Экологическое лукошко
методическая разработка

Деловая игра

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_lukoshko._delovaya_igra.docx32.37 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое лукошко

Деловая игра

На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды с красивыми названиями «Подснежник и Лилия».

Каждой команде даются задания, за правильное выполнение команда получает цветок для экологического лукошка.

Разминка

  • Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (уголок природы в группе; участок детского сада)
  • Что должно быть в уголке природы? (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки)

  • Что должно быть на участке детского сада? (Деревья, кустарники, цветники, огород)

  • Какие методы используются для экологического воспитания детей? (Наглядные, практические, словесные)

  • Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов)

  • Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников (Игра; элементарные опыты; моделирование)

  • Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

  • Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников (Наблюдение.)

  • Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность.

Вопросы для команд

  1. Как образуется дождь? (Дождь образуется при конденсации водяного пара, который собирается в облака, преобразующиеся в тучи, из которых на поверхность земли выпадают капли воды. Это явление – следствие и составная часть круговорота воды в природе.)
  2. Что такое туман? (Туман — форма выделения паров воды в виде микроскопических капель или ледяных кристаллов, которые, собираясь в приземном слое атмосферы (иногда до нескольких сотен метров), делают воздух менее прозрачным.)
  3. У каких древесно-кустарниковых растений в период весны распускаются одновременно цветочные и листовые почки? (Клѐн цветет одновременно с распусканием листьев).
  4. У каких деревьев раньше всех начинается сокодвижение? (У берѐёы и  клёна)
  5. Почему кукушки не вьют гнѐзд и не высиживают птенцов? (Эту привычку она заимела очень давно, потому что эволюционно приспособилась к такому паразитическому методу выведения птенцов. Несмотря на свой крупный размер, кукушка откладывает небольшие яйца, чтобы мелкие птицы не догадались, что у них в гнезде подкидыш. Каждый вид кукушки выбирает гнездо тех птиц, чьи яйца по цвету напоминают ее собственные, ведь заметив подвох, хозяева просто выбросят чужое яйцо).
  6. Почему зайчата всегда дрожат? (В дрожащих мускулах развивается тепло, которым греются зайчата).
  7. У какого травянистого растения молодые цветки розовые, а старые – фиолетовые? (У медуницы).
  8. Как называют гнездо белки? (Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями. Ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью, иногда мелко нащипанным лыком. У заботливой матери белки бывает от трех до пяти гнезд. Когда в теплом гнезде разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо. То же самое она делает в момент опасности.)

Вопросы для команд

  1. Как образуется радуга? (Радугу обычно объясняют простым преломлением и отражением солнечных лучей в каплях дождя).
  2. Как по снегу в овраге узнать, где юг, а где север? (На южном склоне оврага снег тает скорее, поэтому его там меньше. На северном склоне снег тает медленнее, его там больше).
  3. Листья, какого дерева никогда не меняют своего цвета и опадают осенью зелеными? (Листья ольхи).
  4. Какие бабочки весной пробуждаются и вылетают первыми? (Весной самыми первыми начинают летать крапивница, лимонница, капустница, боярышница).
  5. Почему стрижи никогда не садятся на землю? (На земле стрижи беспомощны – короткие ножки приспособлены лишь для ползанья. Самостоятельно взлететь с земли стриж тоже не в состоянии – длинные крылья при взмахе ударяются о землю. Отсутствие заднего пальца не позволяет охватить ветку).
  6. Какое дерево «переодевается» то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)
  7. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту. Он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.).
  8. Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается на ранку и вызывает жжение.)

Брей-ринг «Бюро погоды»

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

  1. Обилие снега в январе – к дождливому лету.
  2. Поздний расцвет рябины - к долгой осени.
  3. Обильная роса на траве – к ясной, жаркой погоде.
  4. Синичка с утра начинает пищать – к морозу.
  5. Клевер складывает листочки – к надвигающейся бури.
  6. Много ягод – к холодной зиме.
  7. Лягушки квакают – к дождю.
  8. Если молния сверкает раннею весною, а грома не слышно – летом будет засуха.
  9. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
  10. - Уж на дороге греется – (перед дождем).

11.- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

12.- Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

Педагогические ситуации

Решение экологических проблем надо начинать с дошкольного возраста, потому что это начальный этап формирование позитивного отношения к природе, «рукотворному миру» культуры природопользования Мы должны иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их на практике, в работе с детьми.

Решение педагогических ситуаций

  1. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

  1. Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

  1. На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации -

«бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали! »

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

  1. Антон и Олег построили из песка улицу. Ольга Ивановна посоветовала:

«Озелените улицу». «Как это сделать? - спросил Олег. «Нарвите веточек. Вот вам и, кусты и деревья! » - подсказала воспитатель.

Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?

Загадки

У меня в волшебном лукошке лежат загадки. Попробуйте их отгадать.

  1. Стебельки ершистые,

Ягодки душистые.

Малиновые, сладкие

От простуды нам даны (Малина)

  1. И красива, и кисла

На болоте выросла (Клюква)

  1. Стоит кудряшка –

Белая рубашка

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка)

  1. Под ярусом, под ярусом

Висят кисти с красным гарусом (Рябина)

  1. Обожжет без огня

И тебя, и меня.

И живет у плетня (Крапива)

  1. Поранил ты в походе ногу,

Усталость не дает идти –

Нагнись: солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути! (Подорожник)

  1. Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной (Ландыш)

  1.         Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных (Красная.)
  2. Из нее делают бумагу (Древесина.)
  3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе (Е. Чарушин)
  4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)
  5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки» (В. Бианки.)
  6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
  7. Один из главных методов при ознакомлении с природой  (Наблюдение.)
  8. Объект ухода в природном уголке (Животное.)
  9. Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С.Н. Николаева)
  10. И зимующие, и перелетные (Птицы.)
  11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой (Занятие.)
  12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)
  13. Относительно новое название опытов в природе (Экспериментирование.)
  1. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой (Стихи.)
  2. Она же и туристская, и экологическая (Тропа.)

Творческое задание

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы остальные смогли её прочитать! В пословице должны присутствовать, слова связанные с природой.

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Увидел грача – весну встречай.

  1. Готовь сани летом, а телегу зимой.
  2. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  3. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  4. Яблоко от яблони недалеко падает.

Итог: каждая команда собрала в своё экологическое лукошко весенние цветы. Победила дружба.

Мне не унять метели,

Не растопить снега,

Но чтобы птицы пели –

 Это в моих руках.     В. Солоухин

Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект конкурса- викторины «Экологическое лукошко» для детей старшего дошкольного возраста.

Конкурс-викторина на интересные факты из жизни птиц, зверей. насекомых....

Отчет совместной деятельности педагога с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое лукошко»

Всё хорошее в людях — из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для ни...

Проект Экологическое лукошко

Проект Экологическое лукошко...

Приказ "О проведении выставки поделок из фетра "Экологическое лукошко" от 14.11.2019 № 98-адм

Приказ "О проведении выставки поделок из фетра "Экологическое лукошко" от 14.11.2019 № 98-адм...