Конспект открытого занятия "Воздух невидимка и его свойства"
опыты и эксперименты (старшая группа)

Симонова  Венера Николаевна

С использованием STEM-технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vozduh.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

                           

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №20

имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

(МОУ ГИМНАЗИЯ №20) * ОГРН – 1035005007070

                                       

Адрес: 140 006 г. Люберцы                                                                       тел. (495) 554-45-96

Московской области                                                                                          (495) 554-30-47

ул. Южная, 20                                                                                            факс (498) 553-96-45

   e-mail: lbrc_ gimnaziya20@mosreg.ru

Конспект НОД реализация по областям: «Познавательно исследовательская деятельность», «Игровая деятельность»

Тема: «Воздух невидимка и его свойства» с использованием STEM-технологий»

Старшая группа

Подготовила и провела

Воспитатель:

Симонова В.Н.

Люберцы, 2024 г.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Цель: формирование первичных представлений детей о свойствах воздуха через познавательно-исследовательскую и игровую деятельность, расширение знаний детей о свойствах воздуха.

Задачи:

  • Образовательные:

1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;

2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

3. Расширять словарный запас детей;

4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой – кляксографией.

  • Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.

  • Воспитательные:

1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Оборудование и материалы:

Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки, апельсин, лук,. чеснок, яблоко, краски, альбомный лист, баночка с водой на каждого, кисточка.

Методы, приёмы:

Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка).

Наглядные: показ способа действий.

Практические: опыты и эксперименты.

Игровые: игровая ситуация, загадка.

Форма: фронтальная и индивидуальная.

Ход занятия

(Дети стоят в кругу)

Ребята, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.

Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию для исследований. Вы, ребята, сегодня выступите в роли ученых. Мы будем проводить опыты и узнаем много интересного и полезного.

А что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

(Воздух)

Молодцы ребята, это воздух.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

 Тогда я вам предлагаю перейти к нашему первому опыту.

Опыт №1 –Поймай невидимку!

Что у нас в корзине?

(Пакеты)

Правильно, полиэтиленовые пакеты.

Возьмите 1 пакетик и скажите, что у нас в пакетах?

Ничего.

Какой у нас пакет? (пустой, плоский) А, теперь я предлагаю поймать воздух этими пакетами. Приготовились, ловим воздух.

На что у нас стали похожи пакеты? (подушка, шарик)

Ребята, а посмотрите сквозь пакет, воздух какой в нем? (прозрачный, бесцветный)

Значит, мы можем сделать вывод из нашего опыта - (Воздух вокруг нас, он прозрачный, бесцветный, мы его не видим, мы смогли поймать невидимку, а теперь выпустим его).

А пакетики вернем на место. И перейдем к следующему опыту.

Опыт №2 – Воздух в человеке.

Ребята, возьмите стаканы с водой. Давайте подуем в трубочки. Что вы увидели в стаканах? (пузыри) А что нам нужно сделать, чтобы пузыри в стакане появились вновь? (подуть) А чтобы подуть, что нам нужно сначала сделать? (набрать воздух) Молодцы, давайте мы с вами наберем воздух и подуем еще раз.

Ребята, а что это за пузыри такие? (воздух)

Какой вывод мы можем сделать, исходя из этого опыта? (в человеке есть воздух)

А есть ли воздух в других предметах? (надувные игрушки, надувной круг, мяч, воздушный шарик, надувная лодка, спасательный жилет)

Ребята, а как вы думаете, что легче вода или воздух? (мнения разделились) Чтобы это проверить я предлагаю перейти к следующему опыту.

Опыт №3 - Воздух и вода

Перед вами тазики с водой, камни и шарики.

Возьмите камни, опустите их в воду. Что произошло? (Они утонули)

А теперь возьмите шарики и проделайте то же самое. Что вы увидели на этот раз? (они плавают на поверхности воды)

Почему так происходит? (воздух легче воды)

А где воздух в шариках или в камнях? (в шариках)

Мы с вами смогли сделать следующий вывод, что воздух легче воды.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка (под музыку, в кругу)

Воздух

Руки к солнцу поднимаю,
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

Опыт №4 - Узнай по запаху

А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)

Вывод: Воздух переносит запахи.

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

-Давайте пофантазируем, на что похожа клякса? Вечером мы с вами дорисуем нашу работу

Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

А сейчас мы обратно возвращаемся в свою группу.

Тема: «Воздух вокруг нас»

Цель: формирование первичных представлений детей о свойствах воздуха через познавательно-исследовательскую и игровую деятельность, расширение знаний детей о свойствах воздуха.

Задачи:

  • Образовательные:

1. Продолжать формировать представление о воздухе, его свойствах;

2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;

3. Расширять словарный запас детей;

4. Познакомить детей с нетрадиционной техникой – кляксографией.

  • Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.

  • Воспитательные:

1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

2. Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

3. Соблюдать правила поведения в лаборатории.

Оборудование и материалы:

Полиэтиленовые пакеты, стаканы с водой, трубочки, апельсин, лук,. чеснок, яблоко, краски, альбомный лист, баночка с водой на каждого, кисточка.

Методы, приёмы:

Словесные: загадка, беседа, рассказ, объяснение, вопросы (основные, вспомогательные, поисковые, пояснения, педагогическая оценка).

Наглядные: показ способа действий.

Практические: опыты и эксперименты.

Игровые: игровая ситуация, загадка.

Форма: фронтальная и индивидуальная.

Ход занятия

(Дети стоят в кругу)

Ребята, поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки.

Сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию для исследований. Вы, ребята, сегодня выступите в роли ученых. Мы будем проводить опыты и узнаем много интересного и полезного.

А что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

(Воздух)

Молодцы ребята, это воздух.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).

 Тогда я вам предлагаю перейти к нашему первому опыту.

Опыт №1 –Поймай невидимку!

Что у нас в корзине?

(Пакеты)

Правильно, полиэтиленовые пакеты.

Возьмите 1 пакетик и скажите, что у нас в пакетах?

Ничего.

Какой у нас пакет? (пустой, плоский) А, теперь я предлагаю поймать воздух этими пакетами. Приготовились, ловим воздух.

На что у нас стали похожи пакеты? (подушка, шарик)

Ребята, а посмотрите сквозь пакет, воздух какой в нем? (прозрачный, бесцветный)

Значит, мы можем сделать вывод из нашего опыта - (Воздух вокруг нас, он прозрачный, бесцветный, мы его не видим, мы смогли поймать невидимку, а теперь выпустим его).

А пакетики вернем на место. И перейдем к следующему опыту.

Опыт №2 – Воздух в человеке.

Ребята, возьмите стаканы с водой. Давайте подуем в трубочки. Что вы увидели в стаканах? (пузыри) А что нам нужно сделать, чтобы пузыри в стакане появились вновь? (подуть) А чтобы подуть, что нам нужно сначала сделать? (набрать воздух) Молодцы, давайте мы с вами наберем воздух и подуем еще раз.

Ребята, а что это за пузыри такие? (воздух)

Какой вывод мы можем сделать, исходя из этого опыта? (в человеке есть воздух)

А есть ли воздух в других предметах? (надувные игрушки, надувной круг, мяч, воздушный шарик, надувная лодка, спасательный жилет)

Ребята, а как вы думаете, что легче вода или воздух? (мнения разделились) Чтобы это проверить я предлагаю перейти к следующему опыту.

Опыт №3 - Воздух и вода

Перед вами тазики с водой, камни и шарики.

Возьмите камни, опустите их в воду. Что произошло? (Они утонули)

А теперь возьмите шарики и проделайте то же самое. Что вы увидели на этот раз? (они плавают на поверхности воды)

Почему так происходит? (воздух легче воды)

А где воздух в шариках или в камнях? (в шариках)

Мы с вами смогли сделать следующий вывод, что воздух легче воды.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультминутка (под музыку, в кругу)

Воздух

Руки к солнцу поднимаю,
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

Опыт №4 - Узнай по запаху

А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились. Но что-то сильно чесноком запахло? Как же исправить неприятные запахи, если они появились? (Духи, дезодоранты)

Вывод: Воздух переносит запахи.

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показываю технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

-Давайте пофантазируем, на что похожа клякса? Вечером мы с вами дорисуем нашу работу

Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

А сейчас мы обратно возвращаемся в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

Образовательный маршрут для детей и родителей «Волшебный невидимка» (знакомство со свойствами воздуха с детьми 6-7 лет)

В последнее время все шире проявляется роль информационных компьютерных технологий в системе дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как единичные случаи....

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...

«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воздуха» «Воздух - волшебный невидимка»

Цель:Дать детям представление о воздухе как об одной из четырех стихий, познакомить с физическими и некоторыми химическими свойствами воздуха.Задача : Познакомить детей со свойствами воздуха.мотивиров...