появляется розовое пятно, затем узелок (папула) диаметром около 5 мм с геморрагическим ободком. Первые симптомы – высокая температура тела, озноб, сильная головная боль, характерны возбуждение, бред, галлюцинации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста»

Наиболее эффективно решить проблему дезадаптации к школьному обучению можно путём проведения профилактической работы с детьми старшего дошкольного  возраста....

Экологический проект на тему «Наш друг-природа» (для детей старшего дошкольного возраста)

Наш друг-природа. Экологический проектЦель проекта: формирование экологической культуры старших дошкольников.Задачи проекта: познакомить детей со способами   сохранения  окружающей прир...

"Помогаем Айболиту" (конспект логопедического занятия по лексической теме "Животные жарких стран" с детьми старшего дошкольного возраста)

Конспект открытого логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возрастаПомогаем Айболиту (лексическая тема: Животные жарких стран)Цель: закреплять знания детей о животных жарких стран.Задачи...

Презентация к занятию по теме "Животные жарких стран" для детей старшего возраста.

Презентация к занятию по теме "Животные жарких стран" для детей старшего возраста.Составила воспитатель: Гладкина М.А.МКДОУ Д/с №8 г.Коркино...

Конспект игры по теме «Дикие животные разных стран» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий игры «Поле чудес» по теме «Дикие животные разных стран» для детей старшего дошкольного возраста...

Технологическая карта по развитию речи на тему: "Животные жарких стран" для детей старшего дошкольного возраста

Технологическая карта занятия по развитию речи на тему:" Животные жарких стран"...