Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников.
консультация (средняя группа)

Жердева Анна Эдуардовна

Народные игры-источник мудрости.

Я считаю, что русская народная игра - одно из средств воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста . И вот почему! Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 30-50лет назад. Может быть поэтому в мире информатики, робототехники, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И напрасно! В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников.

Народные игры-источник мудрости.

Я считаю, что русская народная игра - одно из средств воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста . И вот почему! Современный мир сложен и многообразен. Сегодняшние дошкольники совсем не похожи на детей, которые ходили в детские сады 30-50лет назад. Может быть поэтому в мире информатики, робототехники, гаджетов не нашлось места такому традиционному средству педагогики, как народные игры. И напрасно! В жизни русского народа игры и игрища с глубокой древности занимали ведущее место. Действиями игры люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих делах. Древняя игра есть магический ритуал, в котором желаемое изображается за действительное, настоящее проецируется на будущее.

Хороводные игры

Неоспорима важность хороводных игр в нравственно-патриотическом воспитании, в развитии родного языка, а также в художественном развитии дошкольников. Возможность использования хороводов для творческого развития ребенка обусловлена широким набором выразительных средств таких игр и свободой выбора форм участия детей в них. Хороводная игра способствует выполнению индивидуальных проявлений практически всех дошкольников в условиях совместной деятельности.

Это возможность не только петь и танцевать вместе со взрослыми, но подражать им. Хороводная игра как культурный феномен не только учит, но и развивает, воспитывает, социализирует, а также формирует нравственные и патриотические чувства.

Народная игра в воспитании ребенка

Чем хороши народные игры для детей? Народная игра - уникальный феномен «общечеловеческой культуры». Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. Народная игра- важнейшее средство всестороннего воспитания ребенка.

Народные игры охватывают все образовательные области. Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Позже когда человеческая жизнь изменилась, считалка перешла в детскую игру. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Считалки

1,2,3,4,5 Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела и тебе водить велела.

Пчелы в поле полетели, зажжужали загудели. Сели пчелы на цветы, мы играем водишь ты.

Шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети. Кукушата просят пить, а тебе водить.

Поиграем в народные игры

«Кукушка» (народная игра донских казаков)

Игру начинают со среднего возраста (4-5 лет) . С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга. Ему завязывают платком глаза.

Цель игры: развивать слуховое внимание, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость.

Материалы : платок.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и поют :

К нам кукушка в огород Прилетела и поет. Ты кукушка не зевай Кто кукует отгадай.

Дети останавливаются. Воспитатель показывает на того, кто будет куковать. Ребенок пропевает «Ку-ку» . Водящий должен угадать по голосу. Тот, чей голос узнали, становится водящим.

«Бабушка Маланья» (русская народная игра)

С помощью считалки выбирается ведущий, который встает в середину круга, на него надевают фартук и платок (бабушка Маланья) . Игру можно начинать вводить с младшей группы (3-4 года) .

Цель игры: приучать детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом, учить детей двигаться в заданном направлении, доставить детям радость. Эта игра может также использоваться как корректирующая для снятия эмоционального напряжения.

Материалы : фартук и платок.

Ход игры: Дети идут хороводом, имитируя движения и приговаривая :

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей (дети встают лицом в круг)

И все без бровей. (дети закрывают ладонями брови)

Вот с такими глазами, (широко раскрывают глаза)

Вот с такими ушами, (показывают уши, как у слона)

Вот с такой головой, (соединяют руки над головой)

Вот с такой бородой! (показывают длинную бороду)

Они не пили, не ели,

Целый день сидели, (дети присаживаются)

Друг на друга смотрели, (поворачивают голову в разные стороны)

Делали вот так!

 

При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение, становится ведущим. Движение должно быть забавным.

«Заря-заряница»(русская народная игра)

Заря-заряница

Красная девица.

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи не простые ,

Ленты голубые

Раз,два-не воронь,

А беги ,как огонь

Ребенок- «Заря» ходит за кругом с лентой,незаметно кладет ленту на плечо

После сигнала»Раз,два-не воронь ,а беги ,как огонь», бегут в разные стороны

Игра «Звонари»  А играли на Руси в нее так. Выбирались двое ребят: один с колокольчиком - звонарь, другой – «жмурка». Все играющие вставали в круг, а звонарь и жмурка выходили на середину круга. «Жмурке» завязывали глаза. Звонарь приговаривая: «диги- дон, диги-дон, отгадай откуда звон!»- увертывался от жмурки, который по звуку колокольчика пытался его поймать и обхватить пояском.

Игра «Колечко»   На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается три- четыре раза, стоя на одном месте, Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руки со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить. Правила: Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя; Водящий говорит слова: «я иду искать» - с закрытыми глазами; играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.

Заключение

Завершить хочется известным изречением: если вы хотите узнать душу народа, - приглядитесь , как и чем играют дети. К сожалению, народные игры почти исчезли из обычной жизни. Поэтому наша задача, как педагогов сделать этот вид деятельности частью жизни детей в детском саду, тем самым сохраняя наши народные традиции !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"

В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу.  Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...

Публикация « ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАРОДНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ »

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общест...

Методическая разработка "Русские народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников"

laquo;…САМЫМ ВЫСОКИМ  ВИДОМ ИСКУССТВА,САМЫМ ТАЛАНТЛИВЫМ, САМЫМ ГЕНИАЛЬНЫМЯВЛЯЕТСЯ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО, ТО ЕСТЬ ТО,ЧТО НАРОДОМ СОХРАНЕНО, ЧТО ЗАПЕЧАТЛЕНОНАРОДОМ, ЧТО НАРОД ПРОНЕС ЧЕРЕЗ СТОЛ...

«Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошкольников

laquo;Реализация требований ФГОС дошкольного образования: проектирование образовательной деятельности на основе игровых технологий» : Народные игры, как средство патриотического воспитания дошк...

«Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников и младших школьников»

Приемы и техники организации игры с народной игрушкой в дошкольном возрасте....

Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.

Народные игрушки как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ.Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальн...

"Народные игры как средство патриотического воспитания дошкольников" материал по самообразованию

В ходе работы по самообразованию подготовила материал,который можно использовать как консультацию для родителей, воспитателей  или просто разработку для папки по самообразованию....