Педагогическая мастерская для педагогов
материал (старшая группа)
"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya.pptx.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №20
имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
(МОУ ГИМНАЗИЯ №20) * ОГРН – 1035005007070
Адрес: 140 006 г. Люберцы тел. (495) 554-45-96
Московской области (495) 554-30-47
ул. Южная, 20 факс (498) 553-96-45
e-mail: lbrc_ gimnaziya20@mosreg.ru
«Педагогическая мастерская»
Предоставление опыта работы для педагогов
Тема: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Подготовила и провела:
воспитатель Симонова В.Н.
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений»
Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу дошкольного образования детей. Работа по развитию логическому мышлению для дошкольников составляются, используя дидактические игры и упражнения.
Ключевые слова: логическое мышление, игра, анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Новая ступень дошкольного образования отдаёт предпочтению обеспечения качества образования в дошкольный период, это показывает необходимость решения проблем умственных действий, способов и средств развития логических приемов, учитывая потребности и интересы ребёнка.
Основная деятельность детей дошкольный возраст — игра. В игре легко приобретаются знания, умение, навыки, при проблемной игровой ситуации проще заинтересовать ребёнка, он быстрее запоминает материал, вот почему развивать логическое мышление у детей дошкольного возраста необходимо с использованием дидактических игр и упражнений.
Так как игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, то она влияет на развитие произвольности психических процессов. Во время игры ребёнок сосредотачивается лучше и запоминает больше. Дидактические игры и упражнения могут служить составной частью занятий. Они способствуют усвоению, закреплению знаний, овладению новой познавательной деятельностью. Дошкольник осваивает признаки предметов, учится классифицировать, обобщать, сравнивать, анализировать. Воспитатель, систематически проводя с детьми игры и упражнения и усложняя материал с учетом возрастных и индивидуальных особенностей,
включая в содержание дидактических игр и упражнений элементы логики;
сообщает доступные знания, развивает необходимые умения, совершенствует психологические процессы, развивает логическое мышление детей дошкольного возраста Дидактические игры и упражнения можно широко использовать на занятиях, в режимных моментах, в совместной творческой и самостоятельной деятельности детей. Руководя дидактической игрой, воспитатель использует разнообразные формы организации детей.
В ходе формирования логического мышления детьми дошкольного возраста важное место отводится развивающим средствам:
игровым методам в познавательной деятельности: методика ТРИЗ, игровые ситуации лото, парные картинки, мозаики и т.д. Игры со счетными палочками развивают движения рук, пространственные представления. Во время игр и упражнений, так же можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете, пальчиковые игры - эти игры, которые воздействуют на деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и формированию логического мышления.
Дидактические игр и упражнения способствуют развитию таких операций, как анализ, синтез, сравнение и обобщение : «Угадай, какой цветок спрятан», «Выкладываем сюжеты», «Чудо крестики», «Логический поезд», «Назови одним словом» и т. д. В период формирования логического мышления важно научить ребёнка делать пусть маленькие, но в тоже время собственные открытия, что потом содействует их развитию, упрочению логических связей.
Предлагаю подбор дидактических игр и упражнений:
1) «Семья»
Подбираются картинки с изображением животных и даётся задание собрать большую семью.
2) «Любимая еда»
Подбираются картинки с изображением животных и пищи для них. Задание разложить каждому животному его любимую еду.
3) «Мама для малыша»
Перед детьми раскладываются картинки домашних животных и отдельно картинки их детёнышей, предлагается найти маму малышу.
5) «Волшебный мешочек»
В мешочек подбираются игрушки разных цветов. На столе лежат картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.
6) «Собери друзей»
Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Воспитатель просит рассмотреть их и разложить на группы.
7) «Сложи картинки»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Необходимо разложить картинку по порядку развертывания событий.
8) «Чередование»
Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например за цветом или форме
9) «Кто быстрее»
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета.
Упражнение на развитие скорости мышления.
Можно поиграть и в такую игру: вы будете начинать слово, а ребёнок - его заканчивать. " что я хочу сказать
Таким образом, наиболее эффективными средствами развития логического мышления детей дошкольного возраста являются дидактические игры и упражнения. Усвоение знаний, различных умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения различных видов игр и игровых ситуаций в процесс обучения. Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.
Список литературы
Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : Владос, 2009. – 226 с.
Богуславская З. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2014. – 213 с.
Как развивать логическое мышление дошкольника [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://otdixai.com.ua/Kak_razvivat_logicheskoe_myshlenie_doshkolnika (дата обращения : 14.09.2017).
Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей / А. А. Смоленцева, О. В. Суворова. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. – 122 с.
Шорина С. В. Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики / С. В. Шорина. – М. : АВАНТА, 2014. – 218 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015
Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...
Педагогическая мастерская «Использование современных педагогических технологий в освоении речевого этикета старшими дошкольниками»
Раскрывается сущность кейс-технологии, и её использования в освоении речевого этикета....
педагогическая мастерская - инновационные педагогические технологии
Технология Клубный часТехнология "Квест игра"...
Французская педагогическая мастерская «Имидж педагога дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт. ПЕДАГОГ»
В методической разработке предлагается вариант ознакомления педагогов с текстом профессионального стандарта "Педагог" , через использование интерактивной формы французская мастерская...
Педагогическая мастерская «Помоги себе сам»- площадка для саморазвития и самореализации творческой индивидуальности педагога
из опыта проектирования и реализации профессионального взаимодействия...
Педагогическая мастерская «Оригами, как эффективное средство развития конструктивных умений в работе педагога с детьми старшего дошкольного возраста»
В докумете "ССЫЛКИ" можно перейти на видео мастер класс и презентацию...