Конспект открытого занятия "Воздух невидимка и его свойства"
опыты и эксперименты (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия №20
имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина
муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
(МОУ ГИМНАЗИЯ №20) * ОГРН – 1035005007070
Адрес: 140 006 г. Люберцы тел. (495) 554-45-96
Московской области (495) 554-30-47
ул. Южная, 20 факс (498) 553-96-45
e-mail: lbrc_ gimnaziya20@mosreg.ru
Конспект НОД реализация по областям: «Познавательно исследовательская деятельность», «Игровая деятельность»
Тема: «Воздух невидимка и его свойства» с использованием STEM-технологий»
Старшая группа
Подготовила и провела
Воспитатель:
Симонова В.Н.
Люберцы, 2024 г.
Тема: «Воздух вокруг нас»
Цель: формирование первичных представлений детей о свойствах воздуха через познавательно-исследовательскую и игровую деятельность, расширение знаний детей о свойствах воздуха.
Задачи:
- Образовательные:
1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
3. Расширять словарный запас детей;
4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой – кляксографией.
- Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.
- Воспитательные:
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Оборудование и материалы:
Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки, апельсин, лук,. чеснок, яблоко, краски, альбомный лист, баночка с водой на каждого, кисточка.
Методы, приёмы:
Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка).
Наглядные: показ способа действий.
Практические: опыты и эксперименты.
Игровые: игровая ситуация, загадка.
Форма: фронтальная и индивидуальная.
Ход занятия
(Дети стоят в кругу)
Ребята, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.
Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию для исследований. Вы, ребята, сегодня выступите в роли ученых. Мы будем проводить опыты и узнаем много интересного и полезного.
А что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(Воздух)
Молодцы ребята, это воздух.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Тогда я вам предлагаю перейти к нашему первому опыту.
Опыт №1 –Поймай невидимку!
Что у нас в корзине?
(Пакеты)
Правильно, полиэтиленовые пакеты.
Возьмите 1 пакетик и скажите, что у нас в пакетах?
Ничего.
Какой у нас пакет? (пустой, плоский) А, теперь я предлагаю поймать воздух этими пакетами. Приготовились, ловим воздух.
На что у нас стали похожи пакеты? (подушка, шарик)
Ребята, а посмотрите сквозь пакет, воздух какой в нем? (прозрачный, бесцветный)
Значит, мы можем сделать вывод из нашего опыта - (Воздух вокруг нас, он прозрачный, бесцветный, мы его не видим, мы смогли поймать невидимку, а теперь выпустим его).
А пакетики вернем на место. И перейдем к следующему опыту.
Опыт №2 – Воздух в человеке.
Ребята, возьмите стаканы с водой. Давайте подуем в трубочки. Что вы увидели в стаканах? (пузыри) А что нам нужно сделать, чтобы пузыри в стакане появились вновь? (подуть) А чтобы подуть, что нам нужно сначала сделать? (набрать воздух) Молодцы, давайте мы с вами наберем воздух и подуем еще раз.
Ребята, а что это за пузыри такие? (воздух)
Какой вывод мы можем сделать, исходя из этого опыта? (в человеке есть воздух)
А есть ли воздух в других предметах? (надувные игрушки, надувной круг, мяч, воздушный шарик, надувная лодка, спасательный жилет)
Ребята, а как вы думаете, что легче вода или воздух? (мнения разделились) Чтобы это проверить я предлагаю перейти к следующему опыту.
Опыт №3 - Воздух и вода
Перед вами тазики с водой, камни и шарики.
Возьмите камни, опустите их в воду. Что произошло? (Они утонули)
А теперь возьмите шарики и проделайте то же самое. Что вы увидели на этот раз? (они плавают на поверхности воды)
Почему так происходит? (воздух легче воды)
А где воздух в шариках или в камнях? (в шариках)
Мы с вами смогли сделать следующий вывод, что воздух легче воды.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка (под музыку, в кругу)
Воздух
Руки к солнцу поднимаю,
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
Опыт №4 - Узнай по запаху
А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)
Вывод: Воздух переносит запахи.
Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны). Дети рисуют.
-Давайте пофантазируем, на что похожа клякса? Вечером мы с вами дорисуем нашу работу
Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!
Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).
А сейчас мы обратно возвращаемся в свою группу.
Тема: «Воздух вокруг нас»
Цель: формирование первичных представлений детей о свойствах воздуха через познавательно-исследовательскую и игровую деятельность, расширение знаний детей о свойствах воздуха.
Задачи:
- Образовательные:
1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;
2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
3. Расширять словарный запас детей;
4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой – кляксографией.
- Развивающие:
1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;
2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.
- Воспитательные:
1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;
2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;
3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.
Оборудование и материалы:
Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки, апельсин, лук,. чеснок, яблоко, краски, альбомный лист, баночка с водой на каждого, кисточка.
Методы, приёмы:
Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка).
Наглядные: показ способа действий.
Практические: опыты и эксперименты.
Игровые: игровая ситуация, загадка.
Форма: фронтальная и индивидуальная.
Ход занятия
(Дети стоят в кругу)
Ребята, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.
Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию для исследований. Вы, ребята, сегодня выступите в роли ученых. Мы будем проводить опыты и узнаем много интересного и полезного.
А что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(Воздух)
Молодцы ребята, это воздух.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).
Тогда я вам предлагаю перейти к нашему первому опыту.
Опыт №1 –Поймай невидимку!
Что у нас в корзине?
(Пакеты)
Правильно, полиэтиленовые пакеты.
Возьмите 1 пакетик и скажите, что у нас в пакетах?
Ничего.
Какой у нас пакет? (пустой, плоский) А, теперь я предлагаю поймать воздух этими пакетами. Приготовились, ловим воздух.
На что у нас стали похожи пакеты? (подушка, шарик)
Ребята, а посмотрите сквозь пакет, воздух какой в нем? (прозрачный, бесцветный)
Значит, мы можем сделать вывод из нашего опыта - (Воздух вокруг нас, он прозрачный, бесцветный, мы его не видим, мы смогли поймать невидимку, а теперь выпустим его).
А пакетики вернем на место. И перейдем к следующему опыту.
Опыт №2 – Воздух в человеке.
Ребята, возьмите стаканы с водой. Давайте подуем в трубочки. Что вы увидели в стаканах? (пузыри) А что нам нужно сделать, чтобы пузыри в стакане появились вновь? (подуть) А чтобы подуть, что нам нужно сначала сделать? (набрать воздух) Молодцы, давайте мы с вами наберем воздух и подуем еще раз.
Ребята, а что это за пузыри такие? (воздух)
Какой вывод мы можем сделать, исходя из этого опыта? (в человеке есть воздух)
А есть ли воздух в других предметах? (надувные игрушки, надувной круг, мяч, воздушный шарик, надувная лодка, спасательный жилет)
Ребята, а как вы думаете, что легче вода или воздух? (мнения разделились) Чтобы это проверить я предлагаю перейти к следующему опыту.
Опыт №3 - Воздух и вода
Перед вами тазики с водой, камни и шарики.
Возьмите камни, опустите их в воду. Что произошло? (Они утонули)
А теперь возьмите шарики и проделайте то же самое. Что вы увидели на этот раз? (они плавают на поверхности воды)
Почему так происходит? (воздух легче воды)
А где воздух в шариках или в камнях? (в шариках)
Мы с вами смогли сделать следующий вывод, что воздух легче воды.
А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка (под музыку, в кругу)
Воздух
Руки к солнцу поднимаю,
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)
Опыт №4 - Узнай по запаху
А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)
Вывод: Воздух переносит запахи.
Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны). Дети рисуют.
-Давайте пофантазируем, на что похожа клякса? Вечером мы с вами дорисуем нашу работу
Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!
Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)
Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.
Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).
А сейчас мы обратно возвращаемся в свою группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия "Невидимка-Озорник"
Цель: расширить и уточнить представления детей о ветре;- объяснить причины возникновения ветра;- раскрыть значение этого явления для жизни...
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда»
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Свойства снега и льда»...
Конспект открытого занятия " Невидимка-воздух"
Цель:подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представлени...
Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»
Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»Алина Владимировна Букреева Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Обучающие задачи:• Упра...
Конспект открытого занятия в средней группе «Свойства воздуха»
Исследовательской деятельности в детской лаборатории: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Ф...
Конспект открытого занятия "Вода и ее свойства"
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Задачи:- уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни;- развивать у детей познавательную активность в процессе занятий по экспер...
Конспект открытого занятия в младшей группе “Свойства предметов”
Цель: формировать способность детей к диалогической речи, учить детей отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов, обогащать и активизировать словарь по теме: “свойства пр...