Экологическое лукошко
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Экологическое лукошко
Деловая игра
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды с красивыми названиями «Подснежник и Лилия».
Каждой команде даются задания, за правильное выполнение команда получает цветок для экологического лукошка.
Разминка
- Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (уголок природы в группе; участок детского сада)
Что должно быть в уголке природы? (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки)
Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород)
Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные)
Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов)
Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников (Игра; элементарные опыты; моделирование)
Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников (Наблюдение.)
- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность.
Вопросы для команд
- Как образуется дождь? (Дождь образуется при конденсации водяного пара, который собирается в облака, преобразующиеся в тучи, из которых на поверхность земли выпадают капли воды. Это явление – следствие и составная часть круговорота воды в природе.)
- Что такое туман? (Туман — форма выделения паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным.)
- У каких древесно-кустарниковых растений в период весны распускаются одновременно цветочные и листовые почки? (Клѐн цветет одновременно с распусканием листьев).
- У каких деревьев раньше всех начинается сокодвижение? (У берѐёы и клёна)
- Почему кукушки не вьют гнѐзд и не высиживают птенцов? (Эту привычку она заимела очень давно, потому что эволюционно приспособилась к такому паразитическому методу выведения птенцов. Несмотря на свой крупный размер, кукушка откладывает небольшие яйца, чтобы мелкие птицы не догадались, что у них в гнезде подкидыш. Каждый вид кукушки выбирает гнездо тех птиц, чьи яйца по цвету напоминают ее собственные, ведь заметив подвох, хозяева просто выбросят чужое яйцо).
- Почему зайчата всегда дрожат? (В дрожащих мускулах развивается тепло, которым греются зайчата).
- У какого травянистого растения молодые цветки розовые, а старые – фиолетовые? (У медуницы).
- Как называют гнездо белки? (Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями. Ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью, иногда мелко нащипанным лыком. У заботливой матери белки бывает от трех до пяти гнезд. Когда в теплом гнезде разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо. То же самое она делает в момент опасности.)
Вопросы для команд
- Как образуется радуга? (Радугу обычно объясняют простым преломлением и отражением солнечных лучей в каплях дождя).
- Как по снегу в овраге узнать, где юг, а где север? (На южном склоне оврага снег тает скорее, поэтому его там меньше. На северном склоне снег тает медленнее, его там больше).
- Листья, какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными? (Листья ольхи).
- Какие бабочки весной пробуждаются и вылетают первыми? (Весной самыми первыми начинают летать крапивница, лимонница, капустница, боярышница).
- Почему стрижи никогда не садятся на землю? (На земле стрижи беспомощны – короткие ножки приспособлены лишь для ползанья. Самостоятельно взлететь с земли стриж тоже не в состоянии – длинные крылья при взмахе ударяются о землю. Отсутствие заднего пальца не позволяет охватить ветку).
- Какое дерево «переодевается» то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)
- Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту. Он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.).
- Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается на ранку и вызывает жжение.)
Брей-ринг «Бюро погоды»
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Обилие снега в январе – к дождливому лету.
- Поздний расцвет рябины - к долгой осени.
- Обильная роса на траве – к ясной, жаркой погоде.
- Синичка с утра начинает пищать – к морозу.
- Клевер складывает листочки – к надвигающейся бури.
- Много ягод – к холодной зиме.
- Лягушки квакают – к дождю.
- Если молния сверкает раннею весною, а грома не слышно – летом будет засуха.
- - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- - Уж на дороге греется – (перед дождем).
11.- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
12.- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
Педагогические ситуации
Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.
Решение педагогических ситуаций
- Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?
Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?
- Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
- На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации -
«бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
- Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала:
«Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Загадки
У меня в волшебном лукошке лежат загадки. Попробуйте их отгадать.
- Стебельки ершистые,
Ягодки душистые.
Малиновые, сладкие
От простуды нам даны (Малина)
- И красива, и кисла
На болоте выросла (Клюква)
- Стоит кудряшка –
Белая рубашка
Сердечко золотое
Что это такое? (Ромашка)
- Под ярусом, под ярусом
Висят кисти с красным гарусом (Рябина)
- Обожжет без огня
И тебя, и меня.
И живет у плетня (Крапива)
- Поранил ты в походе ногу,
Усталость не дает идти –
Нагнись: солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути! (Подорожник)
- Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (Ландыш)
- Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных (Красная.)
- Из нее делают бумагу (Древесина.)
- Писатель и художник, творчество которого посвящено природе (Е. Чарушин)
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
- Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки» (В. Бианки.)
- Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
- Один из главных методов при ознакомлении с природой (Наблюдение.)
- Объект ухода в природном уголке (Животное.)
- Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С.Н. Николаева)
- И зимующие, и перелетные (Птицы.)
- Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой (Занятие.)
- Модель водоема в группе. (Аквариум.)
- Относительно новое название опытов в природе (Экспериментирование.)
- Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой (Стихи.)
- Она же и туристская, и экологическая (Тропа.)
Творческое задание
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы остальные смогли её прочитать! В пословице должны присутствовать, слова связанные с природой.
1. Весна красна цветами, а осень пирогами.
2. Увидел грача – весну встречай.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
Итог: каждая команда собрала в своё экологическое лукошко весенние цветы. Победила дружба.
Мне не унять метели,
Не растопить снега,
Но чтобы птицы пели –
Это в моих руках. В. Солоухин
Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект конкурса- викторины «Экологическое лукошко» для детей старшего дошкольного возраста.
Конкурс-викторина на интересные факты из жизни птиц, зверей. насекомых....
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое лукошко»
Программа расчитана на детей от 5 до 7 лет....
Отчет совместной деятельности педагога с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое лукошко»
Всё хорошее в людях — из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для ни...
Проект Экологическое лукошко
Проект Экологическое лукошко...
Приказ "О проведении выставки поделок из фетра "Экологическое лукошко" от 14.11.2019 № 98-адм
Приказ "О проведении выставки поделок из фетра "Экологическое лукошко" от 14.11.2019 № 98-адм...